Ивантеевское благочиние

Доброе воспитание детей

Мы все, что возможно, даем своим детям, часто отказывая себе даже в самом не­обходимом. Только вот, на мой взгляд, самого главного не даем, ибо или сами не имеем, или пока не хотим обременять себя еще од­ной заботой. Мы не даем того, что только одно и может дать истинное знание и защиту нашим детям. Мы не даем им узнать о Боге. Детская душа легко увлекается хорошим примером и дурным. К сожалению, отрицательных примеров хоть отбавляй. Телевидение, как будто по заказу кого то, соблазняет молодежь боевиками и детективами, непристойными шоу, разными мелодиями поп- и рок-музыки, нецензурными словами, курением, пьянством, наркоманией. В семьях тоже нередки соблазны, крики, об­ман и многое другое. Все это нравственно калечит чистые души наших детей, формирует у них отрицательное мирово­ззрение, искаженное восприятие Богом данной им жизни и непонимание своего предназначения. А хорошие примеры, воспитывающие нас, можно встретить в Священном Писа­нии, в Житиях наших Святых, в истории. Но как редко, мы, родители, открываем Святое Писание, Жития Святых, и еще реже открывают их наши дети.

Давайте обратим наше внимание на то, как родители в древности воспитывали своих детей. Раньше старались вмес­те с материнским молоком прививать любовь к Богу, к Церк­ви, к Родине, к родителям и к послушанию. Их учили тер­пению, прощению обид, скромности, стыдливости, покорности, целомудрию, состраданию к несчастным. Некоторые родители не учили никакой другой науке, как только лишь Слову Божию. Все предметы в школах были второстепенны­ми, а учение Закона Божьего было на первом месте. Приу­чали к скромности в одежде и украшениях, воздержанию,  простоте в пище и питии, а родители во всем показывали пример. Такое воспитание приносило плоды, появлялись на Руси такие гении, как Ломоносов, Пушкин и многие другие. Родителям не приходилось при таком воспитании приносить передачи в тюрьмы, в больницы и тем более хоронить своих детей. Они радовались жизни своих детей, ибо хорошо вос­питывали их.

Образование без Бога и Его Законов приводит человека к духовному голоду. Воспитание и образование без Бога приводит к страшному состоянию, дети вырастают уже с за­датками зла, потому мне думается, что нам, родите­лям и учителям, нужно уделять больше внимания чистоте душ на­ших детей, учеников, воспитывать их похожими на Господа, святыми и чистыми. Недопустимо, чтобы учитель с уче­ником курил, ругался.

За годы гонений Церкви в нашей стране практически полностью разрушена церковная школа, и религиозное образование еще долго будет недоступно большинству наших со­отечественников. Наши храмы и монастыри — это наше дос­тояние и наследие, и из истории этих святынь мы знаем, что они всегда были духовными центрами городов и сел, или да­же целой округи. Нам хорошо известно, что азбука нашего языка родилась в Церкви. И искусство, пение, история, ле­топись, архитектура, хозяйственные коллективы, многие на­учные открытия — все это появилось благодаря ученым мона­хам и священникам нашей Церкви. И сегодня при наших храмах работают воскресные школы для взрослых и детей.

Если мы хотим блага себе, свое­му Отечеству, в котором нам суждено жить, мы должны со­четать светское образование с православным воспитанием. Народная мудрость гласит: «Дома спасайся, а в Церковь ходи». Духовная жизнь христианина без храма невозможна. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы в каждом городе, селе и поселке стоял прекрасный храм, являющийся не только украшением, но и центром воспитания нравственности людей. Храм даже своим видом пробуждает человека. Мно­го раз приходилось наблюдать, как вдали от храма моло­дежь кричала, шумела, а приближаясь к храму, преобража­лась, смирялась. В надежде на это преображение подраста­ющего поколения и в целом на духовное возрождение нашей страны люди делятся последними своими средствами — восстанавливают порушенные храмы и строят новые. В этом видна их вера и любовь к Богу. А Господь сказал: «Любящих Ми люблю, и прославляющих Мя прославлю». Все зависит от нас самих. На мой взгляд, хорошо было бы, чтобы Закон Божий преподавали во всех школах. Чтобы наша молодежь становилась нравственнее, такое преподавание необходимо всем детям и во всех школах и во всех классах. Ду­маю, что великая польза была бы, если бы мы, священники и учителя, трудились в одном направлении: дружили, сот­рудничали, тесно взаимодействовали в деле воспитания и об­разования нашей молодежи.

«Блажен тот, кто стремится к истине. Дважды блажен тот, кто познал истину. Трижды блажен тот, кто живет по истине», — говорит древнее изречение. Будем же украшать себя знаниями, добрым поведени­ем, верой, любовью и надеждой.

Протоиерей Иоанн Монаршек

   |    Рубрика: Проповеди    |    Опубликовано: 21.03.2013