Голем (мифология): кто такой, как выглядит, мифическое существо

Мифы и легенды, любые устные или письменные предания имеют свойство со временем исчезать, стираться из памяти человека.

Такая участь постигла многих персонажей, как хороших, так и плохих. Некоторые образы были видоизменены под влиянием религии или же особенностей фольклора наций, постепенно ассимилирующих коренной народ, породивший такую фантазию.

Другие остались в памяти человечества и даже стали своеобразной «торговой маркой», горячей темой для книг, фильмов и компьютерных игр.

Мифическое существо не обязательно обладает чертами, гиперболизированными фантазией человека. Чудовища могут быть вполне естественного вида, будь то животное, полубог или же злой дух, принявший обличье человека.

Всех их роднит одно – попытка древнего человека объяснить природные явления, катастрофы и несчастья вмешательством внеземной силы, жестокой и равнодушной.

Впрочем, иногда мифические животные, персонажи и образы начинают жить сами по себе. Будучи единожды рассказанной, легенда передается от человека к человеку, обрастая подробностями и новыми фактами.

Так, к примеру, морские левиафаны, чудовища, представляющиеся человеку Средневековья главной преградой на пути в Новый Свет, позднее «выродились» в единственный образ кракена, огромного осьминога/кальмара, способного опутать щупальцами целый корабль и потопить его в мгновенье ока. Пожалуй, стоит начать именно с него.

Во всей мощи морской – кракен

Голем (мифология): кто такой, как выглядит, мифическое существо

Мифическое существо, способное потопить огромный корабль, закусив при этом его командой. Кракен представляет собой древнейший страх человечества – ужас перед морской глубиной.

Издавна, море и океан представлялись народам земного шара «миром за чертой». Даже сейчас львиная доля мирового океана лежит вне «юрисдикции» человечества и что именно там обитает, неизвестно. Поэтому образ кракена по-прежнему довольно «свеж» и часто упоминается в мировом искусстве, как в прошлом веке, так и в современности.

  1. Естественно, первые упоминания о таком животном появились в фольклоре народа, который не мыслил своей жизни без моря.
  2. Северяне освоили морское дело задолго до того, как европейцы вышли в открытый океан в поисках Нового Мира.
  3. Моряки с трепетом рассказывали истории о гигантском кальмаре, способном уничтожить корабль буквально мгновенно.
  4. Епископ Бергенский так описывает это существо в 16-м веке:

«Он словно плавучий остров, что поджидает моряков на просторах».

Позднее мнение касательно того, является ли кракен кальмаром или осьминогом, разошлись.

Из моря ввысь на крыльях дракона

Голем (мифология): кто такой, как выглядит, мифическое существо

  • Второй «повелитель» стихии, без которого не обходится мало-мальски значимая фэнтези задумка, это дракон.
  • Причем, непосредственно самих «крылатых ящеров» огромное множество.
  • Кельты считали, что дракон обладает четырьмя лапами и перепончатыми крыльями, китайцы представляли себе ящера бескрылым и с гибким телом змеи, германо-скандинавский Зигфрид уничтожал «земного змея», черты которого очень сильно напоминают виверну.
  • Роднит их всех ужасный нрав, страх потерять накопленные богатства и крайне долгий срок жизни.

Характер у такого существа своеобразный. Большинство из драконов мудры, но вспыльчивы, жестоки и горды.

Герой часто спекулирует на отношении ящера к самому себе для того, чтобы позднее обманом и хитростью убить его и завладеть несметными богатствами дракона.

Позднее появилось множество вариаций изначального образа. Благодаря Джону Толкину, Роберту Сальваторе и многих другим авторам жанра фэнтези, драконы поделились по цветам и даже обзавелись прямым «родством» с изначальными силами.

Ужасы в ночи, отблеск на клыках вампира

Голем (мифология): кто такой, как выглядит, мифическое существо

Чудовище, способное выпить кровь человека или подчинить его своей воле. Эту нечисть следует рассматривать как существо исключительно зловредное и жестокое.

Селяне беспощадно вгоняют осиновый кол в очередной труп, плотник лихо рубит топором шейный позвонок и очередной «вампир» отправляется в Преисподнюю.

До того, как роман Брэма Стокера увидел свет, вампиров не наделяли антропоморфными чертами. Так, к примеру, кровососущая тварь из Южной Америки, чупакабра, выглядит как смесь адского пса с разного рода чудовищами.

На Филиппинах вампира и вовсе рисуют как крылатый торс с хоботком, похожим на аналогичный у комара.

Таким образом чудовище «выпивает» человека, забирая себе его молодость, красоту и силы.

Идея «паразита», питающегося силой человека, не обязательно кровью, спермой, например, как это бывает с суккубом, в той или иной мере присуща множеству различных легенд. А вот их слабости, а именно страх перед солнечным светом, чесноком, святой водой, даже серебром и осиной, уже порожден более современными адаптациями первоначальных легенд.

Древние люди были не столь щепетильны и считали, что существу достаточно отрубить голову, ну или вырезать сердце.

Каждой девственнице по личному транспорту

Голем (мифология): кто такой, как выглядит, мифическое существо

Не каждое мифическое существо ужасно по своей природе, ведь тьма не может существовать без света, впрочем, как и наоборот.

Мифические животные довольно часто выступают проводниками главного героя, помогают ему как советом, так и делом.

Вестником изначального света, по крайней мере согласно большинству легенд, является единорог. Это существо чистое по своей природе, ему чужда агрессия и насилие, поэтому этих животных не осталось в современном мире.

Наиболее примечателен тот факт, что единорог обладает странной «связью» с девственницей, чувствует ее и обязательно приходит на зов.

Интересный факт, у суровых северных народностей Руси есть собственный единорог, огромный и «черствый».

Сатирически звучит? И тем не менее Индрика-зверя описывают именно так. В отличие от блестящего и светлого существа, Индрик относится к духам матери-земли, а потому выглядит соответствующе.

