Ивантеевское благочиние

Таинство Исповеди и Таинство Причащения

Исповедь (покаяние) — одно из семи христианских Таинств, в котором кающийся, исповедующий свои грехи перед священ­ником, при видимом прощении грехов (чтением разрешитель­ной молитвы), невидимо разрешается от них Самим Господом Иисусом Христом.

Таинство это установлено Спасителем, ска­завшим Своим ученикам: «Истинно говорю вам: что вы свя­жете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите (раз­вяжете) на земле, то будет разрешено на небе» (Евангелие от Матфея, гл. 18, стих 18). И в другом месте: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оста­вите, на том останутся» (Евангелие от Иоанна, гл. 20, стихи 22 — 23). Апостолы же передали власть «вязать и разрешать» своим преемникам — епископам, которые в свою очередь при совершении Таинства рукоположения (священства) передают эту власть священникам.

Святые отцы называют покаяние вторым крещением: если при Крещении человек очищается от власти первородного гре­ха, переданного ему при рождении от наших прародителей Ада­ма и Евы, то покаяние омывает его от скверны собственных грехов, совершенных им уже после Таинства Крещения.

Для того, чтобы Таинство Покаяния совершилось, со сто­роны кающегося необходимы осознание своей греховности, ис­креннее сердечное раскаяние в своих грехах, желание оставить грех и не повторять его, вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие, вера в то, что Таинство Исповеди имеет силу очистить и смыть по молитве священника чистосердечно ис­поведанные грехи.

Апостол Иоанн говорит: «Если говорим, что не имеем гре­ха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1-е Посла­ние Иоанна, гл. 1, стих 8). В то же время от многих приходится слышать: «Я не убиваю, не ворую, не прелюбодействую, так в чем же мне каяться?» Но если мы внимательно позна­комимся с Божиими заповедями, то обнаружим, что грешим мы против многих из них. Условно все прегрешения, совер­шаемые человеком, можно разделить на три группы: грехи против Бога, грехи против ближних и грехи против самого себя.

 

Грехи   против   Бога 

— Неисполнение Заповедей Божиих.

— Неблагодарность Богу.

— Неверие.  Сомнение  в  вере.  Оправдание  своего неверия ате- истическим воспитанием.

— Вероотступничество, малодушное молчание, когда хулят веру Христову, неношение нательного креста, посещение раз­личных сект.

— Упоминание имени Божия всуе (когда имя Бога упоми­нают не в молитве, и не в благочестивом разговоре о Нем).

— Клятва именем Господа.

— Гордыня (несмирение  духа,  самоволие,  самомнение,  высоко- умие и т.п.)

— Тщеславие (приписывание дарованных Господом добро­детелей и талантов себе, а не Богу, и самоудовлетворение в этом).

— Ворожба, лечение у бабушек-шепотуний, обращение к эк­страсенсам, чтение книг по черной, белой и прочим магиям, чтение и распространение оккультной литературы и различ­ных лжеучений.

— Суеверия: вера в различные приметы, якобы влияющие на жизнь.

— Мысли о самоубийстве.

— Игра в карты и прочие азартные игры.

— Невыполнение утреннего и вечернего молитвенного пра­вила.

— Непосещение храма Божьего в воскресные и празднич­ные дни.

— Несоблюдение постов в среду и пятницу, нарушение дру­гих пос- тов, установленных Церковью.

— Неусердное (некаждодневное) чтение Священного Писа­ния, ду- шеполезной литературы.

— Нарушение обетов, данных Богу.

— Отчаяние в трудных  ситуациях  и  неверие в Промысел Божий, опасение старости, нищеты, болезни.

— Ропот на Бога, неприятие дарованного Господом жиз­ненного креста во спасение нашей души.

— Ложный стыд исповедания себя христианином (стыд но­шения нательного креста, молитвы перед трапезой и после нее и т.п.)

— Рассеянность на молитве, мысли о житейском во время бого- служения.

— Осуждение Церкви и ее служителей.

