Ивантеевское благочиние

Богородицерождественский храм, г. Королёв

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Костино с конца XVII века служил источником духовного окормления и просвещения многих поколений людей.

В строительстве и благоукрашении Богородицерождественского храма принимало участие немало именитых владельцев села Костино. Подтверждением тому служат документы Центрального исторического архива г. Москвы.

Первые письменные упоминания о Костино находятся в Разъезжей межевой грамоте 1477-1484 гг., где говорится: «… на сей стороне по реку Явузу до Костинской чати (чать — древнерусская единица земельной площади), а Кнутовские земли по иной стороне за рекой от Мытища по реку по Явузу. До Костинской же чати и лес, и болото, и покосы то все Кнутовская земля монастырская Чудовская».

В письменных источниках XVI в. под 1585 и 1586 гг. Костино называется как владение думного дьяка Василия Щелкалова. В 1620 г. Костино становится собственностью Федора Ивановича Шереметьева. С 1623 по 1635 гг. входило в состав Большевской вотчины И.Ф. Шереметьева.

С 1635 г., на протяжении ста лет, Костино принадлежало царским стольникам Кузьминым: Кузьме Корнильевичу Кузьмину, с 1659 г. — его сыну Ивану Кузьмичу (умер в 1689 г.), затем внуку, стольнику Федору Ивановичу, который и построил церковь. Род Кузьминых (Косминых) происходил из новгородских бояр.

В Ведомости о церкви Рождества Богородицы за 1916 год читаем:

«Церковь построена в 1689 году тщанием царского стольника Феодора Иванова Космина». По названию церкви само село Костино тоже стало называться Богородское.

В 1743 г. село принадлежало вдове Федора Ивановича, Ульяне Артемьевне, а во 2-й половине XVIII в. – Е.С. Титовой. В 1812 г. им владели Е.А. и И.А. Киреевские.

В 1829 году село Костино-­Богородское становится собственностью княгини Екатерины Гавриловны Гагариной-Долгоруковой (1785-1861), четвертой дочери действительного тайного советника князя Гавриила Петровича Гагарина от брака с Прасковьей Федоровной Воейковой; была замужем за подпоручиком гвардии князем Никитою Сергеевичем Долгоруким (1768-1842). В 1835 году на свои средства Екатерина Гавриловна проводит ремонт церкви и строит временную деревянную колокольню. В это время в Костино было 42 приходских двора, 155 душ мужского пола и 154 женского.

В 1861 году имение наследует её дочь — Варвара Никитична Долгорукова. 24 октября 1862 года она обращается с прошением построить на свои средст­ва каменную колокольню и паперть:

«Святейшаго Правительствующаго Синода Члену Высокопреосвященнейшему Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому, Свято-Троицкой Сергиевы Лавры священноархимандриту и разных орденов Кавалеру от дочери Гвардии подпоручика княжны Варвары Никитиной Долгоруковой, Московского уезда Богородице Рождественской церкви священника Ивана Иванова Третьякова.

Покорнейшее прошение.

В имении моем Московскаго уезда селе Богородицком, Костине тож, находится каменная церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, при коей церкви имеется времянная деревянная колокольня; ныне я, Долгорукова, вознамерилась на собственный свой капитал, вместо той деревянной построить каменную колокольню, и приделать к церкви входную паперть.

Представляя при сем на благоразсмотрение Вашего Высокопреосвященства план означенной церкви и предполагаемой к построению колокольни и паперти.

Покорнейше просим Ваше Высокопреосвященство учинить милостивейшее Ваше Архипастырское благословение дозволить по тому плану произвести постройку каменной колокольни и паперти, о чем и сделать Ваше Начальническое кому следует предписание».

Накануне нового 1863 года Московская Духовная Консистория по указу Его Императорского Величества разрешение на строительство дала:

«Дозволить ей на свое иждивение построить новую каменную колокольню и при церкви паперть с теплом…»

Судя по сохранившемуся снимку, стоящая отдельно изящная пятиярусная колокольня кажется невесомо-воздушной.

30 августа 1863 года купец Розанов «пожертвовал от своего усердия для храма колокол в 40 пудов».

Затем усадьба Костино принадлежала гофмейстеру Михаилу Дмитриевичу Жеребцову (1824-1905), дипломату, советнику Министерства иностранных дел. При Жеребцовых была отстроена усадьба Костино, в основном, сохранившаяся до нашего времени. Главный дом усадьбы построен на рубеже XIX-XX вв. и в советское время был перестроен. Несколько лет в нем временно размещалась церковь Рождества Божией Матери.

Последним владельцем усадьбы с 1901 по 1918 годы был потомственный Почетный гражданин, награжденный Золотой медалью на Анненской ленте, Александр Николаевич Крафт, ставший в 1903 году церковным старостой.

