Душа в психологии: определение, понятие, особенности, толкование известных психотерапевтов

Душа в психологии: определение, понятие, особенности, толкование известных психотерапевтов

  • Как соотносятся понятия «психика» и «душа»?
  • Если и то, и другое понимаются в расширительном, самом общем и нестрогом смысле, как все пространство внутреннего мира в человеке, то это конечно же синонимы, и до сих пор у многих авторов можно увидеть чередование: психические процессы называются как душевные процессы, психические заболевания – как заболевания душевные.

Однако сам язык подсказывает, что так обще и нестрого говорить не следует. «Душевный человек», «душевная речь», «душевное волнение», «душевная склонность» — эти словосочетания имеют ясное и важное для нас содержание, в то время как говорить «психический человек», «психическая речь», «психическое волнение» и «психическая склонность» — невозможно и странно.

Как вспоминал Б.И. Братусь, «На одном из общих семинаров моя коллега, профессор Г. А. Цукерман наглядно показала это в следующем опыте.

Она предложила собравшейся аудитории мысленно заменить слово «душа» на слово «психика» в привычных выражениях типа: «я в нем души не чаю», «мы живем душа в душу», «у нас царит теплая душевная атмосфера». Реакцией зала было оживление и смех.

Действительно, никто, даже в порядке оговорки, не спутает, не скажет — «я в нем психики не чаю», «мы живем психика в психику», «у нас царит теплая психическая атмосфера».

В более строгом и более узком понимании, психика – это внутренние информационные процессы и структуры, осуществляющие ориентировку во внешнем мире, управление своим состоянием и поведением для адекватного реагирования на запросы и требования внешнего мира. Как мы уже говорили, психика – это прожектор, который направлен на внешний мир, то, что позволяет ориентироваться во внешнем мире, адаптироваться к внешнему миру и быть адекватным обстоятельствам и ожиданиями окружающих людей.

И тогда психическое здоровье, это психические особенности, позволяющие человеку быть адекватным и успешно адаптироваться к среде.

Противоположность психическому здоровью — психические отклонения, психические расстройства и психические заболевания. При нормальной сохранности психики, при полной психической адекватности человек может быть болен душевно.

Может быть и наоборот: душевное здоровье, бодрость при некоторой психической неадекватности.

Что касается понятия «душа», то, верно, «душа» в широком смысле – это все пространство внутренней жизни человека, все внутреннее в нас. Но так можно говорить только до тех пор, пока мы не вспомнили, что у человек есть еще [/Ум ум] и [/Дух дух].

Подробно, интересно и глубоко об этом пишет Б.С. Братусь в статье «Психология — наука о психике или учение о душе».

Троица «ум, душа и дух» является одной из основ нашего культурного менталитета, и легко слышать, что этом перечислении ум и дух от души отличаются. Ум, душа, дух – все это наше внутренне, при этом к душе точнее относить все то, что в нас не просто внутреннее, но еще теплое и [/index.php?title=Живое&action=edit&redlink=1 живое].

К душе относят [/Желание желания] (глашатаи влечений тела и интересов ума), [/Эмоции эмоции] (движения души), [/Чувство чувства] (душевные позиции), [/Настроение настроения] (состояние души). Все это — построено на теле, и поэтому в этом есть теплота.

Ум к душе все-таки не относят: ум может быть живой, но он построен на программах, а не на теле, и теплоты в нем нет. Ум – это программа, в лучшем случае в уме, кроме жесткости, будет гибкость, в уме может быть есть свет, но в уме нет теплоты.

Возвращаясь к душе — делают душу живой и теплой ее органы: живое лицо и особенно глаза (зеркало души), живая речь с богатыми интонациями, теплые слова и отзывчивое дыхание.

Психика и душа – не одно и тоже. Душа – часть психики, а именно живая и теплая, не программная часть психики. Душа в психологии: определение, понятие, особенности, толкование известных психотерапевтов

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/psihika-i-dusha

Душа — психология

Душа в психологии: определение, понятие, особенности, толкование известных психотерапевтов

Вы находитесь в рубрике психология души, тут вы найдете полезные статьи о живой душе человека. Они помогут вам развить свою личность, сохранить духовную энергию или направить ее на нужное русло (например, на излечение различных болезней).

Как вы уже знаете, у человека есть уникальная ценность. Это душа. Без нее у нас не было бы великих достижений и побед. Без нее мы бы не развивались и не справлялись в самых тяжелых ситуациях.

Поэтому в этой рубрике человеческой душе мы будет отдавать большое значение. Однако прежде чем начать, давайте сначала разберемся, а что такое душа.

Психология души

Психология души — это энергия любви. Своего рода, сила духа, которая обеспечивает смысл нашего с вами существования. И наше с вами первостепенная задача — это сохранение такой энергии в себе. Без нее мы просто не узнаем что мы из себя представляем и для чего мы вообще, существуем в этом мире.

Стоит сказать, что наша душа это наш центр, наше ядро. Расположено это ядро в нашем сердце, а не в мозгу, как многие думают. Ведь душа состоит из энергии любви. А любим-то мы сердцем, но не головой.

Поэтому даже слабоумный человек по душевному развитию может намного превосходить слишком умного человека, у которого одна только боль в душе и очень много черноты.

Так что не удивительно, что порой простые и невзрачные люди со своей великой душой могут совершать по-настоящему большие подвиги. Вы, наверное, в этом уже не один раз убеждались на практике.

Также не удивительно и то, что с виду хорошие и успешные люди, но с разбитой душой могут совершать самые страшные злодеяния. И это также неоднократно доказывалось. Порой, с виду самые добрые люди превращались в настоящих демонов.

Еще один важный момент. Данная рубрика — это своего рода духовный целитель человека. Здесь собраны статьи, которые помогут вам залатать душевные раны, построить крепкие отношения, развивать себя, а также вылечиться от физических заболеваний.

Да, вы не ослышались! Духовная энергия может очень сильно помочь в исцелении нашего физического тела.

