Ивантеевское благочиние

Вход Господень в Иерусалим


Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье, в нынешнем году отмечается восьмого апреля. В Священ­ном Писании мы находим рассказ об этом празднике. Его основой является величайшее чудо, совершенное Господом нашим Иисусом Христом, — воскрешение Лазаря.

Да, Христос совершал подобные чудеса и раньше: напри­мер, воскресил умершую дочь Иаира или сына вдовы из го­рода Наина. Однако Лазарь был уже погребен и четыре дня находился во гробе, откуда доносился запах тления. Христос сказал: «Лазарь, иди вон» — и умерший вышел жи­вым и здоровым. Это чудо потрясло всех жителей Иерусали­ма, которые ходили в Вифанию, где жил Лазарь, чтобы посмотреть на воскрешенного. Многие люди уверовали во Христа, а старейшины и представители синедриона еще более усилились в своей ненависти к Иисусу.

Спаситель же в сопровождении учеников, сидя на осле, совершил торжественный вход в Иерусалим. Народ устилал дорогу Христа своими одеждами и ветками пальм, а множе­ство взрослых и детей прославляли Господа словами: «Осан­на Сыну Давидову!» (Мф. 21, 9), то есть слава сыну Дави­дову; «Благословен грядущий во имя Господне… Осанна в вышних!» (Мк. 11, 9-10), что значит спасение в вышних.

Исполнились слова пророка Захарии, который говорил: «Ликуй от радости, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусали­ма: се, Царь твой грядет к тебе праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъ­яремной».

Когда же приблизились к Иерусалиму, то, смотря на не­го, говорит евангелист Лука, Христос заплакал. Спаситель плакал и плачет до сих пор о городе, который облечен Божиим благоволением, избран из всех городов для особого Богоприсутствия, о городе, в котором через несколько дней совершится искупление всего рода человеческого. Христос плакал и плачет о том, что жители Иерусалима не любят Господа, не знают Его, не хотят слушаться Его, не понима­ют времени своего спасения. Иисус говорит: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих» (Лк. 19, 42). «…И ра­зорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19, 44).

Христос плачет не только о жителях Иерусалима, но и о каждом из нас, о жестокости нашей, о том, что не имеем чувства мира, прощения и любви, отчего сами страдаем и причиняем скорбь другим. Плачет Он, когда мы не исполня­ем заповеди, не живем по-христиански, губим время в суете, в погоне за насыщением земным. Христос плачет потому, что все мы часто грешим.

Господь посещает нас, когда мы совершаем молитвы, ког­да раскаиваемся, причащаемся тела и крови Христовых. Он посещает нас, когда мы болеем, переживаем какие-то скор­би. Бывает и особое посещение Божие нашего недостоин­ства, и тогда все нам становится ясно: мы понимаем бытие Бога и наше безсмертие, красоту и цель нашей жизни. Но мы, как и жители Иерусалима, очень быстро меняемся. Тор­жествуем и радуемся, когда нас посещает Господь, но через мгновение суетимся, становимся мрачными, раздражительными, завистливыми, подобно толпе Иерусалима.

Что есть наша исповедь, наше покаяние, наше причащение, как не встреча с Богом? Каждый из нас уподобляется той самой толпе. Сегодня она кричит: «Осанна Сыну Дави­дову!» — и мы перед причащением говорим: «Верую, Госпо­ди, и исповедую». Но долго ли мы верим и исповедуем? Верить нужно крепкой верой, а исповедовать — всей жизнью. И вот всего через несколько дней та же толпа кричит, обраща­ясь к Понтию Пилату: «Распни Его!» — и мы через некоторое время после покаяния и причащения снова грешим и этим распинаем Господа…

Почему народ, который с такой радостью встречал Госпо­да, будет с такой ненавистью распинать Его? Люди ожида­ли, что Спаситель возьмет в свои руки власть земную, что Он освободит, как Мессия, народ от врагов, и кончится оккупация. А Христос пришел в Иерусалим, чтобы совер­шить искупление и спасение всего рода человеческого от гре­ха, проклятия и смерти. Господь говорит: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Лк. 14, 35), то есть отныне пусты ваш храм, ваш город, ваши души. Ибо единственное, что может превратить пустыню в цветущий сад, что может дать жизнь тому, кто мертв, что может сделать человеческое общество полноценным, — это присутствие Живого Бога.

…Со дня Входа Господня в Иерусалим мы вступаем в Страстную Седмицу. Этот праздник прообразует общее вос­кресение, когда придет Господь и изменит все, когда старое пройдет и настанет новое. Об этом всем нам нужно помнить и быть готовыми всякий раз встречать Господа и открывать свои душу и сердце Ему постоянно. Поздравляю вас, доро­гие мои братья и сестры, с праздником!

Протоиерей Иоанн Монаршек

 

   |    Рубрика: Проповеди    |    Опубликовано: 20.03.2013