Упырь: кто такой, значение слова, мифология

В мифах разных стран встречаются опасные существа, происхождение которых всегда разнится. Эти существа питаются лишь людьми – либо раскапывают могилы и жрут мертвечину, либо нападают на путников и отрывают куски их тел. Острые когти и зубы позволяют нескольким таким особям убить и растерзать взрослого человека за считанные мгновенья. И эти опасные твари получили название – упыри.

Упырь: кто такой, значение слова, мифология

Внешность упыря

В разных мифах упыри упоминаются по-разному. Общей чертой всегда является частичное разложение тела, отвратительный запах и острые когти с зубами. В первую очередь разница степень разложения этих существ – от поражения гниением всего тела, до частичных некрозов тканей.

Второй чертой являются когти и зубы, они тоже различаются в зависимости от мифологии – их длина может быть небольшой, а может достигать и полуметра. Третьей чертой упырей является их рост – он всегда ниже человеческого, но тут есть различия – от половины человеческого, до трёх четвертей.

При этом существа всегда сгорблены и кажутся медлительными, но горе тому, кто попытается удрать от такого – бегущую цель упыри будут преследовать молниеносно и без устали.

А еще, убегающего человека они никогда не убьют сразу – они будут медленно терзать его тело, чтобы жертва могла пожить подольше и дольше страдала.

Упырь: кто такой, значение слова, мифология

Привязаны упыри к кладбищам, тем местам, где их когда-то хоронили. На одном кладбище могут уживаться от одной до двадцати особей. При этом конкуренция среди этих особей отсутствует.

Чем больше кладбище, тем больше упырей может на нём обитать и тем больше шанс, что они там есть. А если могильник еще и заброшенный, то упыри там будут почти точно.

Крайне редко упыри покидают территорию кладбища, если только не идут на зов своего хозяина.

Упыри стайные существа. Они сбиваются в группы себе подобных, чтобы было проще охотится, выслеживать и загонять своих жертв. При этом в стаях отсутствуют вожаки. Примечательно, что все упыри существа бесполые (процесс разложения в первую очередь касается этой части тел), поэтому для них недоступен процесс размножения.

Хозяева упырей

У всех упырей есть хозяева. Это может быть маг, который поднял мертвеца из могилы. Но куда как чаще легенды ставят упырей на место прислужников вампира. Ведь как известно, убитый вампиром человек без должных обрядов при погребении восстанет из своей могилы.

С этим человеком вампир не стал делиться своей силой, а предпочёл оставить его в животном состоянии. Отвечая на зов хозяина, упыри могут преодолевать огромные расстояния не испытывая усталости. Они вообще не испытывают ничего кроме голода. Но страх перед хозяином может притупить даже это чувство.

Упырям позволяется убирать следы вампирских трапез и уже это наполняет их чувством бесконечной радости. Правда, когда хозяин умирает упыри умирают следом за ним.

Упырь: кто такой, значение слова, мифология

Дикие упыри

Не всем упырям суждено служить вампирам. Некоторые из них появляются на свет после смерти хозяина, некоторые в качестве наказания за грехи, совершённые при жизни. А некоторые восстают просто из-за того, что жаждут отмщения. Такие упыри ни с чем не связаны.

Ни тёмная энергия кладбища, ни зов вампира, ни власть некроманта не в состоянии повлиять на них. Они могут покинуть кладбище и охотится в заброшенных и пустых местах. Они не гнушаются падали и звериной плоти, но самое большое лакомство для них – человек.

Убить такого упыря очень непросто. Даже сложнее, чем выследить, ведь он может бесконечно странствовать нападая на одиноких путников или разоряя свежие могилы. Важно отметить, что встреча двух диких упырей не заканчивается образованием стаи.

Дикие упыри, что вольно бродят по миру убивают себе подобных и пожирают их плоть.

Упырь: кто такой, значение слова, мифология

Сложно найти более отвратительное и опасное существо, чем упырь. Убегать от него бессмысленно. Драться с ним – еще бессмысленнее – мертвец не чувствует ни страха, ни боли. Убить такое существо непосильная задача. Но, считается, что банальные молитвы и вера способны отпугнуть упыря, а порой и нанести ему существенный вред. Но это только в том случае, если молится настоящий праведник.

 

Источник: http://DarkBook.ru/upyri-sushchestva-kotoryye-yedyat-lyudey

Упырь: кто такой, значение слова, мифология

Общеславянская мифология богата на разнообразные образы и персонажи. Упырь — один из них. Толковый словарь трактует слово как «мертвец, выходящий из могилы и пьющий кровь живых людей». Наиболее веровал в этих существ народ, проживающий на территориях Украины и России.

Считалось, что упырь — это дух мертвеца, который не может покоиться с миром и потому вредит людям. В западноевропейской мифологии существует подобный образ — вампир, а в восточнославянской — вурдалак, но ученые, изучавшие происхождение и значение этих персонажей в XXI в.

, отмечают их отчетливое различие.

Упырь: кто такой, значение слова, мифология

Происхождение образа упыря

До крещения Руси люди верили во множество необъяснимых факторов, с которыми в христианском мире было трудно расстаться. Сегодня все языческие персонажи и образы нам кажутся необыкновенными и непонятными.

Определение, кто такой упырь, своими корнями уходит в языческие традиции. Нынешняя терминология обозначает его как ожившего мертвеца.

Он ночью выходит из могилы, подыскивает себе жертву и, найдя, высасывает у нее кровь.

В славянской культуре монстры не только питались кровью, но и поедали плоть своей жертвы. И существовало поверье, что, если упырь не съел тело, то убитый сам обернется в его подобие.

Легенды повествовали, что это духи, которые приносят неурожаи, бедствия, стихии и смерти. Люди верили, что стоит упырю прикоснуться к человеку, как в скором времени его ждет смерть от непонятной болезни.

После крещения Руси славяне представляли упыря как покойника, которого не отпели в церкви или по каким-то причинам не предали земле. Он не был принят в царство небесное и потому ночью выходит из могилы и наносит вред людям и скоту. Этим объяснялось то, что стать упырем могут:

  • самоубийцы;
  • утопленники;
  • ведьмы;
  • колдуны;
  • грешники;
  • еретики;
  • спившиеся пьяницы.

Упырь: кто такой, значение слова, мифология

Если упырем становилась женщина-ведьма, она обязательно выходила ночью из своей могилы, чтобы проучить невестку. Она таскала ее за волосы по улицам деревни или города и зловеще смеялась. Могла перебирать в доме посуду, белье, доить коров и пить кровь у скота.

Особенности создания

В сознании людей упырь выглядел очень жутко и устрашающе. Эти монстры не были похожи на современных вампиров или вурдалаков. По легендам славянских народов, упыри могли обернуться любым животным или стать невидимым для людей, чтобы подкрасться незаметно и поймать свою жертву.

