Ивантеевское благочиние

О жизни и смерти

 Некоторые лю­ди говорят, что на земле самая спра­ведливая – это смерть. От нее нельзя откупиться, ее нельзя обойти никому. Цари и нищие, ученые и простые люди, цветущие юноши и бледные старики – все должны пройти через двери смерти.

Нужно помнить, что и процесс умирания, страдания, страх перед неизвестностью – все это приводит человека в великую скорбь. К этому моменту нашего бытия мы приближаемся, и каждый день видим плоды смерти, но еще думаем, что с нами этого не случится. Со смертью прекращается тот образ существования, который был в земной жизни, и человек погружается в неизвестный мрак. И на самом деле, как это бу­дет, мы можем судить только по рассказам других, сами то­го еще не пережили.

Святая Церковь учит, что «смерть есть разлучение души с телом», после чего душа остается одна сама с собой, а тело предается земле и разлагается на свои составные части. Слово «смерть» произнес еще в раю Сам Бог, когда Он го­ворил Адаму и Еве: «если вкусите, смертию умрете» (Быт. 2, 17). Я думаю, каждый из нас пережил скорбные часы, когда думал о смерти. Но Господь часто открывал людям, что смер­ти бояться не надо. Апостол Павел прямо говорил: » Для меня жизнь — Христос, а смерть — приобретение. Имею желание раз­решиться и быть со Христом » (Флп. 1, 21, 23).

Но все же ничего так не ужасает людей как смерть. По­этому люди стараются даже не говорить о ней, боятся и избегают думать о смерти, могиле. И, наверное, это самая страшная тема для размышлений. А я считаю, напрасно. Это самая правдивая, самая важная тема. Конечно, думать о том, что мы перестанем существовать, не будем чувствовать, думать, станем добычей червей, не­выносимо тому, кто носит печать божественного досто­инства (Быт.1, 28). Нелегко ставить перед собой цель, много трудиться и много тратить сил для достижения ее и уже в самой цели быть застигнутым смертью. Легко ли любить и быть лю­бимым, с дорогим существом слиться духом — и собственными руками схоронить свое счастье, свою радость в земле? Сколько горя, сколько слез вносит смерть в земную жизнь нашу!  Но смерти не надо бояться, к ней надо готовиться. Священное Писание и святые Отцы говорят: «Поминай последняя твоя (т.е. смерть), и вовек не согрешишь» (Сир. 7, 39). Помнить о смерти очень полезно, это очищает нас и все более и более приближает к Богу. «Не бойся смерти, — говорит святой Димитрий Ростовский, — но го­товься к ней, проводя святую жизнь: если будешь готов к смерти, не будет страха, а если возлюбишь всем сердцем Господа, то сам пожелаешь ее».

Да, смерть — это зло, это враг, это неприятное, тяжелое зрелище, но только для тех, кто не имеет надежды жизни вечной (1 Сол. 4, 13-14), кто в земных радостях видит конечную цель своего бытия. Но тому, кто верит в век грядущий, кто на земную жизнь смотрит как на время своего приготовления к вечности, кто за подвиги веры и добра получит себе венцы неувядающие (1 Пет. 5, 4) и вечную радость, смерть не может принести зло, скорбь и отчаяние. Для таких людей смерть желанна, она — благо выше всех сокровищ, истинное желание сердца. Для верного христианина смерть — это великое благодеяние Божие.

Никто не знает, когда и где его постигнет смерть. А она может постигнуть везде, во всякое время, даже тогда, ког­да меньше всего о ней думаешь. Поэтому в любой момент нашей жизни нужно быть готовым к переходу в иной мир, к Страшному суду. Смерть — это две­ри, которые вводят нас в вечность. Время летит и приближает нас к вечности, и это должно напоминать нам всегда и везде, что все, что мы делаем, видит Бог. «Веселись, юноша, в юности твоей, но знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Екл. 11, 9). Веселись, но не забывай своего часа смертного, потому что смерть возле нас, она смотрит нам в глаза и ждет повеления Бога, чтобы забрать нас, скосить, как серп пожинает колос. Хоть убегай от нее, но не убежишь.

Очень полезно для людей то, что Господь скрыл от нас час смертный. Промысел Божий всеблагий и премудрый не дает нам опасного знания своего последнего часа, чтобы мы не приходили в отчаяние и постоянно были бы внимательны и исполняли свои обязан­ности. Время нашей жизни — в руках Божиих.

