Кикимора болотная (кикимора лесная, мокруха, шишига, шишимора) — болотный дух, существо из славянской мифологии. Родственница домовой кикиморы.
Кикимора болотная в славянской мифологии
Как выглядит кикимора болотная
Кикимора болотная маленькая горбатая старушка с крючковатым носом, длинными, седыми или зелёными, лохматыми, небрежными волосами, торчащими во все стороны, бледной, немного зеленоватой кожей и перепончатыми пальцами., или же как девушка.
Кикиморой болотной мог стать похищенный нечистой силой новорожденный ребёнок, а также некрещённая девочка в возрасте до 7 лет, покончившая жизнь самоубийством, утопившись в болоте, либо утопленная в нём кем-либо. Кикимора одевается в меха, вплетает в волосы лесные и болотные растения.
В основном кикимора невидима, людям показывается редко.
Где обитает кикимора болотная
Кикимора болотная предпочитает в качестве обитания всяческие трясины и топи, где можно утопить человека. Впрочем, иногда, болотных кикимор можно встретить и в лесных прудах и озёрах. Создают себе шалаши из камышей и других болотных растений.
Иногда болотная кикимора пробирается к людям в дом, чтобы своровать у них новорождённого ребёнка, утащить к себе в болото и превратить в кикимору. Вместо ребёнка она подкладывает в люльку зачарованное полено. Присутствие болотной кикиморы в доме можно определить по мокрым следам на полу. Также, она создаёт мокрое пятно на том месте, где посидит.
Способности кикиморы
Кикимора болотная, как и её домовая сестра, способна видеть на далёкое расстояние, быстро бегать, при том и по земле, и по небу, насылать кошмары, становиться невидимой.
Но есть и отличительные способности: болотная кикимора способна создавать блуждающие огоньки, выращивать дурманящие на поверхности болота растения. Способна она, как и домовая, менять своё обличие. Но обличия болотной кикиморы немного отличны от обличий домовой.
Так, болотная способна превращаться в лягушку, жабу, гуся, утку и чёрную кошку. Здесь их сближает лишь только чёрная кошка.
Слабые стороны кикиморы
В отличие от домовой кикиморы, болотная не боится можжевельника. Но зато, боится, как и вся нечистая сила, железа (особенно калёного), серебра и святых символов. Также, защитой от неё может послужить огонь. Боится она пения петуха.
Источник: http://mythology24.info/kikimora-bolotnaya
Шишига (мифология): что это такое, болотная, дух
Старославянские мифы и легенды хранят истории о различных потусторонних существах разных уровней, которые отвечают за разные стороны обыденной деятельности человека. Традиционно мы привыкли обращаться к разным духам, которые появились в древние века, когда люди еще верили в силу языческих традиций и любую неприятность объясняли проделками мифических сущностей.
К одним из таких магических существ относится шишига. В некоторых славянских регионах ее проделки описывают по-разному, но большинство из тех, кто верит в существование духов, уверенны, что она может как вредить и пакостить людям, так и указывать на нужные действия и помогать.
Что такое шишига: в наших верованиях это мифическое существо, посланное богами следить за верой и благосостоянием хозяев в доме. Тем самым шишига частично исполняет роль домового. Вот почему ее еще называют хранителем домашнего очага.
Он следит за традициями и порядком в семье и жилище.
Часто встречается в народных сказаниях, легендах и языческих верованиях. Маги, знахари и шаманы частенько обращались к ней в своих молитвах и заговорах (или же проклятиях), сохранившихся из давних времен, когда люди больше полагались на помощь потусторонних сил.
Лесная шишига пугает людей, которые заблудились, чтобы потом, после их смерти, обглодать их кости. В темное время суток они яростно кричат и страшно воют. С точки зрения мифологии, шишиги или шишиморы — это водяные, неспокойные и злые духи, издевающиеся над людьми, что приступают к работе по хозяйству поспешно и не помолившись.
Из этого следует, что они нравоучительные существа, которые приучают к моральному образу жизни.
Шишига болотная — по старославянским преданиям, это маленькая женщина-оборотень, с горбом на спине, большим животом, холодная и скользкая и с сучьями вместо рук. Верили, что она бродит в чащах голая, с грязными от тины, распущенными волосами, наблюдает за потерявшими тропинку зеваками, насмерть пугает их и тащит в воду, преподает злой урок любителям выпивки и гулякам.
Если водяной живет посередине водоемов, то шишига — в камышах, любит мелкие речушки и заросшие водные места. Днем она спит, охотиться выходит только ночью.
- Можно подумать, что это существо родственник шиша, потому что напоминает его своим вредным поведением и разными злыми проделками.
- В древних легендах, шишига — это лесной дух, похожий на женщину, которая живет в темной воде и заманивает прохожих в глухие чащи, откуда человеку невозможно выбраться.
Кто такая шишига:
- злая нечистая сила, которая селится на болоте, в лесу, в доме за печью или в бане
- неопрятная женщина, которая глупо выглядит
- употребляется как негативное, обидное обращение к женщине.
Многие разновидности шишиг обитают в болотистых частях лесов и запугивают человека пронзительным криком и непонятного рода звуками, от которых мороз идет по коже. От страха человек теряет путь, а потом умирает без воды и еды.
Легенды описывают это существо по образу неуклюжей, стеснительной, толстой и некрасивой тетки, которая живет в водоемах, в болоте, выходит на сушу только при луне. Изредка она выбирается в лес. Очень охотно парится в бане и если видит открытую туда дверь, обязательно входит.
Потому в баню нужно заходить с молитвой, чтобы прогнать нечистый дух.
Шишигу разыгрывали молодые парни на Новогодних праздниках: ее показывали в старой одежде, без платка на голове, с распущенными волосами. Духом мог быть парень, одетый как старуха, в лохмотьях, с растрепанной паклей на голове, за которую все время дергали.
Шишигу болотную принято считать женой хозяина леса и владычицей озер и болот. Нрав у нее очень вспыльчивый и злобный.