«Русский период» хроники семьи Крафтов начинается с 1838 г., когда в Москву приезжают братья Иоганн и Генрих Крафты. У себя на родине, в Ревеле (сейчас Таллин), куда их предки перебрались из Германии в конце XVIII в., они состояли в купеческой гильдии. В 1843 г. они открыли в Москве торговый дом «Братья Крафт», который специализировался на продаже москательных товаров (в основном, красок для бумажной пряжи). С 1885 г. торговый дом Крафтов начал заниматься оптовой торговлей хлопком; в Средней Азии были построены собственные хлопкоочистительные заводы.

Александр Николаевич Крафт являлся старшим сыном Николая Эдуарда Крафта (потомка Иоганна Крафта) и Лидии Флорентьевны Перловой, внучки основателя знаменитой чайной фирмы Василия Алексеевича Перлова (1784-1869), потомки которого владели имением в Подлипках.

20 января 1901 г. Александр Крафт сочетался браком с Эммой Беренс. В том же году было куплено имение «Костино».

Потомок обрусевших немцев, Александр Крафт был рачительным хозяином: из Англии он выписывал лучшие породы овец, свиней и коров; в конюшнях стояли ухоженные лошади.

В декабре 1913 года умер его отец, Николай Иоганн, от кровоизлияния во время поездки по России и был похоронен в склепе Алексеевского монастыря. К этому времени компания имела три хлопкоочистительных завода в Средней Азии и занималась поставками хлопка на крупные текстильные мануфактуры — такие, как Воскресенская, Богородско-Глуховская, Реутовская и др. Кроме того, торговый дом состоял в Товариществе Каспийской мануфактуры и сотрудничал с Обществом Российской бумагопрядильной мануфактуры, а также с Хлопчатобумажной мануфактурой Русско-французского общества. Помимо поставок хлопка, фирма «Братья Крафт» занималась оптовой продажей чая, мыла и хлопкового масла.

По завещанию отца единственным наследником всего состояния стал сын — Александр Николаевич Крафт (1874-1935). В завещании была сделана оговорка, согласно которой завещание прекращало свое действие, а Александр, единственный наследник, терял бы свою долю наследства в случае ссоры между родственниками. Крафты регулярно в дни рождения, именин и смерти усопшего навещали склеп, пока не разразилась первая мировая война и революция.

В 1913 году А.Н. Крафт на собственные средства провёл в храм централизованное отопление и выстроил дом для причта, а также некоторые другие здания (оранжерея, прачечная, конюшня и пр.), ставшие собственностью церкви.

Читаем «Ведомость о церкви» за 1916 год:

«Дом для священнослужителей на церковной усадебной земле построен тщанием церковного старосты А.Н. Крафта и на его средства в 1915 году и составляют собственность церкви.

Другие здания, принадлежащие церкви: каменная сторожка и 2 деревянных сарая.

Опись церковному имуществу заведена с 1856 года, хранится в целости.

Приходо­расходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью, Консисторией даны 1916 года, ведутся исправно, хранятся в целости.

Копии с метрических книг хранятся в целости с 1839 года.

Исповедные росписи находятся в целости с 1839 года.

Книги, до церковного круга подлежащие, — есть.

Церковные деньги в целости за ключем…

Имеющаяся в приходе школа — земская…».

Незадолго до революции 1917 г. компания «Братья Крафт» стала членом Общества маслобойных заводов и Общества мыловаренных заводов. Сам Александр Крафт вёл активную общественную деятельность в своей сфере: он являлся заместителем председателя Хлопкового комитета при Московском биржевом обществе и к тому же — членом Московского учётного банка.

В годы революции семья Крафтов потеряла своё состояние. В 1918 г. была национализирована их усадьба «Костино». Александр Крафт и его жена Эмма, приехав в своё имение, застали там комиссара, который руководил уборкой конфискованного урожая. Это был последний приезд хозяев в Костино.

Неизвестно, как сложилось бы судьба самих владельцев усадьбы, если бы у Александра Крафта не сохранился документ, в котором говорилось, что предки Крафтов жили в Таллине. Эти бумаги позволили семье выехать из России. После длительного и тяжёлого переезда в 1919 г. Крафты оказались в Берлине. В 1923 г. Александр Крафт купил дом во Фрейбурге, перевёз туда семью, и с этого времени жил там до своей смерти (он погиб в автокатастрофе в 1935 г.). Александр Крафт мечтал вернуться в Россию — хотел быть похороненным в русской земле. Это не сбылось.

Потомки Александра Крафта проживают там и сейчас. Один из них — внук Александра Николаевича — профессор Ольденбургского университета Александр Александрович Крафт. Жива и дочь владельца Костина — Вера Крафт, ей 87 лет. Она художница. От потомков Александра Николаевича известно, что он так и не привык к немецким обычаям, предпочитая всё русское — и язык, и еду, и одежду.