Святые не боялись смерти, а с радостью ждали ее. Священномученик Пионий (память 11 марта), приведенный на место казни, сам снял с себя одежду и, благодаря Господа, лег на крест, раскинув руки, чтобы их прибили ко кресту. Когда это было сделано, воин сказал ему: «Покорись царскому повелению, и я сейчас освобожу тебя, ты останешься жив». Святой Пионий сказал: «Уснуть хочу, чтобы проснуться в лучшей жизни». Тогда подняли крест с мучеником, а у под­ножия зажгли костер. Пламя объяло крест. Все думали, что Пионий умер, но через некоторое время он открыл глаза, посмотрел на всех и сказал: «Господи, приими дух мой», — и предал душу Богу. Святой Киприан, услышав смертный приго­вор, сказал: «Богу благодарение». Как древние святые мученики, так и мученики последнего 20-го столетия были рады, что через страдание и смерть за Христа уходили из этой жизни. За это они благодарили Бога.

Как нам смотреть на свою смерть?

При воспоминании о том, что и нам нужно умереть, нам становится тревожно и ужасно. Когда мы видим, как тяжело иногда умирают наши братья и сестры, то нам становится еще страшнее от того, что и нам придется пройти этот путь. Радовать должна нас мысль о том, что мы воскреснем, как воскрес Христос Спаситель.

Нас может тревожить мысль о родных, близких, де­тях — кто их научит добру, вере. А зачем об этом тревожить­ся? У нас есть Спаситель, Который и нам поможет, и их не оставит.

Нас также тревожит мысль о вечных мучениях. Евангелие описывает их весьма страшными для человека. Вечно скорбеть, вечно плакать, вечно в огне гореть и не сго­рать, вечно во тьме сидеть. Но и от этой мысли не надо при­ходить в уныние. Память о том, что у нас есть Спаситель, должна отгонять страх, печаль, уныние и успокаивать нас. Что такое наши грехи по сравнению с милостью Божией!

Каждого человека должен тревожить вопрос: «Как пригото­виться к смерти?» Господь сказал Адаму: «Земля еси и в землю отыдеши» (Быт. 3, 20). Каждый день и час нужно ждать исполнения этих слов. Полезно вспоминать нам о тех людях, которые попадают в катастрофы, невинно убиты в терактах, погибают в различных жизненных ситуациях. В любое время это могло бы случиться и с нами, но благодать Божия нас охраняет.

Страх смертный всех людей приводит в трепет. Когда спросили у преподобного Арсения Великого: «Ты бо­ишься смерти?» Он ответил: «Да, я очень боюсь смерти». Преподобный Агафон перед смертью три дня пробыл с открытыми, неподвижными глазами. Когда его спросили: «Отец Агафон, где ты?» – «Стою пред судилищем Божиим». «И ты, отец, боишься», – спросили его братья. – «Сколько мог я трудился и исполнял заповеди Божии, но я — человек, почему мне знать, угодны ли мои дела Богу?» – «И ты не уверен, что дела твои угодны Богу?» – «Не уверен, по­ка не предстану Богу, потому что иной суд человеческий и иной суд Божий». Когда они хотели спросить его о чём-то, то он сказал им: «Сделайте милость, не говорите больше со мною, я не свободен» – и тотчас скончался с радостью.

Многие святые Отцы когда умирали, делали такое завеща­ние: «Вот что делайте, чтобы спастись: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, о всем благодарите» (1 Фес. 5, 16-18). Преподобный Иоанн из Киновии перед смертью дал такое наставление своим ученикам: «Я никогда не творил своей воли и никого не учил тому, что сам прежде не исполнил».

А у преподобного Сысоя перед смертью лицо просияло, как солн­це. И он говорил ученикам: «Вот пришел отец Антоний». Немного позже сказал: «Вот пришли Пророки» – и лицо его засияло ещё светлее. Потом он сказал: «Вот вижу Апосто­лов». Лицо его еще больше засияло, и он начал с кем-то раз­говаривать. «Отец, с кем ты разговариваешь?» – «Вот пришли Ангелы взять меня, а я прошу, чтобы на неко­торое время оставили меня для покаяния». Отцы сказали ему: «Ты, отец, не имеешь нужды в покаянии», ибо все зна­ли, что он совершенен. «Смотрите, вот Господь», – сказал преподобный Сысой, и при этих словах умер.