Нельзя злить или шутить с этим духом. Кто будет шутить с ним, может поплатиться своей жизнью.
Есть легенда, что шишиги селятся часто в жилищах, любят темные места за печью или же в кладовой.
Если уж этот дух выбрал дом, в котором живут люди, то он очень строго следит за тем, чтобы всю домашнюю работу жильцы выполняли ответственно и с молитвой. Перед каждой работой хозяин должен молиться и приучать к этому своих домочадцев, тогда мифический дух будет благосклонен к дому.
И если уважать шишигу, то дому она принесет не вред, а большую пользу, т.к. будет охранять жилище от других вредных духов.
Помогает шишига и магам. Колдуны и шаманы делали специальные куклы по образу этого духа и с их помощью наводили порчу.
Человек всегда отличался умом и сообразительностью и мог завести дружеские либо же деловые отношения даже с самым страшными и мстительными существами. Чтобы не разозлить домашнюю шишигу, нужно уважительно относиться и обязательно ее задобрить.
Шишига любит жить в чистом и уютном помещении и есть хорошую пищу. На ночь принято оставлять для духа что-нибудь перекусить.
Посуда должна быть чистой, а продукты свежими. Так хозяева выражают уважение.
Нужно учитывать, что к изысканным заморским блюдам они не привыкли.
Духов, которые селятся в чащах и на болотах, лучше обходить стороной. Если брать во внимание разновидности шишиг, то с теми, которые селятся дома, нужно дружить, потому что от атмосферы в доме зависит их собственный покой и уют на многие годы.
Существует несколько легенд, которые позволяют понять, что из себя может представлять это существо и чего от него ожидать:
- В старых легендах шишига очень похожа на мифическую русалку, она тоже живет в воде. Во многих регионах на праздники молодые девушки украшали маленькое деревцо березы, чтобы задобрить мифическую гостью, которая приходит потанцевать под ним.
- Старые русские художники изображали шишигу на своих иконах. Она была похожа на всем известного черта, только безрогая, с копной грязных длинных волос.
- Этнограф Иосаф Железнов приводил пример того, что атаман Ермак Тимофеевич считался у казаков черным колдуном и знахарем и пользовался частенько услугами шишигов (чертей). Где не хватало служащих, туда он посылал своих духов-помощников.
- В белорусских легендах шешками называли разных нечистых духов, которые живут в местах, куда не ступала нога человека. Еще их называли нечистники (нечистые духи), но с кикиморами они не имели никакой связи.
- Когда на лесных дорогах поднимались вихри и столбы пыли, люди говорили, что это шишиги играют свадьбу.
Есть другие названия у этого мифического существа: Баба Яга, Кикимора, Чертовка, Лешиха, Мара болотная, Русалка болотная, Дух Домового.
Источник: https://mari-a.ru/magija-2/shishiga-mifologiya-chto-eto-takoe-bolotnaya-dux
Шишига
Славянская мифология богата различными духами низшего уровня, которые постоянно портят жизнь человеку и отвечают за отдельные аспекты хозяйственной жизни. Традиция обращаться к ним идет корнями к далекому прошлому, когда народ поклонялся язычеству и оправдывал каждую неудачу вмешательством нечистой силы. К категории низших духов относится шишига. В разных регионах у различных племен ее род деятельности отличается, но все сходятся к мнению, что она может приносить людям вред и портить им жизнь.
В славянской мифологии очень много разнообразных духов, которые призваны не только мешать человеку, но и направлять его на путь истинный. Они не только запугивают и наказывают, они помогают правильно вести хозяйство. В частности, шишига следить за тем, чтобы в доме был всегда порядок. Не зря ее называют поучительным и правильным духом. У него на первом месте находится благоденствие семьи и набожность.
Шишига: внешний вид
По определению шишигой называют маленькое существо женского пола, которой живет в болотах, омутах и топких местах. Она является близкой родственницей русалки. Два этих существа заманивают заблудившихся людей и топят их в мутной воде, чтобы потом развлекаться в глубине.
Если человек случайно увидит шишигу, сидящую на берегу и расчесывающую свои длинные черные волосы, то быть беде. Он обязательно утонет или умрет другой смертью в ближайшее время.
Шишига очень не любит, когда ее покой нарушают пьяные люди, и она их наказывает, заманивая в топкое место. Речного духа трудно увидеть днем, так как он спит и набирается сил, а время охоты у него начинается ночью.
Некогда родители пугали своих детей и запрещали им гулять ночью возле воды.
Шишига: особенности характера
Существа, живущие в речушках и озерах, составляют определенную отдельную группу духов. Шишигу считают женой лешего и владелицей водоема. Она имеет очень скверный и злой характер. Человек страдает от ее проказ и может даже поплатиться жизнью.
Некоторые шишиги живут в лесных дебрях и запугивают людей громкими криками и страшными звуками. Они водят заблудившихся пока те не умрут от страха или с голоду, а потом обгладывают их косточки.
Существует такое поверье, что шишиги могут жить дома за печкой или в чулане и овине. Если этот дух заведется в человеческом жилище, то он строго соблюдает выполнение всех домашних обязанностей.
Каждое дело надо совершать помолясь, и за этим следит правильный, поучающий взгляд шишиги. В домашних условиях данный дух больше оберегает хозяйство людей, чем портит его. По месту жительства шишига может разделяться на озерных, лесных и домовых.
Различно их местоположение и в избе. Они могут расселяться в подполье, за печкой, в бане, в овиннике и в других потаенных местах. Человеку надо глаз да глаз, чтобы сделать все правильно и не заслужить месть злой шишиги.
Нельзя поздно ходить в баню, задерживаться после заката в овине, запускать дом и хозяйство. Каждое дело надо начинать с молитвы.
Шишига: кто она
В разных регионах шишиге отводили свое место. Если обратиться к старинным сказаниям и легендам, то трудно составить определенную картину того, кто такая шишига. По одним поверьям – это жена лешего, а по другим русалка, которая некогда была человеком, но утонула.
Не для каждого человека представляет собой существо вредоносное.