В схватке они опять становились видимыми, с горящими налитыми кровью глазами, железными пальцами и зубами. Их тела были истерзаны, в крови, ранах. Ходят даже повествования, что люди выкапывали из могил мертвецов, которых подозревали в том, что они упыри. После выкапывания нечисть определяли по таким признакам:

  • тело не подлежало разложению;
  • одежда истерзана и в крови;
  • тело в ранах и ссадинах.

Люди настолько верили в их существование, что боялись ходить рядом с могилами, в которых, как они считали, может находиться дух мертвеца-упыря. Ходили слухи, что, если пройти мимо такого места и побеспокоить мертвеца, то ночью он придет к этому человеку обязательно. Считалось, что, если все-таки приходилось проходить мимо, то на могилу необходимо бросить палку или горсть земли.

Свидетельства о существовании

Первое упоминание об упырях было выявлено в летописях, датированных XI в. в княжестве Полоцком. Записи гласили, что ночью людей будил топот человека и, если кто-то выходил на улицу, он подвергался в скорости мучительной гибели — умирал от незнакомой болезни. Вместе с этим событием по всей Руси Киевской возникли бедствия.

  1. Одновременные бури и засухи.
  2. Эпидемии неизвестных болезней.
  3. Частое и массовое нападение половецких племен.

Летописец не связывал это с упырями, но легенды и мифы того времени, указывают на эту причину бед. Позднее появляются повествования и небылицы о солдате, который с помощью смекалки и ловкости убегал от упыря. Люди утверждают, что «дыма без огня не бывает».

Упырь: кто такой, значение слова, мифология

Отличия от вурдалака

Упырь — образ, пришедший из языческой мифологии славян. Этимология слова «вурдалак» связана с волком-оборотнем. Впервые оно появилось в русской литературе благодаря А. С. Пушкину.

Изучавшие значение термина, приходят к мыслям, что Пушкин просто по-другому употребил понятие «волкодав». В сербском языке есть слово «вардалама», что означает «вертушка».

Возможно, Пушкин употребил его в значении «воротившегося в гроб».

По описаниям, вурдалак, как и упырь, выходит ночью и пьет кровь, но его отличие — это острые клыки и умение оборачиваться в волка. Слово «вурдалак» так и переводится — «волчья шкура». Животное пило кровь своих жертв, но только у спавших людей.

Некоторые источники описывают вурдалака, как упыря, съевшего много тел, и благодаря этому получившего возможность оборачиваться в волка. У него появилось больше сил, жажды к уничтожению. Во рту выросли клыки, а на спине шипы. Синоним вурдалака — оборотень, а «упырь» переводится как «прах». Эти два персонажа обозначают один образ, но возникли в разное время и по описаниям отличаются.

Отличия от вампира

Слово «вампир» впервые появилось в XVIII в. во французском языке под влиянием славянского «упырь». В переводе на русский — «кровопийца» или «ночной призрак». Уже потом из Франции перекочевало в русский язык с таким значением, с которым используют его сейчас.

Вампир — это не мифологический персонаж, а скорее литературный или кинематографический. Вампиры описываются, как особи, питающиеся человеческой кровью. Они боятся дневного света, у них острые клыки и бледная кожа.

Спят вампиры в гробах и гуляют только ночью, одев черные одеяния. Многим известным особам в Европе приписывали облик кровососа. Вампир представлял собой не страшного мертвеца, как упырь, а наоборот опрятного интеллигента, одетого всегда по вкусу и моде.

Упырь: кто такой, значение слова, мифология

Внешностью вампир не отличался от обычного человека, но во время превращения его кожа бледнеет, зрачки расширяются и наливаются кровью, лицо вытягивается, глаза становятся мертвыми. В отличие от упыря, вампир не пожирает плоть, а питается только кровью.

Заключение

Все персонажи древности, которые сходятся в одном образе — мертвец, встающий из могил, и пьющий кровь — имели место в разных эпохах. Старославянская мифология стала первой, где упоминались подобные существа. Упырь — собирательный образ, от которого в дальнейшем появились персонажи, такие как вурдалак, вампир и т.д. По действиям они схожи, но разнятся по внешнему облику.

Источник: https://zakolduj.ru/sushestva/upyr.html

Упырь в славянской мифологии — как бороться с упырями?

Упырь: кто такой, значение слова, мифология

Славянская мифология – богатейший культурный пласт, оставленный нашими предками-язычниками. После Крещения Руси славяне, не готовые моментально отказаться от привычных традиций, привнесли в христианство долю языческого мировоззрения. Поэтому ответ на вопрос, кто такие упыри и вурдалаки, нужно искать в старославянской мифологии.

Кто такой упырь?

Если пользоваться современной терминологией, упырь – это вампир, выбирающийся из могилы по ночам для того, чтобы утолить свой голод. Но, в отличие от европейских «кровососов», настоящие упыри в России не гнушались и плотью жертвы. Существовало поверье, что если упырь не съел тело жертвы, а лишь выпил всю кровь – убитый сам станет чудовищем.

В дохристианской традиции упыри это духи, приносящие смерть, засуху и мор. Им хватало одного прикосновения к человеку, чтобы тот в скором времени умер от неизвестной болезни. После принятия христианства на Руси славянский упырь – заложенный покойник, не получивший церковного отпевания и погребённый в неосвящённой земле. Кроме этого, шанс стать чудовищем получали:

  • самоубийцы;
  • пьяницы;
  • колдуны;
  • завзятые еретики и грешники.

Женщина упырь – это бывшая колдунья и еретичка. Не найдя покоя после смерти, он по ночам возвращается домой и перебирает столовые приборы. Людей, которых ненавидела при жизни, она мучает, старается довести до смерти, особенно часто упырица издевается над нелюбимыми невестками, вытаскивая их за косу на улицу.

Упырь: кто такой, значение слова, мифология

Как выглядит упырь?

Славянские упыри были абсолютно не похожи не только на современные представления о вампирах, но даже на своих зарубежных собратьев. Легенды описывают их как оборотней, способных по своему желанию принимать любой облик или становиться невидимыми. Часто упырь принимал облик мертвеца с железными зубами, глаза которого горели адским огнём.

Если поиски упыря доходили до раскапывания могилы, оказывалось что:

  1. Мертвец не подвержен гниению.
  2. Его одежда разорвана.
  3. Руки и ноги искусаны до костей.

Существуют ли упыри?

Сложно с уверенностью сказать, что упыри существуют, но и опровергнуть это убеждение тоже невозможно. Изучением этой проблемы в России никогда тщательно не занимались.

А вот в Европе в середине XVIII века случаи вампиризма расследовались на самом высоком уровне.

Личный врач императрицы Марии Терезии Герард ван Свитен и известный учёный-богослов Антуан Августин Кальме в своих трактатах высказали абсолютно противоположные мнения на этот счёт. Кому из них верить – решать вам.