Поэтому если вы занимаетесь улучшением своего здоровья, то обязательно используйте как физическое, так и духовное исцеление и развитие.

Ведь эти две составляющие взаимосвязаны друг с другом и в какой-то мере дополняют друг друга. Не зря в народе говорят, что тело человека — это зеркало души.

В общем, я настоятельно рекомендую вам ниже изучить материалы по психологии души человека. Так вы сможете многое осознать и увидеть то, что раньше просто не замечали или не хотели замечать. То есть взглянуть на мир новыми глазами. А для этого нужно заниматься духовным исцелением, находить гармонию души, развивать свой внутренний мир и приумножать энергию. В общем, будьте здоровы!

Сказать спасибо кнопками ниже:

Источник:

Психология как наука о душе или душа как предмет психологии?

Душа в психологии: определение, понятие, особенности, толкование известных психотерапевтов

Сама эта фраза выглядит, согласитесь, довольно-таки деревянно. Может быть, лучше перефразировать эту мысль таким образом: психология как наука о душе?.. И действительно: считать душу неким предметом чего бы там ни было — странная затея. Научная категория и некая не вполне определенная эзотерическая субстанция… — не самые, пожалуй, сочетаемые вещи.

И тем не менее. Невозможно попытаться что-либо понять, не дав этому явлению то или иное определение: так уж работает наш мыслительный процесс — и с этим ничего не поделать. Поэтому — давайте-ка заглянем в психологический словарь, а точнее — в словарь психологических терминов. В первую очередь, он трактует словосочетание душа в психологии как:

То есть, связка души с нашей психикой здесь, как видим, уже присутствует. Далее, вопрос, что такое душа с точки зрения психологии — находит свое отражение и в последующих трактовках, таких, например, как:

Причем, если говорить о повседневном употреблении этого слова, то оно больше соответствует понятию внутреннего мира человека, ну, и слово душевность, которое так же тут встречается, говорит о доброте и присутствии у человека других подобных качеств.

Душа — предмет философского изучения

Впервые о понятии душа задумались философы древней Греции. Собственно, их представления об этом явились провозвестниками первых научных взглядов и представлений о мире и человеке. Этими философами были всем известные мыслители Сократ (470-399г. до н.э.), Платон (427-347г. до н.э.) и Аристотель (384-322г. до н.э.).

  • Так, Сократ одним из первых разграничил понятия души и тела, провозгласив то, что душа невещественна и нематериальна.
  • Платон определил в человеческой душе три ее начала:
  • первое —вожделеющее начало неразумное, которым обладает любое живое существо, включая растения и животных;
  • второе — начало разумное, противодействующее стремлениям первого начала;
  • и третье — это, так называемый, яростный дух: составляющая часть психики человека, приводящая его в процессе борьбы поисков справедливости в раздраженное состояние.

Определение психологии как науки о душе был дано Аристотелем. Он написал целый объемный трактат, состоящий из трех книг, и назвал его коротко: «О душе».

Здесь он определяет это понятие как явление и разделяет объекты одушевленные (somata empshycha) и неодушевленные (somata apshych). К одушевленным относятся растения, животные и люди.

Но, в отличие от первых, душа человека имеет привилегию возможности разумно мыслить.

Аристотель считал, что каждая сущность представлена в единстве материи и формы. То есть, и душа, если рассматривать ситуацию, согласно его учения, есть, как ни странно, — некая форма живого органического тела.

Хотя, возвращаясь к определению философом и ученым привилегии души как умения мыслить — здесь имеется в виду не просто душа, а душа разумная. Вот она-то как раз и есть та самая идеальная, отделимая от тела субстанция, и сущность ее — Божественная.

И после смерти тела она не умирает вместе с ним, а возвращается в бестелесный и невесомый эфир окружающего нас пространства.

Наука о психике или учение о душе?

Как и все, связанное с древей Грецией, учение о душе также нашло свое отражение в древнегреческой мифологии.

Одним из классических ее образцов в этом плане можно считать миф об Эроте и Психее: история, повествующая об истинной любви, которая и становится в этом случае примером и образцом высшей реализации души человеческой.

Суть этой истории в двух словах такова: молодой бог Эрот, бывший сыном богини Афродиты, полюбил красавицу Психею, которая была обычной женщиной не божественного происхождения. Естественно, такая ситуация не могла вызвать у матери Эрота радости: она не хотела, чтобы ее сын связал свою судьбу с женщиной из рода простых смертных.

Афродита делала все возможное, чтобы не дать влюбленным соединиться. Она заставляла Психею проходить через самые сложные испытания.

Но та любила Эрота столь сильно и так хотела с ним встретиться, что растопила тем самым сердца греческих богов, сделав их, в конце концов, своими союзниками.

И главное, — великий Зевс, являвшийся для греков верховным божеством, превратил, в итоге, Психею также в богиню, что сделало бессмертной и ее. Это позволило влюбленным соединиться навеки.

Говоря же о самом слове психология, стоит вспомнить, что пришло оно к нам также из Греции: от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (учение, наука). Хотя само это слово впервые было использовано лишь в XVIII веке в трактате Христиана Вольфа, философа из Германии.

Душа как элемент религиозной идеологии

Не секрет, что история представлений о психике — и, как следствие, — психологии человека берет свое начало в первобытных религиях и верованиях. В этой связи душа всегда была для людей чем-то неземным, таинственным и непознанным.

Читайте также:  Ведьмины руны: значение 28 штук (викканские)

И представления о ней основывались на тех знаниях и их версиях, которые в те времена существовали. По крайней мере, было очевидно, что пока человек был жив — душа в нем присутствовала.

В то время как наступавшие сон или смерть говорили о том, что душа в эти моменты его покидает.

Пришедшая на смену этому этапу человеческого развития Античность принесла с собою появление новых веяний, культур, развитие науки и философии.