Например, колдуны могут использовать ее, в качестве куклы для заговоров. В сказаниях говорится, что шишига оказывает магам различную помощь. Она может сделать колдуна невидимым. Большим хвостом закрывает дух своего покровителя, и тот может совершать свои тайные обряды.
Делая привороты и заговоры, колдун может обратиться к шишиге за помощью или использовать ее в своих целях.
Появление слова шишига
Просматривая старинные славянские источники, фольклористы пришли к выводу, что корень шиш всегда связан с нечистой силой.
По одной из версий, это слово указывает на своеобразную прическу в виде пучка, которая увенчивала головы бесов.
Другое значение слова шиш переводится как черт.
В старинные времена бесов изображали на картинах и фресках с зачесанными к верху волосами, что и породило такое название.
Как дружить с шишигой
Человек всегда отличался смекалкой и мог наладить хорошие отношение даже с самым зловредным духом. Чтобы подружиться с домашней шишигой, надо ее задобрить.
Это существо привыкло жить в доме и питаться самыми хорошими продуктами, поэтому стакан молока и кусок хлеба на тарелочке станут для него прекрасным поводом подкрепиться.
В отличии от других духов, шишига не требует сладостей и довольствуется малым.
Что касается водяных и лесных демонов, то их, все-таки лучше избегать, чтобы не потерять жизнь. В иерархии шишиг домашние считаются самыми покладистыми, так как от благосостояния хозяев на прямую зависит их личный покой на многие годы.
Источник: http://mistich.ru/shishiga/
Шишига — водяная нечисть
Шишиги — по славянской мифологии, «маленькие, горбатые существа, брюхатые, холодные, с сучковатыми руками».
Считалось, что шишига ходит голой, со взъерошенными волосами, набрасывается на зазевавшихся прохожих и тащит их в воду, приносит беду пьяницам.
В отличие от водяного, шишига обитает в камышах, предпочитая мелкие речушки и водоемы, при этом отличаясь «мелочностью своих пакостей». Название свое эта тварь получила за то, что волосы на голове у нее стоят шишом, то есть кучей, ворохом.
Шишига играет важную роль в мифологии коми. Считалось, что иногда она вылезала из воды, и ее видели сидящей на крутом берегу Камы, над омутом, расчесывающей длинные черные волосы. Ею пугали и пугают до сих пор детей, предостерегая от купания в омутах угрозой, что их «утащит шишига».
В славянском и финно-угорском фольклоре ее считают либо разновидностью кикимор или русалок, либо самостоятельным персонажем. По разным версиям, она является обитателем лесов либо водится в прудах, мелких речках или озерах, а излюбленным местом ее обитания являются заросли камыша.
Шишиг представляли в образе обнаженных женщин (иногда — горбатых) обычного размера с растрепанными волосами, которые они безуспешно расчесывали гребнем, а порой еще и с хвостом. В частности, у А. М. Ремизова можно прочитать, что если шишига «накроет» человека хвостом, то он непременно пропадет, причем безвозвратно.
Лесные шишиги нападают на людей, съедают и обгладывают косточки. Водяные — озорничают, подкрадываются к купающимся и начинают их щекотать, но могут и в воду утащить с берега. Увидевшему ее путнику предстояло вскоре утонуть или же умереть по какой-либо другой причине.
- Впрочем, рассказывают историю, которая не совсем вписывается в подобные предположения.
- Некий рыбак, выйдя однажды на берег озера, увидел шишигу, которая сидела на кочке и заплетала свои волосы в косу.
- Та, заметив мужика, нырнула в воду, а гребень, которым чесала волосы, оставила на той самой кочке.
Рыбак подплыл к кочке на лодке, взял гребень и принес его к себе в избу. В тот же день, лишь только стемнело и все семейство улеглось спать, послышалось постукивание в дверь и голос шишиги, жалобно умолявший рыбака возвратить ей гребень. Рыбак отворил окно и выбросил гребень — схватила его шишига и исчезла.
На Самарской Луке старожилы и сейчас говорят, что шишиги охотно поселяются под мостками на реке Аскуле. Примечательно, что тамошний дух особенно не любят пьяных, и если кто-то из местных жителей, будучи «под градусом», решится отправиться к берегу, то пропадет.
Помимо этого, шишиги наказывают за хулиганство. Рассказывают историю о том, как подвыпившая компания молодежи из соседнего села, погоняв на мотоциклах кошек, отправилась на шашлыки и, за недостатком дров, разворотила колодец.
Но потом, возвращаясь домой, все были до смерти напуганы представившейся на пути нагой женщиной безобразного вида и спешно ретировались.
Иногда шишигой называли русалку, которая выглядела как старуха с зелеными волосами и щекотала любителей купания. Днем эта нечисть не опасна, она отсыпается после ночных проказ. С наступлением же сумерек она начинает проявлять активность и выискивать жертв либо на берегу, либо в лесу, дабы утащить на дно водоема.
Шишигу, похожую на кикимору-пустодомку, представляли ряженые во время Святок: ее изображали в бабьем сарафане, но без головного убора, с распущенными волосами; причем играть ее мог и парень, одетый по-старушечьи, в лохмотьях, с горшком на голове вместо кокошника.
Обильно представлена шишига и народных поговорках: «Да чтоб ее лешие в лесу удавили, чтоб шишиги в реке утопили»; «Ягабиха страшна шошычиха. Баба-яга та же шошычи-ха и есть»; «Шишига свадьбу играет» (чертова свадьба); «Вино жрут, как шишиги».
Источник: https://nlo-mir.ru/starnyesushestva/50517-shishiga-vodjanaja-nechist.html
Шишига или кикимора болотная
Шишига или кикимора болотная. Где оно — шишигино царство? Немного расскажу о тех, кто встречался с кикиморами воочию, так сказать. Таких людей немного кстати. Бывает кикиморы обернуться могут обычной старушоночкой, а иногда даже красавицей — девицей.
Как отличить их от обычных женщин? Да по цвету кожи, всегда у кикиморы кожа зеленоватого оттенка.