— Пристрастие к различным земным вещам и удоволь­ствиям.

— Продолжение греховной жизни в одной надежде на ми­лосердие Божие, т.е. чрезмерное упование на всепрощение Бога.

— Пустая трата времени на просмотр телепередач, на чте­ние раз- влекательных книг в ущерб времени для молитвы, чте­ния Евангелия и духовной литературы.

— Утаивание  грехов  на  исповеди и недостойное Причаще­ние Святых Таин.

— Самонадеяние, человеконадеяние, т.е. излишняя надежда на собственные силы и на чью-то помощь, без упования на то, что все в руках Божиих.

Грехи   против  ближних

 

— Воспитание детей вне христианской веры.

— Вспыльчивость, гнев, раздражительность.

— Высокомерие.

— Злорадство.

— Излишнее любопытство.

— Лжесвидетельство.

— Месть.

— Насмешливость.

— Скупость.

— Невозвращение долгов.

— Неуплата за труд заработанных денег.

— Неоказание помощи нуждающимся.

— Непочитание родителей, раздражение их старостью.

— Непочтение к старшим.

— Жестокость к животным или же страстная привязан­ность к ним.

— Неусердие в своей работе.

— Осуждение.

— Присвоение чужого — воровство.

— Ссоры с соседями и ближними.

— Убийство своего ребенка во чреве (аборт), склонение дру­гих к совершению убийства (аборта).

— Убийство словом — доведения человека клеветой или осуж- дением до болезненного состояния и даже до смерти.

— Употребление спиртного на поминках усопших вместо уси- ленной молитвы за них.

 

 

Грехи   против  самого  себя

 

— Многословие, пересуды, празднословие.

— Безпричинный смех.

— Сквернословие, чертыхание.

— Самолюбие.

— Ложное смирение.

— Делание добрых дел напоказ.

— Сребролюбие (любовь к деньгам, к подаркам, пристрас­тие к раз- личным предметам, страсть к накопительству, жела­ние обогатиться).

— Зависть.

— Ложь.

— Пьянство, курение, употребление наркотиков.

— Чревоугодие.

— Любодеяние — разжигание блудных помыслов, нечистые жела- ния, блудные прикосновения, просмотр эротических филь­мов и чтение подобных книг

— Блуд — физическая близость лиц, не связанных узами брака.

— Прелюбодеяние — нарушение супружеской верности.

— Блуд противоестественный — физическая близость лиц одного по- ла, рукоблудие.

— Кровосмешение — физическая близость с близкими по родству или кумовству.

 

Хотя вышеперечисленные грехи условно разделены на три части, в конечном счете — это все грехи и против Бога (т.к. преступают Его Заповеди и тем самым оскорбляют Его), и про­тив ближних (т.к. не дают раскрыться истинным христиан­ским отношениям и любви), и против себя (т.к. препятству­ют спасительному устроению души).

Как подготовиться  к исповеди 

Желающий принести перед Богом покаяние в содеянных грехах должен подготовиться к Таинству Исповеди. К испо­веди нужно приготовиться заранее: желательно прочесть ли­тературу, посвященную Таинствам Исповеди и Причащения, вспомнить все свои грехи, можно выписать их на отдельный листок, чтобы перед исповедью просмотреть его. Иногда лис­ток с перечисленными грехами отдают на прочтение духовни­ку, но о грехах, которые особенно тяготят душу, нужно расска­зать вслух. Не нужно рассказывать духовнику длинных ис­торий, достаточно изложить сам грех. К примеру, если вы на­ходитесь во вражде с родственниками или соседями, не нужно рассказывать, что стало причиной этой вражды — необходи­мо покаяться в самом грехе осуждения родных или соседей. Богу и духовнику важен не список грехов, а покаянное чув­ство исповедуемого, не детальные рассказы, а сокрушенное сердце. Нужно помнить, что исповедь — это не только осозна­ние собственных недостатков, но прежде всего — жажда очис­титься от них. Ни в коем случае недопустимо оправдание себя — это уже не покаяние! Старец Силуан Афонский так объяс­няет, что такое настоящее покаяние: «Вот знак прощения гре­хов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь гре­хи твои».

