Ивантеевское благочиние

История города Ивантеевки

В конце XVI в. впервые в писцовых книгах упоминаются старинные селения Вантеево, Копнино и Новоселки. Находящееся поблизости село Новоселки («Новоселки Егорьевское тож») было включено в состав г. Ивантеевки только в 1958 г.

В старинных записях указан Стан Бохов — административное деление того времени.
Земли Троице-Сергиева монастыря: деревня Вантеево, которая раньше принадлежала Василию Парфенову, сыну Угримова, а в ней двор монастырский, пашни паханные серой земли — 15 четвертей и перелога, 29 четвертей в поле, сена 200 копен, лесу дровяного 8 десятин. «…а в ней (Вантеево) двор монастырский…», т.е. Троице-Сергиева монастыря, с 1744 г. получившего название Лавры.

В Лаврской летописи относительно монастырского двора написано: «…а живут в нем деловые люди Кузьмы Сурпенева».

В писцовой книге записано: деревня Копнино на реке Уче, которая находится в вотчине И.Б. Жюлетина, «что дал ему за дочерью своею в приданое Истома Евсей…»

О происхождении деревни Вантеево, давшей название городу, существуют две версии. По одной — основателем Вантеево был Василий Андреевич Вантей, один из сыновей боярина Андрея Ивановича Кобылы. По этой версии основание Ивантеевки можно отнести ко второй половине XV века.

Историк-краевед В.С. Белов в актах Троице-Сергиева монастыря, датируемых 1504 и 1563 годами, встретил упоминание о Григории Вантее и его сыновьях Степане и Мосоле Вантеевых, владевших небольшими поместьями в Московском и Переяславском уездах. По мнению Белова, именно братья Вантеевы основали деревню Вантеево на реке Уче где-то между 1490—1504 гг. Таким образом, если согласиться с этой версией, то поселение, на территории которого возник наш город, образовалось в конце XV или в самом начале XVI века. Впрочем, имя Вантей (одно из производных от Иван) было довольно распространено на Руси, что не могло не отразиться в названиях населённых мест. Только в Московском уезде существовало четыре селения, носивших имя Вантей.

Внешне село было типичным захолустьем: кривые грязные немощенные улицы. Вплотную к домам подходили глухие болотистые леса.

По инициативе Ивана IV и митрополита Макария, в середине XVI в. в России началось книгопечатание. К этому времени относится и создание первой в России «бумажной» мельницы на реке Уче в деревне Вантеево.

В конце XIX в. Н.П. Лихачёв обнаружил упоминание в России XVI в. бумажной мельницы. Это упоминание содержится в купчей 1576 г., копия с которой была найдена исследователем среди документов Троице-Сергиевой Лавры. При обозначении границ продаваемого земельного участка в качестве ориентира названа существовавшая когда-то бумажная мельница Федора Савинова на реке Уче. Вероятно, она была построена по приказу Ивана IV Грозного. Так Ивантеевка вошла в историю развития книгопечатания на Руси.

С 1576 по 1628 годы деревня Вантеево принадлежала Троицкому монастырю, который отдавал её во владение разным людям. Во второй половине XVII века сельцом владели патриархи: Иосиф, Никон, Иоасаф II, Питирим, Иоаким, Адриан.

В XVIII веке крестьяне деревни Вантеево занимались земледелием, продажей сена и дров, извозом. В начале века деревню приобрёл купец Афанасий Кузнецов. Построенная Кузнецовым мукомольная мельница положила начало развитию местной промышленности.

Затем деревню приобрели купцы Евреиновы, которые построили три фабрики: парусно-полотняную, бумажную и обойную.

Из истории. Россия, поднятая Петром I из спячки, нуждалась в своем производстве бумаги. Владевший деревней Вантеево купец Я.М. Евреинов в 1743 году поставил на реке Уче бумажную фабрику (130 человек фабричных рабочих), которая выпускала писчую бумагу.

Евреиновы покупали для своих фабрик крестьян в разных губерниях и селили их в Вантееве, поэтому численность населения со строительством фабрик значительно возросла.

Евреиновы — русский дворянский род. Происходит от выходца из Польши Матвея Григорьевича, бывшего в начале XVIII века первостатейным купцом в Москве и Санкт-Петербурге.