Видно это при ярком свете, поэтому кикиморы избегают открытых солнечных полян, держаться все больше в тени кустов и деревьев, а если домашняя кикимора, то больше на туманном рассвете появляется или в сумерках, или в тени от сарая, по темным углам хоронятся.
Шишига, шишимора, кикимора – все это имена одного и того же древнего духа, которого мы в своем сознании прочно ассоциируем с болотной нечистью. Однако такое представление не совсем правильное: кикимора не всегда жила на болоте…
Кикимора. Автор знаменитый русский художник И. Билибин иллюстрации к «Мифологии славян»
Кикимора болотная и домашняя — в чем разница?
В обиходе кикиморами часто называют сварливую, занудливую женщину, которая вечно всем недовольна. Внешность их тоже не отличается привлекательностью: острый нос, маленькие глазки, тощая сутулая фигурка и растрепанные волосы. Такой портрет довольно близок к описанию домашней кикиморы, или жены домового.
Считалось, что такое существо может поселиться в избе у нерадивой хозяйки. Днем она сидела за печкой, а ночью гремела ухватом и горшками, путала пряжу, не прибранную на ночь, могла навредить домашней птице или овцам. Избавиться от кикиморы можно было лишь в один день в году — 17 марта, в день Герасима-грачевника.
Специально из ведьминого дневничка bewitchit.com. В этот день старой метлой с приговорами обметали все углы в избе и метлу эту увозили из дома.
Также считалось, что можно вернуть кикиморе человеческий облик, если поймать ее и выстричь волосы на темени крестом, а после этого обязательно окрестить, но это задача была не каждому по плечу.
Впрочем, в некоторых источниках кикимор прочно связывают с болотом. Должна же и у этих земель быть хозяйка: лесные кикиморы (лешихи или лисунки) в качестве жены лешего поселялись на болоте и развлекали себя тем, что заводили путников в трясину, пугали грибников и ягодников, а иногда даже воровали детей, оставленных без присмотра.
Как появилась Кикимора? Дочь огня или болота?
Происхождение кикимор может быть различным: это могут быть умершие некрещеными или проклятые матерями дети, а также младенцы, которых похитила и воспитала у себя нечистая сила. Также считалось, что подсадить в дом кикимору, которая будет причинять хозяевам большое беспокойство, может плотник или печник.
Если хозяин не рассчитался с работником в срок, то в доме начинали твориться всякие безобразия, но стоило отдать плотнику его заработок, как все неприятности прекращались. У русских крестьян существовало поверье, что кикиморы являются детьми особого вида нечистой силы — огненного змея.
Эта нечисть являлась к тоскующей по возлюбленному женщине в виде обаятельного красавца, становившегося ее тайным любовником. До дома своей жертвы огненный змей предпочитал добираться в виде летящего по воздуху огненного шара или «огнем ползучим».
Плод такой любви был, разумеется, проклят. Еще из чрева матери младенца забирала нечистая сила и воспитывала у себя. Растет кикимора семь лет — тело-соломинка, голова с наперсточек. Специально из ведьминого дневничка bewitchit.com.
Быстро бегает, все о людских грехах знает, весь век не старится и обходится без одежки и обуви.
В некоторых регионах воровством детей могут заниматься особые болотные существа — кочки. Особенно это поверье распространено на юге Урала. Днем кочки сидят по плечи в болоте, выставив на поверхность лишь лохматую шевелюру, и ведут себя тихо.
Но с наступлением темноты эти низкорослые сморщенные существа вылезают из трясины и отправляются на поиски заплутавших детей.
Если жертва оказывается поблизости, то руки у кочки вытягиваются наподобие веревок, обвивают свою жертву и тянут на дно, откуда уже нет возврата в облике человеческом,
Кикимора — хозяйка уральских болот
Отголоски этих мифов очень живучи — в глухих местах до сих пор можно услышать рассказы о проделках кикимор, а иногда и увидеть их. Михаил Прошин, побывавший у дальних родственников в небольшой уральской деревеньке, до сих пор вспоминает такую встречу.
Деревня Полозово сохранила свой старинный дух — потемневшие от времени избы, некоторые уже сильно покосившиеся, колодцы и отсутствие электрического освещения.
Здесь же, на окраине, прилегающей к болоту, живет и местная легенда — бабка Шишига. Уже никто не помнит, как ее звали, и никто не берется сказать, сколько ей лет — по самым скромным подсчетам, около ста.
Специально из ведьминого дневничка bewitchit.com.
Говорят, в детстве она потерялась на болоте и вернулась в деревню через несколько лет, когда ее уже и не ждали.
Родители ее к этому моменту умерли, а люди, вселившиеся в их дом, сочли за лучшее вернуть его сироте: кто знает, чего можно ждать от человека, вернувшегося из гиблых болот.
Девочку не обижали, но чаще обходили стороной — обращались, только если кто-нибудь серьезно болел: никто лучше Шишиги в травах и зельях не разбирался.
Так и жила она — вроде и в деревне, но особняком. Может, поэтому Михаил за почти двухнедельное пребывание в Полозово ее ни разу не видел. Отпуск его подходил к концу, хотелось увезти в город побольше лесных сокровищ — грибов да ягод. Вот и отправился он за черникой, а чтобы дело быстрее шло. прихватил с собой совок для сбора.
Целый день провел в черничнике, а на обратном пути решил срезать путь через небольшое болотце — вроде и места уже знакомые. Но то ли заблудился, то ли просто переоценил свои силы, да только на обратном пути провалился горожанин в топкое место. Кругом глушь: хоть как кричи — никто не услышит.
В панике Михаил погружался все глубже в холодную трясину, когда откуда ни возьмись появилась маленькая сморщенная старушонка.
Надежды на то, что слабая пожилая женщина сумеет его вытащить, у Михаила не было, однако, незнакомка оказалась сильнее, чем можно было подумать. Поблагодарил он женщину, а та в ответ только головой покачала: «Зачем, — говорит.