После октябрьского переворота 1917 года на долю Богородицерождественской церкви выпали все испытания, на которые был щедр трагический послереволюционный период истории нашей страны: начались гонения на Церковь.

В подлинном документе той поры «Протокол Московской Уездной Комиссии об изъятии ценностей из церкви села Костино-Богородское Пролетарской волости» (по описям № 1 и № 2) мы читаем:

«5 мая 1922 года на основании постановления ВЦИК от 23 февраля с.г. и согласно мандату за № 1725 были изъяты церковные ценности. Общий вес изъятого серебра — 1 пуд 27,5 фунта (27,5 килограммов)».

В 1924 году в селе Костино была организована трудовая коммуна им. Ягоды, где перевоспитывались несовершеннолетние преступники.

26 марта 1926 года был составлен Договор между общиной Богородицерождественской церкви села Кос­тино (62 человека, перечисленных поимен­но, включая восемь человек членов церковно­приходского Совета) и Московским Уездным Исполнительным Комитетом (в лице Московского Управления Милиции). Согласно Договору, приходу передавались в безплатное пользование каменная церковь и колокольня при ней со всеми церковными принадлежностями. Штат состоял из настоятеля священника Васильева Павла Михайловича и псаломщика Аверкина Феодора Феодоровича.

В 1930 году (до 22 июня) настоятелем церкви был протоиерей Алексий Григорьевич Введенский, погибший во время сталинских репрессий и причисленный Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2003 года к лику Святых.

Вскоре Богородицерождественская церковь была разгромлена: уничтожен пятиярусный мраморный иконостас, исчезли иконы, утварь, в том числе святыня храма — чудотворная Смоленская икона Божией Матери, которая находилась в алтаре. Ранее до основания была разрушена колокольня. Вот что об этом пишет издаваемая в то время пролетарская газета «Коммунар» № 4 от 5 декабря 1933 года:

«Под дружный хохот  коммунаров были сброшены в 1931 году купола Костинской церкви. В облаке пыли, в грохоте падающих от ударов ломами кирпичей, умирало еще одно из средств эксплуатации, еще одно из наследий капитализма.

А внутри здания лихорадочно кипела работа. Нужно было к 14-й годовщине октябрьской революции ус­та­новить и произвести монтаж радиоузла трудовой коммуны.

Рабочих не было. Срок был слишком короткий, работы очень много, но задачу нужно было выполнить.

Под руководством В.И. Андрианова члены коммуны Петров, Леонов, Смирнов и др., охваченные общим энтузиазмом, работали по 18-20 часов, выполняя всякие работы: монтаж, побелку, покраску и даже некоторые работы каменщиков, плотников и штукатуров. В результате аппаратная, установленная в бывшем алтаре, заработала, передавая парад с Красной площади.

В 1932 году, ко дню 8-летия коммуны, решено было изменить архитектурные очертания бывшей церкви. Снова закипела работа, но в самом разгаре труда центральный купол, тяжестью в несколько сот тысяч килограммов, провалился внутрь здания, снес мастерскую второго этажа вниз, в студию, превратив радиоузел в груду развалин.

Но сердце радиоузла (аппаратная) осталась невредимой, и снова, под руководством энтузиаста Андрианова те же члены коммуны упорно, как муравьи, камень за камнем стали растаскивать нагромождение.

Вокруг здания образовались горы щебня, кирпича и мусора, а завтра праздник коммуны. Партийная ячейка решила провести ударник.

Партийцы, поддержанные всей массой коммунаров, работали всю ночь, а на утро бывшая церковь освободилась от лесов и мусора.

Радиоузел был восстановлен. Д. Закоржевский.  Коммуна № 1».

Во время Великой Отечественной войны в здании бывшей церкви размещался Костинский штаб противовоздушной обороны. После войны здесь устроили общежитие, затем открыли швейную мастерскую, фотолабораторию…

Полуразрушенное здание церкви без купола и креста простояло до середины 50­-х годов XX века. В хрущевские времена храм был окончательно разрушен. Тогда же был снесен и дом причта. Ныне на месте храма стоит пятиэтажка (ул. Дзержинского, д. № 32),

а по старинному кладбищу, прилегавшему к территории церкви, проходит улица Дзержинского…

Что касается главного дома усадьбы Костино, то непростительная небрежность властей по отношению к нему привела к потере былой привлекательности исторического и архитектурного памятника. Сейчас в этом, почти безформенном, строении трудно узнать господский дом.