Его сын Яков Матвеевич (умер в 1772 г.) был при Петре I консулом в Кадисе, при Елизавете Петровне дипломатическим агентом в Голландии и с 1753 года президент комерц-коллегии.

В 1743 г. купец Я.М. Евреинов поставил на р. Уче бумажную фабрику.

В следующем десятилетии бывшая вотчинная фабрика становится крупным предприятием (300 чел.), объем производства 86,9 тыс. рублей в год.

В 1748 году Прасковьей Васильевной Евреиновой была построена первая в деревне православная церковь, деревянная, в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

«Копнино в 1623 г. – деревня, на речке Уче, Московского уезда, Бохова стана, вотчина немчина Андрея Юрьева сына Францбекова, [..] купчей, 124 (1616) г., что он купил у Дмитрия Алексеева сына Евскаго, а в ней двор вотчинников и двор бобыльской (писцов. кн. 9806, л. 475 об.); в 1646 г. вотчина за Дмитрием Андреевым сыном Францбековым сельцо Копнино, на той же речке, а в нем 5 дв. крестьянских и бобыльских, в них 13 чел. (Переп. кн. 9809, л. 286 – 287). В 1676 – 1704 гг. этим сельцом владел Борис Васильев Еварлаков; в 1676 г. в сельце был один двор вотчинников, в котором жили 23 чел. старинные и полонные люди; а в 1704 г. было 2 задворных двора. По смерти Бориса Васильева Еварлакова сельцо Копнино досталось его сыну Петру, от котораго оно перешло по купчей 1734 г. Василью Федорову Яворскому, а в 1753 г. дети последняго Иван и Алексей Висильевы Яворские продали сельцо купцам 1 гильдии – содержателям полотняной фабрики Василию, Алексею и Михаилу Васильевым Евреиновым; в 1758 г. оно куплено Яковом Матвеевым Евреиновым, при котором была построена в Копнине церковь, от чего и стало селом (Вотч. Кол. по гор. Москве, мол. л. кн. 28, № дела 37; переп. кн. 9813, л. 166 – 167 и кн. 9815, л. 471).

Московская Духовная Консистория в промемории, полученной в Вотчинной Коллегии 15 сентября 1756 г., писала: «по определению Моск. Духов. Консистории (которое Святейшаго Правительствующаго Синода членом пресвященным Тимофеем митрополитом Московским и Калужским конфирмовано) велено: по прошению бумажных фабрик содержателя комерц-коллегии президента и кавалера Якова Матвеева сына Евреинова в подмосковной его вотчине Радонежской десятине. в сельце Копнине, для показанных в том прошении резонов, вновь деревянную церковь во имя Одигитрия Пресв. Богородицы построить, а о справке и об отказе под оную церковь и под кладбище и священно-церковно-служителям под селидьбу и на прокормление полевой земли и сенных покосов, в силу писцоваго наказу и обмежевании и о предсталении отказных книг, в консистории сведений не получено и означенный господин Евреинов обязан подпискою о доставлении в консисторию вышеобъявленного, о чем и сообщается во оную коллегию».

Того же года, сентября 16 числа, в Вотчинной Коллегии бил челом Яков Матвеев Евреинов: «имеется у меня бумажный завод в Московском уезде, в Бохов стану, и при оном имеется прикупное недвижимое имение сельцо Копнино, в Радонежской десятине, и по обещанию моему построил я, именованный в том сельце и при заводе церковь Божию во имя Одигитрия Пресв. Богородицы, токмо, за одержанием при той церкви священно-церковно-служителям под селидьбу и на пропитание полевой земли и сенных покосов, Московская Духовная Консистория освящение оной церкви не совершает и дабы указом повелено было, в силу писцоваго наказу, к той церкви из показаннаго недвижимаго имения под оную церковь справить и отказать и отказныя книги отослать в Консисторию»  .

Вследствие сего прошения в Вотчинной Коллегии 1766 г., марта 28 дня определено: «из показаннаго Як. Евреинова недвижимаго в сельце Копнине имения, по его отдачу, в силу 192 г. писцоваго наказу, к показанной новопостроенной церкви Одигитрия Песвятыя Богородицы отказать попу с причетниками 10 четвертей в поле, а в дву потомуж, а сенных покосов на четверть по копне, и отказныя книги отослать в Духовную Консисторию и о том за известие в Консисторию сообщить промемории». 