Все это, естественно, вызвало необходимость более основательно разобраться с тем, что есть психика человека как таковая и насколько она связана с понятием души. Именно в эту эпоху (YII-YI века до н.э. — XYII век н.э.

) и началось формирование учения о душе и психологии как науке, а также появляется и метод исследования психики как таковой.

Психология — наука о душе и сознании

Один из важнейших этапов развития человеческой исследовательской мысли ознаменован в истории души и психологии таким именем как Рене Декарт (1596-1650гг). Этот человек развил свое учение о душе и сознании и вывел свой критерий истины, связанный с этими понятиями.

Суть его заключалась в том, что под человеческой психикой понимался теперь особый его внутренний мир, который был открыт для самонаблюдения и имел в себе некое особое духовное бытие, что противопоставлялось всему материальному и внешнему. В этой их абсолютной разнородности и состояло главное отличие философии Р.

Декарта от всех предшествующих ему учений.

В дальнейшем учение Декарта развивалось как философское направление, а позже (середина XIXв) — уже как самостоятельная наука психология. Философ и исследователь ввел в научный обиход понятие рефлекс, что полжило начало научному естествознанию: снаала на примере поведения животных, а потом и действий человека.

Последним произведением, которое создал в этом напрвлении Р.Декарт уже перед смертью, явилась его уже собственно психологическая работа «Страсти души».

Огромный вклад в развитие и расширение этого тайного знания и в пополнение человеческой сокровищницы идей и открытий уже на новом уровне и этапе внесла новая плеяда ученых, теологов и философов. В их числе была и Елена Петровна Блаватская. Но о ней мы поговорим чуть позже, в одной из ближайших наших публикаций.

  1. Автор текста ExtraNorm

Источник: https://obu4ayka.ru/obshhenie/dusha-psihologiya.html

Понятие души в психологии

?

Игорь Грэй (igorgray) wrote, 2013-02-04 12:07:00 Игорь Грэй igorgray 2013-02-04 12:07:00 Categories: Некоторые комментарии к прошлой статье дали понять, что нужно выложить первую статью цикла, где в том числе есть некоторые уточнения по терминам и разъяснение возникновения оных. Вот она:

Думаю, стоит начать с определений, дабы не запутаться впоследствии.

Итак, что же из себя представляет психология как наука?

Само слово «психология» состоит из двух греческих терминов: «psyche» — душа, (происходящего от имени греческой богини Психеи), и «logos» — слово, понятие, учение, наука.

Часто говорят, что психология, это наука о душе, из которой исключено исследование души.

Совершенно замечательные объяснения  и происхождение понятий, и предыстории, дает «Популярная психологическая энциклопедия»:

ДУШАпредмет, казалось бы, настолько туманный и неопределенный, что вряд ли он может выступать научной категорией.

Однако для психологии это понятие имеет принципиальную важность — хотя бы потому, что само название этой науки буквально можно перевести как «наука о душе». В нашей стране именно такое понимание психологии бытует с конца XVIII в. Так, например, еще в 1791 г.

в Санкт-Петербурге была выпущена книга с примечательным названием «Начальные философические статьи, касающиеся до существа и свойств души человеческой, сочиненные во вкусе древних писателей и расположенные по образу, математическим наукам  свойственному, иначе, составляющие науку, психологией называемую».

Впрочем, такое представление существовало чуть более века. В 1916 г. С.Л.Франк констатировал: «Мы не стоим перед фактом смены одних учений о душе другими (по содержанию и характеру), а перед фактом совершенного устранения науки о душе…

Прекрасное обозначение «психология» — учение о душе — было просто незаконно похищено и использовано как титул для совсем иной научной области».

Долгие годы в нашей стране само понятие души считалось идеалистической абстракцией, несовместимой с естественно-научным, материалистическим видением мира. Создалась парадоксальная ситуация -психология оказалась наукой о том, чего якобы и нет.

Так о чем же,собственно, эта наука? Можно ли с научной точки зрения ответить на вопрос: «Существует ли душа?» Точнее — какой смысл допустимо вкладывать в это понятие в рамках научного мировоззрения? От богословской трактовки в данном случае следует дистанцироваться, не отвергая ее и не солидаризируясь с ней, ибо религиозная вера для своего обоснования в научном знании не нуждается, существует независимо от него, и науке, в свою очередь, опора на религиозные догматы не требуется. Однако и полностью проигнорировать так называемые идеалистические представления невозможно, иначе пришлось бы отказаться от рассмотрения самого термина. Необходимо хотя бы вкратце рассмотреть эволюцию этого понятия в истории научной мысли. Причем именно вкратце, поскольку более или менее детальное освещение этого вопроса потребовало бы десятка томов. Так, родоначальник экспериментальной психологии В.Вунд за 16 лет до открытия первой в мире психологической лаборатории, в 1863 г., посвятил этому вопросу целый курс лекций.

Прежде всего следует отметить, что само греческое слово «психе» изначально является именем собственным. Так звали героиню древнегреческого мифа, известную в отечественной литературной традиции как Психея.Согласно преданию, земная девушка Психея полюбилась Эроту (в латинской традиции — Амуру), сыну богини Афродиты (Венеры). Мать, недовольная перспективой столь неравного союза, постаралась ему всячески воспрепятствовать и заставила Психею преодолеть  множество нелегких испытаний, которые та, однако ж, с честью выдержала. Эрот, со своей стороны, уговорил олимпийских богов способствовать его союзу с любимой. В результате Психея обрела бессмертие, и влюбленные навеки соединились.

Для древних греков Психея символизировала бессмертную сущность человека, поднимающую его над бренностью бытия. Ее именем стали называть душу, представления о которой у греков сильно отличались от тех, что были впоследствии развиты в рамках христианской доктрины.

Да и слово «психология» придумали вовсе не древние греки. Его ввел внаучный обиход немецкий философ Христиан Вольф на рубеже XVII — XVIII вв.

