Ивантеевское благочиние

Всем святым,в земле Российской просиявшим

17 июня наша Святая Церковь творит память всем своим Русским Святым. Вспоминая Святых, их дела и жизнь, мы в то же время вспоминаем дела Духа Святого, Который сошел на Апостолов в день Пятидесятницы и Который благоволил через Апостолов и других Святых просветить и нашу страну. Мы сегодня слышали, как Господь избрал и призвал святых Апостолов. Церковь прославляет их словами пророка Давида: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаго­лы их» (Пс. 18, 5). Вещание и глаголы их дошли и до нашей страны, и они свое дело сделали. Ибо сотни Святых выросли в нашей Церкви и стали молитвенниками нашими и послами на Небе. Воздавая честь святым Апостолам, мы прославляем и наших Святых, которые послушались их и исполнили волю Божию и сегодня являются нашими представителями на Небе.

Как наши зе­мляки, наши пред­ки, отцы и мате­ри сумели уго­дить Богу и прославиться на Небе и на земле? Начиная с Крещения Руси (988 г.), они, т.е. на­ши Святые, при­няли веру и уже навсегда. Про блаженную княгиню Ольгу патриарх Константинопольский говорит:  «Блаженная ты в роде Твоем, ибо сподобилась святой христианской веры и избавилась языческой тьмы. Благословлять тебя будут сыны твои аж до последнего рода». А из истории известно, что она проповедовала христиан­скую веру, строила храмы и воспитывала своего внука — бу­дущего князя Владимира, который крестил потом Русь.

Основателем монашества и монастырей на Руси был пре­подобный Антоний. На Афонской горе ему было сказано: «Вернись на Русь, и будешь там утверждать многих, и благословение святой Афонской горы будет над тобой». Анто­ний не имел ни золота, ни серебра, но своими молитвами, слезами, постом основал первый монастырь — Киево-Печерский, из которого вышли сотни Святых, сотни архипастырей и пастырей нашей Святой Церкви.

Преподобный Феодосий прославился строитель­ством монастыря и защитой святой православной веры от латинян. Откуда бы мы все это знали, если бы не преподоб­ный Нестор летописец, записавший все.

На эту гору Киевскую когда-то пришел с проповедью святой апостол Андрей Первозванный, и через много лет здесь возник пер­вый монастырь — «рассадник» на­шей веры, нравственности, куль­туры, письменности, музыки. Именно отсюда идут тридцать монахов-ученых на север Руси в Московское княжество, где осно­вывают Московскую академию, первую академию в нашей стра­не.

В Северной Руси, уже немного позже, появляются новые Cвятые и новые монастыри. Преподобный Сергий Радонежский своими трудами, великой верой в Бога основал Свято-Тро­ицкую Лавру, из которой вышло много просветителей и Угодников Божиих. Уже в наше время, и раньше, эта Лавра стала источником распространения монашества, священства и епископства на Руси.

Какими были дела этих простых, добрых людей, что они стали Святыми?

Они более всего полюбили Бога и послуша­лись Его раз и навсегда, как Апостолы. Преподобный Сер­гий идет в лес и ради Бога живет там. Преподобные Анто­ний и Феодосий идут в пещеры и там в сырости живут. Митрополит Макарий Киевский однажды в селе под Киевом слу­жил Божественную Литургию. Узнав, что на это село идут татары, которые хотят забрать всех людей и продать в рабство, сказал людям: «Уходите, чтобы они вас не взяли, а я останусь слу­жить Литургию и отдам себя на волю Божию». Люди убежали в лес, а пришедшие татары убили Святителя посреди храма. Кто не знает подвигов пре­подобного Серафима Саровско­го. Он три года день и ночь молился, стоя на коленях.

Такие подвиги и много других хоро­ших дел сделали наши земляки, а ныне послы наши на Небе. Их было очень много. И все они ус­лышали когда-то призыв Госпо­да Спасителя: «Придите ко Мне все труждающиеся и обре­мененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). Те люди, кото­рые услышали этот призыв, пришли, думаю, всем сердцем своим ко Христу и создали нам ту культуру, которую мы имеем сейчас. Они строили храмы, изучали Священное Писание, переводили его нам и дали всем обра­зец исполнения его. Они явились во всем примером для нас.

Святые — это друзья Божии, и если мы обратимся к ним за помощью, то они помогут нам. О молитвах Святых мы узнаем из Священного Писания. Так, например, Моисей мо­лился за грехи людей, говоря: «…отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего; вспомни Авраама, Исаака и Израиля [Иакова], рабов Твоих …» (Исх. 32, 12-13). Соломон, молясь Богу, говорил: «Господи Боже! не отв­рати лица помазанника Твоего, помяни милости к Давиду, рабу Твоему» (2 Пар. 6, 42). В книге Иова Господь сказал друзьям его: «… пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иов 42, 8). Все это в книгах Священного Писания Ветхого Завета.

В книгах Священного Писания Нового Завета также есть много примеров молитвы. Так, апостол Петр молил Господа за свою тещу, и Он исцелил ее. Господь слушал простых людей, которые принесли расслабленного, и исцелил его.

А апостол Павел так говорил: «Разве вы не знаете, что Свя­тые будут судить мир?» (1 Кор. 6, 2).

Протоиерей Иоанн Монаршек

 

   |    Рубрика: Проповеди    |    Опубликовано: 21.03.2013