— лес грабишь?» — и на совок показывает. Ничего не успел Михаил ответить, обернулся — ни совка, ни старушонки, а сам он стоит на твердой тропинке, и до деревни уже рукой подать. Там уж ему сказали, что это он бабку Шишигу встретил.
Черники Михаил увез с собой и других ягод, но с тех пор для сбора только руками пользуется, да и вообще бережнее к лесу относиться стал. Вот такая она, хозяйка уральских болот.
Кикимора — болотный реликт
Встречают кикимор и в других местах, но облик у них не всегда традиционный. В глухих псковских болотах тоже живет своя «нечисть», с которой довелось встретиться Владимиру Смелянскому. Вместе со своим другом Сергеем он приехал к его родственникам поохотиться.
Городских гостей встретили радушно — несколько дней Григорий Севериныч, двоюродный дядька Сергея, водил охотников по местным угодьям. Места в Пилистово-Ловатском болотном массиве хоть и заповедные, но на некоторых птиц охота разрешена.
Когда все ближние озера и речушки уже были обследованы, егерь предложил сходить на дальнее большое озеро.
Вышли еще до зари, шли долго, но зрелище того стоило — таким обилием и разнообразием пернатых может похвастаться далеко не каждый заповедник.
Пока зачарованные охотники наблюдали за птицами, погода испортилась, и хлынул проливной дождь.
Возвращаться обратно пришлось напрямки, через Гнилое болото, чем Севериныч был очень недоволен: дорога по топким местам опасная, да и нечистая сила пошаливает.
Друзья пообещали, что будут соблюдать указания проводника, а на счет нечистой силы… на дворе XXI век. Уже на середине пути, несмотря на все предосторожности. Сергей все же в трясину провалился.
Пока Севериныч с величайшей осторожностью вытаскивал утопающего за ремень от ружья, Владимир повернулся, чтобы поискать палку подлиннее.
Вот тут ему и пришлось замереть — на травяном островке неподалеку сидел диковинный зверь.
Серовато-зеленое покрытое чешуей туловище с очень короткими перепончатыми лапами и толстым хвостом. Голова большая и плоская, похожая на рыбью, а широкая пасть полна мелких острых зубов.
Инстинкт охотника сработал вперед всех других мыслей, и Владимир выстрелил по чудовищу. Дробь не причинила монстру никакого вреда, но заставила ретироваться — с плеском полутораметровое животное нырнуло в воду.
К этому времени Сергей с Северинычем уже стояли на тропинке. «Вот это и есть наша кикимора», — прокомментировал егерь.
Охотники и местные жители и раньше встречали в здешних местах этого монстра, который по описанию больше всего похож на доисторическое животное ихтиостега.
По мнению ученых, ихтиостеги жили более 300 миллионов лет назад и были переходной формой от водных животных к наземным. Останки этих древних существ находили на территории современной восточной Гренландии.
Также подобные находки делали и в Европе, но никто не предполагал, что в псковских болотах под личиной кикиморы скрывается живой экземпляр древнего монстра. Теперь тут есть над чем поломать голову не только фольклористам.
Источник: http://bewitchit.com/nechist/shishiga-ili-kikimora-bolotnaya.html
Шишиги, шишиморы
ШИШИГИ, ШИШИМОРЫ — черти с волосами, торчащими шишом. Маленькие, пузатенькие, горбатенькие с кривыми суковатыми руками. Обитают дома в темных местах, в закутках, в мелких водоемах — в камышах.
Днем отсыпаются, а ночами шуршат камышами, шуршат дома по темным углам, возятся — всё стараются напугать человека, да так, чтобы и у него волосы шишом встали. А шишимора не только шуршит-шебуршит, но и привидением показаться может (шишига, шиш — пусто, нет ничего, и мора — морока).
Создает вид, что будто есть кто-то там, где нет никого, морочит людей, чтоб нагнать на них побольше страху. В иных толкованиях шишимора отождествляется с кикиморой.
Шиши́га — по славянской мифологии «маленькое, горбатое существо, брюхатое, холодное, с сучковатыми руками». «Считалось, что она ходит голой со взъерошенными волосами, набрасывается на зазевавшихся прохожих и тащит их в воду, приносит беду пьяницам».
«В отличие от всем известного водяного, шишига обитает в камышах, предпочитает мелкие речушки и водоемы. Днем отсыпается, появляется только в сумерках. Можно предположить, что шишига состоит в родстве с шишом, ибо напоминает его мелочностью своих пакостей.»
«То же существо играет важную роль в мифологии коми.
Живет в реке Кама и иногда выходит на берег…»: «Считалось, что иногда Шишига вылезала из воды, и ее видели сидящей на крутом берегу Камы, над омутом, расчесывающей длинные черные волосы.
Увидевшему её предстояло вскоре утонуть или же умереть по какой-либо другой причине. Ею пугали и пугают до сих пор детей, предостерегая от купания в омутах угрозой, что их утащит Шишига.»
Также в просторечии «шишигой» называют карточную игру 66 и грузовик ГАЗ-66 — от того, что «66» сливается в один звук. Применительно к грузовику это особенно интересно, учитывая что последний является внедорожником высокой проходимости с колесной формулой 4×4, используемым в вооруженных силах и в сельском хозяйстве, как правило, для болотных местностей.
Шишимора в восточнославянской мифологии злой дух дома, маленькая женщина-невидимка (иногда считается женой домового) .
По ночам беспокоит маленьких детей, путает пряжу (сама любит прясть или плести кружева — звуки прядения в доме предвещают беду) ; может выжить хозяев из дому; враждебна мужчинам. Может вредить домашним животным, в частности курам.
Основными атрибутами (связь с пряжей, сырыми местами — подызбицами, темнотой) Шишимора схожа с мокушей, злым духом, продолжающим образ славянской богини Мокоши.
Источник: https://drevnerus.ru/shishigi-shishimory/
Неизвестные мифические существа народов Мира
Шиликун, Шилихан – в славянской мифологии – хулиганистые мелкие духи, которые появляются в Сочельник и до Крещения бегают по улицам с горящими углями на сковородках. Пьяных могут столкнуть в прорубь. По ночам будут шуметь и колобродить, а обратившись в черных кошек, будут лезть под ноги. Росту они с воробья, ноги, как у лошади — с копытцами, изо рта дышит огонь. В Крещение уходят в подземный мир.