Сейчас считается, что упыри и вурдалаки — одни и те же существа, немного отличающиеся своими привычками и способностями. Появлением этого заблуждения мы обязаны А. С. Пушкину и его стихотворению «Вурдалак».

На самом деле поэт, скорее всего, неправильно записал слово «волколак», обозначавшее волка-оборотня. Литературную традицию продолжил в 1839 году А. К. Толстой, написавший готический рассказ «Семья Вурдалака».

Свидетельства об упырях

Первое летописное упоминание о упырях датировано XI веком и произошло в Полоцке. Тогда на улицах города по ночам раздавался топот и человек, неосторожно вышедший на улицу, вскоре умирал от неизвестной болезни. Сразу после появления упырей в Полоцком княжестве, во всей Киевской Руси начались беды:

  • эпидемии;
  • засуха;
  • нападения половецких племён.
Читайте также:  Гадание на отношение мужчины ко мне по рунам: значение на любовь и ключевые слова

Более поздние рассказы о упырях появлялись в сказках и побывальщинах, героем которых часто выступал солдат, которому с помощью хитрости и везения удавалось ускользнуть от упыря. Больше всего эти поверья были распространены в южных губерниях, на территории современных Украины и Белоруссии.

Упырь: кто такой, значение слова, мифология

Как бороться с упырями?

Методы борьбы с этими чудовищами были похожи у многих народностей.

Если возникало подозрение, что деревню терроризирует упырь, жители шли искать могилу, на которой была бы разрыта земля или имелись ещё какие-то признаки того, что покойнику не лежится спокойно в гробу.

Либо, если недавно умирал человек, о котором говорили, что он знался с нечистой силой, раскапывали его могилу. Потом делали следующее.

  1. Переворачивали труп вниз лицом.
  2. Вбивали в спину осиновый кол.
  3. Подрезали сухожилия и ломали кости на ногах.
  4. Подрезали сухожилия над пятками и засыпали в рану щетину.
  5. Отрезали голову, вбивали в неё что-то железное и клали в ноги.
  6. Чтобы полностью уничтожить упыря, его необходимо было сжечь.

При встрече с упырём защищались крестом или сильной бранью, считалось, что нечисть боится ругательств. Ещё можно было отвлечь чудовище маком, рисом, пшеницей – чем-то мелким и имевшимся в больших количествах – упыри в славянской мифологии в таком случае немедленно начинал считать зёрна и не могли остановиться, пока всё не пересчитают.

Для защиты дома использовались:

  1. Куски железа, брошенные в огонь или разложенные на подоконнике;
  2. Кресты, выжженные над оконными и дверными проёмами свечой, со Страстного Четверга;
  3. Врагами нечистой силы считались собаки, рождённые первыми или имеющие над глазами пятна, напоминающие ещё одну пару глаз.

Книги про упырей

  1. «Упырь» А.К. Толстой. История о молодом дворянине, побывавшем на балу у упырей.
  2. «Упырь» А.Н. Афанасьев.

    Обработка русской народной сказки о девушке, вышедшей замуж за упыря.

  3. «Оборотный город» Андрей Белянин.

    Книга написана в жанре юмористического фэнтези и рассказывает о казаках, охраняющих порядок в городе, где живут ведьмы и упыри.

Кино про упырей

  1. «Вий». Экранизация повести Н.В. Гоголя, заслужившая признание и в СССР и за рубежом.
  2. «Упырь». Российское и очень необычное кино про вурдалаков и упырей, запугавших криминальных авторитетов.

Источник: https://womanadvice.ru/upyr-v-slavyanskoy-mifologii-kak-borotsya-s-upyryami

Значение слова упырь

Упырь: кто такой, значение слова, мифология

Такие люди при жизни обычно считались колдунами, оборотнями или по каким-то причинам были отлучены от церкви (еретики, убийцы, богохульники, самоубийцы). Также упырями могли стать дети, которые умерли некрещеными или люди, умершие без причастия.

Наиболее сильно в упырей верили в Южной Руси, на территории современной Украины. В более северных регионах упоминания о них встречаются редко.

Днем упыри скрываются в могилах и склепах, есть также поверья, что они могут жить и в других темных местах, например, подвалах домов. Ночью мертвецы встают и ходят по земле.В человеческом обличье они проникают в дома, прикладываются к груди спящих людей и сосут у них кровь, после чего съедают плоть.

В некоторых верованиях считается, что если упырь выпил кровь, но плоть жертвы не тронул, то впоследствии жертва сама станет упырем. В могилу покойник должен вернуться до рассвета, до крика третьих петухов, иначе он погибнет от солнца.

Упырей считали виновниками:

  • неурожаев;
  • засухи;
  • различных эпидемий.

Как с ними бороться

Справиться с упырем в открытом бою невозможно из-за его чудовищной физической силы. Поэтому при встрече его обманывали хитростью, зная любовь этих существ к счету.

Что это значит и как можно это использовать? Увидев нежить, надо было немедленно его отвлечь, рассыпав перед ним горсть чего-то мелкого, например, пшеницы, риса или мака – считалось, что упырь не остановится, пока все не пересчитает.

Если в деревне возникало подозрение, что в округе появился упырь, крестьяне шли на кладбище и искали могилу с разрытой землей или еще каким-то образом потревоженную. Если недавно умер колдун, то его могилу раскапывали, подозревая, что это он вредит людям. Дальше с покойником необходимо было проделать определенные действия. Так, ему могли:

  • переломать кости;
  • подрезать сухожилия на ногах;
  • забить рот песком;
  • завязать глаза.

Упырь: кто такой, значение слова, мифология

Чтобы защитить дом от упырей, крестьяне осеняли окна домов крестным знамением, а также выжигали над дверями и окнами кресты, используя для этого свечу, оставшуюся с Чистого Четверга.

Литература

  • Упырь // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Вампир, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Вампир / Левкиевская Е. Е. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 283—286. — ISBN 5-7133-0704-2.
  • Токарев С. А.

Источник: https://ufologov.net/upyr/

Упырь, упыри

УПЫРИ — вампиры, вурдалаки, умершие, но не упокоившиеся злые колдуны. Их тела в могилах не гниют. Ночами упыри выходят из могил, чтобы причинять людям зло. Могут появляться в том виде, в каком они жили на земле до своей смерти. Могут появляться в виде летучих мышей-нетопырей, в виде привидений. Стараются проникнуть ночью к людям, нападают на людей, высасывают у них кровь.

У них длинные ногти, которыми они впиваются в свою жертву, а сами они бледны, как снег. Но если в доме живет домовой, особенно добрый, то путь в дом этим врагам человека навсегда заказан.

Отличить, узнать упыря можно так же, как и любого другого оборотня: надо посмотреть на него через нож , и тогда увидишь его подлинную личину.

Упырь: кто такой, значение слова, мифология

В архаичных славянских верованиях немертвый (живой) мертвец — существо, убивающее людей и сосущее из них кровь или поедающее их. Олицетворение злого и враждебного к человеку.