Хорошо выработать привычку каждый вечер анализиро­вать прошедший день и приносить ежедневное покаяние перед Богом, записывая серьезные прегрешения для будущей исповеди у духовника. Необходимо примириться с ближними и попросить прощение у всех, кого обидел. Подготавливаясь к исповеди, желательно в течение нескольких дней усилить свое вечернее молитвенное правило чтением Покаянного ка­нона, который находится в православном молитвослове.

Чтобы исповедоваться, необходимо узнать, когда в храме происходит Таинство Исповеди. В тех храмах, где служба совершается каждый день, каждый день совершается и Таинство Исповеди. В тех же храмах, где нет ежедневной службы, нуж­но предварительно ознакомиться с расписанием служб.

Как  подготовить  к  исповеди  детей

Дети до семи лет (в Церкви их называют младенцами) приступают к Таинству Причащения без предварительной испо­веди, но необходимо с самого раннего детства вырабатывать у детей чувство благоговения перед этим великим Таинством. Частое Причащение без должной подготовки может вырабо­тать у детей нежелательное чувство обыденности происходя­щего. Младенцев желательно за 2-3 дня подготавливать к предстоящему Причастию: читать с ними Евангелие, Жития Святых, другие душеполезные книги, сократить, а лучше совсем исключить, просмотр телевизора (но делать это нужно очень тактично, не вызывая у ребенка отрицательных ассоциаций с подготовкой к Причастию), проследить за их молитвой утром и перед сном, побеседовать с ребенком о прошедших днях и подвести его к осознанию собственных проступков. Главное же, нужно помнить, что нет ничего более действенного для ребенка, чем личный пример родителей.

Начиная с семи лет, дети (отроки), как и взрослые, присту­пают к Таинству Причащения только после совершения Та­инства Исповеди. Во многом грехи, перечисленные в преды­дущих разделах, присущи и детям, но все-таки детская испо­ведь имеет свои особенности. Чтобы настроить детей на искрен­нее покаяние можно дать им прочитать следующий список воз­можных прегрешений:

 

— Не залеживался ли в постели утром и не пропускал ли в связи с этим утреннее молитвенное правило?

— Не садился  ли  за  стол,  не помолившись, и не ложился ли спать без молитвы?

— Знаешь ли наизусть самые главные православные мо­литвы: «Отче наш», «Иисусову молитву», «Богородице Дево, радуйся», молитву ко своему Небесному покровителю, имя ко­торого носишь?

— Каждое ли воскресенье ходил в церковь?

— Не увлекался ли различными  забавами  в церковные праздники вместо посещения храма Божия?

— Вел ли должным образом себя на церковной службе, не бегал ли по храму, не вел ли пустых разговоров со сверстни­ками, вводя их тем самым в соблазн?

— Не произносил ли без надобности имя Божие?

— Правильно ли совершаешь  крестное знамение,  не спе­шишь ли при этом, не искажаешь ли крестное знамение?

— Не отвлекался ли при молитве на посторонние мысли?

— Читаешь ли Евангелие, другие духовные книги?

— Носишь ли нательный крестик и не стесняешься ли его?

— Не используешь ли крестик в качестве украшения, что грешно?

— Не одеваешь ли различные амулеты, например, знаки зо­диака?

— Не гадал ли, не ворожил?

— Не скрывал ли  перед  батюшкой  на исповеди свои грехи из-за ложного стыда, а затем недостойно причащался?

— Не гордился ли перед самим собой и перед другими сво­ими успехами, способностями?

— Спорил ли с кем-либо — только ради того, чтобы взять верх в споре?

— Не обманывал ли своих родителей из-за страха быть нака- занным?

— Не ел ли в пост без разрешения родителей скоромного, например, мороженого?

