Ивантеевское благочиние

Таинство Брака

КАК ГОТОВИТЬСЯ К БРАКОВЕНЧАНИЮ

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления. Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Свя­тых Таин. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до венчания подготовили себя к Таинствам исповеди и Причастия.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы — Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословля­ют жениха и невесту. Иконы приносятся родителя­ми, а если они не участвуют в Таинстве вен­чания — женихом и невестой.

Жених и невеста приобретают обручаль­ные кольца. Кольцо — знак вечности и неразрывности брачного союза.

Главное приготовление к пред­стоящему Таинству — это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и Причащения. Жених и невеста, желающие сочетаться Таинством брака, приготовляют себя к принятию бла­годати постом и покаянием, а в день венча­ния вместе причащаются Святых Божественных Таин. Причащаются обычно или в день венчания, или накануне.

ЧТО НАДО ЗНАТЬ СВИДЕТЕЛЯМ

В дореволюционной России, когда цер­ковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях — в народе их называли друж­ка, подружие или шаферы, а в богослужеб­ных книгах (требниках) — восприемники. Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть — по желанию брачующихся.

Поручители обязательно должны быть православными, желательно церков­ными людьми, должны относиться к Та­инству венчания с благоговением.

Обязан­ности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как вос­приемников в Крещении: как восприемни­ки, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому рань­ше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

О ПОВЕДЕНИИ В ХРАМЕ

ВО ВРЕМЯ БРАКОВЕНЧАНИЯ

Часто кажется, будто жених и невеста, со­провождаемые родными и друзьями, при­шли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Ли­тургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах — жени­хе и невесте (разве только один раз произно­сится молитва «за воспитавших родителей»). Невнимание и неблагоговение жениха и не­весты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь.

Все находящиеся при бракосочетании, и особен­но жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

 

КАК ПРОИСХОДИТ ОБРУЧЕНИЕ 

Венчанию предшествует обручение.

Обручение совершается после Боже­ственной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны при­ступить к его заключению. То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Само­го Господа.

Обряд начинается каждением. Священник трижды благословляет сначала жениха, по­том невесту, произнося: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа» и дает им зажжен­ные свечи. На каждое благословение снача­ла жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, ко­торую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста.

По обычаю Церкви, всякое священно­действие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представ­ляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие (возглас: «Благословен Бог наш»).

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыс­лия (диакон возглашает: «Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся»).

Затем диакон произносит, между други­ми обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте — это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Цель супружества — благословенное рождение детей для про­должения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спа­сению.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Помня об общем кресте, возложенном се­годня на них, «тяготы друг друга нося», они всегда будут исполнены благодатной радо­сти этого дня.

По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, при­ветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно тор­жественными:

«Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися яко­же Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия».

«И ты, невесто, возвеличися якоже Сар­ра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножи­ся якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благо­воли Бог».

Затем в двух последующих молитвах свя­щенник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и вен­цы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй мо­литве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения за­печатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окон­чании ее новобрачные целомудренным по­целуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених це­лует икону Спасителя, а невеста — образ Божией Матери; затем они меняются места­ми и прикладываются соответственно: же­них — к иконе Божией Матери, а невеста — к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, не­весте — образ Пресвятой Богородицы.

КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ СВАДЕБНАЯ ТРАПЕЗА

В 53-м правиле Лаодикийского Собора сказано: «Не подобает на браки ходящим (то есть даже родственникам жениха и невесты и гостям) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам». Брачный пир должен быть скромен и тих, должен быть чужд всякого невоздержания и неприличия. Такое тихое и скромное пиршество благословит и Сам Господь, освятивший брак в Кане Гали­лейской Своим присутствием и совершением первого чуда.

О «МЕДОВОМ МЕСЯЦЕ»

И О СУПРУЖЕСКОЙ ЖИЗНИ

Церковь осуждает невоздержанное про­ведение молодыми супругами «медового месяца». И если молодые супруги не хотят превра­тить свой «медовый месяц» в период резко­го ослабления сил и подавленного состоя­ния, слез, ссор и взаимного недовольства, то пусть умеряют свои желания. Их сдержан­ность и умеренность будут вознаграждены тихой радостью и счастьем первых дней но­вой, совместной жизни.

Воздержание требуется от христиан во все воскресные и праздничные дни, дни причащения, покаяния и поста.

Церковный день начинается с вечера, с четырех—шести часов, поэтому нужно со­хранять себя в канун праздничного или по­стного дня, считая их окончанием вечер пе­ред следующим днем. 