Огромную «земляную мышь» не тянет к девственницам, но она также может прийти на помощь заблудшей в горах душе.

Незнамо что — химеры

Голем (мифология): кто такой, как выглядит, мифическое существо

  1. Мантикору, сфинкса, грифона и множество других существ можно обобщить под единственным нарицательным термином — «химера».
  2. Такое чудовище является плодом трудов безумного ученого, вынашивающего план по созданию «искусственной жизни».
  3. В целом эта идея прослеживается и по отношению к другому популярному чудовищу, и к ней стоит вернуться позднее.

Что же до химер, то они является «ошибкой природы» и преступлением против нее. По крайней мере, именно так их рассматривают чаще всего герои мифологии.

  • Нрав у химеры в большинстве своем злобный и жестокий, она агрессивна и легко впадает в ярость.
  • Возможно это продиктовано болью при создании или же соединением в единый организм весьма страшных тварей, ставших единым целом по воле ученого.
  • Некоторые химеры разумны, другие чудовища уже утратили разум и походят на диких зверей, по отношению к которым можно проявить разве что милость, окончив страдания.

Олицетворение ярости – вервольф

Голем (мифология): кто такой, как выглядит, мифическое существо

Непосредственно само слово «вервольф» является немецким. Еще Гитлер грезил армией могучих оборотней, людей, перенявших не только черты поведения волков, но и внешний облик, в купе с когтями, клыками, огромной скоростью и безграничным желанием убивать.

Происхождение оборотней варьируется в зависимости от конкретного эпоса. Некоторые представляют его в качестве своеобразного волшебника, перевертыша. Такие персонажи обладают не только волчьим обличьем, они способны принять вид паука, змеи, дракона, любого животного.

Однако, оборотень — это совокупное понятие, которое объединяет всех человеко-зверей в единое целое и употреблять его по отношению к вервольфам некорректно.

Именно человек-волк, так называемый «ликантроп» — это зверь в истинной сущности.

Они способны перекидываться в зверя исключительно в зависимости от фаз луны и теряют в этот период свой рассудок. Благодаря Голливуду, оборотень приобрел ряд «романтизированных» черт, выступив в итоге противником вампира.

Последние аккорды жизни – сирена

Голем (мифология): кто такой, как выглядит, мифическое существо

Несмотря на то, что сирена и русалка – это разные понятия, их многое объединяет, что привело в итоге к условному жонглированию названиями и небольшой путанице.

Впрочем, это приемлемо. В мифологии греков, Сирены – это нимфы Персефоны, утратившие с повелительницей волю к жизни, когда та отправилась к Аиду.

  1. Своим пением они заманивали моряков на остров, где пожирали их тела, не иначе от тоски за покровительницей.
  2. В их сети чуть было не попал Одиссей, который даже приказал соратникам связать себя, дабы не стать добычей плотоядных женщин-рыб.
  3. Позднее образ русалки перекочевал в мифологию Европы и даже стал своеобразным нарицательным олицетворением соблазна морской пучины для моряка.
  4. Звучали теории о том, что русалки на самом деле – это ламантины, морские коровы, которые могут напоминать рыб с антропоморфными чертами, но сам образ остается по сей день актуальным.

Свидетели былых времен – снежный человек, йети и бигфут

Голем (мифология): кто такой, как выглядит, мифическое существо

  • В отличие от прочих персонажей, свидетельства появления этих существ все еще находят по всему миру.
  • Вне зависимости от их правдивости, сам факт таких находок – это живое доказательство того, что образы не просто существуют до сих пор, но и остаются актуальными.
  • Гоминидов объединяет одно – схожесть с разного рода этапами эволюционного цикла становления человека.

Они огромны, обладают густым шерстистым покровом, быстры и сильны. Несмотря на скудный интеллект, существа продолжают упорно избегать всех хитроумных ловушек, созданных разного рода охотниками за мистическими тайнами.

Мифические животные остаются крайне актуальной темой, востребованной не только сотрудниками искусства, но также историками.

Эпос оказал огромное влияние на становления человечества и тот скептицизм, с которым современный житель мегаполиса относиться к таким мистериям, продиктован как раз мифологией и ее «одомашниванием» сил природы.

Источник: https://kriptozoo.ru/mificheskie-sushhestva-kotoryih-pomnjat.html

Голем

История человечества полна неожиданных и таинственных легенд, достоверность которых невозможно подтвердить. Романтическая атмосфера, которой они окутаны, заставляет очаровываться и не раз пересказывать заветные сюжеты, вспоминая их героев. Голем относится к числу персонажей, чье существование стоит под вопросом, но биография этого персонажа удивительна.

История происхождения

Еврейская мифология повествует об истукане, создать которого было под силу только раввину, славящемуся духовным богатством и просветленностью.

Главной целью посланника бога на земле должно быть стремление заступиться за свой народ, защитить его от мучителей. Только в этом случае глиняный человек оживал.

Чистые помыслы и искренность были главным критерием успеха в этом деле и предрекали чудовищу неслыханную силу. Имя существа из глины – Голем – переводится как «бесформенный» или «сырой, необработанный».

Голем (мифология): кто такой, как выглядит, мифическое существоГолем (арт)

Первая легенда о необычном создании появилась в 16 веке. Ее услышали жители Праги. Евреи в те времена притеснялись немцами, переполнявшими столицу Чехии. Их права ограничивались, а свободы попирались.

Люди были обречены существовать в нищете и бедствии. Главный раввин по имени Лев встал на защиту евреев, взмолился небесам и попросил бога о помощи. Помощь пришла свыше.

Лев был посвящен в таинственный ритуал, способный воздвигнуть из глины фигуру Голема, готового разбить врага.

Чудовище, возведенное героями, посредством магической силы ожило и отстояло честь своих создателей. Оно выглядело как великан, не способный произнести и слова, но уничтожающий противника в прах. Еврейское гетто было под его защитой 13 лет.