— Слушался ли своих родителей, не спорил ли с ними, не требовал ли от них дорогостоящей покупки?

— Не наносил ли побоев кому-нибудь?  Не подстрекал ли к этому других?

— Не обижал ли младших?

— Не мучил ли животных?

— Не сплетничал ли о ком, не ябедничал ли на кого?

— Не смеялся ли над людьми, имеющими какие-либо фи­зические недостатки?

— Не пробовал ли курить, выпивать, нюхать клей или упот­реблять наркотики?

— Не сквернословил ли?

— Не играл ли в карты?

— Не занимался ли рукоблудием?

— Не присваивал ли себе чужого?

— Не имел ли привычки  брать без спроса то,  что тебе не при- надлежит?

— Не ленился ли помогать родителям по дому?

— Не притворялся ли больным, чтобы увильнуть от своих обязан- ностей?

— Не завидовал ли другим?

Приведенный перечень — лишь общая схема возможных прегрешений. У каждого ребенка могут быть свои, индивиду­альные переживания, связанные с конкретными случаями. Задача родителей –

 

настроить ребенка на покаянные чувства перед Таинством Исповеди. Можно посоветовать ему вспом­нить свои проступки, совершенные после последней исповеди, написать свои прегрешения на листке бумаги, но не следует это делать за него. Главное: ребенок должен понять, что Таинство Исповеди — это Таинство, очищающее от грехов душу при условии искреннего, чистосердечного покаяния и желания не повторять их более.

Как происходит исповедь

Исповедь совершается в храмах либо вечером после вечер­него богослужения, либо утром перед началом Литургии. Ни в коем случае нельзя опаздывать к началу исповеди, так как Таинство начинается с чтения чинопоследования, в котором должен молитвенно участвовать каждый желающий исповедаться. При чтении чинопоследования священник обращает­ся к кающимся, чтобы они назвали свои имена — все отвеча­ют в полголоса. Те, кто опоздал к началу исповеди, к Таинству не допускаются; священник, если есть такая возможность, в конце исповеди заново читает для них чинопоследование и принимает исповедь, либо назначает исповедь на другой день. Нельзя приступать к Таинству Покаяния женщинам в пери­од месячного очищения.

Исповедание обычно происходит в храме при стечении на­рода, поэтому нужно уважать тайну исповеди, не тесниться ря­дом со священником, принимающим исповедь и не смущать исповедующегося, открывающего свои грехи священнику. Ис­поведь должна быть полной. Нельзя исповедовать сначала одни грехи, другие же оставлять на следующий раз. Те грехи, кото­рые кающийся исповедовал в предыдущие исповеди и кото­рые уже были ему отпущены, вновь не называются. При воз­можности нужно исповедоваться у одного и того же духовни­ка. Не следует, имея постоянного духовника, искать другого для исповедания своих прегрешений, открыть которые знакомо­му духовнику мешает чувство ложного стыда. Поступающие так своими действиями пытаются обмануть Самого Бога: на исповеди мы исповедуем свои грехи не духовнику, а вместе с ним — Самому Спасителю.

В больших храмах, из-за большого количества кающихся и невозможности священника принять исповедание от всех же­лающих, обычно практикуется «общая исповедь», когда свя­щенник перечисляет вслух наиболее распространенные гре­хи, и стоящие перед ним исповедующиеся каются в них, пос­ле чего все по очереди подходят под разрешительную молит­ву. Тем, кто ни разу не был на исповеди или не исповедовался несколько лет, следует избегать общей исповеди. Таковым нужно обязательно пройти исповедь частную — для чего нуж­но выбрать либо будний день, когда в храме не так много ис­поведников, либо найти приход, где совершается только част­ная исповедь. Если же такой возможности нет, нужно на об­щей исповеди подойти к священнику за разрешительной мо­литвой в числе последних, дабы никого не задерживать, и объяснив ситуацию, открыться ему в содеянных грехах. Так же должны поступить и те, кто имеет тяжкий грех.