Обычно человек перед концом жизни видит, сколько он потерял времени, сколько небрежно сделано дел, сколько раз откладывал свое покаяние и все говорил: «Потом буду ходить в церковь, когда выйду на пенсию». Проходят годы, и уже лет 10 получает пенсию, но покаяние свое так и не начал, в храм не пришел, со страстьми не борется. «Я думал, что время, мне данное, никогда не кончится, что силы мои душевные и телесные никогда не ослабнут. Но вот жизнь моя прошла безполезно, и уже ничего сделать не успею», — го­ворит такой человек.

Последняя наша доля, участь на земле — смерть. Нет ни­чего в жизни вернее ее, а мы так мало думаем о ней. Каж­дая секунда, каждый шаг наш приближает нас к смерти. Она постоянно около нас ходит и по одному из нас забирает. Нам, читающим эти строки, не миновать ее. Может быть, этот день или ночь ближайшие будут последними, и солнце взойдет уже — разве над гробом нашим.

Нелегко больному человеку на пороге смерти, но ещё страшнее человеку грешному при смерти — его обступают злые духи, устрашающие переходом в вечность.  «Смерть грешника люта», — говорит пророк Давид. Да, действительно, смерть ужасна. Можно и нужно думать об этом. Думать: какой я славный был, все ме­ня почитали, все окружали, и что же будет после смерти? Страшно подумать: черви будут грызть мое тело, и я со сво­ею славою превращусь в прах.

Для праведного человека смерть не страшна, ибо он ду­мал постоянно о спасении своей души. Такой человек все пору­чает на волю Божию. А грешник, умирая, возненавидит всех своих друзей, на всех будет злиться, всем завидовать, жа­леть свое богатство.

Один подвижник рассказывал, что он находился при смерти богача, который просил сделать ему лепешку. Вло­жив в нее свои бриллиантовые украшения, он вместе с ле­пешкой ел и глотал их так, что брат его, узнав о том, едва мог вырвать из рук умирающего оставшиеся с лепешкой ве­щи. Но когда брат отнимал у умирающего такую пищу, тот сильно укусил брата за руку. Вот до чего доводит наш ду­шевный враг — диавол!

Иногда бывает, что добрые, чистые люди умирают злой, тяжелой смертью, а злые и порочные люди умирают спокой­но. На это можно ответить примером. Жил старец свято и чисто. Послушник его отошел в город по послушанию. В это время в городе погребали умершего градоначальника, человека весьма злого и порочного. Погребение было пышное, провожали умершего все жители города, городское духовен­ство. Послушник посмотрел на погребение, сделал все, что ему было приказано и вернулся к старцу. И что же он уви­дел? Старца его растерзал дикий зверь. И он воскликнул: «Увы, Господи, где же правда? Злой градоначальник умер и так славно похоронили его, а мой святой отец…» Когда он плакал и так говорил Богу, пред ним предстал Ангел и сказал: «Что ты плачешь о лютой кончине своего учителя и завидуешь смерти градоначальника? Этот начальник, живя во грехах, однажды сделал доброе дело и в награду за это славно погребен на земле, но за свои злые дела понесет на­казание в вечности. Твой же учитель всю жизнь делал угод­ное Богу, но, как человек, однажды сделал малый грех, и за этот-то грех умер такой лютой смертью. За то теперь он будет чист от своего греха и будет в раю».

Вот почему иногда добрые и честные люди умирают злой смертью, а злые и порочные умирают спокойно, и славно их хоронят.

Святой Афанасий Александрийский говорил: «Благочести­вые, умирающие горькой смертью, имели какой-нибудь ма­лый грех, от которого такой бедственной смертью разреши­лись, чтобы удостоиться больших почестей». У Бога никакое доброе дело не будет без награды и никакое плохое не ос­танется без наказания. У Бога нет лицеприятия, добро и в порочном Он награждает, а зло и в праведнике наказывает.

Часто мы слышим и читаем наставления, как нам жить на земле, а, как умирать, нам никто не говорит, и мы нигде об этом не читаем. Хотя вопрос, как нам умирать, более полезен, и это надо знать всем, ибо умираем мы только один раз. Святые Отцы говорили, что вопрос «как умирать» есть наука из наук.

Протоиерей Иоанн Монаршек

 

   |    Рубрика: Проповеди    |    Опубликовано: 21.03.2013