По народным поверьям, упыри — блуждающие мертвецы, которые при жизни были оборотнями, колдунами или же были отлучены от церкви и преданы анафеме (еретики, богоотступники, некоторые преступники — такие как маньяки и т. д.).

Согласно позднейшим поверьям, упырями становится после смерти человек, рожденный от нечистой силы или испорченный ею (ребенка-упыря можно узнать по двойным рядам зубов); умерший, через гроб которого перескочила черная кошка (черт); чаще — нечистый («заложный») покойник; самоубийца; умерший неестественной смертью, особенно колдун.

Считалось, что земля не принимает таких мертвецов и потому они вынуждены скитаться по миру и причинять вред живым. Подобных покойников хоронили вне кладбища и подальше от жилья.

Такая могила считалась опасным и нечистым местом, ее следовало обходить стороной, а если приходилось пройти мимо, следовало бросить на нее какой-либо предмет: щепку, палку, камень или просто горсть земли. Для того чтобы умерший, не доживший «свой век», не превратился в упыря, ему подрезали коленные сухожилия, чтобы не смог ходить.

Иногда на могилу предполагаемого упыря сыпали угли или ставили горшок с горящими углями. Ночью упыри встают из своих могил и в облике налитого кровью мертвеца или зооморфного существа ходят по земле. Благодаря своему человекоподобному виду легко проникают в дома и сосут кровь у спящих (тем и питаются), затем возвращаются в свои могилы обязательно до крика третьих петухов. Упырь убивает людей и животных. Известны поверья о целых селениях упырей. Убить упыря, согласно по поверью, можно было, проткнув его труп ОСИНОВЫМ КОЛОМ; если и это не помогало, то труп обычно сжигали.

Упырь: кто такой, значение слова, мифология

Упырь приблизительно соответствует вампиру в европейской мифологии и имеет много общего с вурдалаком в литературной традиции, заложенной А. С. Пушкиным, впервые употребившим это название, однако еще в XIX веке в народном сознании персонажи эти четко дифференцировались.
Противоположность упырей в архаичной традиции — оберегающие человека берегини, олицетворение всего доброго.

В некоторых преданиях говорится о древнем почитании славянами упырей. Специальным днем повиновения покойников у восточных славян считался Семик. В этот день обязательно поминали и всех безвременно скончавшихся родственников: некрещеных детей, девушек, умерших до вступления в брак.

Кроме того, в Семик принимали особые меры против заложных покойников, способных, по преданию, нанести вред человеку. В их могилы забивали осиновые колья или острые металлические предметы. В Семик устраивали захоронения тех, кто по тем или иным причинам оставался непогребенным. Для них выкапывали общую могилу и хоронили с молебном и отпеванием.

Считалось, что иначе заложные покойники могут отомстить живущим, насылая на них различные бедствия: засуху, бурю, грозу или неурожай.

Источник: https://drevnerus.ru/upyr-upyri/

Упырь в славянской мифологии

Упырь: кто такой, значение слова, мифология

Упыри — (рус.; укр. упирь, белорус. ynip, др.-рус. Упирь, болг. въпиръ, вампир, чеш. и словац. upir, польск. upior; этимология неясна), в славянской мифологии мертвец, нападающий на людей и животных; образ Упыря заимствован народами Западной Европы у славян.

Согласно древнерусским поучениям против язычников, те клали требу (приношения) Упырям и берегиням до того, как стали поклоняться Перуну.

Согласно позднейшим поверьям, Упырями становится после смерти человек, рождённый от нечистой силы или испорченный ею (ребёнка-Упыря можно узнать по двойным рядам зубов), умерший, через гроб которого перескочила чёрная кошка (чёрт), чаще — нечистый («заложный») покойник, самоубийца, умерший неестественной смертью, особенно колдун.

По ночам Упырь встаёт из могилы и в облике налитого кровью мертвеца или зооморфного существа убивает людей и животных, реже высасывает кровь, после чего жертва погибает и сама может стать Упырем; известны поверья о целых селениях Упырей. В литературе, начиная с Пушкина, Упырь неточно отождествляли с вурдалаками, волком-оборотнем.

Упыри — низшие духи, демонические существа. В «Слове об идолах» говориться о древнем почитании славянами упырей. В народных представлениях — это злые, вредоносные духи. Упыри (как и вампиры) высасывают кровь у людей и животных. Их отождествляли с мертвецами, выходящими по ночам из могил, подкарауливающими и убивающими людей и домашний скот.

По народным поверьям, упырями становились люди, умершие «неестественной смертью» — насильственно убиенные, спившиеся пьяницы, самоубийцы и т.п., а также колдуны. Считалось, что земля не принимает таких мертвецов, и потому они вынуждены скитаться по миру и причинять вред живым. Подобных покойников хоронили вне кладбища и подальше от жилья.

Такая могила считалась опасным и нечистым местом, ее следовало обходить стороной, а если приходилось пройти мимо, следовало бросить на нее какой-либо предмет: щепку, палку, камень или просто горсть земли. Для того, чтобы упырь не выходил из могилы, его следовало «успокоить» — выкопать труп из могилы и проткнуть осиновым колом.

А для того, чтобы умерший, не доживший «свой век», не превратился в упыря, ему подрезали коленные сухожилия, чтобы не смог ходить. Иногда на могилу предполагаемого упыря сыпали угли или ставили горшок с горящими углями.

Специальным днем поминовения покойников у восточных славян считался Семик.

В этот день обязательно поминали и всех безвременно скончавшихся родственников: некрещеных детей, девушек, умерших до вступления в брак.

Кроме того, в Семик принимали особые меры против заложных покойников, способных по преданию нанести вред человеку. В их могилы забивали осиновые колья или острые металлические предметы.

В Семик устраивали захоронения тех, кто по тем или иным причинам оставался не погребенным. Для них выкапывали общую могилу и хоронили с молебном и отпеванием. Считалось, что иначе заложные покойники могут отомстить живущим, насылая на них различные бедствия: засуху, бурю, грозу или неурожай.

Источник: http://RusPravda.info/Upir-v-slavyanskoy-mifologii-771.html

Упыри: кто они такие

Последнее время русские люди стали часто жаловаться на упырей.  Но не всегда те, кого мы называем этим словом, относятся к этому редкому типу. Какие же на самом деле упыри?

Кто такой упырь?

Упырями в славянской мифологии называли мертвецов, которые в силу определенных обстоятельств восстали из могилы. Внешне упыри отличаются от человека только острыми зубами, красными глазами и ярким румянцем на лице.

Считается, что после смерти в упырей превращаются колдуны, однако упырем может стать и живой человек, ставший жертвой проклятья или укушенный упырем. В книге «Мифы русского народа» говорится, что значение слова упырь неясно.

Некоторые считают, что оно означает «раздутый» (от крови жертв), другие полагают, что древняя форма этого слова значит «не преданный огню».

Чем упырь отличается от вампира?