Ныне это название уже не отражает прежних представлений о душе и вообще является скорее традиционным, символическим (подобно тому как

геометрия давно вышла за рамки землемерия, однако называется как встарь).

Полный текст статьи

Источник: https://igorgray.livejournal.com/6000.html

Читать

Психология:

Шпаргалка

1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТИ ОБЪЕКТ НАУКИ. ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ. ДУША КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

В основе развития психологии лежит интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям отношений человека с другими людьми. Само название предмета в переводе с древнегреческого означает – наука о душе (по гречески psyche – душа, logos – наука).

Предметом научного изучения в психологии являются конкретные факты психической жизни, которые характеризуются качественно и количественно.

Но научная психология не ограничивается описанием психологического факта, она требует перехода от описания явлений к их объяснению. Это предполагает раскрытие законов, которым подчиняются эти явления.

Следовательно, предметом изучения в психологии являются психологические законы.

Основная задача психологии – изучение законов психической деятельности в ее развитии. Область явлений, изучаемых психологией, – различные процессы состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности. Теоретическая работа включает сопоставление и соединение накапливаемых знаний, их систематизацию.

Ее главная цель – раскрыть сущность изучаемых явлений. Поэтому возникают методологические проблемы. Б.Ф. Ломовым были выдвинуты главные категории психологии: отражение, деятельность, личность, общение, понятия «социальное» и «биологическое».

Выявление связей социальных и природных свойств человека – еще одна задача психологии.

Исследование системы психических явлений, направленных на раскрытие объективных законов, которым они подчиняются, имеет важное значение для создания научной базы психологии, решения общественных задач и т. д.

Во все времена предметом психологии была душа человека. В разное время в это понятие вкладывался разный смысл. В эпоху Античности душа понималась как первооснова тела, т. е.

душа – это основа мира, из которой состоит все живое.

Главная задача души – придание телу активности, так как, по представлениям ученых-психологов, тело является инертной массой, которую приводит в движение именно душа.

В эпоху Средневековья душа стала предметом богословия. Поэтому в область исследования входило изучение видов активности тела и всего чувственного познания мира. Волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли, а не материальной души.

В Новое время психология стремилась стать объективной, рациональной, т. е. основанной на доказательствах, на разуме, а не на вере. Поэтому предметом психологии становится сознание. Это привело к тому, что уже к XVIII в. предметом психологии стало изучение познавательных процессов. Но поведение человека, эмоциональные процессы, личность не вошли в этот предмет.

Благодаря развитию биологии, а также теории эволюции Ч. Дарвина, работам Г. Спенсера и других исследователей психология отошла от философии, соединив себя с естественными дисциплинами. Теперь кроме познавательных процессов в предмет психологии входят и поведение, и эмоциональные процессы.

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИИ О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ

Психология прошла длительный путь развития, в котором можно выделить следующие этапы:

I донаучный до VII–VI вв. до н. э.

Это период, когда еще не существовало различных научных исследований психики, ее содержания и функций. В это время все представления о душе основывались на мифах и легендах, на сказаниях, религиозных обычаях и традициях.

II научный, начинается на рубеже VII–VI вв. до н. э. В этот период психология развивалась под влиянием философии. Этот этап получил название «философского периода».

Душа рассматривается как источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения. Специальных методов исследования пока еще нет. Используются методы других наук – философии, медицины, математики.

Главные достижения – определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности души и т. д.

III ассоцианистическая психология (конец XVIII – начало XIX вв.). Предметом психологии в этот период является сознание, которое состоит из ощущений, чувств и представлений. Для исследования психики используются логика, естественные науки. Появляется первая психологическая школа, возникают концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса.

IV экспериментальная психология (середина XIX – начало XX в.). Основное достижение – это главным образом появление первых симптомов методологического кризиса.

V методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы (10-30-е гг. XX в.).

Психология делится на несколько предметов: вначале – элементы психики (структурализм), функции психики (функционализм), далее основные предметы – поведение, структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология). Появляются такие новые методы, как психоанализ и проективные методы.

VI дальнейшее развитие психологических школ (1940–1960 гг.). Возникают направления психологии, которые делают акцент на внутренний мир человека, его сущность (гуманистическая психология). В центре внимания – интеллект человека. Среди методов исследований появляются такие, как опросники.

VII современная психология (вторая половина XX в.). Совершенствование экспериментальных методов исследования психики.

3. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Основными методами психологического исследования являются наблюдение и эксперимент. Очень популярны анкеты, тесты и анализ творческой деятельности.

Самонаблюдение (интроспекция) – один из первых психологических методов. Это выбор метода для исследования душевных явлений, достоинством которого является способность непосредственного, прямого наблюдения за мыслями, переживаниями, стремлениями человека. Недостаток метода – его субъективность. Трудно проверить полученные данные и повторить результат.

Читайте также:  Руна Эйваз (Йо): значение и фото, описание и толкование в любви и отношениях

Самый объективный метод – эксперимент. Существуют лабораторный и естественный виды эксперимента. Достоинство метода: высокая точность, возможность изучить факты, не доступные глазу наблюдателя, специальными приборами.

Большое распространение имеют лонгитюдные и «срезовые» исследования. Они применяются тогда, когда изучается определенная группа людей в течение длительного периода времени.

В психологии существует и формирующий эксперимент при анализе. Испытуемых разделяют на контрольную и экспериментальную группы, а работа проводится только с экспериментальной группой.

Уровень развития изучаемого параметра замеряется в обеих группах до начала и в конце эксперимента. Затем анализируется разница между показателями.

На основании этого анализа и делается вывод об эффективности формирующего воздействия.

Анкеты используются в психологии для получения данных у большой группы испытуемых. Существуют открытые и закрытые типы анкет. В открытом типе ответ на вопрос формируется самим испытуемым, в закрытых анкетах испытуемым надо выбрать один из вариантов предложенных ответов.