Фавн (Пан)- дух или божество лесов и рощ, бог пастухов и рыбаков в греческой мифологии. Это веселый бог и спутник Диониса, всегда окружен лесными нимфами, пляшет с ними и играет им на свирели. Считается что Пан обладал пророческим даром и наделил этим даром Аполлона. Фавн считался лукавым духом, воровавшим детей.
Кумо – в японской мифологии – пауки умеющие оборачиваться в людей. Весьма редкие существа. В обычном облике выглядят как огромные пауки, размером с человека, с горящими красными глазами и острыми жалами на лапах. В человеческом облике – прекрасные женщины с холодной красотой, заманивающие мужчин в ловушку и пожирающие их.
Феникс – бессмертная птица олицетворяющая цикличность мира. Феникс покровитель юбилеев, или больших временных циклов. Геродот излагает с подчеркнутым скептицизмом первоначальную версию легенды: “Есть там другая священная птица, имя ей Феникс.
Сам я никогда ее не видел, кроме как нарисованной, ибо в Египте она появляется редко, один раз в 500 лет, как говорят жители Гелиополиса. По их словам, она прилетает, когда умирает ее отец (то есть она сама) Ежели изображения верно показывают ее размеры и величину и наружность, оперение у нее частью золотистое,частью красное.
Облик ее и размеры напоминают орла.” Птица эта не размножается, а возрождается после смерти из собственного пепла.
Оборотень – Werewolf – чудовище существующее во многих мифологических системах. Подразумевается человек умеющий превращаться в животных либо наоборот. Животное умеющее обращаться в людей.
Таким умением часто обладают демоны, божества и духи. Классическим же оборотнем считается волк. Именно с ним связывают все ассоциации рождаемые словом оборотень.
Это изменение может произойти как пожеланию оборотня, так и непроизвольно, вызванное, например, определенными лунными циклами .
Вирява – хозяйка и дух рощи у народов севера. Представала в виде красивой девушки. Ей подчинялись птитцы и звери. Она помогала заплутавшим путникам.
Вендиго — дух-людоед в мифах оджибве и некоторых других алгонкинских племён. Служитл предостережением против любых излишеств человеческого поведения. Племя инуитов называет это существо различными именами, среди которых Виндиго, Витиго, Витико . Вендиго наслаждаются охотой и любит нападать на охотников.
Одинокий путник, оказавшийся в лесу, начинает слышать странные звуки. Он оглядывается в поисках источника, но ничего не видит, кроме мелькания чего-то, что двигается слишком быстро, чтоб его мог засечь человеческий глаз. Когда путник начинает в страхе убегать, Вендиго атакует. Он могуществен и силён, как никто другой. Может подражать голосам людей.
Кроме этого Вендиго никогда не перестаёт охотиться наевшись .
Сикигами. в японской мифологии Духи, вызываемые магом, знатоком Оммё-до. Обычно они выглядят как маленькие они, но могут принимать формы птиц и зверей.
Многие сикигами могут вселяться в тела животных и управлять ими, а сикигами самых сильных магов – могут вселяться в людей.
Управлять сикигами очень непросто и опасно, так как они могут вырываться из под контроля мага и нападать на него самого. Знаток Оммё-до может направить силу чужих сикигами против их хозяина.
Гидра чудовище, описанное у древнегреческого поэта Гесиода (VIII—VII вв. до н. э.) в его легенде о Геракле («Теогония»): многоглавая змея (Лернейская гидра), у которой вместо каждой отрубленной головы отрастали две новые. И убить ее было невозможно.
Логовище гидры было у озера Лерна вблизи Арголиды. Под водой был вход в подземное царство Аид, который охранялся гидрой. Гидра пряталась в скалистой пещере на берегу близ источника Амимоны, откуда выходила только чтобы нападать на окрестные поселения.
Драки – в английском фольклоре водяные фейри, которые завлекают смертных женщин, представляясь им в образе плывущих по воде деревянных блюд. Стоит какой-либо женщине ухватиться за такое блюдо, как драк немедленно обретает свое истинное, безобразное обличье и утаскивает несчастную на дно, чтобы она там ухаживала за его детьми.
Злыдни – языческие злобные духи древних славян, олицетворение Недоли, навьи прислужники.
Так же их еще называют криксы или хмыри – болотные духи, которые тем опасны, что могут пристать к человеку, даже вселиться в него, особенно на старости лет, если в жизни человек никого не любил и у него не было детей. Злыдня может оборачиваться нищим стариком. В святочной игре злыдня олицетворяет бедность, нищету, зимний мрак.
Инкубы — в средневековой европейской мифологии мужские демоны, домогающиеся женской любви. Слово инкубус происходит от латинского «инкубаре», что в переводе означит «возлежать».
Согласно старинным книгам, инкубус – это падшие ангелы, демоны, увлекающиеся спящими женщинами. Инкубусы проявляли в интимных делах столь завидную энергию, что на свет являлись целые народы.
Например, гунны, которые, по средневековым поверьям, были потомками «отверженных женщин» готов и нечистой силы.
Леший— хозяин леса, лесной дух,в мифологии восточных славян . Это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим — плохо: путает, заставляет ходить кругами.
Он поет голосом без слов, бьёт в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет.Леший может представать в различных растительных, животных, человеческих и смешанных образах, может быть невидимым. Чаще всего предстаёт одиноким существом.
На зиму покидает лес, проваливаясь под землю.
Баба-яга — персонаж славянской мифологии и фольклора, хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, охранительница границ царства Смерти. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье. Чаще всего — отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя.
Баба-яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, обитает на границе леса, в избушке на курьих ножках окружённой забором из человеческих костей с черепами.
Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей, якобы для того, чтобы их съесть.