Напав на человека, упырь сначала выпивает всю его кровь, после чего съедает плоть. Вампир же ограничивается только кровью. Существует поверье, что если монстр оставит свою жертву обескровленной, но не съеденной, то она также превратится в упыря.

Где обитают упыри?

В славянских поверьях говорится, что днем упыри скрываются в темных, недоступных для солнечного света, местах: чаще всего это склепы и могилы. Считается, что упырь лежит в могиле лицом вниз или на боку и даже иногда курит трубку.

По ночам существо вылезает из своего убежища и наведывается в свой дом, а также в дома соседей и знакомых.

Бесчинствует упырь, как правило, в пределах родного села, в крайнем случае — нескольких окрестных, потому что на рассвете он должен возвращаться в могилу.

«Семейная жизнь» упырей

Нередко ходячие мертвецы вылезают из могилы и наведываются к своим бывшим женам. Самые опасные покойники — те, кто умер молодым в результате несчастного случая или насильственной смертью, так называемые заложные покойники.

В восточно-славянских преданиях сказано, что по таким умершим нельзя плакать (особенно жене), потому что это беспокоит мертвеца на «том» свете и он может захотеть вернуться. От посещений мертвого мужа женщина чахнет, слабеет, заболевает и умирает, если вовремя не принять мер.

 В народе верили, что от мертвого мужа женщина может даже родить ребенка.

Какими способностями обладает?

Согласно преданиям, упырь обладает сверхчеловеческой физической силой и скоростью: он способен поднимать огромный вес и ударом руки пробивать бревенчатые стены. Бегущего упыря невозможно догнать даже на лошади.

Еще одной отличительной способностью является поразительная живучесть упыря, он практически не чувствует боли и не восприимчив к колющим и режущим ударам. Из могилы упыри могут выходить не только в человеческом облике, но и в виде кошки, или летучей мыши, или каком-либо ином.

 Считалось, что упыри вызывают неурожаи и засухи, а также являяются причиной чумы, холеры и других страшных болезней.

Какие враги у упырей?

Врагами упырей являются многие животные, как дикие, так и домашние. Часто случаются стычки упырей с волками и медведями, которых запах упыря приводит в бешенство. В ярость от запаха мертвеца, восставшего из могилы, впадают и домашние животные.

Борьба с мужьями-упырями

Самостоятельно женщина не сможет избавиться от посещений «присохшего» к ней покойника. Она обязательно должна рассказать об этом любому постороннему человеку — матери, свекрови, священнику, соседке.

Только посторонний человек способен правильно понять, что происходит, и дать женщине совет, как спастись. Для этого используется ряд приемов, построенных на одном принципе — удивить опасного пришельца чем-то необычным, из ряда вон выходящим, невозможным в нормальной человеческой жизни.

Например, в одном из поверий говорится: « Одень своих детей в свадебные одежды и оденься в них сама. Когда ночью придет к тебе мертвый муж и спросит, что происходит, ты должна ему ответить: «Я собираюсь на свадьбу — брат женится на сестре».

«Но разве может быть такое, чтобы брат женился на сестре?» — спросит покойник. А ты ему ответь: «А разве может быть такое, чтобы мертвый к живой ходил?».

Есть и другой способ: сесть на пороге, расчесывать волосы и одновременно жевать зерна конопли. Покойник спросит: «Что ты делаешь?» Надо ответить: «Вшей ем». Покойник на это скажет: «Разве можно вшей есть?» А женщина должна дать уже известный ответ: «А разве можно мертвому к живой ходить?» После этого ходячий мертвец навсегда оставит свою жену в покое.

Борьба с упырями

В стихотворении А.С Пушкина «Вурдалак» говорится: «Горе! малый я не сильный; Cъест упырь меня совсем,
Если сам земли могильной Я с молитвою не съем.»

Считалось, что спасти от упыря может только съеденный с молитвой кусок земли, взятой с могилы.

Еще один способ гласил, что трупу нужно завязывать глаза, забивать рот песком, подрезать под коленками жилы и подкладывать туда щетину — считалось, что тогда он не сможет выходить из могилы.

Для этой же цели гроб с телом упыря трижды обносили вокруг села.

 Действенным средством против хождения покойников считается также обсыпать могилу диким маком или просом, либо сеять мак во время похорон по дороге от дома до кладбища — покойник не сможет вернуться, пока не соберет всех зерен.

Как убить упыря?

Согласно славянской мифологии, упыря очень сложно ликвидировать. Справится с ним в открытом противостоянии практически невозможно. Благодаря своей физической силе монстр легко побеждает десятерых человек.

Наши далекие предки считали, что наиболее эффективное средство — вбить упырю в тело или в могилу осиновый кол. Или же раскопать могилу, отрубить умершему голову и положить ее между ног лицом вниз.

Правда, желательно все-таки быть на сто процентов уверенным, что имеешь дело с упырем.

Источник: https://suharewa.ru/upyri-kto-oni-takie/

Упырь

Упырь – отрицательный персонаж в славянской мифологии, особенно был распространен у южных славян. Это покойник, который ночью вставал из могилы и вредил людям. Был очень опасен для людей. Упырей также называли вурдалаками или кровососами, а вот понятие «вампир» использовалось в Европе.

Внешне он был ужасен. У него могло не быть части тела или в нем были дыры, через которые можно увидеть кости. Лицо его было красным от выпитой крови. Одежда представляла собой сгнившие лохмотья, а еще от него очень плохо пахло. Так плохо, что человек не мог выносить это зловоние, зато, оно предупреждало о приближении Упыря.

Кто мог стать Упырем

Славяне считали, что Упырем может стать тот, кто при жизни был злым колдуном или оборотнем, а также человек, который был отлучен от церкви за серьезные проступки.

Им мог стать и преступник, но, разумеется, не каждый, а только тот, кто совершал самые ужасные преступления (в качестве примера можно привести современное понятие «маньяк»).

Причиной могла быть порча или колдовской обряд и такие Упыри были еще злее.

Славяне разделяли Упырей на водных и земных. Водные делились на Плавунов и Утопцев, но они не были очень опасны, от них можно было защититься.

Достаточно было носить на левой руке красную шелковую ленту, которая отпугивала нечисть. А убить водного Упыря можно было оружием из серебра.

Становились ими самоубийцы, которые топились в воде или убитые люди, тела которых бросали в водоем с привязанным грузом.

Земные Упыри, которых и подразумевают чаще всего, были значительно опаснее. Кстати, возможно отсюда в древности была традиция не хоронить людей, а предавать теля огню.

Хотя, очень плохих людей как раз закапывали, считалось, что если такой человек станет Упырем, то это будет для него дополнительное наказание.

Тут нет логики, с одной стороны, их очень боялись, с другой стороны делали так, что бы они появлялись.

Чем были опасны Упыри

Могила была для него домом, из которого он мог выходить только ночью. Дневной свет был губителен для них. Ну а опасность была разная и все зависело от конкретного Упыря. Были такие, которых можно назвать самостоятельными, а были и те, которые подчинялись хозяину.