ЧТО МОЖЕТ ПРЕПЯТСТВОВАТЬ

ХРИСТИАНСКОМУ БРАКУ 

Православная Церковь считает гражданский брак лишенным благодати, но как факт признает и не считает его незаконным блуд­ным сожительством. Тем не менее условия заключения брака по гражданскому законо­дательству и по церковным канонам имеют различия. Однако не всякий гражданский брак может быть освящен в церкви.

Церковь не допускает вступление в брак более трех раз.

Не благословляется брак, если один из брачующихся  объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на венчание лишь по настоянию супруга или родителей.

Не разрешается венчание, если хотя бы один из супругов не крещен и не собирается принять Крещения перед венчанием.

Венчание невозможно, если один из бу­дущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом.

Еще одно препятствие к совершению браковенчания — кровное родство жениха и невесты и родство духовное, обретенное через восприемничество при Крещении.

КОГДА НЕ СОВЕРШАЕТСЯ БРАКОВЕНЧАНИЕ

Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех постов, в сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления. По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунаде­сятых, великих и храмовых праздников.

Кроме того, в Русской Православной Церкви браковенчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней — среды и пятни­цы), накануне и в                                                                 дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сен­тября).

Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем свя­щенник, преподав мир всем, повелевает же­ниху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Госпо­дом, в ожидании от него духовного бла­гословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иису­су Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: «Обручается раб Божий (имя жени­ха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: «Обручается раба Божия (имя невес­ты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак люб­ви и готовности жертвовать всем жене сво­ей и помогать ей всю жизнь; невеста наде­вает свое кольцо на руку жениху в знак сво­ей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Та­кой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все со­вершает и утверждает (иногда кольца меня­ет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела Хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается. 

КАК СОВЕРШАЕТСЯ ВЕНЧАНИЕ

Жених и невеста, держа в руках зажжен­ные свечи, изображающие духовный свет Таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с ка­дильницей, указывая этим, что на жизнен­ном пути они должны следовать по запо­ведям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу. Хор встре­чает их пением псалма 127, в котором про­рок-псалмопевец Давид прославляет благо­словлённое Богом супружество; перед каж­дым стихом хор поет: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Жених и невеста становятся на разост­ланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

Жених и невеста перед лицом всей Церк­ви еще раз подтверждают   свободное   и   непринужденное   желание вступить в брак и отсут­ствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинствен­ное освящение супружества Божественною благодатью — чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: «Благословено Царство…», которым провозглаша­ется сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После краткой ектении о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: «Бла­гослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное, неувядаемый венец славы; сподоби их уви­деть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свы­ше, и от тука земного; исполни дома их пше­ницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуж­дающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению».

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. «Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские, как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем».

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умо­ляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в по­мощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важней­шие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церк­ви и вместе со всею церковью — о благословении Божием, — теперь видимо совер­шается над брачующимися, скрепляет и ос­вящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к перед­ней части венца. Венчая жениха, священник произносит: «Венчается раб Божий (имя­рек) рабе Божией (имярек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Бо­городицы, украшающему ее венец, свя­щенник венчает ее, произнося: «Венчается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник говорит: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!» Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословля­ет жениха и невесту.

Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: «Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20-33), где брач­ный союз уподобляется союзу Христа и Цер­кви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене — это по­добие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу — подо­бие отношения Церкви ко Христу. Это — взаимная любовь до самоотвержения, готов­ность пожертвовать собою по образу Хрис­та, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последовате­лей Его, страданиями и мученической смер­тью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение Апостола: «а жена да боится своего мужа»призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх ли­шиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому — Христос. В другом послании апостол Павел говорит: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, что­бы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4-5).

Муж и жена — члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны меж­ду собой, повинуясь Господу Иисусу Хри­сту.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1-11).

В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его.

 

Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати Таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви не­бесной, соединяющей души о Господе.

После прочтения Евангелия произносят­ся от лица Церкви краткое прошение о но­вобрачных и молитва священника, в кото­рой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и едино­мыслии, чтобы брак их был честным, ложе их — нескверным, сожительство  —непороч­ным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца запо­ведей Его.

Священник возглашает: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…». И новобрачные вмес­те со всеми присутствующими поют молит­ву «Отче наш» — основание и венец всех мо­литв, заповеданную нам Самим Спасите­лем.

В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей про­славляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, по­велевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши — сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник со­единяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку. Это означа­ет, что через руку священника муж полу­чает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь «Исаие, ликуй…», в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь «Святии мученицы». Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они явля­ют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная».

   |    Рубрика: Перед вступлением в брак    |    Опубликовано: 15.04.2013