Шишига, нечистый дух, в славянской мифологии. Если живет в лесу то нападает на случайно забредших людей, чтобы потом обглодать их косточки. По ночам любят шуметь и колобродить.
По другому поверью шишиморы или шишиги – это озорные беспокойные домовые духи, глумящиеся над человеком, который делает дела, не помолившись.
Можно сказать, что это – очень поучительные духи, правильные, к благочестивому распорядку жизни приучающие.
Ламии – По мнению римских и греческих классиков, ламии обитают в Африке. Кверху от пояса у них формы красивой женщины, нижняя же половина – змеиная.
Некоторые ученые называли их колдуньями, другие злобными чудовищами. Они лишены способности говорить, однако умеют издавать мелодичный свист и, завлекая им путников в пустыне, пожирают их.
Происхождения они божественного – они потомки одной из многих любовных связей Зевса.”
Источник: https://humaninside.ru/vokrug-nas/36893-neizvestnyie_mificheskie_suschestva_narodov_mira_chast_4.html
Самостоятельная магия и эзотерика в домашних условиях
В славянской мифологии упоминается мелкий дух по имени Шишига или Шишок, который призван вредить людям.
Шишига встречается в древних заговорах, дошедших из тех времен, когда человек был ближе к потустороннему, чем сейчас.
Чтобы защититься от вредительства, нужно знать, что такое шишига и как создание себя проявляет. В этой статье вы узнаете, что это за существо и каков его нрав.
Шишига — общее название нечистой силы
У слова шишига существует немало синонимов — шишиган, шиш, шишок. Известную представительницу нечистой силы кикимору тоже иногда называют шишиморой. Дело здесь в том, что в некоторых легендах и сказаниях шишок — это что-то вроде общего названия нечистой силы, а также духов и существ, живущих в домах большинства людей.
Впрочем, последних тоже нередко причисляют к силам зла. От чертей и бесов их отличает возможность сосуществовать с человеком без вреда для него.
В старину назвать шишом могли домового, лешего, болотника, банника, овинника, беса или черта. Соответствует и список мест его обитания. Шишига может жить в доме за печью, в лесу, на болоте, в бане, овине.
Особенно распространено это название на западе России.
Легенды других регионов часто используют его по отношению к нечистым духам, которые не имеют ничего общего с вышеуказанными сущностями, но об этом немного ниже.
Изначально так называли существа, не несущие вред человеку, если их конечно не разгневать. С приходом христианства произносить вслух слова «черт» или «бес» начали бояться.
По сей день известна примета — нельзя звать черта, иначе он явится.
Люди боялись накликать нечистую силу, поэтому называли ее по-другому — одним из привычных названий, употребляемым по отношению к другим потусторонним существам.
Кроме этого, шишигой называли и людей, которые контактировали с нечистью, умели вызывать её и колдовать. Так именовали деревенских ведьм, правда, не в лицо. Во все времена ведьмы ассоциировались с нечистой силой, и ее общее название считалось подходящим и для ведьмы. На Печоре, например, так называли Бабу-Ягу.
Шишок или шишка — черт, пакостник и помощник ведьм
Что означает слово «шишига» в русских легендах и сказках? В некоторых из них можно проследить четкую аналогию этого персонажа с чертом. Что интересно, прическа, с которой изображались черти и бесы на старинных русских иконах, тоже называлась шиш.
На то, что это название было своего рода синонимом к слову «черт», указывает и этнограф Иосаф Железнов.
Он приводит в пример уральские предания, в которых указано, что атаман Ермак Тимофеевич имел в услужении шишигов, или чертей.
Когда сил казаков не хватало для победы в сражении, атаман выставлял против врагов армию нечисти. Подобно чертям, шишиги находятся в услужении ведьм и колдунов, о чем уже сказано выше.
Согласно поверьям шиш может жить в доме, овине, бане. Забредает он также на болота и в леса. В доме вреда от такой нечисти мало. Для того, чтобы поселиться вместе с человеком, требуется разрешение домового. Он же, в свою очередь, заботится о порядке в доме. Поэтому шиш либо не будет вредить, либо будет изгнан домовым-Хозяином.
Но что грозит людям, которые живут без домового или не дружат с ним? Если шиш полюбит париться в бане, он может приставать к женщинам. Особенно, если они предпочитают париться в ночное время, когда нечисть более активна.
В старину не ходили в баню ночью, это — время, когда парится шиш. Он также может подменить новорожденного, еще некрещеного младенца на своего. По легендам, черти и эльфы тоже отдают своих детенышей на воспитание людям.
В лесу встреча с таким духом может серьезно напугать. Они громко кричат и стонут, скрипят ветками и пугают страшными видениями. Пугать предпочитают детей и женщин. На болотах «благодаря» этому существу можно угодить в топь. В Новгороде верили, что оно может задержать лошадь в пути.
Шишигу можно и наслать колдовством в качестве мести. Поселить в доме или бане нечистую силу — неплохой способ испортить недругу жизнь. Кроме этого, шишом называли обозленного домового, который наказывал нерадивых, ленивых домовладельцев. В этом случае действия домашнего хранителя похожи на атаку злых сил, но они направлены на благое дело — отучить от лени и научить вести хозяйство.
Если верить христианской мифологии, шишига боится креста, молитвы и святой воды. В старину для того, чтобы выгнать ее из бани, парили лен. Его боится любая нечисть.
Шишига болотная, речная и лесная — опасное существо
Легенды про шишиг из различных частей страны отличаются между собой. Так, например, в Сибири шишигу связывают только с водяным, лешим и болотником. При этом источники разделяют эти понятия между собой. Шишига, или шишимора, если верить им — сущность, которая находится в услужении водяного, лешего или хозяина болот.
Выглядит эта сущность малопривлекательно — она горбата и некрасива, отличается небольшим ростом. Шишига — всегда существо женского пола. Она ведет ночной образ жизни. Как и вся нечистая сила, шишига появляется после заката, и уходит прочь к рассвету.
По легендам, таковой может стать покойница. Девочка-шишига — умершая некрещенной, без имени. Такие становятся кикиморами или безыменными русалками. Последние отличаются от обычных русалок тем, что они лысые и некрасивые.
