Ивантеевское благочиние

Георгиевский храм, г. Ивантеевка

В 2007 г. минуло ровно 270 лет со дня освящения храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца в Новоселках, построенного княгиней И.Ф. Шереметевой в 1730-1737 гг. Эта церковь предшествовала нынешнему зданию Георгиевского храма, перестроенного на прежнем месте в конце XIX века.

Но свое летописное исчисление Георгиевская церковь начала еще в первой половине XVI столетия. Именно в это время в Московском уезде в сельце Новоселки Бохова стана на берегу речки Песочни появляется первый деревянный храм, посвященный «страстотерпцу Георгию». По свидетельству Писцовых книг, первое упоминание о существовании этой «клетцкой» церкви относится к 1574 г., а в 1585 г. при владельце Новоселковской пустоши Степане Васильевиче Годунове она уже значится «развалившейся». В 1664 г. Иван Иванович Бирдюкин-Зайцев, владевший этой деревней с 1646 г., и его родной брат Киприан получили «благославенную грамоту» на строительство нового храма и владения церковной землей.

Отстроена новая деревянная церковь была «на старом церковном месте» в 1674 г., уже при новом владельце Киприане Бирдюкине-Зайцеве, который получил имение от брата в 1666 г. Почти 10 лет новопостроенный храм стоял «без пения», оставаясь все это время неосвященным. Однако, после того как церковь была построена, с 1680 г. Новоселки становятся селом и именуются, по названию храма, также селом Георгиевским.

Лишь в 1684 г. при боярине Федоре Петровиче Шереметеве состоялось долгожданное освящение Георгиевской церкви и назначен церковный причт: священник Архип Меркульев, дьячок и пономарь. В марте 1697 г. по указу Патриарха Адриана священником Никольского храма из соседнего села Пушкино  Семеном Флоровым была сделана первая опись церковного имущества Георгиевской церкви. Судя по этому описанию, Георгиевский храм имел весьма скромные размеры; колокольни у него не было — два колокола были подвешены на березе, а третий, небольшой, «без языка» лежал в церкви. В эти годы в Георгиевском храме служили священники – о. Михаил Афанасьев (1692 г.), о. Иоанн Анкидинов (1697 г.), о. Никита Федоров (с 1704 по 1711 гг.), о. Никита Герасимов (с 1722 по 1725 гг.).

В 1729 г. имение в Новоселках перешло к вдове племянника Ф.П. Шереметева, капитан-лейтенанта морского флота Василия Васильевича Шереметева — Ирине Фёдоровне Шереметевой, урожденной княгине Ромодановской. К этому времени Георгиевский храм вновь стал ветшать, и новая хозяйка села 3 июля 1730 г. подала в Синодальный казённый приказ прошение о построении новой деревянной церкви: «В нынешнем 1730 году имеется у меня вотчина в Московском уезде, в Бохове стану, в Радонежской десятине, село Егорьевское Новоселки тож, а в означенной моей вотчине церковь Божия обетшала, в которой невозможно исправлять службы, а по обещанию моему желаю я тое церковь в той вотчине построить вновь, а без указу тое церкви строить не смею, а оная церковь будет деревянная во имя великомученика Егория и дабы повелено было вместо обетшалой церкви построить вновь церковь во имя св. Егория и о том дать указ». В скором времени прошение княгини Шереметевой было удовлетворено и одобрено по указу Ея Императорского Величества (императрицы Анны Леопольдовны), и по благословению Святейшего правительствующего синода 17 июля 1730 г. Синодальный казенный выдал заказчице указ о строении означенной церкви.

Новую деревянную церковь русские плотники вновь поставили на живописном, холмистом берегу речки Песчанки.

Возведенный на каменном фундаменте деревянный купольный храм с одним престолом, с колокольней были вытянуты в плане по одной оси и покрыты железом.