Интервью (или беседа) проводится с каждым испытуемым отдельно, поэтому не дает возможности получить подробную информацию так же быстро, как при использовании анкет. Но данные беседы позволяют зафиксировать эмоциональное состояние человека, его отношение, мнение к некоторым вопросам.

На рубеже XIX–XX вв. появился новый метод – тест. Его автор – английский ученый Ф. Гальтон. Для диагностики поступающих в школу детей он разработал серию вопросов разной степени сложности и на основании ответов определял уровень интеллекта, отсеивая детей с отставанием или задержкой умственного развития. Для каждого возраста разработаны вопросы, соответствующие уровню.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=285121&p=1

Психология и ее историческое развитие

Дословный перевод слова психология – это «душесловие», «наука о ду­ше» (psyche — душа, logos – слово, речь, мысль или наука).

Понятие «психология» было создано, вероятно, в 1590 году Гоклениусом, но приживалось до времени Христиана Вольфа (“psychologia emprica”, 1734) и было закреплено Кантом.

Психологию очень долго понимали как на­уку о душе, хотя понятие «душа» в историческом развитии приобретало самое разнообразное значение.

Психология долгое время была неразлучно связана с философией и можно сказать, что она также была одной из последних наук (кроме гносеологии и логики), которая отпочковалась от своей материнской философской основы. Ни на одной другой науке нельзя так отчетливо про­следить путь от философского мышления к научному познаванию, как на психологии.

В психологии для этого имелись совершенно конкретные доводы.

Человек, начавший размышлять о себе и об окружающей действительно­сти, не мог не обратить внимания на то, что во сне он о себе ничего не знает, и, несмотря на это, он видит много загадочных вещей, даже и дав­но умерших людей.

Он разговаривает с ними, но они исчезают, как толь­ко он просыпается; отсюда человек заключает, что души являются невидимыми. После смерти тело остается телом неоживленным, человек пе­рестает говорить, двигатся, действовать, чувствовать.

По таким аними­стическим представлениям душа оживляет тело, а только она отлетает, тело перестает двигаться. Это представление изображено и в ряде произ­ведений искусства (например, известная картина, изображающая душу, отлетающую из тела падшего воина, нарисованная свыше 500 лет до на­шей эры на античной вазе!).

И еще больше: и примитивному человеку было известно, что чело­век способен производить, строить, создавать художественные произве­дения, познавать законы природы и этим он существенно отличается от животных. Но как только человек начал осознавать сам себя, он отделил себя (который сознает, чувствует, переживает, действует, думает, пре­дставляет) от мира материального, к которому принадлежало и его тело.

Таким образом, у человека создалось дуалистическое представление о душе и теле. Это старая психофизическая проблема, взаимоотношение между психической и физической областями, в сущности решена дву­мя способами: дуалистически и монистически.

Дуалистические теории находят решение или в смысле вза­имного воздействия тела и души (теория интеракции), или в смысле психофизического параллелизма (теория параллельности психических и соматических процессов).

Первая теория предполагает, что соматические процессы вызывавают изменения в психической области, и, наоборот, психические процессы вызывают изменения в физической области.

Теория психофизического параллелизма утверждает, что об­ласть соматическая и область психическая имеют свои собственные закономерности, но не осмеливается, как теория интеракции, говорить о взаимовлиянии души и тела.

Она лишь констатирует, что психические и соматические явления протекают параллельно и не случайно, а таким образом, что определенному психическому процессу соответствует определенный соматический процесс.

При этом психофизический парал­лелизм не утверждает, что каждому соматическому процессу соответствует процесс психический.

Монистическое решение может быть либо материалистическим, либо спиритуалистическим, в зависимости от того, понимается ли душа как эпифеномен (поэтому другое название – эпифеноменализм), свойство материи, или, наоборот, материя как эпифеномен души (спиритуалистический монизм)

Связь с философскими проблемами здесь очевидна. Как только это решение спроецируем на метафизические проблемы бытия (вещество, материя дух), она проявится как часть великого исторического идеологического соревнования между материализмом и (спиритуализмом) идеализмом.

Типичным представителем идеалистического философа является Платон (472-347). Мир идей (прообразы всех понятии) по Платону, представляет  собой единственный фактический мир, а мир матери­мый – лишь его отражение, тусклое изображение.

По Платону, душа является совершенно самостоятельной, нематериальной субстанцией, которая не нуждается для своего физического существования в материи и вселяется в ряде превращений в индивидуальное тело.

Ее наивысшей формой познания является воспоминание (анамнезис) об единственном действительном мире, мире идей.

Материализм утверждает обратное: основой всего является мате­рия со своими законами движения. И психическую жизнь поэтому материализм понимает материально. Механический материализм (Ла Меттри Гольбах, Бюхнер, Молемотт) понимал ее просто как выделение мозга.

Диалектический материализм не рассматривает психическую жизнь таким механическим образом. Он различает индивидуальное и общественное сознание. Индивидуальное сознание для него являет наивысшим свойством высокоорганизованной материи мозга.

Сознание представляет собой субъективное отражение объективной реальности в мозгу человека.

Аристотель (384-322) в отличие от Платона не рассматривал душу как субстанцию, существующую отдельно от тела, а видел в ней прин­цип Формирующий материю так, что без формы лишается смысла, но и форма не может существовать без материи.

Эта мнимо дуалистическая точка зрения, так как душа здесь понимается как энтелехия (то, что в се­бе содержит смысл, цель) тела, носительница и устроительница душев­ных процессов и жизненных процессов вообще.

И этот принцип, если рассмотреть его до конца, означает идеализм.

Весь период средних веков, томизм, а также и современный новотомизм придерживается этого понятия, и мы можем обнаружить его и в виталистическом учении Дриша. Дриш ищет будущее психологии в парапсихологии, в тайнах телепатии, в материализации и других, пока не объясненных явлений.

Философское понимание души и духовной жизни было первым эта­пом развития психологии.

