Сатиры — существа из греческих мифов, неизменные спутники дриад. Представляют собой группу лесных божеств, демонов плодородия, всегда жизнерадостных, полных сил. Эти козлоногие создания в великом множестве населяли греческие острова.
Сатиры — что они собой представляют
Сатиры представляют собой существ териоморфных и миксантропичных. На их телах произрастает густая шерсть, у них длинные крепкие и жесткие волосы. На лицах растут козлиные бородки, а на ногах — копыта, как у коз или лошадей, хвосты тоже либо козьи, либо лошадиные. Лоб могут украшать рожки, а вместо человеческих ушей имеются лошадиные.
Фаллос — символ их плодородного мужского начала. Типичный представитель данного рода похотлив, влюбчив, задирист, крайне нагл и прилипчив. Нимфам и менадам нет от них спасу: обязательно найдется такой сатир, что погонится за девами, желая ими овладеть.
Сатиры страдают ленью и распутством, проводят дни за пьянством и погонях за нимфами с целью овладеть ими. Их происхождение описал Гесиод, им же он приписывал первое изготовление вина. Сатиры были поклонниками алкоголя, а также отличались неумеренным сексуальным аппетитом. Они входили в свиту Диониса, Вакха — веселились, пели, а в безумии разрывали людей на части.
Рационалистическая теория полагает, что первоначально за сатиров греки принимали варваров, обитателей гор. Варвары избегали мытья — от того-то и пошло поверье о том, что они покрыты козьим мехом. Вполне вероятно, что за волшебных лесных существ с необузданным нравом греки принимали именно их.
Сатиры — воплощение дикости, их животные качества берут верх над всеми остальными. Они не задумываются о морали, табу и запретов для них нет. Как природные духи и полузвери, сатиры также отличались невероятной выносливостью — любой человек, не будь он полубогом, проиграл бы сатиру в бою и на пиру.
Сатиры также увлекаются игрой на флейте. Флейта — двусмысленный символ, она всегда была основным их атрибутом. Другие атрибуты — это тис, свирель, мехи с вином и глиняные сосуды. Сатиры — частые гости на полотнах таких художников, как, например, Адольф Вильям Бугро. Нередко в их компании были изображены и человеческие девы — общеизвестная слабость лесных созданий.
Подвидом сатиров являются некие титиры, герои мифов, также служившие Дионису. Впервые они упоминаются в восьмом веке до н.э., и уже тогда они были тесно связаны с культом Диониса, покровительствовавшего вину и веселью. Римские легенды нередко называют сатиров панами, фавнами, сильванами. Иногда эти названия служат для обозначения разновидностей данных существ.
Привычки, повадки, особенности сатиров
Греки и римляне описывали их как довольно трусливых, проказливых сластолюбцев, охочих до женщин и вина. Комплексами сатиры не страдают — они вовсе не знают этого слова. У них бурная фантазия и много идей, но человеческих чувств вроде стыда им не понять.
Сатиров привлекают сборища людей праздных, предающихся безделью.
Вдвойне хорошо, если поблизости есть пивной или винный погреб: тогда хорошего веселья не миновать! Во все века появление сатиров означало, что грядет бурный праздник.
Козлоногие, козлорогие, покрытые густой шерстью, бородатые, с блеющими голосами, они приносили с собой неистовое веселье и желание плясать до упаду.
По окрасу эти существа бывают разными — даже рыжими или ярко-красными. И волосами может быть покрыто не всё тело, а только копыта. Или наоборот: шерстью сатир может зарасти по самый лоб. Существуют расхождения и относительно копыт: в одних источника указано, что те являются парными, как у всякого домашнего скота, а в других — вместо двух ороговевших образований у них имеется три.
Женщины-сатиры не упоминаются ни в одной легенде, а потому человеческие девы и лесные нимфы представляют для них особый интерес. На празднествах они стараются держаться близ женщин, играть на флейтах, веселить народ.
Несмотря на свою падкость до женщин, сатиры не насильники. Не прямые, во всяком случае: получив отказ, они стараются споить деву, чтобы она переменила свое решение.
Ну а если дева лишится сознания от выпитого, сатир не преминет воспользоваться шансом. Такова их природа.
Бог Пан — главный среди сатиров
Главным над сатирами был бог Пан, покровитель охотников, пастухов, лесной чащи. Сначала он был самостоятельным божеством, но позже вошел в свиту Диониса. Рождение Пана произошло в Аркадии. Матерью его была нимфа Дриопа, а отцом — Гермес. Ряд мифов приписывает материнство Ойнеде, а отцовство — Зевсу.
Бог Пан
В любом случае, стоило великому Пану родиться, его мать увидела сына и ужаснулась: он оказался козлоногим, рогатым, длиннобородым. Можно представить, каково было прекрасной нимфе породить такое существо.
Дриопа (или Ойнеда, что зависит от версии мифа) бежала от своего позора. Отец был рад такому сыну. Он отнес его на гору Олимп, чтобы показать другим богам.
Все небожители были рады рождению Пана, они же и наградили его таким именем.