Многие подвижники благочестия предупреждают, что тяж­кий грех, о котором исповедующийся промолчал на общей ис­поведи, так и остается нераскаянным, а значит и не прощен­ным.

После исповедания грехов и прочтения священником разрешительной молитвы, кающийся целует лежащие на аналое Крест и Евангелие и, если готовился к Причастию, берет у ду­ховника благословение на Причащение Святых Христовых Таин.

В некоторых случаях священник может наложить на ка­ющегося епитимию — духовные упражнения, назначенные для углубления покаяния и искоренения греховных навыков. К епитимии нужно относиться, как к воле Божией, изреченной через священника, требующей обязательного исполнения для врачевания души кающегося. В случае невозможности по раз­ным причинам исполнить епитимию следует обратиться для разрешения возникших трудностей к тому священнику, кото­рый ее наложил.

Желающие не только исповедоваться, но и причаститься, должны достойно и в соответствии с требованиями Церкви приготовиться к Таинству Причащения. Называется такое при­готовление говением.

Как подготовиться к Причастию

Дни говения длятся обычно неделю, в крайнем случае — три дня. В эти дни предписывается пост. Из рациона исключает­ся скоромная пища — мясные, молочные продукты, яйца, а в дни строгих постов — и рыба. Супруги воздерживаются от фи­зической близости. Если позволяют обстоятельства, в эти дни следует посещать богослужения в храме. Более прилежно вы­полняются утреннее и вечернее молитвенные правила, с до­бавлением к ним чтения Покаянного канона.

Независимо от того, когда в храме совершается Таинство Исповеди — вечером или утром, необходимо накануне Прича­щения посетить вечернюю службу. Вечером, перед чтением молитв на сон грядущим читается три канона: Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Богородице, Ангелу Храните­лю. Можно читать каждый канон отдельно, либо пользовать­ся молитвословами, где эти три канона объединены. Затем читается канон ко Святому Причащению до молитв ко Свя­тому Причащению, которые читаются утром. Тем, кому труд­но совершать такое молитвенное правило в один день, берут благословение у священника прочитать три канона заранее в течение дней говения.

Детям довольно трудно соблюсти все молитвенные правила подготовки ко Причастию. Родителям необходимо вместе с духовником выбрать оптимальное количество молитв, которое будет по силам ребенку, затем постепенно увеличивать чис­ло нужных молитв, необходимых для подготовки к Причастию, вплоть до полного молитвенного правила ко Святому Прича­щению.

Для некоторых составляет большую трудность прочтение всех необходимых канонов и молитв. По этой причине иные годами не исповедуются и не причащаются. Многие путают подготовку к исповеди (при которой не требуется столь боль­шой объем прочитанных молитв) с подготовкой к причастию. Таким можно рекомендовать приступать к Таинствам Испо­веди и Причастия поэтапно. Сначала нужно должным обра­зом подготовиться к исповеди и при исповедании грехов по­просить у духовника совета, как достойно в меру своих сла­бых сил подготовиться к Причастию. Нужно молиться Госпо­ду, чтобы Он помог преодолеть трудности и дал силы достой­но приготовиться к Таинству Причащения.

Поскольку к Таинству Причащения принято приступать натощак, с двенадцати часов ночи уже не едят и не пьют. Ис­ключение составляют младенцы (дети до семи лет). Но и де­тей с определенного возраста (начиная с 5-6 лет, а если возмож­но и ранее) необходимо приучать к существующему правилу.Утром также ничего не едят и не пьют, можно только по­чистить зубы. После прочтения утренних молитв читаются мо­литвы ко Святому Причащению. Если утром чтение молитв ко Святому Причащению затруднительно, то нужно взять благословение у священника прочитать их накануне вечером. Если в храме исповедь совершается утром, необходимо прид­ти вовремя, до начала исповеди. Если исповедь была совершена накануне вечером, то исповедующийся приходит к началу службы и молится со всеми.