Во втором этапе своего исторического развития психология попы­талась преодолеть спекуляцию и дедукцию и стать эмпирической естест­венной наукой. Поэтому она стала опираться на те науки, которые в XVIII и XIX столетиях достигли наибольших успехов, особено, на фи­зику, химию, а также на биологию и физиологию.

  • Дедукции она противопоставила опыт индукции, спекуляции – эксперимент и математическое вычисление результатов.
  • Химия привлекала психологию своей способностью разложить ком­плексные вещества на молекулы и атомы, физика стала стимулом к то­му, чтобы психология искала законы, которые могли бы быть выражены математически.
  • Психология начала искать последние «элементы» сознания, психи­ческие атомы и «гравитационный закон» психической жизни, который был бы таким же универсальным законом как закон гравитации.
  • «Элементы» естественно-биологическая психология нашла в ощу­щениях, гравитационный закон – в законе ассоциации.

Поэтому и более старая, еще философская ассоцианистическая психология Д. Гартли (XVIII век) формулирует свой идеал как «психическую химию», а механика группирования представлений созна­тельно изучается как «физика души» – колебания частичек мозга.

Следо­вательно, здесь сделана попытка физиологического объяснения – ассо­циации являются соединением вибрации мозговой и нервной субстанции.

Здесь явно переплетаются, как отметил советский психолог Ру­бинштейн, тенденция материалистическая, которая рассматривает пси­хические процессы в тесной связи с физиологическими процессами, и субъективно идеалистическая тенденция, которая все психические про­цессы переводит в ассоциации представлений.

Психология в медицине. Содержание

Источник: https://vprosvet.ru/biblioteka/psihologiya/

Душа — что это такое

А кто-то наверняка скажет, что душа — это то, что изучается в психологии, ведь название этой науке дало греческое слово ψυχή, которое на русский язык так и переводится. Многие вспомнят, что есть душа, а есть — дух, и задумаются, в чем разница…

В самом деле, что такое человеческая душа? Почему она болит, ноет, радуется? И можно ли что-то сказать об этом явлении с научной точки зрения?

Множество трактовок и представлений

Чтобы определить, что вкладывается в словосочетание «душа человека», попытаться ответить, что это такое, нам придется обратиться к науке, философии, религии, учесть разные оттенки значения этого слова. Будьте готовы к тому, что какие-то мнения и интерпретации вызовут неприятие, а с какими-то, возможно, захочется согласиться.

Итак, душа представляет собой нематериальную, нетелесную сторону личности — это или близкое ему определение, наверное, можно назвать самым общим, охватывающим все сферы, в которых применяется понятие. А что же в частности? Конечно, существует не одно значение слова «душа» в русском языке.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • То же самое, что и «человек» — это разговорный вариант употребления слова. Например, мы можем сказать: «Вокруг ни души».
  • Бессмертная составляющая личности, которая, когда умирает тело, попадает либо в рай, либо в ад.
  • Внутренний мир человека, совокупность его психических процессов и состояний.

Несмотря на внешнюю схожесть, второе и третье определения можно считать противоположными, ведь одно из них исходит из религиозной трактовки, а другое — из научной, представляя собой не что иное, как предмет изучения психологии. Следует, однако, уточнить, что сейчас предмет науки обозначают другим термином, пришедшим на смену предыдущему, — «психика».

Рекомендуем: Что значит: панпсихизм?

На протяжении истории представление о душе менялось. Понимание ее как чего-то сверхъестественного было, разумеется, первичным.

Мифологическое сознание древних людей наделяло особой силой одушевленные (обратим внимание на корень слова) предметы — главным образом людей, иногда животных и растения.

И люди заметили, что, умирая, человек перестает дышать и теряет кровь, — так и в том, и в другом стали видеть носителей души.

Что такое душа человека, пытались понять и античные философы. Интересно, что некоторые из них говорили о противоположности души и тела, а некоторые, наоборот, утверждали их неразрывную связь. Например, первой точки зрения придерживался Платон.

Рекомендуем: Что такое эмоции и чувства?

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Согласно его концепции, до рождения человека душа находится в мире идей и, вселяясь в тело, уже знает все, что необходимо, а человек во время обучения лишь «вспоминает» усвоенные ею идеи. Аристотель (ученик Платона) разделял второй взгляд. Он считал, что душа — движущая сила тела, неотделимая от него, дающая ему возможность ощущать, размышлять, запоминать, представлять, проявлять волю.

Наука и религия

Соотношение души и тела — вопрос, который не имеет однозначного ответа до сих пор. Также можно спорить и том, как в смысловом поле располагаются понятия «душа», «дух», «тело». Посмотрим, что говорит об этом христианское учение.

Однако, если вдуматься, мы, носители русского языка, все-таки не можем сказать, что слова эти — абсолютные синонимы. Да, в контексте их взаимозамена возможна, но в целом же… Разнятся и образованные они них прилагательные: «душевный» и «духовный». Такой взгляд хорошо согласуется с трехчастным представлением о структуре личности, к которому склоняется православие.

Читайте также:  Порча на деньги (безденежье): снятие, как определить, победить сглаз

Рекомендуем: Парапсихология — это

Душа — это то, чем человек является, гарантия самой его жизни, область чувств, страстей и переживаний. Она может быть грешна и представляет собой связующее звено между телом и духом. Духом же человек может обладать, а может и нет, это устремленность к Богу и высшим ценностям, соответственно, в духе нет места греху. Можно еще сказать, что дух — это высшая способность души.

  • Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Нужно подчеркнуть, что это религиозная интерпретация, с которой можно как соглашаться, так и спорить. Тем не менее на уровне обыденного сознания мы проводим границу между этими понятиями примерно таким же образом.

Рекомендуем: Одержимость: определение понятия в психологии

Эксперимент проводился в 1907 году, точность измерительной техники была невысока, кроме того, нигде не уточняется, как фиксировали момент смерти: известно, что существует несколько ее стадий. Потому есть ли душа, о которой говорят теологи, — вопрос, на который каждый ответит сам.