Когда была освещена церковь, из дела не видно»(Исторические материалы о церквах и селах. XVI-XVIII ст. Выпуск пятый. Радонежская десятина (Московского уезда) // В. и. Г. Холмогоровы, М., 1887, с. 194-195).

В старинных книгах упоминалось и сельцо Новоселка, а в нем церковь страстотерпеца Христового Егория, пашни перелога 80 четвертей и лесом поросло 30 четвертей в поле, сена 300 копен, лесу пашенного 12 десятин.

В 1774 году фабрика была продана вместе с крестьянами Александру Филипповичу Угрюмову.

В 1791 году коллежский асессор, крупный заводчик Иван Родионович Баташёв приобрёл селения Вантеево и Копнино с тремя фабриками. Управление фабриками и имением он передал жене Елизавете Осиповне (1759—1833). Елизавета Осиповна была дочерью купца 1-й гильдии О. Я. Москвина. Она основала здесь усадьбу.

Елизавета Осиповна владела полотняной и бумажной фабриками в Вантеевке, а также соседним селом Богослово. Писчебумажная фабрика выпускала 22 000 стоп писчей, оберточной и обойной бумаги в год.

После разделения в 1782 году Московской губернии на 15 уездов село Вантеевка административно вошло в границы Московского уезда, оказавшись при этом у самой границы с Богородским уездом.

К началу XIX века деревянный храм обветшал. Елизавета Баташева решила построить рядом со старой новую каменную церковь.

В 1803 году в селе Вантееве прошло освящение закладного камня на месте будущего строительства нового каменного храма. Он предназначался для местных жителей — работников фабрик, принадлежавших Елизавете Осиповне Баташёвой. По заказу Елизаветы Осиповны, получившей разрешение на постройку в Московской духовной консистории, проект будущего храма разработал талантливый московский архитектор Алексей Бакарёв (1762—1817), ученик Матвея Казакова. Строительство продолжалось пять лет. К весне 1808 года здание однопрестольной церкви с двухъярусной колокольней было отстроено и освящено во имя Всемилостивого Спаса.

В 1831 году имение Баташёвых вместе с тремя фабриками (парусно-полотняная, бумажная и обойная) было продано купцу 1-й гильдии И.А. Щекину, который построил бумагопрядильную фабрику (в 1843 году на ней насчитывалось около 500 рабочих).

В следующем десятилетии бывшая вотчинная фабрика становится крупным предприятием (300 чел.), объем производства 86,9 тыс. рублей в год.

В 1851 году на фабриках г-жи Щекиной составляло число фабричных крестьян483 мужского полу и 516 женского (Девятая ревизия. Исследование о числе жителей в России в 1851 году // Петр Кеппен, Спб., 1857) .

На 1852 год в Копнино было 198 двора, проживало 401 душа мужского пола и 430 женского. В Копнино располагалось 1 церковь, господский дом, оранжерея и посессионная фабрика, бумагопрядильная и писчебумажная (Указатель селений и жителей уездов Московской губернии // Москва, 1852 г., с. 43).

К 1859 году число дворов составило 123, число жителей выросло до 926 (449 м.п. и 477 ж.п.) (Московская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года // Санкт-Петербург, 1862 г.).

После смерти И.А. Щекина (1864 г.) землей и фабриками недолго владела его жена Анна Федоровна. В 1866 г. на предприятиях произошел сильный пожар. Не имея возможности восстановить фабрики, она в 1867 г. продала их австрийскому промышленнику Иоганну Ципсеру (Ивантеевка из глубины веков до наших дней: краткий исторический очерк // Белов В.С., Бальшем Н.И. , 2008 г.)

Яркой страницей в истории России стало деревянное зодчество. Особой красотой отличались самобытные деревянные церкви.

К ним относится и древняя церковь, построенная в Новоселках.
Из записи в писцовой книге XVI века: «…сельцо Новоселки, а в нем церковь Страстотерпеца Христового Егория…»

3 июля 1730 года владелица села Новоселки Шереметьева (Ромодановская) Ирина Федоровна, вдова Василия Васильевича Шереметьева посылает прошение в Синодальный казенный приказ, ведающий церковными делами.

Из прошения И.Ф.Шереметьевой:
«В нынешнем 730 году имеется у меня вотчина в Московском уезде, в Бохове стане, в Радонежской десятине, село Егорьевское, Новоселки тож, а в означенной моей вотчине церковь Божия обветшала, в которой невозможно исправлять службы, а по обещанию моему желаю я тое церковь в той вотчине построить вновь, а без указу тое церковь не смею…»

17 июля 1730 года Ирина Федоровна из Синодального приказа получила разрешение на строительство церкви во имя святого мученика Георгия в Новоселках.

В декабре 1737 года церковь во имя святого Георгия в Новоселках была освящена протопопом Большого Успенского собора Никифором Ивановым «с братьею».

В XVIII в. в России по проектам известного архитектора М.Ф. Казакова создаются многие здания и сооружения.

Ученик Казакова А.Н. Бакарев с 1803 по 1808 годы строил в Ивантеевке каменную церковь во имя Всемилостивого Спаса .

На безрадостном фоне московского захолустья, среди глуши и запустения вырос бархатный каменный цветок русского зодчества. Ажурными сводами и колоннами вознесся он рядом с шумящим сосновым бором, поражая стройностью и изяществом.

Неоднократно приезжал в Вантеево и сам Матвей Федорович Казаков, наблюдая за работой по возведению собора.

 

 

 

Затем бумагопрядильная фабрика перешла к другим владельцам. Писчебумажная фабрика со временем пришла в упадок, а в 1866 году и вовсе сгорела.

В 1868 году австрийский промышленник Иоганн Ципсер основал тонкосуконное производство на месте сгоревших фабрик.

С 1871 году Копнинская тонкосуконная фабрика перешла в собственность купцу И.Т. Лыжину. Фабрика вырабатывала сукно и драп для военного ведомства.

В 1870-х село Вантеево Мытищинской волости было самым крупным селением Московского уезда. В 1873 году проживало 1184 жителя.

В 1876 её приобрел А. И. Лыжин.

Годом раньше, в 1875 году французскому подданному Юлию Ф. Ватреме? недалеко от фабрики Лыжина было «дозволено содержать на реке Уче красильную фабрику, помещавшуюся в шести каменных корпусах…». По другим данным красильно-аппретурная фабрика для окраски и отделки бумажной пряжи была построена фабрикантом Ишкисом, и позднее была продана фабриканту Ватреме.

Была выстроена красильно-аппретурная фабрика — «Товарищество красильной фабрики Ю. Ф. Ватреме» (основной капитал 800 тыс. руб.) работавшим до этого мастером на фабрике Е. Арманда. На фабрике занималась крашением льняной, шерстяной, бумажной и шелковой пряжи в «андрианопольский» цвет (красный, кумачовый). В день красили около 100 пудов. В 1880 году на фабрике работало 270 человек. В основном приезжие, которые жили в трех деревянных двухэтажных спальнях (они сохранились до сих пор и находятся за центральной почтой).

В 1880-х годах в селе Вантеево Мытищинской волости было две фабрики:

Бумаго- и шелкокрасильная фабрика «Товарищества Ю. Ф. Ватреме » (460 рабочих).

Суконнопрядильная фабрика «Торгового дома Ив. Лыжина и Сыновья» (320 рабочих).

В 1900 году Ватреме продал фабрику другому французскому промышленнику — Евгению Жилле. Управлял фабрикой его зять Эмиль Ф. Шатен. В 1903 году на фабрике было 750 рабочих. В начале 1910-х годов технология производства устарела, и фабрика перешла на выпуск бархата и шёлка. К 1913 году капитал товарищества на паях составлял 4 000 000 рублей. В годы первой мировой войны фабрика работала круглосуточно, выполняя военные заказы: выпускала ткани для обмундирования солдат и офицеров, химические ядовитые вещества. К 1916 году на неё трудились 1000 рабочих. Шатен владел фабрикой до 1917 года.

К началу XX века Ивантеевка стала крупным промышленным селом. В 1890 году на фабрике сыновей А. И. Лыжина было 184 рабочих, на фабрике Ю. Ф. Ватреме — 437 рабочих, в 1900 — соответственно 267 и 748 и в 1908 — 802 и 952 рабочих.