Безыменные русалки предпочитают мелкие речки и озера, обитают в зарослях камыша. Они набрасываются на случайных прохожих и топят их. Могут и защекотать до смерти.
Особенно не любят шумные пьяные компании, которые нарушают покой нечисти.
Кикимора и шишига болотная — синонимы. Как можно догадаться из названия, это существо живет на болотах. В Коми верят, что увидевший его долго не проживет — утонет или умрет другим образом. Возможно, это связано с тем, что кикиморы топят встреченных людей в болотах или заманивают в топь. Они могут появиться и в доме.
По легендам, кикимор в жены берут только домовые, банники и овинники. Но, если домовой приносит пользу, изредка пугая нерадивых хозяев, то от кикиморы один лишь вред. Она тщательно следит за тем, чтобы жильцы соблюдали приметы. Если кто-то пойдет в баню ночью, задержится в овине после заката, запустит хозяйство — обязательно накажет.
Лесная шишига, или лешенка обитает в непролазных лесных чащах. Она способна заставить человека заблудиться в лесу. О таком явлении говорят — «блуд водит». Лешенка может «заблудить» даже там, где потеряться, казалось бы, невозможно. Она может водить человека до тех пор, пока он не умрет от жажды и голода.
По легендам, лешенка преследует одну цель — съесть ослабевшего человека или его труп. Кроме этого, она пугает путников криками и стонами. Ее считают супругой лешего, и к нему в старину обращались, чтобы избавиться от козней шишиги.
Языческий бог Шишига в славянском пантеоне
Люди, которые только начали изучать славянский пантеон, иногда ошибаются и считают, что был такой бог — Шишига. Предпосылок для этого немало. Известно, что славяне всегда пытались подружиться с нечистью, живущей вокруг них.
Сам факт ее существования заставлял наших предков задуматься о том, что худой мир лучше доброй ссоры. Обряды задабривания сущностей были довольно схожи со славлениями богов, и вполне реально перепутать их между собой.
Языческий бог Шишига не существовал в славянском пантеоне. Так называли духов, живущих неподалеку от людей или даже в домах. Выше описано, что это — и синоним к слову «черт», и общее название для всех духов и сущностей, и вид болотной, речной и лесной нечисти.
Славяне верили, что в начале Русальей недели, или в первый день лета особенно активен шиш. Поэтому это время считали самым подходящим для того, чтобы на год вперед установить мир с нечистым. К водоемам носили одежду для русалчат, оставляли рушники и ленты на деревьях для болотных и лесных духов. Разумеется, угощали домового, банника и овинника.
Однако не только этому был посвящен праздник начала лета. В старину его называли Днем Духов. Это день, когда умершие могут явиться в гости живым родственникам. Праздник духов во многом был похож на Самайн или Хэллоуин. Только отдавать почести было принято не только усопшим родственникам, но и людям, которые после смерти превратились в шишков.
У слова «шишига» имеется несколько значений. Так называли нечистую силу и домашних духов вроде домового и банника, тоже имевших не совсем божественное происхождение.
Кроме этого, в некоторых регионах это слово служило синонимом черта или беса. Встречается в литературе и другое значение — род болотной, речной и лесной нечисти.
Иногда ошибочно считают, что Шишига — языческий бог, но это не так.
Источник: https://magic-online.ru/duhi-i-sushhnosti/duh-shishiga-v-slavyanskoj-mifologii
Кто такие шишиги?
Шишиг обычно представляли в образе нагой женщины (иногда — горбатой) с растрепанными волосами, которые они безуспешно расчесывали гребнем, а порой еще и с хвостом, а также большим животом и сучковатыми руками. В частности, у А. М. Ремизова можно прочитать, что если шишига накроет человека хвостом, то он непременно пропадет, причем безвозвратно.
Домовые духи глумятся над человеком, который принимается за дела, предварительно не помолившись. Таким образом они приучают домочадцев к благочестивому поведению.
Лесные шишиги нападают на людей, съедают и обгладывают косточки. Водяные шишиги озорничают, подкрадываясь к купающимся и принимаясь их щекотать, а могут и в воду утащить с берега, а излюбленным местом их обитания являются заросли камыша. Бытовало поверье, согласно которому встреча с ними предвещает скорую смерть увидевшего их человека.
Однако академик Д. К. Зеленин рассказывает историю, не вписывающуюся в подобную точку зрения. Он сообщает, что некий рыбак «выйдя однажды на берег озера, увидел шишигу, которая сидела на кочке и заплетала свои волосы в косу. Шишига, заметив мужика, нырнула в воду, а гребень, которым чесала свои волосы, оставила на той самой кочке.
Рыбак подплыл к кочке на лодке, взял гребень и принес его к себе в избу. В тот же день, лишь только смерклось, и все семейство рыбака улеглось спать, послышалось постукивание в дверь и голос шишиги, жалобно умолявший рыбака возвратить ей гребень. Рыбак отворил окно и выбросил — схватила его проворно шишига и исчезла».
Согласно суевериям, связанным с этими духами, днем они не представляют сильной опасности, отсыпаясь после ночного озорства, а вот с наступлением сумерек начинают свою бурную деятельность.
На Самарской Луке старожилы и сейчас рассказывают о том, что шишиги охотно поселяются под мостками на реке Аскуле. Но тамошние шишиги особенно не любят пьяных, и если кто-то из местных жителей, будучи «под градусом», решится отправиться к берегу, то пропадает безвозвратно. А еще шишиги наказывают за хулиганство.
Так, когда подвыпившая компания молодежи из соседнего села, погоняв на мотоциклах кошек и, отправившись на шашлыки, за недостатком дров разворотила колодец, то потом, возвращаясь домой, эта компания была до смерти напугана представившейся на пути нагой женщиной безобразного вида, и спешно ретировалась, ударив по газам. В том, что шишиги терпеть не могут пьяниц, уверены и в народе коми, и на берегах Камы. И в Мордовии поведают немало душещипательных историй.
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/47468/