Пан не стал жить с ними на горе бессмертных. Он предпочел удалиться на землю, под сень лесов, к подножью гор. Он играл на сладкозвучной свирели, пас тучные стада скота. Нимфы полюбили Пана и его игру.
Стоило Пану начать играть, как толпами спешили они к нему, водили хороводы, танцевали пока пела свирель. Веселье Пана шумное, далеко разносятся музыка и смех. Сатиры и нимфы развлекаются со своим покровителем.
А стоит дневной жаре усилиться, как Пан уходит в чащу или грот, чтобы отдохнуть.
Как и все небожители, Пан опасен — может неожиданно появиться, испугав беспечного путника. Может навести панический страх, такой, что человек ничего не понимает и лишь бежит прочь, не замечая ничего вокруг. По легендам, целым войскам доводилось испытать на себе проклятье Пана. Греки считали, что такой страх овладел персами в битве под Марафоном.
Гневить бессмертного опасно, ведь бог-сатир вспыльчив. Но он отходчив, а в хорошем настроении добродушен, может щедро одарить. Особенно благосклонен к пастухам. Он защищает их стада от диких зверей, болезней и голода.
Греки считали, что именно Пан изобрел свирель. По легенде, он воспылал страстью к прекрасной нимфе Сиринге. Но нимфа испугалась бога, попыталась от него убежать. Путь ей пересекла река, и Сиринга упросила речного бога обратить ее в тростник.
Пан взял тот тростник и вырезал из него первую свирель, назвав сирингой. Полюбил Пан и другую нимфу — Эхо. От неё родилась дочка Ямба, любительница непристойных шуток. Он её имени пошло название стихотворного размера.
Римские Фавн и Сильван — это аналоги греческого Пана, бога-сатира.
Миф о сотворении винограда
По греческим легендам, вино было подарено людям богами. У Диониса был друг — сатир по имени Ампелос. После его смерти Дионис был очень печален. Он обратился к своему отцу Зевсу с просьбой вернуть друга к жизни.
Зевс откликнулся на его просьбу, превратив мертвого сатира в первую лозу винограда, чьи плоды по вкусу напоминали нектар.
Дионису так понравился вкус плодов и напитка, изготовляемого из них, что с той поры бог редко обходился без вина, поминая усопшего друга.
Сатиры из свиты Диониса отжимают виноград
У этой легенды существует иная версия. Если верить ей, Дионис подарил виноградную гроздь своему другу — сатиру Ампелосу. Бог предложил сатиру самому взять подарок, который находился на тонкой ветке высокого вяза. Ампелос не смог добраться до виноградной грозди, упал и разбился насмерть.
Опечаленный смертью друга Дионис превратил его тело в гибкую лиану, на которой рос виноград. Так появилась традиция виноделия в античном мире. Имя сатира же увековечено в названиях наук ампелологии и ампелографии.
Сатиры и христианство
С приходом христианской веры на греческую землю сатиры потеряли свою функцию веселых божеств плодородия. Христианство часто связывало облик Дьявола, Люцифера с человеком-козлом. В Средние века сатиры, чей образ полностью противоречил концепции христианской морали, стали чертями, мучившими грешные души в аду.
Античные творцы показывали сатиров как юношей и мужчин с козьими копытами, в венках, со свирелями. Сатиры собирали виноград и делали из него вино, призывали весну и лето, воплощали расцвет природы, её буйную плодоносящую силу. Христианские миссионеры исказили этот образ, сделав из сатиров чертей, от которых воняет серой, шерсть пропитана смолой, а в руках острые вилы.
Вполне вероятно, что появлением в христианском фольклоре черти и бесы обязаны именно прообразом сатиров из греческой мифологии. Они воплощают собой все то, что христианство считает греховным. Нет ничего удивительного в том, что с приходом христианства полулюди-полукозлы превратились в чертей, бесов и демонов.
Сатиры как наставники героев и враги дриад
Самым известным наставником из рода сатиров является Филакрет, обучавший воинским премудростям знаменитого Геркулеса.
Такую известность в двадцать первом веке он приобрел из-за одноименного диснеевского мультфильма.
Несмотря на сильные расхождения с оригинальной легендой о Геркулесе, создатели мультфильма отлично передали характер сатира, да и всех сатиров заодно. Это племя всегда готово и к бою, и к любви.
Кадр из мультфильма
С другой стороны, сатирам приписывается привычка строить козни против смертных и против природы заодно. Они с удовольствием обманывают и толкают людей на неверный путь, подначивают сделать какую-нибудь мерзость, от которой станет тошно даже богам на Олимпе. Причиной эту вовсе не изначальное зло, которого в природе сатиров нет — а попросту привычка делать дурное, развлекаясь.
Подсыпать яд и отравить лесной ручей, уничтожить многовековую рощу с дриадами — сатиры не видят в этом ничего плохого. Потому между дриадами и сатирами много веков идет непримиримая война.
Девы природы ненавидят сатиров за их сущность — низменную, полуживотную. А вот сатиров влечет к дриадам, как и ко всем остальным существам женского пола. Но дриады превращаются в деревья, стоит сатирам погнаться за ними.