Таинство Причащения

Причащение Святых Христовых Таин есть Таинство, установленное Самим Спасителем во время Тайной вечери: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая учени­кам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставле­ние грехов» (Евангелие от Матфея, гл. 26, стихи 26 — 28).

Во время Божественной Литургии совершается Таинство Святой Евхаристии — хлеб и вино таинственным образом пре­вращаются в Тело и Кровь Христову, и причастники, прини­мая Их во время Причастия, таинственно, непостижимо для че­ловеческого разума, соединяются с Самим Христом, так как весь Он содержится в каждой Частице Причастия.

Причащение Святых Христовых Таин необходимо, чтобы войти в жизнь вечную. Об этом говорит Сам Спаситель: «ис­тинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день…» (Евангелие от Иоанна, гл. 6, стихи 53 — 54).

Перед Причастием женщинам необходимо стереть с губ помаду. Нельзя прича­щаться женщинам в период месячных очищений. Женщины после родов допускаются к Причастию лишь после прочтения над ними очистительной молитвы сорокового дня.

Во время выхода священника со Святыми Дарами прича­стники делают один земной (если день будний) или поясной (если день воскресный или праздничный) поклон и вниматель­но слушают слова молитв, читаемые священником, повторяя их про себя. После прочтения молитв причастники, сложив руки на груди крестообразно (правая поверх левой), чинно, не теснясь, в глубоком смирении подходят к Святой Чаше. Сло­жился благочестивый обычай первыми к Чаше пропускать детей, затем подходят мужчины, после них — женщины. У Чаши креститься не следует, чтобы случайно ее не задеть. Вслух назвав свое имя, причастник, раскрыв уста, принимает Святые Дары — Тело и Кровь Христовы. По Причащении ди­акон или пономарь обтирают причастнику уста специальным платом, после чего он целует край святой Чаши и отходит к специальному столику, где принимает запивку (теплоту) и съедает частицу просфоры. Это делается для того, чтобы ни одна частица Тела Христова не осталась во рту. Не приняв теп­лоты, нельзя прикладываться ни к иконам, ни к Кресту, ни к Евангелию.

После принятия теплоты причастники из храма не уходят и молятся со всеми до конца богослужения. После отпуста (заключительных слов богослужения) причастники подходят ко Кресту и внимательно выслушивают благодарственные мо­литвы после Святого Причащения. После прослушивания молитв причастники чинно расходятся, стараясь как можно дольше сохранить чистоту своей очищенной от грехов души, не размениваясь на пустые разговоры и неполезные для души дела. В день после Причащения Святых Таин не совершают­ся земные поклоны. Остаток дня необходимо провести благо­честиво: избегать многословия (лучше вообще больше мол­чать), просмотра телевизора, исключить супружескую близость. Желательно дома самому прочесть благодарственные молит­вы после Святого Причащения. То, что в день Причастия нельзя здороваться за руку — предрассудок. Ни в коем слу­чае нельзя причащаться несколько раз в один день.В случаях болезни и немощи причащаться можно на дому. Для этого на дом приглашается священник. В зависимости от своего состояния болящий в должной мере подготавлива­ется к исповеди и Причастию. В любом случае, причащаться он может только натощак (за исключением умирающих). Дети до семи лет на дому не причащаются, так как они, в отличие от взрослых, могут причащаться только Кровью Христовой, а за­пасные Дары, которыми причащает священник на дому, содер­жат только частицы Тела Христова, напитанные Его Кровью. По этой же причине младенцы не причащаются на Литургии Преждеосвященных Даров, совершаемой в будние дни во вре­мя Великого Поста.

Каждый христианин либо сам определяет время, когда ему необходимо исповедаться и причаститься, либо делает это по благословению своего духовного отца. Имеется благочестивый обычай причащаться не реже пяти раз в году — в каждый из четырех многодневных постов и в день своего Ангела (день памяти святого, имя которого носишь).

 

 

   |    Рубрика: Начинающему христианину    |    Опубликовано: 23.04.2013