Прежний храм, как можно предположить, отстоял от нового на несколько сотен метров, располагаясь примерно в том месте, где сейчас находится поворот автодороги в сторону Комягина. Об этом свидетельствуют интересные находки, случайно сделанные в этом месте детьми в начале 1950-х годов. Однажды мальчики-подростки играли в сыпучем прибрежном песке около магазинчика, который располагался здесь, и случайно откопали обрывки священнических облачений и человеческие кости. Всё найденное при этих «раскопках» было передано взрослыми священнику Георгиевской церкви для перезахоронения. Нужно добавить, что и владельцы дома, примыкающего к повороту, старожилы Новосёлок, рассказывали, что каждую весну на их огороде вода, размывая береговой песок, обнажала человеческие кости. Как известно, сельские погосты издревле располагались вокруг святых храмов. Следовательно, на этом месте когда-то и находились Георгиевский храм с местным кладбищем. А на нём был похоронен один из настоятелей церкви, останки которого и были случайным образом обретены в середине прошлого столетия. Возможно, именно этот погост упоминается в книге Патриаршего приказа (№ 141) за 1680 г. В ней идёт речь о том, что у церкви Бирдюкиных-Зайцевых по смете имеется церковное кладбище в «четверть десятины, и на том кладбище поставлена крестьянская сенница».

Спустя семь лет строительство Георгиевского храма было завершено, и Ирина Федоровна 12 декабря 1737 г. вновь обратилась в Синодальный казенный приказ с прошением о повелении освятить новопостроенную церковь – «дать указ и освященный антиминс выдать». В ответ на прошение, 16 декабря 1737 г. последовало распоряжение  Преосвященнейшего Вениамина, епископа Коломенского и Каширского, о выдаче указа об освящении и «освященном антиминсе», и в тот же день Синодальный приказ назначил протопопа Никифора Иванова с братией из Большого Успенского собора Московского Кремля для исполнения указанного — освящения возведенной церкви.

Через сто лет, в бытность владения селом помещиком, надворным советником Алексеем Степановичем Мельгуновым, видимо, по причине малочисленности прихода, указом Святейшего Правительствующего Синода от 14 ноября 1838 г. было предписано приписать Георгиевский храм к Сергиевской церкви в селе Комягино Богородского уезда Московской губернии, и 24 февраля 1839 г. по указу Московской духовной консистории Георгиевский храм был приписан к Комягинской церкви.

С этого времени, и вплоть до 1918 г., в приписной Георгиевской церкви не стало собственного причта, а службы проводил священник Сергиевского храма. Таким образом в этот период судьбы этих двух соседних храмов соединились одной общей исторической связью. Сохранились послужные списки церковного причта Сергиевской церкви, а значит, и Георгиевского прихода: в 1843 г. здесь служил священник о. Иоанн Широгоров с дьячком Мефодием Воскресенским и пономарем Флегонтом Сокольским, а  в 1918 г. эти храмы возглавлял священник о. Михаил Введенский, ему помогал псаломщик Михаил Пировский.

В 1854 г. была заведена опись церковного имущества Георгиевской церкви, которая была повторно перепроверена в 1905 г., и хранилась в храме в целости вплоть до 1918 г.

К концу XIX в. храм княгини Шереметевой начал приходить в упадок и нуждаться в капитальном ремонте. По рассказам супругов Н.И. и С.А. Лифанцевых, старожилов Новоселок, сохранивших воспоминания своих родственников – бывших прихожан Георгиевского храма и очевидцев происходивших в селе событий, перестройка Георгиевской церкви началась приблизительно в 1886-1887 гг. на специально пожертвованные для этой благой цели средства одного богатого купца из села Хомутова (близ Щелкова). Этот храм,  выполненный плотниками в характерном для деревянного зодчества конца XIX в. псевдорусском стиле, дошёл до нашего времени и по сей день является одним из немногих образцов национального деревянного зодчества и в Подмосковье и во всей России, в целом. Простота и лаконичность архитектурных форм храма до сих пор прекрасно гармонируют с окружающим пейзажем Новоселок. Новую Георгиевскую церковь возвели на фундаменте старого, предыдущего храма, о чем свидетельствует  планировка церкви, вполне характерная для русских церквей XVIII столетия; крышу покрыли луженым железом, внутри оштукатурили стены.

До наших дней на куполе Георгиевской церкви сохранились кресты конца XVII в., а на окнах фигурные решетки конца  XVIII столетия. Настенные храмовые росписи, отличавшиеся большой одухотворённостью, были переписаны в начале 1980-х гг. с сохранением расположения сюжетов и святых на их прежних местах.

Очень ценные воспоминания оставил для нас Андрей Алексеевич Лифанцев. Он родился в 1879 г. в Новосёлках, был усердным прихожанином Георгиевского храма и членом его церковного совета.

