Ивантеевское благочиние

Взаимодействие с вооруженными силами и силовыми структурами в 2013 г.

Достижения и трудности во взаимодействии и сотрудничестве духовенства Ивантеевского благочиния с подразделениями различных силовых структур и вооруженных частей, находящихся на территории Ивантеевского церковного округа. 2013 г.

Дух народный составляет нравственное могущество государств, подобно физическому, нужное для их твердости
Н.М.Карамзин

Несколько лет назад на одном из православных сайтов была опубликована замечательная статья офицера «ВОЗРОЖДЕНИЕ ВЕРЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ — ПУТЬ К ВОЗРОЖДЕНИЮ РОССИИ» (автор О.А. Лавров), который изложил в ней свои мысли о важной роли духовно-патриотической работы духовенства с военнослужащими. В частности, он подчеркнул, что «без развития и укрепления патриотических чувств у защищающих Родину бойцов армия обречена на полное поражение. А что лучше религии может поднять боевой дух и патриотизм у воина?
Ведь ни для кого нет секрета, что для соблюдения морали служат законы, для охранения людей служат армия и власть, а для духовного единства общества служит религия, вера.
Государственное реформирование России протекает в очень сложных и противоречивых условиях. Налицо социально-экономический и политический кризис, до предела обострена международная военно-политическая обстановка. В сложившейся ситуации одной из важнейших задач укрепления государственной мощи страны является создание эффективной системы патриотического воспитания на традициях верного служения своему Отечеству. Решить же эту проблему невозможно без знания истории и духовно-религиозных традиций государства, без учета особенностей различных категорий людей и ситуации в регионе и в стране в целом. Фактором, оказывающим не последнее влияние на обстановку в коллективе, в том числе и воинском, является религиозный фактор. Причем, с усилением экстремальности ситуации его роль возрастает, а если учесть, что прослеживается тенденция увеличения верующих с каждым призывом на военную службу, то религиозный фактор приобретает особое значение»1.
Особое место среди духовных качеств российского воина занимает чувство патриотизма. Под ним понимается преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов. Для патриота характерно чувство безмерной любви к своему народу, гордости за его свершения, сопереживание за победы и поражения своей Родины.
Прошлое нашего Отечества убедительно свидетельствует, что во все времена государственно-патриотическая идея была одним из основных факторов, обеспечивающих жизненность общества. Своими истоками она уходит в древность, в период распространения христианства на Руси и борьбы с многочисленными захватчиками. Тогда формировались традиционные моральные ценности нашего народа.
Церковь и армия на протяжении всей истории нашей страны были очень близки друг к другу. Церковь благословляла воинов на предстоящие битвы, непрестанно молилась о сражающихся и о победе над врагами, духовно окормляла армию, сама становилась в ряды защитников Родины, помогала собирать вещи и деньги на нужды военные. Военачальники и простые воины почти всегда перед сражением и в тяжелые минуты боя преклоняли колена и молились о даровании помощи свыше на победу над неприятелями, и не было случая, когда искренняя молитва была не услышана Богом.
«На протяжении многих веков духовно-нравственный облик Российского воинства определялся системой духовных ценностей Православия. Твердая вера и надежда на Бога, сострадательная любовь к ближним, защищать которых требует воинский долг, жертвенность и самоотверженность в бою были присущи каждому российскому солдату. Среди прославленных русских воинов – святые Русской Православной Церкви благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской, выдающийся флотоводец Феодор Ушаков. Было время, когда в обществе стало развиваться определенное негативное отношение к нашему воинству. Но эти времена проходят. Трагические события на Кавказе и в других регионах, распространение в мире терроризма ясно показали всем, что угрозы для самого существования нашей страны вполне реальны. Это заставляет обратиться к опыту прошлого. На протяжении веков Россия имела славную традицию духовного попечения о военнослужащих. Во время войны священнослужители ободряли воинов, молились за них, делили с ними все тяготы военной службы. В мирное время они поддерживали и укрепляли дух солдат и офицеров»2.