И уж точно никакая дриада не станет благосклонна к козлоногому существу.
Так и повелось, что на пирах сатиров привечают как дорогих гостей, а вне празднеств они становятся жестокими и беспринципными врагами людей. И природы заодно. Хоть они и обитают в дикой природе, но не имеют с ней единства.
Не любят их ни звери, ни духи природы. Нет у них своего дома, оттого что все живое видит в них злокозненных противников, с которыми надо держать ухо в остро, а люди нуждаются в них лишь как в собутыльниках.
Остается сатирам лишь странствие в поисках дома, вино, песни и веселье.
Лишь некоторые из этого племени смогли найти свое место в этом мире. Они живут в единстве с природой, никто не может изгнать их с обжитых мест. Такие сатиры поддерживают нейтралитет с извечными противницами — дриадами.
Именно они становятся наставниками для людей храбрых, сильных, создают из них настоящих героев, непобедимых воинов.
В легендах описывается, что такой сатир наставлял юного Геракла до встречи с кентавром Хироном, помогал ему понять предел своих сил.
В целом, сатиры — существа переменчивые, гонимые с места на место. Общей их чертой остается пристрастие к вину, музыке и веселью. И, разумеется, тяга к женщинам.
Источник: https://nlo-mir.ru/starnyesushestva/55864-satiry.html
Фавн: кто это такой, чем отличается от сатира, мифология
Древняя история насчитывает огромное количество мифологических существ. Фавн — бог лугов, полей и пастбищ. Про него слагали легенды, его изображали на фресках.
Облик бога вселял ужас, но за страшным видом скрывалась добродушие и готовность помочь человеку. Обладающий веселым нравом Фавн был способен подшутить над проходящим мимо человеком, напугать его или развеселить.
Люди нередко обращались за помощью к божеству, зная про его дар предсказания.
Бог Фавн
Одним из наиболее почитаемых богов Древнего Рима является Фавн. Он удостаивался больших почестей и жертвоприношений, отличался добрым характером, был благосклонен и милостив ко всем просящим помощи. В лице Фавна римляне видели:
- покровителя плодородности полей и лугов;
- предсказателя будущего;
- покровителя домашних животных.
Нередко божество сравнивали с демоном. Для устрашения его изображение было начертано на атрибутах того времени.
Облик божества
В мифологии бог Фавн — существо, живущее среди гор или возле реки, которое любит скитаться по чаще. Общение с людьми происходило через сонное забвение или издали. Шумом листвы, пугающим голосом существо вселяло страх или помогало путникам, заблудившимся в дороге.
Фавн — это получеловек, имеющий косматую голову с рогами, схожую с козлиной. Туловище было человеческим, ноги покрыты густой, кудрявой шерстью коричневого цвета. Вместо ступней — копыта. На голове — длинные уши, похожие на лошадиные. Лицо также покрыто шерстью.
По преданиям, Фавн являлся человеку в виде кошмарного сна. Главным пристрастием божества считались женщины, которых он преследовал. Свою благосклонность Фавн часто выражал нимфам: он заманивал их в лесную чащу и ласкал.
Покровительство божества
Бог Фавн покровительствует над пастбищами, стадами овец и крупного рогатого скота. Волшебство божества заключалось в:
- сохранности пастбищ в их первозданном виде;
- охране домашних животных от волчьих стай;
- увеличении поголовья скота.
Мифология отмечает божество как предсказателя будущего, что подтверждают труды древнеримского поэта Овидия. Он дает описание, как царь Древнего Рима Нума Помпилий, правящий в 795 году до н. э., отправляется в чащу за предсказанием. Для этого он проделывает ритуал:
- после многодневного воздержания от плотских утех идет в лес;
- закалывает пару овец, предназначенных в жертву Фавну;
- обливается кровью убитых животных и ложится спать на шкуру, снятую с туши овцы.
Сатиры
Мифология Древней Греции упоминает сатиров как духов плодородия и леса. Каждый сатир:
- добродушен;
- ленив;
- распутен, любимое занятие — охота за девами;
- любит алкоголь.
Демон имел много сходства с животным, например, густую шерсть, покрывающую большую часть тела. Торс и руки напоминали человеческие. Голова была увенчана рогами, на лице имелась длинная шерсть, схожая с козлиной. Отличается огромной силой, животными инстинктами и поведением.
Символом плодовитости существ был фаллос.
Основные черты характера сатиров:
- заносчивость;
- чрезмерная похоть;
- любвеобильность;
- наглость;
- смелость.
Божества были увлечены игрой на флейте. Славились выносливостью при сражениях.
Разница и схожесть божеств
Еще в древние времена поэты и историки начали смешивать мифологию и изображать таких существ, как Фавн и Сатир, в виде одноименных персонажей. Их сходство было очевидным.
- Похотливые, любвеобильные. Любая девушка сразу становилась объектом преследования.
- Облик получеловека-полуживотного.
- Добрый нрав обоих божеств.
- Оба бога считались символами плодородности.
