Ивантеевское благочиние

Таинство Крещения

Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду и при призывании крестящим его имени Пресвятой Троицы — Отца , и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается Духом Святым в жизнь духовную и святую. Тем самым крещаемый вводится в Церковь и становится ее членом.

Уже самое определение Таинства Крещения говорит о том, что оно связано с коренным переломом в жизни человека. Стать христианином — это не значит переменить убеждения или даже образ жизни, это значит решительно переродиться, стать новым человеком. Слова Господа, что зерно не оживет, если не умрет (Ин. 12, 24), или: «Кто не несет креста своего… не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 27), или ска­занное Никодиму: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Цар­ствие Божие» (Ин. 3, 5) не остаются без свершения. Священная история, как и история христианства, знает множество примеров, начиная с апостола Павла, когда уверовавшие во Христа, а потом крестившиеся, становились действитель­но новыми людьми. Духовное рождение означает, что человек перестает жить для себя, а начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом и для себя полноту жизни.

Обращение ко Христу совершенно меняет центр интересов. Такое обращение бывает иногда крутым или же постепенным. Крещение взрослых является результатом свершив­шегося в них духовного переворота, и благодать Таинства его освящает и зак­репляет, а при Крещении детей, хотя они еще и не имеют сознательной веры, в них тоже всевается семя благодатной жизни, приводящее впоследствии к пол­ному перерождению крещеного, при ус­ловии надлежащего христианского воспитания.

Для достойного принятия Крещения нужны вера и полное покаяние, отказ от прежней своекорыстной жизни, с опознанием связанности ее с действием злых духов и отречения от них.

Креще­ние младенцев началось с древних вре­мен. От них, конечно, нельзя ожидать веры и покаяния, но их крестят в силу веры их родителей и восприемников, на которых лежит святая обязанность на­учить крещаемых истинам веры и по­мочь им возродиться для новой жизни.  

КРЕСТНЫЕ РОДИТЕЛИ — ВОСПРИЕМНИКИ

Обычай иметь восприемников при Крещении восходит к древнейшему Апостольскому Преданию.

По Требнику, необходимым считается только один восприемник — мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола. Но по укоренившейся традиции бывает двое восприемников: мужчина и женщина.

При Крещении младенцев восприемники приносят и держат на руках своих крестных детей на протяжении всего чинопоследования, причем, если восприемников двое, то мальчика может держать крестная мать, а девочку — крестный отец вплоть до погружения в купель. После троекратного погружения младенца в купель, он возвращается на руки своему восприемнику (того же пола, что и младенец), который должен иметь в руках чистую пеленку или полотенце, чтобы вытереть тело ребенка.

Восприемник должен знать Символ веры и прочесть его в соответствующий момент; кроме того, он дает ответы на вопрошения священника об отречении от сатаны и сочетании со Христом. Впоследствии, по достижении ребенком сознательного возраста, восприемник должен объяснить ему основы Православной веры. Эти обязанности

предполагают, конечно, что сам восприемник — крещеный и православно верующий человек, знакомый с содержанием Священного Писания, знающий основные молитвы, посещающий церковные богослужения.

У «крестных» по отношению к крестникам есть

3 основные обязанности:

1. «Молитвенная». Крестный обязан молиться за своего крестника, а также по мере его возрастания научить молитве, чтобы крестник уже сам мог общаться с Богом и просить Его о помощи во всех своих жизненных обстоятельствах.

2. «Вероучительная». Обучать крестника основам христианского вероисповедания, а если вы сами не достаточно осведомлены, то сначала восполните пробелы у себя сами.

3. «Нравоучительная». На собственном примере, вы должны показать малышу человеческие добродетели — любви, доброты, милосердия, и т.д., чтобы малыш возрастал настоящим добрым христианином.

Вы обещали Богу, что приведете к нему этого малыша. Помните об этом!

НЕ МОГУТ БЫТЬ ВОСПРИЕМНИКАМИ

 

Не допускаются к восприемничеству родители собственных детей. Вообще супруги не могут быть восприемниками при Крещении одного младенца, но при этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно.

В крайнем случае допускается Крещение и без восприемников, тогда сам священник считается крестным.

Не могут быть восприемниками безумные, совершенно несведущие в вере, а также преступники, явные грешники (Требник Петра Могилы). Например, не бывшие по нерадению у исповеди и Святого Причастия     5-10 лет не могут дать руководства и назидания в жизни своим крестникам. Не могут быть восприемниками малолетние, так как еще не способны к делу учительства и не тверды в разумении веры и силы Таинства (кроме тех случаев, когда совершенно невозможно иметь совершеннолетнего восприемника).

Церковные правила не запрещают быть восприемниками одного и того же младенца родным брату и сестре, а также отцу с дочерью или матери с сыном.

Мы молимся за детей и верим, что по нашим молитвам Господь может даро­вать им различные блага. Можно ли поэтому сомневаться, что подаваемая детям, по молитвам всей Церкви, в Та­инстве Крещения благодать принесет должные плоды? Знаем мы, что и Сам Господь пустил детей приходить к Себе (Лк. 18, 15-16) и что святой Иоанн Креститель прославил Господа во чре­ве матери. Благодать действует и на подсознание человека.