 

Строители  и  благоукрасители Богородицерождественской церкви села Богородское-Костино (1689-1930 гг.):

 Феодор Космин

Илия Киреевский

Екатерина Долгорукова

Варвара Долгорукова

Александр Крафт

 

 Священнослужители:

 священник Михаил Матвеев

священник Фома Прохоров

священник Иоанн Иверонов

священник Иоанн Третьяков

священник Константин Третьяков

священник Сергий Соловьев

священник Павел Васильев

протоиерей Алексий Введенский – священномученик

дьячок Аввакум Семенов

дьячок Савва Кузмин

дьячок Андрей Уразов

дьячок Алексий Долгоруков

пономарь Павел Зверев

пономарь Петр Лебедев

пономарь Павел Лебедев

псаломщик Владимир Георгиевский

псаломщик Феодор Аверкин.

 

 Возрождение храма

3 марта 1999 года Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия № 480 настоятелем храма назначен священник Борис Куликовский (с 2009 года – протоиерей), которому суждено было возродить храм.

До принятия священного сана отец Борис сподобился великой милости Божией: его дважды рукополагал Святейший Патриарх Алексий II, в 1991 г. – в сан диакона, в 1995 г. – в сан священника. Священник Борис Куликовский уже тогда имел богатый жизненный опыт: доцент, кандидат технических наук, окончил МВТУ им. Баумана, занимался разработкой и внедрением АСУ на предприятиях страны. Служа диаконом в Преображенском храме в Переделкино, он в 1994 году экстерном окончил Московскую духовную семинарию. Так что Промыслом Божиим в 1999 году общину, к этому времени уже более полугода лишенную пастыря, возглавил именно священник Борис, сумевший преодолеть все преграды, воздвигавшиеся городской администрацией в деле возрождения храма.

Идея возрождения разрушенного храма на Костинской земле города Королёва сплотила общину, которая была зарегистрирована в 1996 году. Однако до практического воплощения этой идеи потребовалось еще почти 5 лет: с выделением нового участка земли под строительство городская администрация не торопилась.

В конце 1999 года община добилась выделения ей временного помещения для храма в доме Крафта (ныне это – Краеведческий музей) в непосредственной близости от исторического места.

13 января 2000 года после более чем полувекового перерыва была совершена первая Божественная Литургия. Храм этот сохранился по сей день: алтарь, иконы. Там сейчас действует воскресная школа и Музей возрождения храма.

На разработку проекта, согласование и получение полного пакета разрешительной документации на строительство храма ушло в общей сложности два с половиной года.  В 2001 году проект получил благословение Владыки Ювеналия.

14 июля 2003 года, в день свв. безсребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших, было начато строительство так называемого нулевого цикла – нижнего храма в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Первый строительный сезон был завершен 26 октября 2003 года, в день празднования Иверской иконы Божией Матери. В этот же день состоялась закладка камня. По благословению Владыки Ювеналия совершил ее благочинный церквей Пушкинского округа митрофорный протоиерей Иоанн Монаршек.

В

строительный сезон 2004 года были возведены кирпичные стены и сооружена временная двускатная крыша. Летом 2005 года велись работы по устройству бетонных сводов и главной звонницы.

Возведение храма было совершено в три летних строительных сезона. С начала земляных работ до установки 11ноября 2005 года креста над шатром суммарная продолжительность составила один год и три месяца.

В сочельник 2006 года богослужения были окончательно перенесены из временного помещения дома Крафта в новый храм.

Освящение нижнего храма в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова было совершено Владыкой Григорием, архиепископом Можайским, 22 апреля 2007 года, в третье воскресение Светлой седмицы, в день памяти Жен Мироносиц.

Согласно проекту храм оснащен двумя звонницами: малая, обращенная на запад, предназначена для рядовых служб и различных треб; главная – для воскресных и праздничных служб.

В настоящие время в верхнем храме продолжаются отделочные работы.

С открытием храма в 2000 году при храме действует воскресная школа для детей и взрослых, существует сайт, с ноября 2008 года издается газета «Костино, Богородское тожЪ».

21 сентября 2009 года Богородицерождественский храм отметил своё 320-летие. В числе подготовительных работ к празднику было размещение возле паперти со стороны ул. Калининградской баннера, свидетельствующего об истории нашего храма.

Контакты:

Адрес храма:
141080, г. Королёв, Московская область, ул. Калининградская, д.1.
Телефон/факс: (498) 602-91-80
Телефон настоятеля: 8-495-766-44-31
Банковские реквизиты:
ИНН 5018023872
КПП 501801001
Получатель: Богородицерождественский храм
ОСБ 2570 г. Королёв
Банк получателя: Сбербанк России г. Москва
р/c 40703810240170100159
к/с 30101810400000000225
БИК 044525225

Сайт храма: http://hramvkostino.ru/

   |    Рубрика: Храмы Ивантеевского благочиния    |    Опубликовано: 25.03.2015