Разница между Фавном и Сатиром заключалась в характере, хотя и принято считать эти божества одинаковыми. Сатиры были более необузданными, неспособными одолеть похоть.
Ленивые, заносчивые, живущие в свое удовольствие. Фавн олицетворяет сдержанность сексуального влечения, влияние умственной деятельности на подавление похоти.
Божество наслаждалось ужасом людей, вело подсчет сексуальным партнерам.
Аналоги бога в других культурах
В разных странах мифология упоминает разные имена Фавна.
- Пан — считался божеством греческой мифологии, способен силой голоса ввести человека в заблуждение и склонить к действиям. Символизировал лесную природу, сочинял музыку, которой соблазнял молодых дев.
- Уриск — существо, пришедшее из легенд Шотландии, на вид маленький, обличенный в густую шерсть. Люди считали их присутствие удачей, Уриски помогали содержать хозяйство и заведовали домашним скотным двором. Если человек их разозлил или не принял во внимание, Уриски могли затаить обиду и сильно напакостить.
- Леший — дух, охраняющий леса и поля, любящий играть с путниками, заманивая их в лесную глушь. Староверы могли сразу же определить игры лешего: звук шагов позади, отбрасывание человеческой тени рядом с путешественником, сильное раскачивание деревьев.
- Лесовик — вид британских лесных божеств, охраняющий природу, человекоподобные существа, полностью покрытые длинной шерстью.
- Джек в зеленом — обитатель Английских земель, обличался в одежды из листьев. Опасен для людей, причиняющих вред природе: лесорубов, охотников на животных.
- Корнбок — известный в Скандинавии, обладающий своенравным чувством юмора, чувствующий связь с природой. Среди народа его почитали как покровителя обиженных любовью, обращались за спасением от скуки.
- Пак — божество, причиняющее вред и беспокойство, принадлежащее к роду эльфов. Пак почитался в Англии, считался озорником и проказником.
Культ Фавна
Почитание Фавна — один из древнейших и красочных культов.
Празднование Луперка
Фавн полюбился народу за добрый нрав, умение веселиться. За особую бдительность к стадам домашнего скота, был почитаем среди пастухов, называющих бога Луперком. Имя означало «защитник от хищных зверей». Чтобы задобрить божество, ежегодно ему приносили в жертву коз из стада.
Для восхваления Фавна устраивались пышные пиры 15 февраля. Празднование утвердили правители Ромул и Рем, которые, по преданию, были выкормлены волчицей и росли среди пастухов. Празднование проводилось с обрядами:
- приносили в жертву 2 коз;
- затем кровью животных мазали лбы молодых пастушков, которые стояли подле алтаря;
- ножи, обмазанные кровью, вытирали о шкуру принесенных в жертву зверей;
- далее приступали к пиру, после которого жрецы из шкур выделывали ремни и с криками выбегали на площадь, ударяя каждого попавшегося под руку человека.
Обряд считался очистительным, людям выпадала возможность избавиться от греховности. Во время ритуала жертвоприношения молодые жрецы не должны были проявлять жалость, дозволено было только смеяться.
Праздник Фавналии
Древние римляне ежегодно справляли праздник Фавналии, который выпадал на 5 декабря. Этот день почитали все землепашцы и пастухи. Веселье проводили на свежем воздухе. Заранее готовили дары божеству — молоко, коз и вино. В этот день каждый должен был отведать кушание и увеселяющие напитки.
В день празднования домашнему скоту разрешалось самовольно скитаться по полям и лугам. Весь рогатый скот, задействованный в землепашной работе, освобождался.
Источник: https://zakolduj.ru/sushestva/favn.html
Сатиры в мифологии: кто есть кто?
Сатиры в греческой мифологии считались спутниками бога виноделия, плодородия и веселья – Диониса: они устраивали праздничные увеселительные мероприятия, являлись посыльными бога и всячески его развлекали. В иерархической лестнице сатиры занимают одну из низших ступеней и причисляются к низшим лесным божествам.
Как выглядит сатир?
В мифологии греков это существо выглядело как мужчина с козлиными ногами, хвостом, небольшими рожками и бородой.
Причем с течением времени его облик постепенно менялся в более «животный» и сказочный:
— В описаниях сатира в мифологии V века до н. э. отличие от человека было только в присутствии лошадиного хвоста и ушей, похожих на лошадиные. Ноги и все тело были как у человека, разве что поросль на лице была обильной, также часто имелась проплешина на макушке.
— Ноги, как у козла, копыта и рога у сатиров появились во времена Возрождения (XIII-XVI века). Поэты стали придавать этому божеству черты все более искаженные, часто стал упоминаться «лошадиный» фаллос и лицо с большими ноздрями и низким лбом. В позднем облике сатира смешивались черты лошади и козла, что в принципе было ошибкой поэтов и историков.
— Красный нос «алкоголика»: ввиду чрезмерных винных возлияний у сатира всегда красный нос и дыхание с винными парами.
Чем занимались сатиры?
