Ивантеевское благочиние

Современное идолопоклонство

В древние времена идолы почитались людьми за богов, а ныне наши страсти замени­ли идолов — и получилось идолопоклонство. И нам, уже знающим, что это греш­но, непростительно преда­ваться страстям и служить им, как богам. Древних людей заставля­ли кланяться идолам или их собственное неразумие, или их цари и мучители, а нас никто не принуждает делать это — угож­дать своим страстям, как Богу.

Что человек любит, чему он себя поработит — то ему и бог. Например. Вот человек, желающий разбогатеть. Он сделал своим богом богатство, деньги. Кому он служит, разве Богу? Нет. Если бы он служил Богу, не собирал бы свои богатства с таким усилием, а подчас и безстыдством. Не воровал бы, не обманывал, не притеснял бы вдов и сирот, не терял бы своего здоровья и так далее. И такой человек все свои усилия и тру­ды употребляет на то, чтобы достать побольше денег, правдой или неправдой. Душа такого человека возмущается досадою, подозрением, враждой. Все кажутся ему врагами. Такой чело­век если и молится Богу, то только как сильному Владыке, чтобы отклонить гнев Его от себя. У него свой бог — деньги, и ему он служит и поклоняется.

Да, нужно зарабатывать на жизнь, но надо помнить, что без Божия благословения труды наши и наше старание нас не обогатят. Кому Бог дал скудное достояние, не скорби о своем, как тебе кажется, несчастии и не завидуй богатым. Что такое богатство? Гниль! Все оставим тут.

Мы бываем недовольны своим положением, потому что слишком горды, грешны, зави­стливы, тщеславны.

А сластолюбец и пьяница? Трудиться не очень хочет и не любит, а средства нужны. Цель жизни у него — как бы поболь­ше повеселиться за чужой счет с приятелями, поразвратничать. Такой человек не любит работать, он уважает праздни­ки, но не потому, что праздники посвящены Богу — нет, а потому, что в праздники можно побольше поесть, выпить. В праздники христиане должны идти в церковь, а не в кабак. Такому человеку ничего не стоит обмануть, украсть, даже убить. Такой человек не Богу служит, а своему идолу.

Другое направление — люди, ищущие власть и почести. Всю жизнь стараются добиться почестей да отличий. А когда что-либо не получается, в душе мучаются и страдают.

Тщеславный, кому он служит? Даже в церкви он старает­ся стоять на самом видном месте, чтобы все видели. Он в церк­ви разговаривает, оглядывается, даже смеется для того, чтобы на него обратили внимание.

Лицемерие. Лицемерят все те, кто на глазах у других го­ворят и делают хорошо, а за глаза, наедине, ведут жизнь са­мую скверную. Есть такие, которые уверяют вас в любви к вам, а в душе ненавидят вас. Это лицемеры-друзья, а есть лицемеры благочестия, которые внешне показывают себя строгими исполнителями обрядов благочестия, а на деле вы­ходит совсем иное.

Кумиров очень много. Все, что отвлекает сердце наше от любви к Богу, все, что внушает нам преимущественное уважение воли человеческой пред волей Божией, все, что отвлекает нас от Господа, — все это есть идол, как деревянное или каменное изображение тва­ри, которому мы поклоняемся как Творцу. Нам заповедано не воздвигать идола в своем сердце. Поэтому бороться надо с ле­ностью, скупостью, гордостью, тщеславием, корыстолюбием, пьянством, объедением, завистью и другими наклонностями.

Есть идолопоклонство духовное. Самолюбие — главный вид такого идолопоклонства. Оно состоит в том, что человек забы­вает о Боге и о людях, он заботится только о своем — обожает только себя самого. Христос говорит: «…что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16, 15). Пример из Святого Пи­сания — фараон времен Моисея. Исторические примеры: Александр Македонский, требовавший себе божеских почестей, На­полеон, Сталин, Ленин и другие.

С самолюбием тесно связаны честолюбие, лицемерие, или фарисейство, человекоугодие.

Истинное богатство состоит в образе и подобии Божием, а не в богатстве земном. Деньги, одежда, машины — это все тле­ние. Богатство в душе человека, в ее святости, а от этого — в вечности. Самое верное богатство — быть христианином, чело­веком с большой буквы. Человек, носящий в сердце своем Христа, есть самый богатый. Все приходит к нам от Бога, поэтому нужно быть богатыми Богом. Вот пример из Евангелия, притча о богатом и Лазаре: Лазарь был поистине богат, хоть материально беден. Будь доволен своим состоянием и будешь счастлив.

О, что же делает с человеком зависть! Эта страсть зарож­дается в сердце или от корыстолюбия, или от гордости. Чело­век очень страдает и мучается. Лекарство против этой страсти — вера Христова. Христианин не будет завидовать, он убежден, что все дарования даются людям Богом.

Продолжение следует

Протоиерей Иоанн Монаршек

   |    Рубрика: Проповеди    |    Опубликовано: 20.03.2013