Вторыми становились по прихоти колдунов. Они считались самыми опасными, так как их нельзя было убить. Даже если отрубали такому Упырю голову и конечности, то это давало лишь временную передышку и возможность убежать.

Убить нужно было хозяина, которого зачастую было сложно найти.

Вред от Упырей мог быть как небольшим, так и масштабным. Зачастую они охотились на скот, пили его кровь, могли напасть на человека, который ходил ночью там, где не нужно появляться.

Но могли наслать на людей эпидемии, мор на скота, стать причиной голода. Если происходили подобные ситуации, то очень часто винили именно Упырей. Сохранились сведенья о том, что они могли, есть людей, особенно они любили детей.

Поэтому им не нужно было после заката солнца появляться на улице.

Если было подозрение, что определенный человек после смерти может стать Упырем, то заранее принимали меры.

Во-первых, ему резали связки на ногах, что мешало ему ходить, и такой восставший покойник мог только ползать, и не был опасен для человека.

Разве что тот подходил к нему вплотную и позволял схватить себя за ноги. Также могли поставить на могилу горшок с горящими углями или вбить в гроб осиновый кол.

Отношение к Упырям у славян было негативное, но с примесью жалости. Люди верили, что эти создания не всегда заслуживали того, во что они превратились. Или думали, что такое жестокое наказание чрезмерно для некоторых людей.

Поэтому в году был день, когда поминали жертв убийц, самоубийц и других ушедших людей, которые теоретически могли превратиться в Упырей.

Поминая их, славяне не только защищали себя, но и помогали их душам освободиться и найти вечный покой.

Источник: http://Magya-Online.ru/slavyanskiye_sushestva/upir

Упырь — существует ли на самом деле? | Славяне

Упырь — общеславянский мифологический персонаж, заложный покойник, встающий по ночам из могилы. Он вредит людям и скоту, пьет их кровь, наносит ущерб хозяйству.

Упырь опасен не только тем, что губит людей и животных — славяне верили, что он вызывает стихийные бедствия, голод, эпидемии, вредит всей общине. В общем, персонаж крайне опасный, подобный вампирам из западной мифологии.

Отчего появляется упырь?

Далеко не каждый покойник становится упырем. Говорили, что в них превращаются те люди, которые при жизни занимались колдовством.

Подозревали в кровопийстве также тех, кто умер «не своей» смертью (слишком рано, от несчастного случая, покончил с собой) и его «неправильно» похоронили (на общем кладбище, а не на перекрестке). Вызвать явления покойника может также неумеренная скорбь близких людей.

Так, погибшие мужья являлись в виде упырей к женам, жили с ними супружеской жизнью и пили их кровь, отчего женщины рано или поздно погибали.

Еще было. Она плакала по ем. Он встретился ей, говорит: «Вот я тута. Я к тебе приду», — говорит. Вот ночью подошел он к окну, молоток просит. Взяла ему молоток подала. Там в сарае он стукал, стукал, а я, говорит, сошла, как соха брошена, так и лежит. Потом стал в избу ходить. Она говорит: «Филипп, погляди Васю». А Вася в зыбке лежал.

К ребенку-то не подошел… А была приехавши евоная сестра. Она говорит: «Ты што, дура, с ума сошла. Разве ж это он ходит?» Какой-то раз сено убирали на сарае. Сена-то много распушоно. Она говорит: «Был бы Филипп». Тут он и оказался. Зовет: «Полезай на стог». Она полезла, ударилась о матицу, сказала: «Господи!» — так никакого Филиппа. Потом заметили, что пойдет в лес с веревкой.

Брось, говорят, разве он к тебе ходит — нечистый дух.

Проклятые кровными родственниками, заколдованные тоже могли стать упырями. Бывало так, что тому или иному человеку на роду написано стать после смерти упырем. Например, их зачали в неурочный день, родились с зубами, в «сорочке». Укушенные упырем сами ими становятся. Кое-где верили, что живые колдуны могли во сне пить кровь других людей.

Упыри во многом подобны живым людям, можно в них узнать конкретного умершего, одеты в то, в чем их похоронили. Отличали их от живых людей по особым признакам — яркий румянец, красные глаза, клыки, иногда хвост.

Когда открывали могилу предполагаемого упыря, обнаруживали, что тело очень хорошо сохранилось, перевернуто или лежит на боку. Ведь могила — единственный дом упыря, где он проводит светлое время суток, с наступлением ночи наведывается в дома.

Пьет кровь он из сердца, из шеи — у жертв обнаруживают характерные укусы зубов и языка.

Они способны к оборотничеству, превращаются в зверей, птиц, насекомых. Упыри часто нападают на грудных детей и молодоженов.

Они очень быстры и сильны, поэтому с помощью одной только физической силы с ними не справиться. Если покойник навещает свою жену или невесту, женщина начинает чахнуть и худеть.

Говорили, что она может даже забеременеть от упыря, но родившийся ребенок долго не проживет, а то никакого ребенка и не будет.

Как избавлялись от упыря?

Во-первых, меры против посещений упырей принимали еще в момент похорон. «Заложных» покойников нельзя было хоронить на обычном кладбище: могилы рыли на перекрестке, в лесу, за кладбищенской оградой. Во время похорон обсыпали могилу и дорогу от дома до места захоронения маком: якобы покойный не вернется к живым, пока не соберет всех зерен.

Опасно было слишком сильно скорбеть по молодым, умершим до срока людям, а то слезами можно было вызвать их посещения. Если упырь все же появился, разрывали могилу того, кого подозревали, подрезали жилы под коленями, забивали рот песком, клали щетину, часто сжигали тело, рубили голову и клали между ног вниз лицом.

Часто ограничивались осиновым колом, вбитым в могилу.

Если упырь являлся к своей жене, то надо было рассказать о таких посещениях любому знакомому, потому что она сама заподозрить неладное часто не в состоянии. Ведуны советовали чем-то удивить ходячего мертвеца:

К одной женщине ходил муж. У ей двое детей было. И приходит старичок ночевать. Она говорит: «Дедушко, помоги». Он и говорит: «Будет вечер, покрой чистой салфеткой стол, положи хлеб, соль, мальчика и девочку одень в чистое». Она так и сделала.

Вот она слышит: загремело, зашумело, дверь открывается, муж говорит: «Где это видано, где это слыхано, чтоб брат на сестре женился?» А старичок отвечает: «Где это видано, где это слыхано, чтобы мертвый ходил?» Тот и крикнет: «А, догадался!» — и ушел.

Старичок говорил: последняя ночь, а то задушил бы.

Посторонние люди могут распознать истинную природу упыря:

У одной женщины умер муж. Он к ней ходил. Она его блинами кормила. Она печет блины до полуночи. Печет, печет, а блины все исчезают. А молодуха уронила ножик, специально. Стала подымать и видит ноги мохнатые…

Помогали от упырей талисманы, упоминания богов, иногда грубая ругань.