Вспоминая свои детские годы, он рассказывал своим родственникам, как перестраивалась церковь: когда ему было 7-8 лет, он по поручению своей матери бегал к храму собирать деревянные щепки для топки печи, а у кровельщиков просил отрезать ему полоску жести, чтобы её носить вместо пояса.

Документальные материалы, касающиеся времени перестройки последней Георгиевской церкви, не сохранились, однако в «Клировой ведомости» Сергиевской церкви села Комягино и приписной к ней Георгиевской церкви за 1918 г. есть упоминание о том, что Преосвященный посещал Георгиевский приход в 1892 г.Как известно, к этому времени Георгиевский храм был уже отстроен, и Владыка посетил новопостроенную церковь для ее освящения. Таким образом, 1892 г. – год последнего посещения храма правящим архиереем, следует считать датой рождения последнего Георгиевского храма. Иными словами, в 2010-м году Георгиевскому храму, основанному княгиней Шереметевой в 1730 г.,  исполнится, по меньшей мере, 118 лет – именно такой срок прошел со дня перестройки и переосвящения церкви в целом. Но своё духовное начало Георгиевский храм берет всё же в 1737 г., когда состоялось освящение престола церкви, а в конце XIX века произошло её архитектурное обновление. По меньшей мере, четырежды возобновлялись храмы в истории Новоселок, но всегда традиционно возводились из дерева и неизменно посвящались Покровителю христолюбивого воинства.

В начале XX в. 33 десятины земли при Георгиевском храме находились в безспорном владении причта Сергиевской церкви. Без учёта усадебной и земли под погостом пахотной было 26 десятин, сенокосной – 3 десятины и лесной – 4 десятины. В «Ведомости о приходе» за 1918 г. записано, что в сельце Новосёлках имеется всего 57 домов, в которых проживают 169 мужчин и 240 женщин.

В мае 1922 г. представители комиссии по изъятию церковных ценностей, в присутствии настоятеля протоиерея Димитрия Александровича Боголепова, изъяли из Георгиевского храма часть богослужебных предметов из драгоценных металлов, общим весом в четыре пуда (примерно 65,5 кг). В середине 1930-х гг. с колокольни были сброшены и отправлены на переплавку колокола. Но, тем не менее, по воле Божией, Георгиевской церкви суждено было уцелеть после событий 1917 г., она никогда не закрывалась, спасенная героическими усилиями своих мужественных прихожан.

Георгиевский храм и по сей день хранит в себе необыкновенную «намоленность» прошедших веков и дарит ощущение покоя и умиротворения, какое можно почувствовать только в небольшой, уютной церкви. На протяжении советской эпохи он оставался единственным храмом-хранителем Православия в Ивантеевке и во всей ближайшей округе. И, конечно, помогали поддерживать святую веру в своих прихожанах настоящие пастыри ушедшего столетия, на долю которых выпало служение в это трудное безбожное время.

В разные годы настоятелями Георгиевского храма были: протоиерей Гавриил Раевский и протоиерей Серафим Голубцов, прошедшие лагеря и ссылки, протоиерей Владимир Ткаченко – участник Великой Отечественной войны, протоиерей Иоанн Зайцев, протоиерей Павел Москвин, протоиерей Георгий Кондратьев, протоиерей Зиновий Анисимов и ныне здравствующий протоиерей Владимир Ильчук.

В настоящее время в Георгиевском храме продолжают служение клирики — настоятель священник Алексий Барашков и протоиерей Иоанн Ляхов.

 

СВЯТЫНИ

Главная святыня Георгиевского храма в Новосёлках – чудотворная Черниговско-Гефсиманская икона Божией Матери (список с чудотворного образа из Пещерного храма святого архистратига Божьего Михаила Черниговского скита Троице-Сергиевой Лавры).

Необычным было обретение этого чудотворного Богородичного образа. Летом 1957 г. на колхозных полях в Ашукине трудились мужчины из Ивантеевки. Когда подошло обеденное время, они решили поискать в близлежащем бывшем Смоленском храме в селе Софрине, закрытом и поруганном, какое-нибудь приспособление для трапезы, могущее заменить им обеденный стол. Но каково же было изумление ивантеевцев, когда на найденной ими большой доске, лежавшей в бурьяне на пустыре у церкви, они увидели дивный образ Божией Матери, когда-то украшавший софринский храм! По возвращении домой об обретенной святой иконе они немедленно сообщили отцу Василию (Решетину) – настоятелю Георгиевского храма. Батюшка незамедлительно на своей машине перевёз Богородичную икону (а это оказался Черниговский образ Божией Матери) в свой храм, заказав для неё киворий. Эта святая икона, созданная иконописцами академической школы в 1877 г., пролежала на улице десятки лет под солнцем, дождём и снегом и чудесным образом прекрасно сохранилась, не требуя реставрации! Сама Царица Небесная спасла и уберегла Свой чудотворный образ, явив его нам для нашего укрепления и спасения. Эту икону в 1987 г. прекрасно дополнил образ «Иисус Христос» в иконографии  «Царь-Царем» (сер. XIX в.), и с тех пор эти святые иконы находятся в общем, большом киоте со стороны левого клироса. Каждую среду перед чудотворным образом Черниговской иконы Божией Матери служится молебен с акафистом.

Очень любят и почитают в Георгиевской церкви образ Казанской иконы Божией Матери (кон. XIX в.), находящийся в нижнем ярусе иконостаса, и образ святителя Николая Чудотворца («Николы Можайского», сер. XIX в.).

Среди икон современного письма можно выделить большой храмовый образ небесного покровителя храма – святого великомученика Георгия Победоносца и образ святой блаженной Матроны Московской.

Особо почитается в храме память преподобноисповедника Гавриила (Игошкина), архимандрита Мелекесского, прославленного в сонме святых в 2000 году в Московской епархии. Его святой образ с частичкой мощей – ещё одна дорогая святыня прихожан Георгиевской церкви. Архимандрит Гавриил прожил тяжёлую, исповедническую жизнь, в общей сложности провел семнадцать с половиной лет в тюрьмах, лагерях и ссылках. У отца Гавриила многие духовные чада были из числа прихожан Георгиевского храма, с которыми он состоял в духовной переписке, а после своего освобождения неоднократно навещал их в Ивантеевке.

Престольные праздники Георгиевского храма отмечаются 6 мая и 9 декабря.

Библиография

  1. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквях и селах XVI–XVIII столетий Радонежской десятины Московского уезда. М., 1886. С. 139-144.
  2. Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ). «Клировые ведомости Богородского уезда. 1843 г.», «Ведомость церкви Великомученика Георгия, что в селе Новоселках». Ф. 203, оп. 780, д. 2177, лл. 8-12об.
  3. ЦИАМ. «Клировые ведомости церкви Сергиевской села Комягина Богородского уезда Московской губернии и приписной к ней церкви Георгиевской сельца Новоселки». Ф. 1176, оп. 1, д. 286, лл. 62-65 об.,66,68.
  4. Рощин М. В. «Еще раз о храме, или старожилы Новоселок рассказывают». «Пульс Ивантеевки», 11. 04. 2000 г.
  5. Памятники архитектуры Московской области. Т. 2. М., 1999.
  6. Ивантеевка из глубины веков до наших дней. Ивантеевка, 1988.
  7. Сергеева Т.В. Георгиевский храм в Новосёлках. //
  8. Православное слово, № 12 (декабрь) 2007. С. 22.
  9. Сергеева Т.В. История храма святого великомученика Георгия Победоносца в Новосёлках. // Пульс Ивантеевки. № 57 (25 июля) 2007 г.; № 59 (1 августа) 2007.
  10. Сергеева Т.В. Храм святого великомученика Георгия Победоносца. // Буклет, посвящённый 270-летнему юбилею Георгиевского храма. Ивантеевка, 2007.

Контакты:

Адрес храма: Московская обл., г. Ивантеевка, ул. Новоселки, 53

Телефон храма: 8(496)536-49-53

Телефон настоятеля: 8-963-683-35-81

Банковские реквизиты:

ИНН 5016005204

Р/с 40703810740170130399

БИК 044525225

К/С 30101810400000000225 в Среднерусский банк ОАО «Сбербанк России» в г.Москва

Официальный  сайт : http://pobedonosec-georgy.ru/

   |    Рубрика: Храмы Ивантеевского благочиния    |    Опубликовано: 26.03.2015