Да и вообще, сколько бы человек ни прочитал об этом феномене, сколько бы толкований ни выслушал, наверняка у него будет свое мнение на этот счет, возможно, похожее на существующие, а может, совсем необычное. И наверняка каждое следующее поколение будет снова и снова размышлять: «Душа — что это такое, откуда она берется, куда исчезает?» Евгения Бессонова

Источник: https://www.grc-eka.ru/eto/dusha.html

2. Понятие души в науке

Душа,
согласно научному термину, — это
совокупность тесно связанных
с организмом психических
явлений,
в частности чувств и
стремлений. Результат наблюдений над
душой анализирует психология1.

В современной
научной литературе термин «душа» не
употребляется или используется очень
редко — как синоним слова «психика». 
Понятие «душа» встречается не во всех
психологических энциклопедиях и
словарях.

В обыденной речи слово «душа»
обычно соответствует понятиям «психика»,
«внутренний мир человека», «переживание»,
«сознание».

 Предметом же психологии
является психика как высшая форма
взаимосвязи живых существ с предметным
миром, выраженная в их способности
реализовывать свои побуждения и
действовать на основе информации о нем.

Простой
констатации — «человек имеет душу»
— недостаточно для понимания специфики
человеческой психики; необходимо
объяснить — что такое душа и как она
появляется у человека.

Эволюция
психики распадается на два этапа. На
первом этапе (который начался с момента
появления элементарных форм психики)
взаимодействие организма со средой
происходит на базе первичной, предзаданной
целостности психической системы. Один
из аспектов эволюции психики — это
совершенствование способов накопления
опыта.

Повышение эффективности передачи
опыта от поколения к поколению путем
обучения привело к возникновению
конфликтов в индивидуальной реализации
группового опыта. Доминирующий групповой
опыт разрушил целостность системы
взаимодействия индивида с окружающей
средой.

Дальнейшая эволюция была возможна
только после радикальной перестройки
всей психической системы.

Возникновение
новой организации психической жизни
индивида стало последнем шагом первого
этапа, — чисто биологической эволюции
и первым шагом второго этапа, — культурной
эволюции. На второй этап перешел лишь
один биологический вид, — человек.
Предположения о том, что и другие виды
обладают культурой (тут чаще всего
упоминаются дельфины), пока еще спорно.

Человек
обособился от среды культурного опыта,
стал «психологической особью».
Человек не растворяется в культуре имея
«психологическую оболочку». Новая
организация психической жизни связана
с усложнением способов взаимодействия
индивида с окружающей действительностью.

Дезинтеграция первичной целостности
психической системы проявляется в том,
что внешние воздействия уже не вызывают
непосредственно ответной реакции.

Для
того, чтобы реакция (поведение, действие)
была возможна, прежде должна быть
восстановлена целостность системы
взаимодействия путем согласования
между собой отдельных ее компонентов
в соответствии с особенностям наличной
ситуации.

Восстановление целостности
системы взаимодействия служит сигналом
к осуществлению самой ответной реакции.
Таким образом, для того, чтобы реакция
началась, необходимо два стимула: внешнее
воздействие и сигнал о готовности
психической системы.

Ответная
реакция (поведение, действие), следовательно,
приобретает двойную детерминацию. По
содержанию она адекватна внешнему
воздействию, определяется ситуацией и
параметрами тех объектов, с которыми
действует индивид.

Однако адекватность
внешним обстоятельствам вовсе не
означает, что данная реакция однозначно
задается сложившимися условиями.

Какой
именно вариант действия из множества
возможных будет реализован, определяется
характеристиками восстановленной
целостности системы взаимодействия.

Целостность
системы взаимодействия сохраняется
некоторое время, а потом разрушается
либо вследствие того, что она перестает
быть адекватной наличной ситуации, либо
же вследствие того, что исчерпываются
возможности действия на основе этой
целостности. Чтобы выполнять дальнейшие
действия, индивиду снова приходится
прилагать усилия для ее восстановления.

Итак,
новая организация психической жизни
индивида, позволяющая ему существовать
в среде культуры, обеспечивает
осуществление сложных способов
взаимодействия, имеющих двойную, внешнюю
и внутреннюю детерминацию. Внутренняя
детерминация проявляется в форме выбора
одного из альтернативных вариантов
действия, а также в виде внутренних
стимулов, непосредственно инициализирующих
действие.

Характеристики
внутренней детерминации в точности
совпадают с описанием свободной воли
человека. Между ними можно поставить
знак равенства: свободная воля — это
наличие внутренней детерминации.

Душа
— психическое образование, способное
самоорганизовываться, создавая в себе
целостную систему взаимодействия из
разрозненных компонентов.

Душа
представляет собой реальность
индивидуальной жизни, но ее качества,
законы существования не могут быть
выведены из характеристик и закономерностей
существования индивида.

Душа обеспечивает
способы взаимодействия с окружающим
миром, сложившиеся не в индивидуальном
опыте отдельного индивида, а в опыте
группы (популяции, социума), в культуре.
Однако душа — это не явление культуры,
не явление, определяемое культурой или
производное от культуры.

Душа не есть
«культурное (или социальное) измерение
индивида». Напротив, душа — это
образование, позволяющее человеку
выделиться из среды культуры, обособится
от неё.

Душа
и культура появились одновременно.
Противодействие индивида вынуждающему
и вызывающему конфликты влиянию
группового опыта порождает противопоставление
«индивид (индивидуальный опыт) —
групповой опыт».

Следствием этого
противопоставления является образование
на полюсе индивида души, а на полюсе
группового опыта — культуры.

Душа
позволяет человеку жить в среде культуры
и одновременно поддерживать существование
самой культуры, развивать её.

Устройство
души не определяется ни природными
качествами отдельного индивида, ни его
социальными качествами. Она представляет
собой самостоятельное образование,
существующее как своеобразный «психический
организм». Душа
— это особая сущность, являющаяся
источником свободной воли1.