Упырь — герой славянской мифологии. Она разносторонняя и отражала представления наших предков о жизни и окружающем мире. Изучать ее полезно тем, кто хочет узнать о взглядах наших предков больше и продолжить их традицию.

  • Подробнее о славянской мифологии:
  • Славянские Боги
  • Мифические существа славян
  • Славянские мифы

Источник: https://xn--80aejvmu5h.xn--80aswg/upyr/

Упырь

Упырь — «заложный» покойник, чаще всего умерший колдун, он встает по ночам из могилы и поедает людей или высасывает из них кровь. Упырь нападает и на скотину, наносит ущерб хозяйству.

Упоминания об упырях встречаются в древнерусских источниках начиная с XIV века, но в них сообщается лишь о жертвах («требах»), которые приносили язычники «упырям и берегиням». Наиболее сильна вера в упырей на Украине, на Русском Севере поверьев об упырях гораздо меньше.

Украинцы верили и в живых упырей — тех, чья душа могла временно покидать тело и вредить людям. Такие упыри прячут душу под камень и, пока она там, не могут умереть. Верили и в то, что живой упырь носит на плечах мертвого, потому что тот не может самостоятельно ходить по земле и, значит, без живого не опасен.

Восточнославянские поверья об упырях во многом напоминают общеевропейские представления о вампирах, но и отличаются от них рядом существенных признаков [119].

Значение слова упырь неясно. Некоторые считают, что оно означает «раздутый» (от крови жертв), другие полагают, что древняя форма этого слова значит «не преданный огню».

Чаще всего упырь является в облике конкретного умершего, одет он в ту же одежду, в какой был похоронен. Его можно распознать по наличию хвоста, а по некоторым верованиям, — по наросту под коленкой, скрывающему отверстие, через которое вылетает душа. Из могилы упыри могут выходить не только в человеческом облике, но и в виде кошки, или летучей мыши, или каком-либо ином.

У упыря красные глаза и яркий румянец на лице. Упырь лежит в могиле лицом вниз или на боку и даже иногда курит трубку. Дни он коротает в могиле, а по ночам вылезает оттуда и наведывается в свой дом, а также в дома соседей и знакомых.

Бесчинствует упырь, как правило, в пределах родного села, в крайнем случае — нескольких окрестных, потому что на рассвете он должен возвращаться в могилу.

Явившись ночью в дом, упырь приникает к груди своей жертвы и выпивает из сердца кровь. Считается, что язык у него острый, как жало змеи. Особенно опасны упыри для младенцев и молодоженов. В народной традиции, преимущественно в украинской, широко известна быличка о прохожем (чаще всего солдате или горшечнике), который встречается с упырем.

Ехал гончар с горшками и заночевал на поляне, где был похоронен «заложный» покойник.

В полночь земля расступилась, и из нее показался гроб. Из открывшегося гроба вылез мертвец и направился в сторону ближайшего села.

Увидел это гончар и забрал крышку гроба, положил ее на телегу, начертил вокруг телеги на земле круг и сам залез на телегу.

Вот прокричали первые петухи, возвратился мертвец, хотел лечь в гроб, видит — а крышки нет. Подошел он к кругу, которым обчертился гончар, и просит:

— Дорогой мой человек, отдай крышку! — Отнять-то крышку он не мог, потому что не смел переступить через начерченный круг.

  • Гончар ему в ответ:
  • — Не отдам, пока не скажешь, где ты был ночью и что делал.
  • Тот сначала замялся, а потом говорит:

— Я мертвец, а при жизни был колдуном. А ходил я в ближайшее село, где вчера играли свадьбу, и погубил молодых. Скорей же давай мне крышку, а то мне пора возвращаться назад.

Гончар не отдал мертвецу крышку, пока не выведал у него, что молодых еще можно спасти, если отрезать от гроба упыря четыре кусочка обивки, поджечь их и этим дымом обкурить несчастных. Тогда гончар отдал упырю крышку, а сам обрезал с четырех углов его гроба по кусочку обивки. Гроб закрылся и опустился в землю, и та вновь сошлась, как будто бы ничего и не было.

Гончар рано утром запряг волов и поехал в село. Видит: около одного дома полным-полно народа и все плачут.

— Что тут случилось? — спрашивает гончар.

Ему рассказали, что накануне была свадьба, а после молодые как уснули, так их не могут разбудить. Гончар рассказал обо всем опечаленным родителям, обкурил умерших молодоженов дымом от гроба, и они ожили. Узнав об упыре, жители села пошли к его могиле и забили в нее осиновый кол, чтобы он больше никогда не вредил им.

Другая быличка рассказывает о двух друзьях (или двух кумовьях), один из которых стал упырем.

В одном селе жили два кума, и один из них был колдуном. Вот тот, кто был колдуном, умер, его похоронили, а через некоторое время его кум решил сходить к нему на могилу, проведать. Отыскал он могилу умершего кума, видит — в ней отверстие. Он туда крикнул:

— Здорово, кум!

— Здорово! — откликнулся тот.

Стали они через эту дыру переговариваться. Между тем наступили сумерки, стемнело. Вылез из могилы умерший колдун и предложил своему куму пойти вместе в деревню.

Долго ходили они по деревне, отыскивая хату, в которой окна и двери не были бы осенены крестным знамением (в такую хату нечистая сила проникнуть не может). Наконец, нашли одну хату, где окна не были закрещены, и вошли туда. Хозяева уже спали.

Вошли они в кладовую, нашли хлеба, еды, сели и поужинали, а когда вышли из хаты, умерший колдун сказал своему товарищу:

— Мы с тобой лампу забыли погасить. Побудь тут. Я вернусь, погашу.

Мертвец вернулся в хату, а живой стал под окном подсматривать. Видит: наклонился колдун к грудному ребенку, который спал в люльке, и принялся сосать кровь. Потом вышел из хаты и говорит:

— А теперь проводи меня до кладбища. Мне пора назад.

Делать нечего — пришлось живому вместе с мертвым на кладбище идти. Подошли к могиле, мертвый и говорит:

— Идем вместе со мной в могилу, мне веселее будет. — И схватил своего кума за полу.

Но тот уже был начеку, вытащил нож и отрезал полу. В это время запели петухи, и мертвый колдун скрылся в могиле. Живой кум побежал в деревню, рассказал все, что с ним случилось. Когда разрыли могилу, оказалось, что мертвец лежит там лицом вниз. Тогда ему вбили в затылок осиновый кол. Когда вбивали кол, упырь проговорил: «Эх, кум, кум! Не дал ты мне на свете пожить!»

Часто рассказывают и быличку о женихе-мертвеце [120]:

Дружили парень с девушкой. У нее родители были богатые, а у него бедные. Ее родители не соглашались выдать за него замуж. Он уехал и умер где-то на чужбине, от нее это скрывали, и она продолжала его ждать.