Часто они устраивали театрализованные и костюмированные представления, спектакли, в основном на тему плодородия, соблазнения молодых пастушек и лесных нимф.
Танцевали под свирель, возвещали о прибытии Диониса пронзительными звуками флейт, подшучивали над путниками, часто предавались плотским утехам — так обычно проходила жизнь этих лесных существ, как утверждает древняя мифология.
Чем-то они напоминают хиппи 70-х: беззаботная жизнь в свое удовольствие, свободные отношения, бисексуальность, любовь к музыке, танцам и выпивке, наряду с уклонением от войн и откровенного насилия.
Все это делало сатиров привлекательными в глазах поэтов эпохи Ренессанса.
Сатир преклонных лет
Их называли силенами и часто путали с сатирами, которые были молодые, озорные и неусидчивые. Если сатиры – это жители лесов и горных возвышений, то силены были ближе к водоемам — рекам и озерам — хотя в них и не жили (в отличие от русалок и водяных).
Силен – это состарившийся сатир, хотя в некоторых источниках утверждается, что так звали наставника Диониса и непременного его спутника. По описаниям силен был практически всегда пьян, волосат до косматости, чрезмерно похотлив без разбору и плешив.
Фавн и пан
С этими божествами также часто путают сатиров.
В древнегреческой мифологии имеется множество существ, имеющих некоторые черты животных, поэтому иногда возникала путаница: сатир имел черты лошади (не путать с кентавром): хвост, уши и фаллос, по характеру был более грубым и наглым, падким на совокупления без разбору, а фавн был похож на козла: имел рожки, бородку и «козлиные» ноги с копытами, поросшие шерстью, и был более безобиден в отношениях с людьми.
Пан – это бог пастухов и стадных животных, властелин лесов. Его отцом считался бог Гермес, которые изобрел свирель. Поэтому сопровождающие пана фавны и сатиры издают звуки из этого инструмента, подтверждая его первичное право владения.
Внешне это божество было очень похоже на фавна, но с более утрированными чертами и массивными рогами. Пан обладал знаниями магических слов и часто этим пользовался: чарующий звук его голоса вводил в транс людей и властелин леса управлял ими, вступая в интимные связи, а также мог насылать панический страх на путников, которые неуважительно относились к природе леса или самому божеству.
Аналог сатира в мифологии других стран
- Уриск: шотландский получеловек-полукозел, считался домовым. Если был в ладу с хозяевами, то помогал пасти скот и приносил удачу в делах, излечивал животных и нещадно запугивал жестоких людей.
Живут уриски поодиночке, возле водоемов, пока не встретят понравившегося человека или семью, тогда следуют за ними в их дом.
- Лесовик (в Англии и скандинавских странах) – их еще называли «вузерами», маленький человечек, нагой, но покрытый шерстью, безобидный и редко кем встречаемый. В Восточной Англии был очень популярен в Средние века.
- Леший (славянские страны) – некоторые мифологи считают этого лесного жителя давним родственником сатира, но более мудрым и сдержанным. Леший ревностно оберегал лесную природу и ее жителей, запугивая недобрых людей и заводя их в непролазные чащи. Борода в его облике — это норма, а вот небольшие рога встречаются только в некоторых областях, о наличии копыт и хвоста информации нет.
Кроме фавнов и сатиров, в мифологии Древней Греции еще множество занимательных и необычных существ, но малоизвестных, ведь обычно все обращают внимание на высших богов, вроде Зевса и Афродиты, а мелким «мифическим населением» мало кто всерьез интересуется. Поэтому и рождаются впоследствии неточности, искаженные факты и приписывания чужих заслуг и действий только известным сатирам.
Источник: https://www.syl.ru/article/340303/satiryi-v-mifologii-kto-est-kto
Фавн и Сатир 2020
Фавн против Сатира
Фавны и сатиры — только мифические существа, но то же самое. Они различны в том, как они известны. Этот мифологический характер известен на греческом языке как сатир и фавн в римском.
И фавны, и сатиры имеют человеческий торс, тело козла и рога. Первоначально у фавна были человеческие ноги, а у сатира были копыта, похожие на козла.
Известно, что фавны являются жителями леса. Сатир изображается как последователь Вакха, который считается богом вина. В отличие от фавна, сатир, как известно, имеет больше сексуального влечения.
Для римлян у них были боги, у которых были фаунподобные тела, названные Бона Ди и Фаунус. Римляне также полагали, что фаун мотивировал страх перед людьми во время путешествия в лесу или в более отдаленные районы. Известно, что фаун также руководит людьми.
Еще одна разница между фавнем и сатиром — в рогах. В то время как у фавна есть естественный рог, сатир должен заработать рога.
По сравнению с сатирами, фавны считаются красивыми, невинными и нежными. Сатиры, с другой стороны, неуклюжие и отвратительные, имеющие маленькие глаза, плоское лицо, огромные рты и волосатое тело.
Сатиры также, как известно, являются большими обжорами по сравнению с фавнами. В отличие от фавнов, сатиры — хорошие пьющие, а также озорные. Фавны глупы, тогда как сатиры обладают некоторыми знаниями.
Фавны можно увидеть в «Хрониках Нарнии», и пример сатира можно увидеть в «Перси Джексоне и молнии».
Резюме:
1. Фаны и сатиры — только мифические существа, но то же самое. Этот мифологический характер известен на греческом языке как сатир и фавн в римском. 2. В то время как у фавна есть естественный рог, сатир должен заработать рога. 3. Известно, что фауны являются обитателями леса.
Сатир изображается как последователь Вакха, который считается богом вина 4. Римляне также полагали, что фаун мотивирует страх перед людьми, путешествуя в лесу или в более отдаленные районы. 5. В отличие от фавна, у сатира больше сексуального влечения. 6.
По сравнению с сатиром, фавны считаются красивыми, невинными и нежными. Сатиры, с другой стороны, неуклюжие и отвратительные, имеющие маленькие глаза, плоское лицо, огромные рты и волосатое тело. 7. В отличие от фавнов, сатиры — хорошие пьющие, а также озорные. 8. Сатыры также известны как большие обжоры по сравнению с фавнами.
Фавны глупы, тогда как сатиры обладают некоторыми знаниями.
Источник: https://ru.esdifferent.com/difference-between-faun-and-satyr
Кто такой Фавн?
Само италийское божество отличается своим добрым характером, а также милостивым отношением к человеку, что можно видеть даже в самом названии данного бога.
Слово favere в латинском языке обозначает благосклонность к чему-либо. Отсюда, кстати, и возникает слово фавор, которое появилось в нашем языке несколько столетий назад.
Из данного термина происходят многие латинские имена, включая Фауст или Фастулус.
Также Фавна считают родоначальником целой плеяды древних родов, а также называют тем, кто принес первую культуру в человеческое сообщество. Нужно заметить, что в италийской культуре было принято верить не только в личное божество, но и множество одноименных демонов, которые становятся его атрибутами. Схожими чертами обладает и сам Фавн.
Образ жизни
Фавна нередко отождествляют с Сильваном, а также другими богами лесов, полей и пещер. Он отличается тем, что проживает в темных пещерах, которые располагаются недалеко от самых шумных источников. В своей пещере он может предсказывать будущее.
Его любимыми занятиями является ловля нимф, а также гонки с птицами. Он может вызывать панику у потников, а также общается с избранными на расстоянии, не редко приходя к ним во сне. Он может предостеречь путешественников об опасности, для чего использует лесные голоса, то есть крики животных. Также Фавн может помочь одной из сторон во время войны, если считает ее правой в данном конфликте.
Чтобы справиться с подобными явлениями использовались различные корешки, в частности такого растения как лесной пион. Больше всего Фавна следовало опасаться женщинам, которые подвергались преследованию с его стороны, откуда тот и получил одно из известных прозвищ – Incubus.
Покровительство со стороны Фавна получали и животные, в первую очередь те, которых выпасают в стадах. Именно Фавн следил за тем, чтобы рогатый скот размножался, а также помогал пастухам отгонять волков.
В этом отношении и возникает термин Lupercus, который используется в качестве божественного эпитета.
Помощь пастухам со стороны Фавна привела к появлению Луперкалий, праздника Фавна, который ежегодно отмечался в Вечном городе.
Свои предсказания Фавн мог доносить во время сна, и в этом контексте его называли Фатулосом. Оракулы бога обычно располагались в священных рощах.
У древнеримского писателя Овидия есть информация о том, что Нума Помпилий получил прорицание от бога благодаря воздержанию, а также жертвоприношению божеству, посвятив двух овец.
При этом сам Фавн получил только одну овцу, а вторая была приготовлена богу сна.
Далее легендарный царь облачается в венок из листьев, а также поливает голову водой из чистого источника и молится Фавну, после чего тот является царю во время сна. Фавн как божество, дающего прорицания своим последователям, прочно закрепился в италийской культуре, поэтому древний римский стих часто называют Фавновым.
Кого в римской мифологии называют фавном
- Римскую мифологию часто считают обыкновенным переделыванием греческого пантеона богов, за исключением некоторых уникальных божеств, которые существовали только в римской культуре.
- Некоторые исследователи не соглашаются с данным тезисом, считая, что греческие и римские боги могли развиваться в одно и то же время и приобретать похожие черты, но оставаться абсолютно самобытными как в греческой, таким и в римской культуре.
- Хотя в большинстве случаев Фавн полностью ассоциируется с греческим божеством Паном, но все же есть теории, которые считают его древнейшим божеством римской мифологии, который просто похож на аналогичное греческое божество.
Сначала Фавн считался покровителем лесов, пастухов и овец. Он был сыном Пика и Понады. В древние времена его изображали как мужчину с козлиными ногами и небольшими рожками на голове.
Все эти атрибуты полностью отождествляют его с греческим Богом Паном, но в то же время существует множество аргументов в пользу того, что даже если Фавн был унаследован из греческой культуры, он значительным образом эволюционировал в римлян, поскольку Фавну поручили покровительство над животными.
Он помогал обогащать и увеличивать стадо домашнего скота, а также был покровителем плодородия животных. Более того, римляне приписывали Фавну возможности очищать поля и животных от всего злого.
Некоторый данные доказывают, он мог помогать также человеку избавиться от порчи и любых других злых деяний касательно него. Со временем культ Фавна перестал ассоциироваться только с животным миром и перешел на мир человеческий. Таким образом Фавн стал одним из самых почитаемых богов во всем римском пантеоне божеств.
Также в начале весны в честь Фавна проводили ещё одно жертвоприношение, которое предназначалась только для того, чтобы он оберегал все стада животных от нападения волков, которые тогда населяли близлежащие леса римского государства.
Это способствовало тому, что образ фавна в римской культуре часто изображался в виде волка, чего ни в коем случае не было в греческом аналоге. Этот праздник в честь фавна существовал на протяжении достаточно долгого времени даже несмотря на то, что Ватикан на протяжении многих веков пытался его запретить.
Культ Фавна просуществовал до конца 5 века, поскольку в 494 году Папа Римский заменил все празднования на дни Богоматери. Эти законы стали причиной того, что Фавн почти полностью исчез из культуры Европы тех времен.
Поскольку Фавна часто ассоциировали как бога сельского хозяйства в целом, во многих деревнях и поселках Римского государства существовали разные фавны и им по-разному поклонялись. Это стало причиной того, чтобы он перестал ассоциироваться как единственное божество, а приобрел некие признаки из греческой мифологии.
Это означает, что он настолько сильно разделился на большое количество божеств, что люди больше не верили в существование единственного Фавна. Наиболее близким к этому считается образ сатиров из греческой мифологии.
Существовали также предания, согласно которым Фавн помогал не только в сельском хозяйстве, но и спасал тех людей, которые заблудились в лесу. Он отгонял одних любую опасность, а также помогал найти выход из этой неприятной ситуации.
Согласно римским преданиям, человек, который хотел увидеть свое будущее, должен был принести в жертву Фавну овцу, полностью очистить ее кожу, а потом лечь на ней спать. Именно в таком случае человек мог увидеть вещий сон, принесенный Фавном.
Этот сон и считался единственно правильным вариантом будущего этого человека. Интересно, что подобный сон назывался инкубация, поэтому Фавну переписывался один из эпитетов Инкуб.
Еще одной причиной почитания фавна в Древнем Риме является тот факт, что он считается отцом мифического царя Латина, который был тестем Энея. Последний известен как Троянский Царевич, который считается одним из основателей Рима и почитается также как Ромул и Рэм.
- Фавну отведено значительное место в культуре не только Древнего мира, но и эпохи Ренессанса, поскольку он часто был изображен на многих картинах тогдашних художников.
- В кинематографе он выступает как персонаж второго плана в экранизации книги «Хроники Нарнии»
- В современной культуре внимание к этому герою достаточно незначительное, поскольку он в свое время был запрещен церковью, что способствовало его уходу в забвение
Описание
Бабочки небольших и относительно средних размеров. Нижняя сторона крыльев серебристо-белого цвета с шелковистым отливом. У представителей рода выражен . Окраска верхней стороны крыльев самцов практически полностью синяя, тогда как у самок окраска темная с синими пятнами.
Наружный край передних крыльев прямой, а задних — частично округлый, с прямыми промежутками между жилками и с хвостиком на жилке Cu2, а также двумя выступами на жилках Cu1 и 2A. Жилка R1 характеризуется отсутствием ветвления; жилки R2 и R3 отличаются тем, что сливаются в одну, жилки R4 и R5 имеют общий ствол.
К краю переднего крыла доходят все пять жилок.
В римской мифологии — божества полей, лесов и пастбищ. Фавны заботились о животных, но отличались буйным нравом и пристрастием к вину, из-за чего часто совокуплялись с животными и преследовали женщин. Еще они похищали детей и насылали кошмары и болезни. По различным мифам, фавнов было много — и один, в честь которого учредили особый праздник — луперкалии.
(Faunus) — принадлежал к числу древнейших национальных божеств Италии, хотя многие чисто итальянские особенности его характера и культа сгладились вследствие отождествления его с греческим Паном. Ф. — добрый, милостивый бог (от favere — быть благосклонным; отсюда же происходят имена Faustus, Faustulus, Favonius). В образе Ф.
древние италийцы почитали доброго демона гор, лугов, полей, пещер, стад, ниспосылающего плодородие полям, животным и людям, вещего бога, древнего царя Лациума и родоначальника многих древних фамилий, насадителя первоначальной культуры; при этом, наряду с единым личным божеством, верили в существование многих однородных и одноименных с ним демонов, в которых были воплощены атрибуты самого Ф.
Подобно Сильвану, Ф. , как лесной бог, живет в чащах, уединенных пещерах или близ шумящих источников, где он предсказывает будущее, ловит птиц и преследует нимф. С человеком он сообщается или во сне, или издали, пугая и предостерегая его лесными голосами; он же внушает так называемый панический страх как путникам, так иногда во время войны и неприятелям.
Он бродит в лесах невидимым духом: в связи с этим собака, которой приписывали способность видеть духов, была посвящена Ф. Являясь человеку во сне, Ф. нередко мучит его кошмаром: против этого употреблялись особые корни и мази, особенно корень лесного пиона. Особенно береглись фавнов женщины, которых бог преследовал своей любовью; отсюда эпитет его Incubus. Особым покровительством Ф. пользовались стада: он способствовал их размножению и оберегал их от волков.. .
Фавн — в римской мифологии бог лесов и полей, покровитель стад и пастухов, сын Пика и Помоны, супруг Фавны, отец Латина (от нимфы Марции) . Подобно греческому Пану, Ф. пугает и дразнит путников в лесу, проникает в жилища, чтобы тревожить сон людей. Он обладает пророческим даром. Его оракулы чаще всего находились в глухом лесу. Пророчества Ф.
можно было узнать и во сне, если человек засыпал на шкуре овцы принесенной в жертву Ф. В честь Ф. в декабре справлялся праздник фавналии, а в феврале — луперкалии (как Ф. — защитника стад от волков) . Изображали Ф. в виде юноши с козлиными ногами и ушами.
Впоследствии возникает представление о существовании множества фавнов (аналогия с греческими сатирами) .
Источник: https://ufologov.net/favn/
Сатиры и фавны: миф или реальность?
Вы когда-нибудь задумывались на чем построена мифология всех времен и народов? Что же двигало людьми тех самых времен, когда только зарождались так известные нам сегодня мифы? Безграничная человеческая фантазия или же это рассказы, основанные на наблюдениях и реальных событиях, а герои рассказов — это реально существовавшие когда-либо существа? Именно это и изучает криптозоология. В этой статье речь пойдет о таких божествах греческой мифологии, как сатирах и фавнах.
Сатиры ведут ночной образ жизни и проводят большую часть ночи, попивая вино, танцуя и играя на свирелях, которые, как говорят, они и изобрели.
По словам Корнелиуса Бростромера (1874-1943 гг.), он наблюдал за сатирами и фавнами вблизи их хитроумных укрытий в Греции и Шотландии и записывал свои наблюдения в свою книгу набросков и записей:
«Многочисленные в древние времена, они сейчас очень редки и близки к вымиранию. Сегодняшние представители этого рода не представляют организованной угрозы, как в прошедшие, но их дух присутствует во многих шумных собраниях (от футбольных матчей до диких вечеринок), они сохранили силу внушать страх и ужас людям и животным (слово «паника» происходит от имени бога Пана, обычно изображаемого как сатир или фавн)»
Многие данные криптозоологических сообществ о сатирах основываются именно на его записях. Неизвестно на сколько этот источник правдивый, однако, возможно, в его записях есть доля правды.
Сатиры считаются демоническими божествами, поскольку им присущи низменные в классическом мире человеческие качества: любовь к вину, празднествам и сексу. Кроме того, они могли неожиданно взорваться яростью, а их развлечения легко переходили в дикие оргии.
Заостренные уши, крючковатый нос и козлиный рот ярко выражают те основные животные инстинкты, которым столь охотно предаются сатиры.
Сатиры боялись людей и обычно проводили время в попытках овладеть нимфами (древнегреческие лесные богини). Однако, когда их было много, да еще и алкоголь придавал им смелости, они могли быть опасны и неуправляемы.
В греческом мифе говорится о том, что они были постоянными спутниками бога вина и развлечений Диониса, сопровождали его и участвовали в бешеных оргиях, которые могли превратить в руины целые области сельской местности.
Сатир и вакханка (Брюллов К.П.). Вакханка — спутница и почитательница Диониса.
Сатиры обладают не только звериным обликом, но и звериным темпераментом. Их имя стало синонимом диких дебошей и похоти. Патологическая приверженность к совокуплению и постоянное стремление к нему и поныне известны как проявления сатириазиса (медицинский термин).
Изображение сатира и нимфы. Ноги сатира похожи на козлиные. Они очень сильные, так как поддерживаются в хорошей форме постоянным бегом и танцами.
Фавны в отличие от сатиров более стройны и грациозны. У них более гладкие, почти безволосые торсы и элегантные рога.
Изображения фавнов
Нынешний миролюбивый образ фавна вроде симпатичного мистера Тумнуса из книг К.С. Льюиса о Нарнии далек от реальности. На самом деле их волосатые руки всегда готовы распутно ухватить женскую плоть.
По собранным данным криптозоологов считается, что среда обитания фавнов и сатиров — дикая местность, леса, холмы и горы Европы и Ближнего Востока. В основном это апеннинский полуостров.
Продолжительность жизни таких существ колеблется в диапазоне от 20 до 120 лет, а их рост составляет 1,2-1,8 метра. Возможно и в наше время сохранились некоторые особи этого рода.
Однако, на сегодняшний день они так и остаются лишь героями древнегреческих мифов и легенд. А верить в реальное существование этих существ личное дело каждого.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ae082791aa80c451f7d0f4e/5c33306a9175d500aabd67ca