Ивантеевское благочиние

Лучше молиться кратко, но с горячей душой

При молитве держись того правила, что лучше сказать пять слов от сердца, нежели тьмы слов языком. Когда замечаешь, что сердце твое хладно и молится неохотно, — остановись, согрей свое сердце каким-нибудь живым представлением, например, своего окаянства, своей духовной бедности, нищеты и слепоты или представлением великих, еже­минутных благодеяний Божиих к тебе и к ро­ду человеческому, особенно же к христиа­нам, и потом молись не торопясь, с теплым чувством; если и не успеешь прочитать всех молитв ко времени, беды нет, а пользы от теплой и неспешной молитвы получишь не­сравненно больше, чем если бы ты прочитал все молитвы, но спешно, без сочувствия. «Хощу пять словес умом моим глаголати, неже­ли тьмы словес языком» (1 Кор. 14, 19). Но очень хорошо, разумеется, было бы, если бы мы могли с должным сочувствием сказать на молитве и тьмы словес. Господь не оставля­ет трудящихся для Него и долго предстоя­щих Ему, в нюже меру они мерят, возмеривает и Он, и соответственно обилию истинных слов их молитвы, посылает в душу их обилие духовного света, теплоты духов­ной, мира и радости. Хорошо продолжитель­но и непрестанно молиться, но «не вси вмеща­ют словесе сего, но имже дано есть; могий вместити, да вместит» (Мф. 19, 11-12). Не могущим вмещать продолжительной молит­вы, лучше творить молитвы краткие, но с го­рячей душой.

 Некоторые поставляют все свое благо­получие и исправность пред Богом в вычи­тывании всех положенных молитв, не обра­щая внимания на готовность сердца для Бо­га, на внутреннее исправление свое; напри­мер, многие так вычитывают правило к при­чащению. Между тем здесь прежде всего на­до смотреть на исправление и готовность сердца к принятию Святых Таин; если серд­це право стало во утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв. «Царство Божие не в словеси, а в силе» (1 Кор. 4, 20). Хорошо послушание во всем Матери- Церкви, но с благоразумием, и если возможно, «могий вместити» — продол­жительную молитву — «да вместит». Но «не вси вмещают словесе сего» (Мф. 19, 11); если же продолжительная молитва несовместима с го­рячностью духа, лучше сотворить краткую, но горячую молитву. Припомни, что одно слово мытаря, от горячего сердца сказанное, оправдало его. Бог смотрит не на множество слов, а на расположение сердца. Главное де­ло — живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

   |    Рубрика: Молитвенная страница    |    Опубликовано: 1.02.2013