Вот как-то ночью у окна девушки остановились сани, а из них вышел ее любимый.

— Собирайся, — говорит, — я увезу тебя отсюда, и мы обвенчаемся.

Она шубу накинула, вещи в узелок связала и выскочила за ворота. Посадил ее парень в сани, и они помчались. Темно, только месяц светит. Парень говорит:

— Месяц светит, покойник едет. Ты его не боишься?

  1. Она отвечает:
  2. — Я с тобой ничего не боюсь!
  3. Дальше едут. Он опять говорит:

— Месяц светит, покойник едет. Ты его не боишься?

И она опять:

— Я с тобой ничего не боюсь. — А самой жутко стало. У нее в узелке Библия была, она ее из узелка потихоньку вытащила и за пазуху спрятала.

В третий раз он ей говорит:

— Месяц светит, покойник едет. Ты его не боишься?

  • — Я с тобой ничего не боюсь!
  • Тут кони остановились, и увидела девушка, что приехали они на кладбище, а перед ней раскрытая могила.
  • — Вот наш дом, — сказал жених, — полезай туда.
  • Тут девушка сообразила, что ее жених — мертвец и что надо время тянуть до первых петухов.
  • — Полезай ты первым, а я буду вещи тебе подавать!

Развязала она узелок и стала подавать по одной вещи — юбку, кофту, чулки, бусы. А когда подавать стало нечего, она накрыла могилу шубой, сверху Библию положила и побежала. Добежала до часовни, двери, окна перекрестила и просидела там до рассвета, а потом пошла домой.

Впрочем, не всегда эти былички кончаются благополучно. Иногда покойнику все же удается затащить девушку в могилу или она умирает от страха.

Немало быличек рассказывает о том, как ходячие покойники приходят из могилы к своим женам. В народе верили, что от мертвого мужа женщина может даже родить ребенка, но этот ребенок будет уродом и тут же после рождения умрет либо исчезнет, например, разольется смолой.

Или же беременность будет длиться неестественно долго (например, три года) и кончится ничем (в одной из быличек у женщины живот оказался набит песком), а то и приведет к смерти женщины.

От посещений мертвого мужа женщина чахнет, слабеет, заболевает и умирает, если вовремя не принять мер.

Прежде всего известно, что самые опасные покойники — те, кто умер молодым, «до срока», в результате несчастного случая или насильственной смертью. По таким умершим нельзя чересчур сильно плакать (особенно жене) после того, как гроб опустят в могилу, потому что это беспокоит мертвеца на «том» свете и он может захотеть вернуться.

Жили молодые парень и девушка и поженились. И вскоре убило его в лесу. Осталась она без мужа с двумя малыми детьми. Так голосила по мужу, так плакала, что он «присох» и стал к ней ходить. Муж ей сказал, что он все будет делать по хозяйству. Он ночью все делал. Соседка увидела, что он «ходит».

Ночью он все сделает, утром встанут — у нее все дела по хозяйству переделаны. Она так ослабела от его посещений, что не могла уже и ходить. Она забеременела от него и родила хлопчика — как мертвого, холодного.

Тогда позвали священника, он посвятил в хате, и в тот же час ребенок, рожденный от мертвого мужа, умер.

Самостоятельно женщина не сможет избавиться от посещений «присохшего» к ней покойника, она обязательно должна рассказать об этом любому постороннему человеку — матери, свекрови, священнику, соседке.

Только посторонний человек способен правильно понять, что происходит, и дать женщине совет, как спастись.

Для этого используется ряд приемов, построенных на одном принципе — удивить опасного пришельца чем-то необычным, из ряда вон выходящим, невозможным в нормальной человеческой жизни.

У женщины умер муж. Так она по нему плакала, горевала, что он стал ходить к ней по ночам. Соседи замечают, что что-то неладное с женщиной происходит — высохла, пожелтела вся. Одна старая бабка догадалась, в чем дело, и говорит этой женщине:

— Что же, твой Степан к тебе приходит?

— Приходит.

— Это же мертвец — он тебя рано или поздно задушит. Ты должна от него избавиться. Одень своих детей — мальчика и девочку — в свадебные одежды и оденься в них сама.

Когда твой Степан придет ночью и спросит, что происходит, ты должна ему ответить: «Я собираюсь на свадьбу — брат женится на сестре». «Но разве может быть такое, чтобы брат женился на сестре?» — спросит покойник.

А ты ему ответь: «А разве может быть такое, чтобы мертвый к живой ходил?»

Вот наступила ночь. Женщина достала свое венчальное платье, оделась, одела сына и дочь, как ей сказала бабка, а сама сидит ждет. Вот загрохотало в сенях, входит ее Степан.

  1. — Куда это ты собралась?
  2. — А тут недалеко, к соседям — у них брат женится на сестре.
  3. — Да разве может быть такое, чтобы брат женился на сестре?
  4. — А разве может быть такое, чтобы мертвый к живой ходил?
  5. Тут покойник ударил ладонью по столу, так, что в доме все задрожало:

— Счастлива ты, что догадалась, а то бы я тебя задушил! — Повернулся, вышел во двор, поднялся за ним вихрь, и больше он не возвращался.

Есть и другой способ: сесть на пороге, расчесывать волосы и одновременно жевать зерна конопли. Покойник спросит: «Что ты делаешь?» Надо ответить: «Вшей ем». Покойник на это скажет: «Разве можно вшей есть?» А женщина должна дать уже известный ответ: «А разве можно мертвому к живой ходить?» После этого ходячий мертвец навсегда оставит свою жену в покое.

В упырях видели причину чумы, холеры и других страшных болезней.

Полагали, что во время эпидемий упыри по приказу своего «старшего» «подрезают» жизнь людей, то есть не просто вытягивают из них кровь, но ухитряются поражать сердце и другие важные органы, что приводит к быстрой кончине жертвы.

Еще в XVIII–XIX веках на Украине во время эпидемий людей, которых считали упырями, сжигали на кострах. В последний раз сожгли упыря во время эпидемии холеры 1873 года [121].

Поверья об упырях дают немало советов о том, как их обезвреживать. Трупу рекомендуется завязывать глаза, забивать рот песком, подрезать под коленками жилы и подкладывать туда щетину — считалось, что тогда он не сможет выходить из могилы. Для этой же цели гроб с телом упыря трижды обносили вокруг села.

Действенным средством против хождения покойников считается также обсыпать могилу диким маком или просом, либо сеять мак во время похорон по дороге от дома до кладбища — покойник не сможет вернуться, пока не соберет всех зерен.

Однако надежнее всего вбить упырю в тело или в могилу осиновый кол. Или же могилу раскопать, отрубить умершему голову и положить ее между ног лицом вниз. Очень часто трупы упырей сжигали или перезахоранивали. 

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Источник: https://culture.wikireading.ru/2400

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector