Ивантеевское благочиние

Благовещение Пресвятой Богородицы

После грехопадения Адама Господь в проклятии змия го­ворил: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ея; оно будет пора­жать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 15). Но не скоро пришло на землю семя Жены, т.е. Спа­ситель мира, Который будет поражать змия в голову. Люди ждали Искупителя мира и жили горячей верой в Его приход. Эта вера возгревалась в сердцах людей Пророками и переда­валась из поколения в поколение.

Однако, как говорил святитель Димитрий Ростовский, пришествие Спасителя в мир отлагалось потому, что «ни единыя обретеся Девы на земле, яже была бы чиста не толь­ко телом, но и духом».

Но вот исполнились времена, предсказанные Пророками. С высоты небесной сходит на землю Архангел Гавриил и открывает совет Пресвятой Троицы о Воплощении Сына Божия для спасения всех людей от грехов.

Кому он открывает этот совет Пресвятой Троицы?

Он открывает совет Троицы Пресвятой Деве и притом в то время, когда Мария читала пророчество Исаии о рожде­нии Сына Божия: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сы­на, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14).

Она размышляла над этими словами и думала хотя бы быть служанкою этой Девы, Которая родит Сына Божия. И в это именно время является Ей Архангел Гавриил и говорит о том, что этой Девой и является Она.

Евангелие от Луки вот как описывает это событие:

«В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обручен­ной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1, 26-35). «Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38).

Вы, наверное, знаете, что она была дочь праведных Иоакима и Анны, дарованная им в глубокой старости, и воспитанная в Иерусалимском храме, и давшая обет девства. Господь Промыслом приготовил Ее стать Матерью Сына Своего.

Однако, когда Она стала взрослая, Она выдана была за­муж за праведного Иосифа, несмотря на то, что Богу дала обет девства. Она вышла замуж за престарелого старца, своего дядю, именно для того чтобы сохранить свое девство. А сейчас, когда Ей явился Архангел Гавриил, Она замужем, но Она говорит: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» (Лк. 1, 34). И Архангел ответил Ей: «Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1, 35). В беседе с Ангелом Гавриилом Пресвятая Дева обнаружила удивительные свойства души: рассудительность, смирение, чистоту помыслов и преданность вере Божией.

По истечении девяти месяцев Сын Божий благословил родиться от Пресвятой Девы согласно пророчеству Михея в г. Вифлееме.

Что можно сказать о Самой Матери Господа Иисуса Христа?

Пресвятая Дева сохранила девство до рождения от Нея Сына Божия, в самом рождении и после рождения: потому и называется Пресвятою. Об этом говорит пророк Иезекииль, который видел врата храма затворенными после того, как прошел ими Господь. И пророк Моисей, который видел купину несгораемую.

Приснодева Мария называется Богородицей. Хотя Она родила Христа не по Божеству, которое есть вечно, а по че­ловечеству, но это человечество не раздельно с Божеством. Пророк Исаия говорит: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7, 14). Она роди­ла Бога во плоти — всегда существующего по Божеству.

За добродетель и чистоту она стала ближе всех к Богу: и Ангел и человеков, поэтому Церковь и величает Ее: «Чест­нейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим».

Хочется сказать, что праздник Божией Матери — это чис­тая радость, радость не только о любви Божией к нам, но это радость о том, что земля наша, род человеческий может так ответить на любовь Божию. Когда мы получаем от Бога милость жизни, радуется наше сердце, но иногда думаем, чем мне воздать Богу, что мне сделать за Его высокую лю­бовь. И тут мы находим Одну из нашего рода и ставим Ее любовь к Богу вместо своей. Она за всех нас ответила совер­шенной верой, непоколебимой надеждой и любовью. Ответ нашей земли, ответ всей вселенной на любовь Божию к нам. Ее радость — это наша радость. Ибо Господь соединился с на­ми через Матерь Божию для того, чтобы спасти нас. Священное Писание говорит, что радость бывает на Небе о едином грешнике кающемся. Если о едином, то какая радость бывает о всех грешниках, которые пришли к Богу через Матерь Божию.

Церковь с каждым годом находит все новые и новые пес­ни, чтобы прославлять Божию Матерь, но какие бы они не были ласковые, они не могут выразить того, что для нас есть Божия Матерь.

Ведь подумайте: каждый раз, когда мы говорим: «Прес­вятая Богородица, спаси нас», — что это значит? Кто мы по отношению к Ней? Разве мы не те, ради которых Ее Сын умер на Кресте? Разве не потому Он пережил гефсиманский ужас, мучение тех дней, наконец, смерть ужасную? Мы грешные и все люди потеряли доступ к Своему Богу из-за грехов. Для этого и пришел на землю Христос, чтобы зак­рыть эту пропасть, которую сделал грех между человеком и Господом.

В одном житии рассказывается о том, как священник праведно молился: «Господи, когда же ты явишься и нака­жешь этих людей, грешников?» И Христос ему явился и ска­зал: «Молчи, так не молись! Если бы только один единствен­ный человек был бы грешен, погибал бы, Я готов вновь стать человеком и тысячи раз перестрадать то, что я однаж­ды перестрадал на земле, только чтобы и этот грешник был спасен». Вот любовь Божия!

А вот любовь Божией Матери! Когда мы Ей говорим: «Матерь Божия, спаси нас от осуждения, которое мы заслуживаем, ибо мы виновны в смерти Твоего Сына, и если Ты простишь, то никто нас не осудит». Ибо какая великая Ее любовь к нам.

Подумайте, кто бы из нас мог решиться заступиться за убийцу своего сына, брата, мужа, и сказать: «Я прощаю. Не судите его.» А это делает Матерь Божия. Она говорит Своему Сыну: «Чадо! он, она виновен в Твоей смерти, но Я, Мама Твоя, простила и прошу Тебя, Сын Мой, прости и Ты, разве Ты не молился на кресте: «Прости им Отче, ибо не знают, что творят».

Вот кого мы сегодня ублажаем и еще раз говорим Ей вместе с Архангелом Гавриилом: «Радуйся, ибо есть еще люди, которые помнят Тебя, прославляют Тебя, пришли в дом Твой и знают, что Ты Мама на Небе всех верующих в Твоего Сына». Аминь.

Протоиерей Иоанн Монаршек

   |    Рубрика: Проповеди    |    Опубликовано: 20.03.2013