В то же время все христиане долж­ны помнить, что данный в Таинстве Крещения талант, залог новой жизни, приумножается путем личных усилий, иногда подвигом всей жизни. Иными словами, мы никогда не должны забывать данные при Крещении обеты. Тем не менее уже при самом принятии Свя­того Крещения в крестившемся совер­шаются неизгладимые перемены: он освобождается от власти первородного греха и сатана изгоняется из его серд­ца. Хотя возможность искушать за диаволом остается, но он

становится как бы внешним человеку.

Некрещеный человек в силу первородного греха в сущ­ности не может не грешить, а креще­ный, хотя и может грешить, но властен и не грешить.

 

СОВЕРШЕНИЕ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ

 

Крещение есть Таинство включения человека в Церковь путем усыновления его силой Христовой Богу Отцу. Таким образом, Крещение есть общее дело и торжество Церкви. В древности оно приурочивалось чаще всего к величайшему христианскому празднику — Святой Пасхе и совершалось торже­ственно в собрании верующих в храме. Приготовление ко Крещению, научение вере или оглашение происходило тоже в храме.

В настоящее время эта общецерков­ная забота о готовящихся ко Крещению сохранилась в молитвах о них на Ли­тургии оглашенных; теперь же лишь чтение паремий и еще некоторые особенности службы Великой Субботы напоминают о прежнем обычае крес­тить в день Пасхи. Постепенно Таин­ство Крещения (крестины) приобрело характер частной семейной требы, но его общецерковное и пасхальное значение, разумеется.

Оглашение как заключительный акт приготовления ко Крещению,  бывшее прежде отдельным обрядом, ныне непосредственно   предшествует   Крещению. Все   символические   священнодействия этого обряда имеют глубокое действен­ное значение. Самые существенные из них: заклинание сатаны, отречение от него, последующий обет сочетаться Христу и, наконец, исповедание православной веры.

Христиане по лич­ному духовному опыту знают, какова сила носителя зла — диавола, активно борющегося с добром. Заклинание сата­ны по слову Господню: «Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16, 17) открывает крещаемому возможность всту­пить в брань с удаленным из него вра­гом, а последующее отречение от сата­ны есть вызов, бросаемый ему. С этого момента крещаемый становится уже во­ином Христовым и до самой смерти будет вести борьбу с духом зла, кото­рый, в свою очередь, не забудет бро­шенного ему вызова и будет жестоко бороться с христианином до последне­го его вздоха. Эту борьбу вел уже за нас всех Богочеловек Иисус Христос и она увенчалась Его полной победой. Поэтому, хотя Господь и сказал: «Бой­тесь… того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10, 28), имея помощником Самого Господа Победи­теля, христианин никогда не должен унывать в своей духовной борьбе.

Символ веры содержит все христианские истины, которые в древности люди знали до Крещения, а в наши дни обычно изучаются после Кре­щения в курсе Закона Божия. Ответ­ственность за это обучение берут на себя восприемники, и они совершают тягчайший грех, если забывают об этом.

Самое Таинство Крещения состоит из освящения воды и елея, помазания освященным елеем и последующего са­мого главного священнодействия — троекратного погружения крещаемого в воду со словами: «Крещается раб Бо­жий (его имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».

Сойдя во Иордан, Господь Иисус Христос освятил воды и с ними все сти­хии и всю материю мира. С этого события вся природа стала вновь способной получать благодатные дары и быть в некоторой мере хранилищем благодати. В этом — основание для ос­вящения воды и других стихий и пред­метов. Вода была издревле символом очищения, а погружение в нее — симво­лом покаяния. Наряду с этим, как необ­ходимая для жизни, была она и символом жизни. Избрав воду для соверше­ния Таинства Крещения, Господь при­дает символам, с нею связанным, действенную силу.

По словам святого Кирилла Иеруса­лимского, вода по освящении становит­ся для крещаемого «гробом и матерью». Гробом потому, что, войдя в купель, человек в подобии соединяется со смер­тью Христовой; матерью потому, что через крещальную смерть совершается его новое рождение.

Освященный елей, которым во вре­мя Таинства помазуется сперва вода, а потом крещаемый, есть символ исцеле­ния и здоровья, примирения и мира. Свечи изображают   свет  правой   веры,   кадило  —  благоухание 

Святого Духа, белые одежды новокрещеного — освобожденную от власти греха и сатаны новую жизнь или душу христианина, которую он должен хранить незапятнанной, наконец, нательный крест — крестное последование Христу и знак веры в Его победу.

В случае крайней нужды Крещение может совершить путем простого погру­жения в воду (или даже путем кропления), при произнесении крещальных слов, каждый православный христианин, в силу принадлежности его к «царственному свя­щенству», то есть к Церкви.

Таинства Крещения и Венчания    во всех храмах Ивантеевского благочиния совершаются только после катехизаторской беседы.

Беседы с венчающимися, крестными и родителями  крещаемых в Смоленском храме г. Ивантеевки проводятся по пятницам и субботам в 15.30.

   |    Рубрика: Начинающему христианину    |    Опубликовано: 15.04.2013