В 1896 году владельцем тонкосуконной фабрики, после смерти отца, стал московский купец Владимир Александрович Лыжин.

В 1900 году в селе насчитывалось 212 дворов и 1519 жителей, в 1915 году — уже 350 дворов. Село входило во 2-й стан Мытищинской волости. Ивантеевка со всех сторон была окружена лесами. Единственная шоссейная дорога вела в село Пушкино.

Первыми сельскими врачами в были Александр Иванович Антонов и А. М. Потапов.

С 1903 по 1904 в селе Вантееве жил вместе с женой Николай Мещеряков. Член Московского комитета РСДРП, а в прошлом народоволец, работал инженером на фабрике Ватреме.

Крестьяне Веневцев, Васильев, Ткачев, Чавордаев и бр. Камельковы, рабочие фабрики Ватреме, в селе Вантеевке, близ Пушкина, в масленичном разгуле перессорились на почве ухаживания за местной львицей; в свалке убит Чавордаев.

газета «Голосъ Москвы», 19 (06) февраля 1909 года.

К 1917 в селе действовали 2 текстильные, красильно-аппретурная и шерстопрядильная фабрики.

В 1918 году большевики сократили количество волостей и переименовали их. Мытищинская волость была названа Пролетарской. Была образована Пушкинская волость, которая включала 6 селений Мытищинской волости.

В феврале 1919 года красильно-аппретурная фабрика была национализирована у Э. Ф. Шатена. Однако в конце 1922 года из-за отсутствия сырья производство остановилось.

В 1926 году фабрика была ликвидирована как красильно-аппретурная и организована Ивантеевская трикотажная фабрика № 12. В октябре 1927 года состоялось торжественное открытие, приуроченное 10-й годовщине Октябрьской революции — фабрику назвали в честь скончавшегося годом ранее Ф. Э. Дзержинского.

С 1928 года Ивантеевка — рабочий посёлок. В 1929—1930 через посёлок прошла железная дорога Болшево — Фрязино, связавшая его с железнодорожной линией Ярославского направления. В 1931 году в Ивантеевке вошла в строй хлопкопрядильная фабрика им. Лукина. К 1933 на фабриках посёлка было занято 6,6 тысячи рабочих.

В 1933 году под руководством академика А. С. Яблокова на площади 27.5 га был заложен селекционный лесопитомник и дендрарий.

12 декабря 1937 года вышло постановление Президиума Мособлисполкома, которым рабочий посёлок Ивантеевка был преобразован в город Пушкинского района, в связи с тем, что здесь «имеется три фабрики с количеством рабочих 11200 человек, а всего население 20540 человек, и что развернувшееся промышленное строительство на фабриках даёт значительное увеличение количества рабочих». 2 февраля 1938 года Михаил Калинин Постановлением ВЦИК РСФСР утвердил это решение. Эта дата считается днём рождения города. Также в 1938 году в состав города вошли рабочие посёлки фабрик и поселения крестьян.

Весной 1938 года по распоряжению властей был закрыт храм Всемилостивого Спаса (Спасская церковь). Впоследствии храм многие годы использовался под склад. Кладбище при храме уничтожили.

С 1954 года Ивантеевка — город областного подчинения. В июне был организован Народный суд города Ивантеевка.

В 1958 году 25 сентября по решению Исполкома Мособлсовета в состав города Ивантеевка включено близлежащее село Новоселки.

В 1970-х годах для Городского историко-краеведческого музея отреставрировали Спасский храм. 21 сентября 1989 года в храме впервые был отслужен водосвятный молебен с акафистом Божией Матери. До закрытия в храме находился особо чтимый Смоленский образ Пресвятой Богородицы, поэтому возвращенный православным храм освятили в честь этой иконы.

В 1978 году было построено здание нынешней поликлиники.

В 2000 году налоговые отчисления трёх крупнейших городских фабрик (им. Дзержинского, им. Рудой и им. Лукина) стали меньше половины всех отчислений в городскую казну. Ивантеевка, можно сказать, перестала быть городом текстильной промышленности.

25 ноября 2004 года в ходе реформы местного самоуправления муниципальное образование «Город Ивантеевка Московской области» наделён статусом городского округа.

   |    Рубрика: История Смоленского храма    |    Опубликовано: 23.02.2013