Душа,
проявляя в себе бесконечную множественность
чувств, мыслей, желаний, волевых
устремлений и целеполаганий, всегда
остается сама собой и характер своего
духовного единства сообщает всей этой
множественности проявлений, делая ее
своей, одному данному человеку
принадлежащей.

Несомненно, душа есть
мышление, замечаемые и незамечаемые
ощущения, представления, волнения и
составляемые понятия, суждения,
умозаключения, решения, волевые акты,
целеполагание и другие духовные феномены.
В психологии они, как правило,
рассматриваются отдельно, и это имеет
свой дидактический смысл.

Но в своей
сущности душа есть нечто едино-цельное.

Какие
факты говорят о том, что душа, сознание
есть функция человеческого мозга? Душа,
различные ее свойства, сознание
развиваются с развитием именно
человеческого мозга.

Мозг первобытного
человека был слабо развит и мог служить
органом лишь относительного примитивного
сознания. У современного человека (Homo
sapiens) сложно организованный мозг и
подлинно человеческое сознание.

Все мы
знаем, что сознание ребенка развивается
в единстве с формированием его мозга и
процессом усложнения различных видов
детского, а потом подросткового поведения,
воспитания и образования.

Когда же в
силу тех или иных заболеваний или других
причин нарушается функционирование
мозга, в том или иной мере нарушается и
сознание. Если человек систематически
отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками,
нередко происходит полная деградация
личности.

Об
органической связи сознания и мозга
говорят и приемы лечения психических
расстройств. Так, психотерапевты
«работают с душой», например, при помощи
психолингвистических средств, корректируют
нарушение смысловых связей.

Гипнологи
врачуют душу с помощью гипноза. Психиатры
широко применяют лекарственные средства
лечения душевных недугов; с этой же
целью используют биокоррекцию,
электромагнитные средства.

Видимо,
возможно и даже наиболее эффективно
совмещение всех этих способов коррекции
душевных состояний.1

Помимо
психологии как науки о душе, вопросом,
что же это такое, занимаются и точные
науки.

Так,
Сэр Роджер Пенроуз (Roger Penrose),
профессор, ученый,
активно работающий в различных
областях математики, общей
теории относительности и квантовой
теории,
и Стюарт Хамерофф (Stuart
Hameroff), анестезиолог, нейробилог, профессор Центра
изучения сознания Аризонского
университета,
разработали теорию квантового
нейрокомпьютинга Хамероффа — Пенроуза
на основе “Orch OR” модели сознания.

Активность
мозга рассматривается ими как исключительно
квантовый процесс. За счет эффектов
квантовой гравитации происходит процесс
непрерывной «объективной редукции»
волновой функции частей мозга, что
вызывается расхождением квантовых
состояний пространства-времени до
предела, после которого они редуцируются.

Ученые
объясняют, что когда сердце перестает
биться, кровь останавливается в сосудах,
микротрубки теряют свое квантовое
состояние. Однако квантовая информация,
которая в них находится, не разрушается.
Она не может быть уничтожена, поэтому
распространяется и рассеивается по
Вселенной.

Если человек умирает, то
квантовая информация неопределенное
время существует вне тела. Очевидно,
она и является той субстанцией, которую
мы называем душой. Душа,
по их мнению,
—  это
особая форма бытия сущего.Такой
реальностью являются и вся духовная
культура общества, и внутренний духовный
мир каждого человека. Мысль действительна.

Но ее действительность идеальна. Для
всякого другого человека мое сознание
существует как реальность, которую он
воспринимает через чувственные формы
ее обнаружения: поступки, слова, жесты,
мимику.2.

Стюарт
Хаммеров заявил, что человеческий мозг
это квантовый компьютер, наше сознание
— своего рода его программное обеспечение,
а душа — информация, накопленная на
квантовом уровне. По словам анестезиолога,
квантовая информация не может быть
уничтожена. Поэтому после того, как тело
погибает, она сливается со Вселенной.

И может существовать бесконечно долго.
Эта информация и есть душа, — уверяет
Хамерофф.  Если же пациент воскресает,
то душа возвращается из космоса. И
оживший человек рассказывает о тоннеле,
ярком свете и о том, как выходил из своего
тела.1

Профессор
Константин Коротков, в Санкт-Петербурге
снимал ауру умирающих и доказал, что
после смерти некоторое время над телом
умершего имеется свечение. Тело как бы
превращалось в неодушевлённый предмет,
свечение же растекалось в пространстве.
Это привело к выводу: энергетическая
оболочка живёт дольше организма.2.

Другой
россиянин, профессор из Барнаула Павел
Госьков, несколько лет назад сумел
доказать наличие у каждого души,
неповторимой, подобно отпечаткам
пальцев. «Все мировые религии уверены:
душа есть у каждого человека, — рассказывал
учёный.

— Но никому прежде не удавалось
пощупать её, если не руками, то хотя бы
приборами. Мы первыми провели серию
экспериментов, которые убедительно
доказывают наличие у человека кроме
физического тела некой энергоинформационной
субстанции».

 

Метод
учёные назвали «материализация души».
Своего рода сачком, с помощью которого
Госьков улавливал проявления человеческой
души, была обычная вода.

Суть эксперимента:
учёные ставили очищенную от каких-либо
влияний воду на 10 минут рядом с человеком
и затем исследовали её структуру.

Такие
эксперименты они делали сотни, если не
тысячи раз и доказали: изменения
происходили обязательно, у каждого
нового испытателя вода менялась
по-своему, при этом структура у одного
и того же человека повторялась3.

Как
далеко зайдет наука в изучении феномена
души, невозможно предсказать на данный
момент. Уже сейчас предпринимаются
попытки найти вес, состав, плотность,
однако, можно и нужно ли настолько
«расчленять» внутренний мир человека
и куда заведут подобные опыты – данный
вопрос остается открытым.

Источник: https://studfile.net/preview/3195907/page:2/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector