Ивантеевское благочиние

Тайна времени непостижима для человека

На воротах одного города была надпись: «Путник, ты мо­жешь узнать имена всех живу­щих в городе, а имена умерших знает только Бог». Действительно, подумаем, что мы знаем об именах на­ших умерших сродников. И знаем ли мы их? Может, знаем до прадеда и все. И наши имена  будут помнить также только до прадеда. Может, еще немного на могиле нашей, на памятнике, будет надпись о нас. Но время все уничтожает, и на месте нашего погребения будут когда-то построены дома.

Каждый день нас приближает к могиле, и нам нужно бы помнить наставление мудреца: «Спеши, времени осталось мало, а время — это плата, за которую покупается вечность». Вообще, время похоже на водяной скат: человеку не за что ухватиться, не на что опереться, он скользит вниз, а под ногами — пропасть. Наша земля — это кладбище, по которому мы ходим. Душа покидает тело, которое становится трупом, видимое умирает, а сущность жизни в невидимом остается. Видимое наше смертно, а невидимая душа наша безсмертна. Человек боится вспоминать о смерти, и в этом одна из причин его гре­хопадений.

Мы часто думаем, что чем-то владеем, но, оказывается, что все, что мы имели, было дано нам взаймы. Наша жизнь по­хожа на облака, которые постоянно меняются и превращают­ся в безформенные тени. Но после смерти человек входит в новую жизнь. Видимое исчезло, осталось невидимое. Как лю­ди радуются своей земной красотой, своим именем, походкой, и сколько люди придумали песен, чтобы возвеличить свою земную красоту. А после смерти, куда вся красота подевалась? Все превратилось в прах. Счастье на земле — это тень, которую нельзя догнать, и каждый из нас бежит за собственной тенью. Но если смотреть на жизнь как на путь к вечнос­ти, тогда она открывается как великий дар Божий, и человек понимает, зачем он живет, почему страдает, во имя чего борется. И становится совершенно ясно, что жизнь дана нам, чтобы приобрести вечное блаженство с Богом.

Для каждого человека есть три стороны жизни. Первая — утробный период, когда формируется тело. Вторая — земная жизнь, когда формируется личность, воля человека определяется в сторону добра или зла, и человек определяется в отно­шениях к Богу. Третья — когда человек входит в вечность и раскрывается душевное содержание, которое человек прио­брел в своей земной жизни. Последним актом в истории человека и человечества будет Всеобщее воскресение и окончательное разделение добра и зла — Страшный суд. На земле человек должен уподобиться Богу, чтобы иметь воз­можность в вечности быть с Богом.

В древности жил один мудрец, который изучил все науки, казалось, не было вопроса, на который он мог бы не ответить. И вот однажды к нему пришел вместе со своим малолетним сыном некий человек и сказал: «Мой ребенок задал мне вопрос, на который я не мог ответить, и я прошу  тебя, ответь ему на его вопрос». Мудрец спросил: «Что ты хочешь знать, какой твой вопрос?» — «Что такое время»? — спросил отрок. Мудрец задумался, долго молчал, а потом ответил: «Приходите завтра, и я скажу вам, что такое время». Они пришли на второй день, но мудрец не вышел к ним, но передал, чтобы они пришли за ответом через неделю. Когда они пришли через неделю, он просил, чтобы они пришли через месяц. Когда пришли через месяц, мудрец сказал: «Приходите через год, я не могу найти ответ на ваш вопрос, хотя все книги листаю. Может быть, найду».  Когда через год они пришли, мудрец сказал: «Книги древних мудрецов молчат об этом.  Наверное, вся моя мудрость посрамлена вопросом ребенка. Приходите через десять лет, если смогу — отвечу вам». Когда отец и сын пришли через десять лет, то мудреца уже не было в живых, но им передали, что перед смертью он велел им посетить его могилу. Там они увидели высеченные на надгробном камне слова: «Тайна времени непостижима для человека».

Тело наше — это храм души. Смерть освобождает душу от тела, и душа видит сама себя. И человек узнает, что он никогда подлинно не знал себя, не видел себя, и смерть откры­ла его духовное зрение. Смерть — это ворота, в которые можно зайти, но выйти уже нельзя. Очень важен для чело­века в момент смерти тот факт, крещен ли он. Страшное несчастье для человека, если он уходит в вечность не омытый Таинством Крещения, не присоединенный к Церкви, не имеющий Ангела Хранителя. Он остается в веч­ности одиноким, пленником демонов, не выкупленным Крестной Жертвой Спасителя. После смерти все откроется, все грехи, страсти, помышления. Человек увидит свою жизнь как постоянную измену Богу, подобно Иуде, который часто своими грехами предавал Христа. В час смер­ти человек увидит, что все — ложь, кроме Заповедей Божьих; все, чем он жил на земле, остается позади. Смерть станет рождением человека в вечность.

Все люди боятся смерти потому, что после нее должен быть суд. А грешные – все люди, хотя можно разделить их на каю­щихся, некающихся и осатаневших. Кающиеся — это люди, которые борются с грехом. В этой борьбе или победа, или по­ражение. Некающиеся — это неверующие, лицемеры, люди, ко­торые живут так, как будто Бога нет. Осатаневшие грешники — это сознательно предавшие себя греху, служители демону как своему владыке; это — колдуны, маги, злодеи, убийцы и про­чие грешники. У таких людей уже на земле ад в душе, они не могут слышать даже об имени Божием и, конечно, о смерти. Вообще, для людей маловерующих, неверующих и осатаневших мысль о смерти очень тяжелая и страшная; она им портит настроение и пугает их.

Душа человека чувствует вечность. Совесть напоминает о возмездии, а страсти не хотят разлучаться с человеком. Они держат человека, как каторжника, а он служит им день и ночь. Странно, что все люди думают: «Смерть еще очень и очень далеко от нас». Дьявол отнимает у человека память о смерти и предлагает нам множество приманок — земных увесе­лений и дел. Мы ему уподобились, потому после смерти он раз­делит с такими послушными ему людьми адское мучение. Ад — это вторая смерть, где нет воскресения. В сравнении с ней, пер­вая телесная смерть и тление в могиле кажутся тихим сном.

Протоиерей Иоанн Монаршек

   |    Рубрика: Проповеди    |    Опубликовано: 21.03.2013