В ритуале создания Голема использовались два человека, символизирующие огонь и воду, Лев, как автор, олицетворял воздух, а Голем стал воплощением земли.

Получивший от создателей человеческую одежду, истукан выполнял свою функцию и жил в доме раввина в качестве работника.

Читайте также:  Свадебные приметы народов мира и суеверия, традиции: для невесты и жениха

Голем (мифология): кто такой, как выглядит, мифическое существоГолем в мифологии

Особенности Голема заключаются в быстром росте. Он не испытывает голода или жажды, но обладает достаточной энергией для выполнения любой работы. Громиле не страшны физические нагрузки, но другими способностями он обделен. Выйдя из-под власти создателя, существо начинало разносить все вокруг себя.

Зло, скрытое в его душе, вырывалось наружу. Поэтому при необходимости отлучиться Лев погружал работника в сон. Однажды, уйдя в синагогу, он забыл провести привычную процедуру, и Голем разбушевался. Поняв ошибку и ее цену, Лев навсегда усыпил истукана, поместив того на чердак.

Голем (мифология): кто такой, как выглядит, мифическое существоСтатуя Голема в Праге

Следующее пришествие чудовища состоялось в 1920-е годы. Любопытный журналист решил проникнуть в место упокоения чудовища и доказать, что байки о нем – выдумки. Он оказался прав, но ходят слухи, что раввин уничтожил свое детище. Существует и романтическая трактовка легенды, повествующая о нежных чувствах глиняного человека к дочери раввина.

Подчинявшийся только ей, неуклюжий Голем сопровождал девушку повсюду. Раввин приказал дочери обездвижить ухажера, и истукан рассыпался на мелкие частицы. Но, по легенде, каждые 33 года происходит возрождение глиняного чудовища.

Экранизации

Популярность к глиняному персонажу пришла после того как писатель Густав Майринк опубликовал книгу об истории его происхождения.

Знаменитый первопроходец кинематографа, немецкий режиссер Пауль Вегенер снял трилогию о Големе в 1915-1920 годах.

Литературы о герое легенд было немного, и Вегенер самостоятельно додумал сюжет, создав фильмы «Голем», «Голем и танцовщица», «Голем, и как он пришел в мир». Главного героя играл сам постановщик.

Голем (мифология): кто такой, как выглядит, мифическое существоПисатель Густав Майринк

Режиссер Жюльен Дивювье создал фильм ужасов о глиняном человеке в 1936 году, сняв актера Фердинанда Харта в известном образе. Это был ремейк на проект Вегенера, не отличавшийся оригинальной идеей.

В 1967 году Жан Кершборн снял фильм «Голем» с участием Андре Рейбаза. В роли истукана в проекте Петра Шулькина 1979 года предстал Марек Вальчевский.

Голем (мифология): кто такой, как выглядит, мифическое существоКадр из фильма «Дан Лено и Голем Лаймхауса» (2016 год)

В 2016 году на большие экраны вышла экранизация романа Питера Акройда «Дан Лено и Голем Лаймхауса» авторства Хуана Карлоса Медины.

Интересные факты

  • Любопытно, что глиняный Голем был не единственной вариацией истукана, способного прийти на помощь еврейскому народу. Существо из воды располагало удивительным интеллектом, чудовище из камня походило на настоящую глыбу. Огненный Голем был ведьмаком, а земляной, схожий с холмом, предпочитал равнины в качестве места жительства и был мирным созданием. Но глиняное исполнение – самая популярная вариация персонажа.

Голем (мифология): кто такой, как выглядит, мифическое существоГолем в «Майнкрафте»

  • В литературе образ упоминался не только в произведении Майринка, где был второстепенным. О нем писал Артур Холичер в 1908 году и Станислав Лем в рассказе «Голем 16». Братья Стругацкие, вдохновленные легендой, упоминали истукана в книге «Понедельник начинается в субботу», а Умберто Эко – в романе «Маятник Фуко».
  • Современные фантасты используют этот образ и в кинематографе. Железный защитник Колосс из фильмов о Дэдпуле 2017 и 2018 годов напоминает героя легенды. Голем стал персонажем «Секретных материалов» и мультсериала «Симпсоны», похожий на него персонаж появился в картине Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки». Франкенштейн также является Големом. Глиняное чудовище стало персонажем мультиков и компьютерных игр вроде «Террарии» и «Майнкрафта».

Источник: https://24smi.org/person/6617-golem.html

Голем

Голем — мифическое существо. Искусственно созданное человеком, в которое кабалисты, с помощью оккультных наук вдохнули жизнь. Преимущественно создавались из глины, камня, металла. Внешне, голем напоминал человека.

Создание голема, часто сравнивают с библейским сотворением Адама. Где бог лепит человека из глины и вдувает в него жизнь. Но в отличии от библейского Адама, голем существо бездушное, не имеет речи и мышления.

При создании голема, фигурку рекомендовалось лепить ростом с десятилетнего ребенка. Оживленный голем быстро растет, и его сила достигает нечеловеческих размеров.

Голем подчинен своему создателю, его основная функция защита, также его используют для различных целей в быту. Где нужно применить силу.

Голем (мифология): кто такой, как выглядит, мифическое существо

Помимо исполинской силы, големы не поддавались практически никакой магии. В мифологии известны случаи, когда голем вырывался из-под воли своего создателя. Превращаясь в ослепленное ненавистью существо. Снося все на своем пути и убивая всех, кто рядом. В том числе своего создателя.

Пражский голем

Голем встречается в сказаниях многих народов. У евреев- это великан из глины.

Самая известная легенда о големе, это пражский голем. Его создал для охраны еврейского народа пражский раввин Лев. В предрассветный час раввин с двумя помощниками, на берегу реки Влатвы, вылепил человеческую фигуру, ростом с 3 локтя. Проведя магический ритуал и вложив в рот голема шем (тайное имя бога), Лев оживил глиняное существо.