С принятием Русью Крещения в 988 году князем Владимиром установилась тесная связь между армией и Православной Церковью, которая благословляла войска и напутствовала их во всех войнах. До появления полков регулярного строя при Петре I в походах участвовали священнослужители. В каждой дружине имелась своя икона-покровительница. Роль религии определялась тем, что она, по сути, являлась единственным средством воспитания, развития духовных сил и укрепления морально-психологического потенциала армии. Немаловажную роль в повышении значения и влияния Церкви сыграло и то обстоятельство, что русской армии противостояли войска государств, имеющие другие официальные религии. В критические моменты российской истории религия всегда была централизующим началом, объединяющим нацию.
Опыт активного участия руководства специальных ведомств Российской Империи в регулировании религиозных отношений в своих структурах и наличие, в связи с этим, ведомственной нормативной базы стали использоваться в наши дни при возрождении взаимоотношений силовых структур и религиозных организаций. Закрепление в Общевоинских уставах обязанностей должностных лиц по обеспечению свободы совести3, издание внутриведомственных нормативных актов, регулирующих отношения с религиозными организациями, обучение офицеров практике военно-церковного сотрудничества позволили в рамках действующего законодательства в определенной степени обеспечить удовлетворение «духовных потребностей личного состава»4. Понятно, что эта деятельность находится на начальном этапе и требует дальнейшего совершенствования и развития.
Церковь непрестанно молится о христолюбивом воинстве своей страны, своего государства, о спасении плененных, об упокоении погибших воинов.
Помимо молитв Церковь оказывала также помощь в виде духовно-нравственного воспитания воинства. В последние годы у нас много говорится о необходимости такого воспитания для солдат, чтобы искоренить имеющиеся среди них беды. При этом, к сожалению, меньше внимания уделяется проблеме духовно-нравственного воспитания офицеров, хотя без этого оздоровление армии невозможно. Командир-атеист и на административном уровне будет чинить препятствия для церковного служения, и собственным примером разлагающе влиять на подчиненных, а для верующих солдат даже создавать препятствия. С другой стороны, верующий и благочестивый командир поможет и Церкви исполнить свой долг проповеди и духовного окормления солдат и личным примером будет способствовать укреплению благочестия и здорового нравственного климата среди личного состава. Святые отцы прекрасно понимали это обстоятельство, поэтому мы можем встретить среди их творений те, которые написаны полководцам и посвящены разъяснению того, каким должен быть православный воин.
Отрадно видеть, что в наше время в общество возвращается прекрасная традиция, которой веками жила дореволюционная Россия, — благословлять в церкви мужчин на воинский труд.
Духовенство Ивантеевского церковного округа проводит регулярные мероприятия по работе с призывниками, которые направлены на формирование духовно-патриотического облика православного воина.
Подобные мероприятия, а именно: духовные встречи и беседы с военнослужащими, проводятся также во всех общеобразовательных учреждениях, как правило, с учащимися 9-11 классов, будущими выпускниками школ. Занятия чаще всего бывают приурочены к таким праздникам, как: День Победы в Великой Отечественной войне, День защитника Отечества, День памяти и скорби – 22 июня, День мученической кончины воина Евгения Родионова – 23 мая, День памяти жертв ДТП – 21 апреля, День памяти святых – Сергия Радонежского, Димитрия Донского, Александра Невского и т.д. По возможности, в подобных встречах приглашаются принять участие офицеры воинских частей и силовых ведомств, расположенных на территории Ивантеевского благочиния.
Ежегодно в частях, где налажена духовная работа, проводятся музыкальные вечера патриотической направленности, в которых принимают участие священнослужители Ивантеевского округа, а также казачьи ансамбли и исполнители народного фольклора.
Освящение зданий и отдельных помещений воспринимается православным человеком, как благословение Божие на его земную деятельность. В связи с этим духовенством Ивантеевского округа не менее 1 раза в год совершается освящение служебных помещений подразделений правоохранительных органов, а также осуществляются попытки ввести в традицию совершение молебнов в особые дни, связанные по тем или иным критериям с родом деятельности данной организации, такие как:
— профессиональные государственные праздники;
— перед началом тех или иных сборов или учебных периодов;
— в дни юбилейных дат и т.д.
В управлении МВД г. Королева успешно формируется библиотека духовно-патриотической тематики; регулярно совершаются молебны, а также панихиды по убиенным при исполнении служебного долга сотрудников правоохранительных ведомств; проводятся беседы с личным составом, затрагивающие вопросы нравственности и морали в деле служения Отечеству; периодически совершаются совместные паломнические поездки по святым местах (Троице-Сергиева Лавра и др.). За 2013 год было проведено более 20 подобных встреч.
Аналогичная работа проводится в отделах вневедомственной охраны, частях МЧС и воинских частях. Совместно с ГИБДД г. Королева в 2013 году принято решение проводить беседы с учащимися водительских курсов относительно вопроса христианского отношения к соблюдению правил дорожного движения.
Священнослужители Ивантеевского церковного округа оказывают частям МВД помощь в профилактической работе с малолетними правонарушителями, не ограничиваясь воспитательными мероприятиями, но и оказывая возможную гуманитарную помощь подросткам, находящимся в центрах временной изоляции.
Но наряду с достижениями, произошедшими в деле сотрудничества духовенства Ивантеевского благочиния с руководителями силовых ведомств, не раз возникали и большие трудности, преодолеть которые до сегодняшнего дня удалось не везде. В частности, из-за протеста со стороны руководства службы судебных приставов г. Королева работа в данном ведомстве не ведется. Все попытки наладить отношения по данному вопросу на сегодняшний день положительных результатов не принесли. Главным аргументом, на который ссылаются руководители этого ведомства, является факт отделения Церкви от государства. По этой причине священникам не предоставляют возможность принимать участие в духовно-патриотическом воспитании сотрудников данного ведомства.
Справедливости ради хочется отметить, что это единственный случай, зафиксированный за все время работы духовенства в области взаимодействия с силовыми структурами.
Большие успехи в данном направлении достигнуты в НИИ Космических систем им. Хруничева г. Юбилейный (Филиал Федерального Космического агентства им. А.А. Максимова). Сотрудники данного военного института (отдела безопасности объекта) стали регулярно участвовать в Таинствах Покаяния и Причащения, посещая богослужения в храмах Ивантеевского благочиния.
Благочинным Ивантеевского церковного округа протоиереем Иоанном Монаршеком проводится активная работа с личным составом сотрудников Архива ФСБ России, на территории которого возводится православный храм-часовня в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
В январе 2013 года на очередном собрании духовенства благочиния была принята «Карта взаимодействия духовенства Ивантеевского благочиния и силовых частей, расположенных на территории Ивантеевского церковного округа». Согласно данной карте за каждым приходом благочиния была закреплена воинская часть или силовое подразделение, за работу в котором отвечает конкретный священнослужитель.
Во многих частях сформированы молельные комнаты или, так называемый, «красный угол». Налаживается постепенно работа с представителями Хуторского Казачьего Общества, расположенного на территории г. Королева.
Таким образом, анализируя работу благочиния в области взаимодействия с воинскими частями и силовыми структурами, расположенными на территории Ивантеевского церковного округа, мы можем отметить как достижения, так и проблемы, возникающие на данном направлении.
Хочется верить, что со временем, благодаря совместным трудам на ниве духовно-патриотического окормления сотрудников правоохранительных учреждений и силовых ведомств, благодаря молитвам Церкви возрастет авторитет Российской Армии, а также престиж работы в полиции.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. О.А. Лавров — аспирант северо-западной академии государственной службы, Санкт-Петербург «Возрождение веры в вооруженных силах — путь к возрождению России».
2. Из послания Святейшего Патриарха Алексия II по случаю Всероссийской социально-патриотической акции «День призывника» [Патриаршее послание 2006] 3. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. — М., 1994. С. 40-41, 61, 68.)
4. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. — М., 1994. (С. 61, 68.).

Ответственный за взаимодействие
с вооруженными силами и силовыми структурами,
расположенными на территории Ивантеевского благочиния,
священник Никита Потапов

   |    Рубрика: Благочиние, Вооруженные силы, Служение церковное и социальное    |    Опубликовано: 28.11.2013