Ивантеевское благочиние

Без креста — нет спасения

Римские императоры пы­тались полностью уничто­жить в человечестве воспоми­нания о священных местах, где пострадал за людей, умер и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень, устроил на холме капище языческой богини Венеры и поставил статую Юпитера. Однако Промыслом Божиим через 300 лет святыни христианские были обретены и открыты для поклонения христианам. Это случилось при римском императоре Константине Великом. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, узаконивший христианскую религию, и гонения на христиан прекратились.

Равноапостольный Константин, содействием Божиим одер­жавший в трех войнах победу над врагами, перед каждой из них видел на небе Божие знамение — Крест с надписью: «Сим победиши».  Император хотел найти Крест, на котором был распят Спаситель. С этой целью Константин направил в Иерусалим группу людей во главе со своей матерью — царицей Еленой. Долго искали они христианские святыни. Найдены были Гроб Господень, Голгофа, три креста, гвозди и прочее. И чтобы узнать, на каком из трех крестов был распят Спаситель, патриарх Макарий стал поочередно возлагать кресты на мертвого человека. При возложении на него Креста Господня мертвец ожил.

Много людей собралось, чтобы увидеть Крест и поклониться ему. Патриарх со священниками высоко поднимали Святой Крест, а народ смотрел, поклонялся и взывал: «Господи, помилуй». Это произошло в 326 году. Царица Елена в святых местах Иерусалима и всей Иудеи, где бывал Господь, основала более 80-ти храмов, следы которых до сих пор являют всему миру правду о том, что Христос был на земле и что Он есть Истинный Бог. Константин приказал основать в Иерусалиме храм в честь Воскресения Христова, освященный 13 сентября 335 года. На следующий день, 14/27 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста. В течение года Святая Церковь много раз совершает молитвенное поклонение Кресту Господню и Страстям Христовым. В праздник Воздвижения центральное место занимает сам Крест как престол, на котором принесена искупительная Жертва, и как вселенский символ, имеющий не только духовно-нравственное, но и космическое значение. Значение Креста как космического символа показано в стихирах праздника.

Крест называется Древом и сопоставляется с древом жизни, насажденным Богом в раю. Преподобный Андрей Критский го­ворит: «Крест по отношению к распятому на нем Господу име­нуется   славою Христовой и высотою Христовою». Слава и Крест — орудие позора и уничижения, какие, казалось бы, несовместимые понятия. И, тем не менее, именно в Кресте заклю­чена слава Христова. Спаситель явил славу Божию на земле посредством Креста. Позор Христа становится Его славою. Величайшее земное уничижение соединяется во Христе с высочай­шим проявлением славы Божией. Мы славим Крест Христов как знамение, освящающее четвероконечный мир, и как Древо жизни, упразднившее смерть, и как славу и высоту Христову и, самое великое, как престол, на котором Искупительная Жертва принесена за каждого из нас. И поклоняясь Кресту, мы стре­мимся воздвигнуть Его и в храме своей души и сердца.

Господь говорит, что нужно делать нам, чтобы и мы полу­чили благодатную силу Животворящего Креста. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк 8, 34). Чтобы приобщиться спасительной си­ле Креста Христова, мы должны понести и свой крест, кото­рый есть у каждого человека. Одним Господь посылает болез­ни, другим — материальную нужду, третьим — трудности в се­мейной жизни; и всем нам нужно терпеливо и благодушно нес­ти крест, посылаемый нам Богом.

Сегодня многие люди не желают нести свой крест. Мало того, выбрасывают крест и пренебрегают им, как и Самим Гос­подом, пострадавшим и умершим на Кресте за нас. Слово о Кресте для погибающих юродство есть, как говорил апостол Па­вел. Но для нас, православных христиан, крест есть защита, избавление и мир. Крест — наша жизнь и наше спасе­ние, наша сила и наша слава, наша победа. Ибо «Крест — хра­нитель всей Вселенной, Крест — красота Церкви. Крест — царей держава, Крест — верных утверждение, Крест — Ангелов слава и демонов язва». Без него нет никому спасения. Будем усердно почитать Крест Христов и с любовью поклоняться распятому на нем Начальнику жизни нашей Господу Иисусу Христу.

Протоиерей Иоанн Монаршек

 

   |    Рубрика: Проповеди    |    Опубликовано: 21.03.2013