Ивантеевское благочиние

СПАСИТЕЛЬНАЯ СИЛА КРЕСТА ХРИСТОВА

Святой Крест с давних времен Церкви называли сокращенным Символом веры. Первая мысль у христианина при взгляде на него — мысль о Христе, Сыне Божием, вочеловечившемся, страдавшем, умершем, воскресшем, вознесшемся, седящем одесную Отца со Святым Духом и во веки веков правящем Церковью через Свои Святые Таинства в залог нашего воскресения и жизни вечной.

На Кресте всего яснее видится и красота нашей святолепной Церкви, и неизреченная сладость благ вечных, и тщетность земных наслаждений, и крестный путь к Царству Небесному. Один взгляд на Крест может утешить несчастного, остановить злодея, вразумить забывшегося, умирить ожесточенного, обличить лицемерного, наставить неразумного — всем и каждому подать свет и жизнь. 

Не забывай же, возлюбленный, как можно чаще смотреть на чудодейственное знамение. Не забывай думать, что тебе всюду сопутствует, что у тебя на персях лежит Богом данный тебе страж, твой хранитель, твой освятитель, друг верный и неизменный, помощник скорый и сильный во всякое время жизни. Постигают ли тебя какие несчастья и беды — припомни Крест, на котором был распят, страдал и умер за тебя твой Спаситель и тебе оставил образ жизни тесной и скорбной. Искушают ли тебя нечистые желания и преступные мысли — опять обратись к Кресту, на котором принесена была за тебя чистейшая и непорочнейшая Жертва. Обуревает ли тебя множество забот и попечений житейских, отвлекающих тебя от Церкви и Бога, — скорее возьми Крест и смотри на него долее и внимательно: он сладко поговорит с тобой о Том, Кто «не имел, где главу подклонить» (Мф. 8, 20), жил и всю жизнь посвятил на дело Божие… Возгордишься ли каким успехом… опять смотри на свой нательный крест. Он много поучительного расскажет тебе о Том, Кто… «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 7-8)…

…Немного нужно времени, чтобы заметить, что крестное знамение необходимо участвует во всех церковных священнодействиях. Отчего столь частое, столь обширное употребление Креста в Церкви? Оттого, что, по учению Церкви, в нем скрывается непобедимая, непостижимая сила Господня, животворящая и освящающая всех благоговейно подвергающих себя его осенению и прикосновению. Именно эту преестественную силу стократно ублажает Церковь в cвоих песнопениях: «Ты наше воззвание, Кресте всечестный, древо богоблаженное, саде небесный, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля разрушися и упразднися. И попрася смертная держава, и возесохомся от земли к небесным, оружие непобедимое, бесов сопротивоборниче…»

Особенно Церковь ублажает Крест Христов за это последнее действие. Сколько для нашей природы страшно и притрепетно приближение духа злобы, столько для его омраченной и нечистой природы страшно и нестерпимо освящающее действие Креста Господня. Зная это, верующий в Иисуса Христа смело отражает всякое покушение нечистого духа одним простым изображением чудодейственного знамения. За такую его Божественную важность и силу Церковь превознесла его более всякого неодушевленного создания Божия и обращается к нему, как к лицу, как к существу, имеющему не только разум и волю, но и могущество — высшее могущество людей и Ангелов.

Душа благочестивая! Знай это высокое уже не значение только, а и действие честного знамения, воздавая ему всю достойную почесть, где его ни увидишь, чти его как величайшую земную святыню. Памятуй, что только три священных предмета почивают в христианском ковчеге Завета на престолах алтарей Христовых: Чаша Завета, Евангелие и Крест. Вспоминай, какая страшная сила заключалась в преобразовательном кивоте Славы Господней! Одно прикосновение к нему поражало смертью, одно пребывание его в земле нечестивых низводило на нее опустошения и язвы…

…В наше время любви и благодати Божественная сила не обнаруживает себя явлениями страха и погубления. Тем более мы должны благоговеть перед ней, зная, что ради нас, ради нашего спасения Божественная сила, так сказать, смиряется, не являет себя вполне, щадя наше безсилие. Подобно тому, как Спаситель произвольно смирил Себя, скрывая Свое Божество до тех пор, пока не приспело время прославиться Сыну Человеческому, — и Крест Его теперь редко обнаруживает свою страшную силу видимо, ощутительно, но настает время торжества Церкви, когда Она, чистая и святая, освободится от всех плевел, растущих на Ее благодатной ниве. Для прославления Ее «силы Небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные…» (Мф. 24, 29-30). О чем восплачутся? Весьма о многом, но преимущественно о том, что явившееся царственное знамение спасения мира — по их преступному небрежению — не послужило им во спасение.

Время поедает временное — это всеобщий необходимый закон бытия земного, которому подчинен и христианин. Воле Отца Небесного угодно было, чтобы человек, совершив назначение свое на земле, возвращался к Нему путем смерти и тления. И вот, тайна смерти совершается. Христианин идет в страну новую, неведомую, и в мертвенных руках его мы опять видим Древо Крестное! Церковь напутствует умершего молитвами и песнопениями, причем неоднократно призывает себе на помощь спасающее знамение. Наконец, «земля приемлет землю, и священник, взем персть лопатою, крестовидно мещет вверху могилы…» И уже нет между нами того, кто жил и действовал на земле! Небольшой холм покрывает прах его! Живые оставляют отжившего. Но неотступно стоит над ним и охраняет его могилу день и ночь, как страж безмолвный и неподвижный, Крест Господень! Животворящее Древо — над прахом умершего! Как многознаменательно, утешительно и отрадно это сближение смерти с жизнью!

Архимандрит Антонин (Капустин)

 

   |    Рубрика: Начинающему христианину    |    Опубликовано: 3.02.2014