Ивантеевское благочиние

Будьте осторожны в словах

Язык! Нет зловредней ве­щи под небом. Нередко от не­осторожных слов бывает больше бед, нежели от самих дел, хотя словесным человек называется потому, что он произносит слова разумно, обдуманно. Пословица гово­рит: «Язык мой — враг мой». Мы вольны в своих словах, но хорошо помнить, что «сло­во не воробей, вылетит — не поймаешь».

Однажды путник беседо­вал с братом о пользе души. Слушающий задремал, но когда беседовавший переме­нил предмет речи и стал празднословить, дремавший тотчас же очнулся и, радост­ный, стал слушать снова со вниманием. Так бывает и у нас: когда говорят о Боге, о душе, о вечной жизни, о спасении — все дремлют, скучают и ждут конца, а как только какой-ли­бо болтун начнет рассказывать небылицы — все с интересом будут слушать. А ведь слово — один из драгоценнейших даров Творца лю­дям. Но как люди не дорожат этим!

Святой Ефрем Сирин го­ворит: «Кто любит развлечения и ненавидит безмолвие, тот много потерпит скорбей, а безмолвствующий в смиренномудрии возвеселится о Господе». Апостол Павел учит: «Никакое гни­лое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе» (Еф. 4, 29); «Не обманывайтесь: …ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6; 9-10).

Действительно, подумайте, как мы будем вместе с Сера­фимами говорить: «Свят, Свят, Свят…» после того, как произ­носим устами своими злословия и сквернословия?

Хуже всего клевета. Клеветник есть помощник дьявола и вместе с ним должен будет мучиться, если не покается. А сплетник еще хуже клеветника, ибо в уме своем сплетает про близких своих ложное, смешное, унизительное и потом гово­рит другим, выдавая за истину. Девятая заповедь Божия запрещает клеветать на ближнего. Знаете ли, друзья мои, что значит слово «дьявол»? Это греческое слово, на русский оно переводится как «клеветник», «обольститель». Клевета — де­ло дьявольское, и кто любит клевету, тот любит служить и дьяволу. Преподобный Иоанн Лествичник рассказывал, что некий игумен изгнал из монастыря клеветника-монаха, сказав, что­бы не было двух дьяволов в монастыре — видимого и невиди­мого. Так же поступил и пророк Давид: «оклеветающего тай искренняго своего, сего изгонях» (Пс. 100, 5).

Страшное слово — клевета на ближнего! Клеветников ждет гнев Божий (Притч. 19, 5). Клеветник наказывается бесно­ванием, бес входит в него и мучит его как своего раба.

Часто слышишь людей, которые грубо разговаривают, ругаются и сквернословят. И причина такой распущеннос­ти языка наших людей, я думаю, не только в плохом нрав­ственном воспитании, в незнании Священного Писания, ко­торое запрещает сквернословие, но и в состоянии сердца человека: «Ибо от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12, 34).

Когда сердце человека развращенное, гнилое, скверные слова появляются как признаки духовного разложения. Господь говорит: «…исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека» (Мф. 15, 18). Сквернословие — это признак избытка скверны в сердце. Кто сквернословит, тот является виновником гибели не только своей, но ближних, особенно детей, слушающих сквернослова. Сквернословы являются виновниками разврата людей, учителями безнравственности, вольными или невольными губителями душ человеческих, слугами дьявола. Сквернословие незаметно разрушает целомудрие; разжигает плотскую похоть, порождает половую распущенность. Ведь неслучайно подбор слов у сквернослова сосредоточен вокруг совершенно определенной темы.

Мат служит многим как бы для приправы, для связи слов. Сквернословие — это первый шаг к растлению, а отсюда открыт путь и к более тяжким преступлениям. И первые виновники разрушения нашей духовной жизни — мы сами. Отвергнув православный образ жизни, мы дали над собой власть бесовским силам. Мы сами являемся носителями этого вируса и каждодневно вливаем яд сквернословия в сердца своих ближних и сеем семя зла в сердца наших подростков.

Дар слова, данный нам Творцом, отделил нас от животных. Темные силы желают через это обличие подчинить и уподобить нас себе, но дар слова дан человеку не для того чтобы он потешал бесов, а для служения Богу и ближним.

Дурные привычки приобретаются легко, но избавиться от них трудно. Давайте постараемся и положим в своей речи запрет для слов пустых и скверных. И будем всегда помнить слова Господа: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12; 36, 37). Всем нам нужно будет отвечать на Страшном суде и за дела наши и за слова. Будьте осторожны в словах!

Протоиерей Иоанн Монаршек

   |    Рубрика: Проповеди    |    Опубликовано: 20.03.2013