Голем был похож на уродливого мужчину, лет 30ти. Его сила во много раз превосходила человеческую. Днем голем был слугой и выполнял поручения раввина. Ночью охранял еврейский квартал. По легенде голем изначально не употреблял пищи и не говорил ни слова.

Но позже у него проснулся зверский аппетит, и составляло большого труда накормить голема.

Также, спустя время парижский голем стал говорить короткими фразами и показывал задатки разума. Так он спрашивал у преподобного Леве:

  •  Кто есть голем?
  •  Кто отец и мать голем?
  • Для чего голем?
  • Голем не хочет быть один.

То есть ему стало известно чувство одиночества. Голем стал осознавать себя, проявлять эмоции. Он начал играть с детьми в догонялки, хотя его громоздкое неуклюжее тело ему этого не позволяло. Голема стало тянуть к детям и к людям. Он хотел общения. Но люди в страхе бежали от него. Дети не хотели брать пражского голема в свои игры.

Голем (мифология): кто такой, как выглядит, мифическое существо

Так защитник еврейского гетто, был изгоем. От него требовали подчинения и помощи, но дать ему ничего не могли.

По легенде раввин каждую пятницу вечером вынимал из пражского голема шем, чтобы он не мог действовать. Так как раввин в субботу был в синагоге.

Но однажды праведный Лев забыл обездвижить своего подчинённого. И пражский голем взбунтовался. Он громил дома и имущество жителей еврейского квартала. Люди в панике разбегались от голема.

Возможно чувство безысходности и одиночества толкнули его в объятия ненависти.

Раввин смог вытащить шем из взбунтовавшего голема. После он отнес его безжизненное тело на чердак синагоги и схоронил под священными писаниями. Позже в 1920 году чешский журналист поднимался на чердак, но кроме мусора там ничего не обнаружил.

По другой версии, пражский голем влюбился в дочь раввина Мириам. Она в шутку назвала себя невестой голема. Глиняный человек следовал за ней по всюду и не давал раввину вытащить шем. Он все больше выходил из подчинения и по неосторожности разрушал, все что было рядом. Тогда раввин подговорил Мириам, и она, поддавшись уговорам отца, обездвижила голема.

Есть еще версия, что голем просто стал не нужен раввину и жителям еврейского квартала. Он выполнил свою миссию. Евреям ничего не угрожало. И преподобный Лев просто усыпил его. Проведя тот же ритуал, что и при воскрешении, но в обратном порядке.

Жители Праги до сих пор верят, что их голем оживает каждые 33 года. И встаёт на защиту их города.

Легенда о големе это предупреждение о том, что человек не сможет подменить бога. Что созданное человеком существо, не будет полноценным, в нем не будет души. Создание голема это мистический путь, по которому может пройти только чистый помыслами и праведный человек. Каким был раввин Лев.

Голем (мифология): кто такой, как выглядит, мифическое существо

Известна еще одна легенда о создании голема. В ней пророк Иеремией при создании глиняного человека, написал ему на лбу «Бог есть правда». Но голем выдернул нож у пророка и переделал надпись в «Бог мертв». Это говорит о мистической злобной силе, появляющейся при создании голема.

В русских сказаниях тоже есть существа, чье создание похоже на создание голема. Это Снегурочка и Глиняный Парень, у которого, как и у пражского голема был безудержный аппетит. Он ел не только обычную еду, но и всех попадающихся на пути людей и животных. Единственным отличие персонажей русского фольклора, от легенды о пражском големе, это то что они изначально могли думать и говорить.

Всем известный литературный персонаж Франкенштейн, тоже голем. Только телом ему послужила не глина, а тела разных людей. И оживал он не с помощью оккультных знаний, а с помощью науки.

Виды големов

В разных мифологиях големов различают по видам:

  • Каменный голем. Похож на кусок ожившей скалы. Место обитания горы.
  • Голем земли. Живет преимущественно на равнине. Из себя представляет небольшой холм. Не такие агрессивные как каменные големы.
  • Огненный голем. Место обитания вулканы. Обладает разумом. Их часто сравнивают с джинами. Наделены магическими силами.
  • Голем воды. Оживший сгусток воды. Также имеет разум. Менее агрессивен, чем предыдущие големы.

Источник: http://DarkBook.ru/golem-mificheskoye-sushchestvo-v-kotoroye-vdokhnuli-zhizn

Голем: самое жуткое существо в еврейской мифологии

В мифологии каждого народа Земли существует собственное предание об искусственно созданном существе, управляемом с помощью магии извне. В еврейской мифологии-ашкенази- это голем – гигантское существо из глины, камня или металла. Как правило, он помогает своим создателям, но стоит только недоглядеть и голем становится жутким разрушителем.

Ночной страж

Согласно еврейским преданиям голем – это мифическое существо, в которое с помощью оккультных практик каббалисты вдохнули жизнь. В то же время в еврейской литературе нередко можно встретить сравнение голема с Адамом. Различие состояло лишь в том, что сотворенный богом человек обладал душой.

В отличие от него существо, создаваемое каббалистами, не имело органов чувств, не могло думать и говорить. При этом голем обладал высоким ростом и нечеловеческой силой, что делало его бесстрашным воином, ночным стражником либо разрушителем. Интересно отметить, что согласно древнееврейским текстам голема не сразу создают большого роста.

На начальном этапе каббалисты лепят из глины тело десятилетнего ребенка, после чего проводят оккультный ритуал, оживляя его. В этот момент существо начинает расти, пока не достигнет внушительных размеров. При этом голем физически непобедим и подчиняется исключительно своему создателю.

В древнееврейских текстах нередко описываются случаи, когда голем вырвавшись на свободу, ослепленный ненавистью ко всему живому, убивал всякого, кто встречался ему на пути.

Пражский монстр

Наиболее популярной у народов средневековой Европы являлось предание о Пражском големе. Его создал раввин по имени Лев для охраны еврейского квартала в ночное время. Создание искусственного существа в три локтя ростом проходило на реке в предрассветном тумане.

После того, как фигура голема была готова, раввин провел каббалистический ритуал. После его окончания он вложил в рот существа тайное имя бога для управления големом. Внешне пражский голем напоминал уродливого мужчину лет тридцати. При этом существо обладало страшной физической силой, справиться с которой было невозможно.

Читайте также:  Каббалистическая нумерология: значение цифр

С тех пор днем голем выполнял тяжелую работу в доме раввина, а ночью охранял еврейский квартал. Это был идеальный стражник, который никогда не уставал, не нуждался в еде и питье. Но со временем пражский голем приобрел человеческие качества: стал требовать пищу, научился говорить и потянулся к людям.

Однако жители квартала в страхе бежали от него, вызывая у искусственного существа чувство одиночества и неприязни к людям.

Месть жителям квартала

Каждую пятницу перед вечерней молитвой раввин вынимал изо рта голема тайное имя бога, чтобы на время субботы обездвижить его. В воскресенье утром заклинание возвращалось на свое место, и голем снова оживал.

Но однажды произошло несчастье: раввин забыл вынуть тайное имя бога изо рта галема, после чего монстр взбунтовался. Искусственное существо, наделенное невероятной силой, без устали громило дома жителей еврейского квартала, убивая всех, кто попадался ему на пути.

К счастью раввин хитростью смог изъять заклинание изо рта голема, после чего бездыханный монстр свалился к ногам священнослужителя. По преданию, в страхе перед искусственным существом, его тело отнесли на чердак синагоги и спрятали под ветошью, оградив доступ к телу оккультными заклинаниями.

Тем не менее, легенда о пражском големе оказалась настолько популярна у жителей города, что в 1920-м году чешский писатель взобрался на крышу синагоги, чтобы проверить, древнее предание. Никакого голема он там, разумеется, не обнаружил.

Тем не менее, жители Праги до сих пор верят, что раз в 33 года ужасный монстр оживает под крышей синагоги и бродит по улицам еврейского квартала. В этот момент лучше не попадаться на его пути.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a0809bc2480902e0f5c6b8a/5a118de757906ac9a5db5f0f

Кто такой Голем? Легенда о глиняном монстре

В то время в столице Чехии жили 3 народа: сами чехи, немцы и евреи. Причем последних было немало: целый Еврейский город (Judenstadt) образовался внутри чешской столицы.

Легенда гласит, что в 1580-х годах, несмотря на то что у власти стоял просвещенный Рудольф II, в Праге участились погромы еврейских кварталов. Это подтверждают и исторические факты. Пражские евреи подвергались в этот период особенно жестоким гонениям. Антисемиты распространяли слухи, будто иудеи в свою мацу замешивают кровь христиан. Жизнь еврейского народа стала невыносимой.

Рождение Голема

Верховный раввин пражских иудеев Лев не мог больше смотреть на страдания своего народа. Во сне он обратился со слёзной мольбой к небесам: «Как мне защитить еврейский народ?» Голос с неба приказал Льву сотворить из глины Голема, чтобы он уничтожил врагов.

Раввин знал, что для создания Голема нужен специальный ритуал. Он позвал на помощь двух своих друзей, и в эту ночь в окрестностях города, на берегу Влтавы, было проведено магическое действо.

Раввин Лев взял кусок глины и вылепил из него фигуру в форме человека размером в 3 локтя. Затем все трое обошли лежащее тело кругом. После этого раввин вложил в уста глиняного человека шем (тайное имя Бога, начертанное на пергаменте, которое оживляет неживое) и тем вдунул в монстра жизнь.

Так был создан Голем — надежда гетто, их оружие против угнетателей, одна из самых известных личностей Праги.

Едва раввин Лев вложил ему в рот шем, как Голем ожил и встал на ноги. И все вместе они пошли в город.

Сначала Голем был невысоким, всего в 1,5 метра ростом, но быстро рос и был очень сильным. Кожа у него была коричневого цвета. В целом же внешне он практически не отличался от человека. Только не мог говорить да во рту у него всегда был шем.

Учинив расправу над врагами, Голем помог еврейскому народу вздохнуть свободно. Целых 13 лет глиняный человек наводил ужас на притеснителей пражских евреев. В то же время он помогал раввину Льву по хозяйству, выполняя любое его приказание. Наконец, в Праге воцарился мир. Антисемиты утихли, евреи почувствовали себя в безопасности.

Монстр выходит из-под контроля

Однажды в доме Льва случилась беда. Раввин забыл вынуть шем изо рта Голема. Он это делал каждую ночь пятницы, чтобы глиняный человек не оставался без присмотра по субботам, когда раввин уходил в синагогу.

В ту злосчастную субботу раввин Лев, как обычно, выступал в синагоге перед своими прихожанами. И вдруг его прервали: донеслась страшная новость о том, что Голем вырвался из дома и стал крушить всё вокруг.

Раввин тут же сорвался с места и вскоре настиг Голема, вырывающего с корнями деревья. Евреи от ужаса попрятались по своим домам.

Раввин Лев подошел к разбушевавшемуся монстру и вытащил из его рта шем, на этот раз навсегда.

Таков был конец глиняного человека. Лев вместе с помощниками поднял тело Голема и положил на пол чердака синагоги. Там его накрыли старыми книгами и ненужными тряпками. Выйдя оттуда, Лев запретил кому бы то ни было под страхом смерти подниматься на чердак. Запрет боялись нарушить в течение многих лет, хотя раввина Льва давно уже не стало.

Голем жив?

Только в 1920 году впервые на чердак знаменитой Староновой синагоги поднялся чешский журналист Эгон Эрвин Киш, который ничего, кроме старого мусора, там не обнаружил…

Однако легенду уже не стереть из народной памяти: пражане до сих пор верят в существование Голема. Жители города рассказывают, что каждые 33 года в еврейской части Праги появляется Голем, который разгуливает по улицам, а потом внезапно исчезает на глазах у всех.

Был ли на свете человек из глины или его только выдумали, но легенда о монстре-защитнике, восставшем против своего создателя, навсегда вошла в пражскую мифологию. А в Познани, на аллее Кароля Марцинковского, даже установлен памятник Голему.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/51555/

Голем — это… Что такое Голем?

Го́лем (ивр. גולם‎) — персонаж еврейской мифологии. Человек из неживой материи (глины), оживлённый каббалистами с помощью тайных знаний — по аналогии с Адамом, которого Бог создал из глины.

Значения слова

Согласно одной из гипотез, «голем» происходит от слова гелем (ивр. גלם‎), означающего «необработанный, сырой материал» либо просто глина. Корень ГЛМ встречается в Танахе (Пс.138:16) в слове галми (ивр. גלמי‎), обозначающем «моя необработанная форма».

Уже в раннем идише слово гойлем приобрело переносное значение «истукан», «глупый и неповоротливый человек», «болван», перекочевавшее и в современный иврит.

Согласно другой гипотезе, слово происходит от древне-еврейского galam — он свернул, завернул.

Другой вариант происхождения слова: само слово пришло из ареала Персидской империи, из восточных легенд (урду گولیمار, индийские и прочие восточные языки). Пример: Пакистан. GOLI (bullet) and MAR (fire), слово — Голимар (процесс обжигания глины). В связи с увлечениями в Европе с конца XVII века восточными легендами и сказками и их переработкой.

Легенда

Пражская синагога, где по преданию хранятся останки голема

Голем — глиняный великан, которого, по легенде, создал праведный раввин Лёв для защиты еврейского народа.

Весьма распространённая, возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке («големе»), созданном из глины для исполнения разных «чёрных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и главным образом для предотвращения кровавого навета путём своевременного вмешательства и разоблачения.

Исполнив своё задание, голем превращается в прах. Создание голема народная легенда приписывает знаменитому талмудисту и каббалисту — главному раввину Праги, Махаралю Йехуде Бен Бецалелю. Голем будто бы возрождается к новой жизни каждые 33 года. Легенда эта относится к началу XVII века.

Известны и другие големы, созданные по народному преданию разными авторитетными раввинами — новаторами религиозной мысли.

В этой легенде народная фантазия как бы оправдывает противление социальному злу некоторым, хотя бы и робким, насилием: в образе голема как бы легализуется идея усиленной борьбы со злом, переступающая границы религиозного закона; недаром голем по легенде превышает свои «полномочия», заявляет свою волю, противоречащую воле его «создателя»: искусственный человек делает то, что по закону «неприлично» или даже преступно для естественно-живого человека.

Западноевропейская литература

В западноевропейскую литературу мотив голема вводят романтики (Арним, «Изабелла Египетская»[1]; реминисценции этого мотива можно указать у Мэри Шелли в романе «Франкенштейн, или Современный Прометей»Гофмана и Гейне); для них голем — экзотический (немецкая романтика воспринимает очень остро экзотику гетто) вариант излюбленного ими мотива двойничества. В новейшей литературе известны два значительных произведения на эту тему: в немецкой — роман Густава Майринка, и в еврейской — драма Лейвика.

«Голем» Майринка по существу — социальная сатира на мессианизм. Он — символ массовой души, охватываемой в каждом поколении какой-то «психической эпидемией», — болезненно страстной и смутной жаждой освобождения.

Голем возбуждает народную массу своим трагическим появлением: она периодически устремляется к неясной непостижимой цели, но, как и «Голем», становится «глиняным истуканом», жертвой своих порывов. Человек, по Майринку, все более и более механизируется жестокой борьбой за существование, всеми последствиями капиталистического строя, и он такой же обречённый, как и голем.

Это глубоко пессимистическое произведение следует рассматривать как художественную реакцию на «освободительные идеи» империалистической бойни со стороны средней и мелкой буржуазии.

Легенду о глиняном чудище, созданном в Праге в конце XIV века, пересказал для детей нобелевский лауреат Исаак Башевис Зингер.[2]

Станислав Лем написал в 1973 году рассказ «Голем XIV» (Golem XIV).

Русская народная сказка

Очень похожа на легенду о големе сказка о Глиняном Парне.

Русская литература

В русской литературе можно отметить роман Олега Юрьева «Новый Голем, или Война стариков и детей»[3], в котором големический миф используется для ядовитой цивилизационной сатиры: в романе, среди прочего, рассматриваются три варианта истории Голема, якобы похищенного нацистами (в целях создания «универсального солдата») с чердака Староновой синагоги в Праге. Герой романа, «петербургский хазарин» Юлий Гольдштейн, сталкивается со следами Голема (и с ним самим) и в Америке, и в Петербурге, и в Жидовской Ужлабине — Юденшлюхте, городке на чешско-немецкой границе, где во время войны проводились испытания «големического оружия».

К образу Голема (в качестве сравнения) нередко прибегает писатель и публицист Максим Калашников.

Поэзия

Более углублённо трактует голема еврейский поэт Лейвик. Голем для него символ пробуждающейся народной массы, её революционной, ещё неосознанной, но могучей стихии, стремящейся окончательно порвать с традициями прошлого; ей это не удается, но она возвышается над своим вождем, противопоставляет ему свою личную волю, стремится подчинить его себе.

Философская углубленность образа выражается в том, что творение, насыщенное социальными потенциями, продолжает и хочет жить своей собственной жизнью и соперничает со своим творцом.

Лейвик в своем «Големе» вышел за пределы легенды, расширил её, запечатлев в нём грозные предчувствия грядущих социальных катастроф, отождествив его с массой, которая больше не хочет быть орудием сильных и имущих.

Стихотворение Х. Л. Борхеса «Голем» описывает голема как неудавшуюся копию человека.

Читайте также:  Споткнуться на левую, правую ногу: приметы, к чему

Фантастика

В творчестве писателей-фантастов голем нередко рассматривается и используется в качестве примитивного робота с заложенной в него программой.

В отличие от магического оживления голема, используемого в жанре фэнтези, в фантастике для этого используются процессы, основанные на реальных или вымышленных физических законах.

Нередки случаи, когда для оживления голема, необходимо подобрать буквенный код.

Такой образ голема встречается в произведениях современных писателей:

  • Лазарчук А., Успенский М. «Посмотри в глаза чудовищ» — описана монотонная работа сотрудников Аненербе по подбору такого буквенного кода с целью создания идеальных и послушных воле Третьего рейха солдат.
  • Чан Т. «72 буквы» — о применении к живой материи принципа наложения слова (непременно из 72 букв еврейского алфавита, расположенных по 12 в 6 рядов) в массовом производстве глиняных големов. Учёные в области генной инженерии доказывают, что через несколько поколений человечество утратит способность к размножению. И вот в качестве решения этой проблемы, главный герой повести предлагает втравить в сперматозоид человека это самое слово, которое способствует продолжению рода големов в течение одного цикла, с целью наследования факта воспроизведения человеком.[4]
  • Голем является одним из главных героев (хоть и на 100 % виртуальным) экспериментального романа Альфреда Бестера «Голем 100», написанного в 1980 году. Здесь голем возникает на свет из глубин подсознания барышень-«пчёлок», которые развлечения ради занимаются вызовом сатаны. Вызванный из небытия дух-голем вселяется в мужчин и женщин, пробуждая в них самые низменные инстинкты, и в конце концов изменяет всю цивилизацию. Естественно, в худшую сторону.
  • Голем фигурирует в эпизоде романа Умберто Эко «Маятник Фуко».
  • Одним из персонажей романов Терри Пратчетта «Ноги из глины» и «Патриот» является голем Дорфл. В Плоском мире запрещено создание големов, так как создание жизни (пусть даже и такой) есть прерогатива богов. Однако ранее созданные големы продолжают использоваться на тяжёлой, опасной и грязной работе.
  • Голем как действующее лицо появляется в одном из эпизодов в третьей книге первой трилогии Андрея Валентинова из цикла «Око силы» — «Несущий свет».
  • В приложении к сатирико-фантастической повести «Понедельник начинается в субботу» братья Стругацкие дают следующее определение Голему: «Голем — один из первых кибернетических роботов, сделан из глины Львом Бен Бецалелем. (См., например, чехословацкую кинокомедию „Пекарь императора (англ.)“. Тамошний голем очень похож на настоящего)».
  • В романе В. Пелевина «Чапаев и пустота» адъютант Чапаева — башкир по прозвищу Батый — оказывается големом и погибает в конце романа.

Фэнтези

Големы часто присутствуют в современной литературе жанра фэнтези. Здесь они обычно представляют собой изначально неживых человекоподобных существ, собранных из какого-либо материала (глины, дерева, камня и т. п.) и оживлённых с помощью магии.

Как правило, они подчиняются и полностью контролируются создавшими их волшебниками, которые используют их в качестве стражей или работников, так как големы не чувствительны к боли, слабо уязвимы и не устают.

Список фэнтези рассказов и вселенных, в которых присутствует или упоминается голем:

  • Големы в Плоском мире Терри Пратчетта.
  • В «Игроземье» Кевина Андерсона.
  • В трилогии Бартемиуса Джонатана Страуда, во второй книге «Глаз Голема».
  • Голем в «Последнем Дозоре» Сергей Лукьяненко.
  • «Дорога мага» Л. Кудрявцева.
  • В книге А. Сапковского «Божьи воины» главный герой Рейневан, будучи в Праге, пересекается с магом, производящим попытки воссоздать легендарного голема. Исходя из датировки легенды и временных рамок книг, данное событие, судя по всему, анахронизм.

Искусство

20 мая 2010 года в Познани был установлен памятник Голему работы чешского художника Давида Чёрного.

Кинематограф

Легенда о Големе стала сюжетной основой для нескольких художественных фильмов.

Среди них наиболее известны фильмы «Голем» (1915) и «Голем: как он пришел в мир» (1920) — последний, пересказывающий легенду о создании и первом бунте Голема, считается классическим киновоплощенем этого сюжета.

Во многом благодаря выразительному исполнению роли Голема Паулем Вегенером, образ оживленного магией глиняного человека приобрел широкую известность, хотя впоследствии и был потеснен схожим по смыслу образом Чудовища, созданного Франкенштейном. В 1936 году фильм «Голем» снял Жюльен Дювивье.

Легенда о Големе легла в основу серии «Kaddish» 4-го сезона сериала «Секретные материалы».

В СССР в 1950-е годы прошёл остроумный и зрелищный чешский фильм «Пекарь императора» (чеш. Císařův pekař, pekařův císař, 1951, режиссёр Мартин Фрич), где голем тоже появляется и играет важную роль в развитии сюжета.

В английском фильме 1966 года «Оно!» (It!) герой Родди МакДауэлла использует голема, привезённого в лондонский музей из Праги в корыстных целях.

С помощью неограниченных физических возможностей голема он разрушал строения, убивал нежелательных в своей жизни людей и даже пытался добиться расположения девушки, которую любил безответной любовью.

Оживить и подчинить голема своей воле герою удалось, когда он положил тому под язык древний свиток, хранившийся в тайнике в теле истукана. Голем, однако, в отличие от классической истории, хотя и не всегда выполнял приказы хозяина, но был верен ему до конца.

В российском сериале «По ту сторону волков II. Ключи от бездны», снятом Сергеем Русаковым в 2004 году. Осень 1947 года. Больше года прошло с того дня, когда была уничтожена банда Сеньки Кривого.

Однако в Угольной Линии и её окрестностях снова начинают погибать люди. В милиции с ужасом обнаруживают, что отпечатки пальцев на орудии очередного убийства совпадают с отпечатками пальцев покойного Сеньки.

На фоне развития событий проводятся попытки создания советскими учёными нового голема, как оружия нового поколения.

В «Бесславных ублюдках» Квентина Тарантино аналогия с Големом применялась Гитлером к отряду американских евреев, уничтожавших бойцов рейха и бесследно исчезавших, порождая панику среди солдат.

В сериале «Шерлок», снятом в 2010 году о Шерлоке Холмсе на современный лад, был использован миф о Големе и сопоставлен с наемным убийцей, который «выдавливал» жизнь из людей голыми руками.

Мультипликация и анимация

Легенда о Големе легла в основу серии «Истинное лицо монстра» мультсериала «Экстремальные охотники за привидениями». Также Голем — один из персонажей 4 серии 18 сезона «Симпсонов».[источник не указан 572 дня]

Идея о големе как «боевом роботе» была использована в полнометражном аниме «Slayers Great»(ответвлении аниме-сериала «Рубаки»).

Голема Элиса при помощи написанных мелом слов и нарисованных мелом печатей призывала Шелли Кромвель в аниме «Индекс волшебства»/«Магический индекс» (To Aru Majutsu no Index) с 20 серии 1 сезона и далее.

26 серия японского аниме «Soul Eater» была посвящена големам, их созданию и свойствам. Действие происходило в деревне Лоэв (Чехия), в которой проживали создатели големов(название деревни, вероятнее всего, является выдуманным).

В аниме «Тристия» голем — один из центральных персонажей.

В полнометражном аниме «Летающий корабль-призрак» голем — робот уничтожающий город.

Театр

23 ноября 2006 года в театральном дворце Dum u Hybern в Праге состоялась премьера мюзикла «Голем».[5] Музыкальный спектакль написан Карелом Свободой, Зденеком Зеленкой и Лу Фананеком Хагеном и поставлен режиссёром Филипом Ренком.[6] Мюзикл играется на чешском языке и сопровождается английскими субтитрами.

Публицистика

Образ Голема приобрел специальное значение в совеременной российской общественно-политической публицистике после появления в конце 1980-х в самиздате эссе Андрея Лазарчука и Петра Лелика.

В статье, где предлагалась оригинальная модель функционирования и развития советской административной системы, «Големом» назывался административный аппарат, понимаемый как информационный организм, преследующий собственные цели, отличные и от целей государства в целом, и от целей отдельных чиновников.

Термин «административный Голем» в сходном значении широко использовался такими публицистами, как Сергей Переслегин, Константин Максимов и другими.

Компьютерные игры

Во многих играх жанра фэнтези есть существа, называемые големами. Например, в Diablo, Final Fantasy, Heroes of Might and Magic, Ведьмак, Крутой Сэм, Dragon Age, Lineage II, Minecraft и других.

В играх голем обычно представляет собой механического либо глиняного человека, который способен наносить физические повреждения противнику.

Также используются и другие разновидности големов: ледяные, лавовые, стальные, алмазные.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/19049

Что такое голем

Голем — это существо еврейской мифологии, внешне похожее на человека. Он сделан из глины и оживлен раввином при помощи тайных знаний.

Считается, что создать Голема может только высоко духовный и достигший наивысшей чистоты человек, верховный раввин, для того, чтобы спасти свой народ от надвигающейся беды.

Человек из глины обладает сверхъестественной силой, благодаря которой он способен справиться с любыми врагами еврейского народа.

Легенда гласит, что рождение Голема произошло в Праге XVI столетия, которую в то время населяли чехи, евреи и немцы. Несмотря на то, что еврейское гетто занимало значительную часть города, этот народ терпел жестокие гонения.

В это время Верховный раввин иудеев Праги по имени Лев обратился к небесам с просьбой подсказать, как ему прекратить страдания своего народа. Ему было велено создать Голема, чтобы тот уничтожил врагов.

Ночью на берегу реки Влтавы он совершил магический ритуал: вылепил из глины фигуру человека, обошел вместе с друзьями вокруг нее, вложил в уста шем (способное оживлять неживое имя Бога, написанное на пергаменте). Сразу после этого Голем ожил. Внешне он был подобен человеку, только имел необычайную силу, не мог говорить, и кожа его была коричневого цвета.

Он расправился с врагами и 13 лет охранял евреев от притеснений. Наконец, евреи почувствовали себя в безопасности.Голем помогал раввину Льву, выполнял его поручения. Каждую пятницу раввин вынимал шем изо рта глиняного человека, чтобы он не оставался без присмотра в субботу, когда раввин был в синагоге.

Однажды раввин Лев забыл это сделать, и Голем вырвался из дома, круша все вокруг. Раввин вскоре настиг его и вынул шем. Голем уснул навсегда. Тело глиняного человека подняли на чердак Староновой синагоги в Праге. Раввин Лев запретил подниматься кому-либо туда. Лишь в 1920 году один чешский журналист решил проверить, правда это или нет, и подняться на чердак.

Но кроме мусора, там ничего не было. Несмотря на это, евреи Праги до сих пор верят в глиняного защитника своего народа. Они считают, что каждые 33 года Голем внезапно появляется и исчезает в городе. В чешском городе Познань в честь Голема даже установлен памятник.

Сюжет этой легенды можно найти во многих произведениях искусства.

Мотив Голема использован в таких литературных произведениях, как «Голем» Густава Майринка и одноименная пьеса Артура Холичера, «Франкенштейн, или современный Прометей» Мэри Шелли, русская народная сказка о Глиняном Парне.

Также о Големе упоминается в произведении «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких, в романе Умберто Эко «Маятник Фуко», романе «Чапаев и пустота» В. Пелевина и т.д. Сюжет легенды о Големе можно найти в кинофильмах, мультфильмах, песнях и компьютерных играх.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-834298-chto-takoe-golem

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector