Престолы, Серафимы и Херувимы — главные ангельские чины. Их представители занимают главенствующие места в небесной иерархии. Узнайте, за что они отвечают и какие функции выполняют.
Престолы, Серафимы и Херувимы в разных источниках
Ангельская иерархия известна богословам из различных источников. Это Ветхий и Новый Завет, Священное Писание, а также откровения монахов и священников, которые жили в различные времена.
Престолы, Серафимы и Херувимы упоминаются также в «Божественной комедии» Данте Алигьери.
Интересно, но в бессмертном товрении Данте ангельская иерархия описана также, как и в современных богословских изданиях.
Серафимы, Херувимы, Престолы занимают первое место в христианской иерархии ангельских сущностей. Это названия чинов, первый чин — Серафимы, второй — Херувимы, третий — Престолы. Все три чина относятся к первой сфере небесной иерархии, которых существует три. В каждой сфере — по три чина ангелов.
Ангелы высшего чина редко изображаются человекообразными существами. Иконографические изображения их вполне способны серьезно удивить большинство верующих людей. Четкая иерархия ангелов имеется только в христианской традиции.
Коран практически не затрагивает эту тему, поэтому в исламе не уделяется много внимания видам помощников Аллаха.
В иудаизме и каббале существует несколько версий иерархии божественных сущностей, и все они серьезно отличаются между собой.
Дионисий Ареопагит писал, что человек не может знать наверняка о том, какова иерархия небесных сил. По его мнению, известно только то, что пожелал открыть Бог. Возможно, нам доступна только часть устройства небесной божественной власти и аппарата управления нашим миром.
Высший ангел Метатрон — место в иерархии
По преданиям, ангел Метатрон занимает главное положение среди всех остальных небесных сущностей. Он судит других ангелов, а также восседает на таком же престоле, какой имеется и у Бога. Впрочем, если верить легендам, престол стал причиной ссоры между Богом и Метатроном и последующего наказания ангела.
Метатрон не относится к чинам первой сферы — Серафимам, Херувимам или Престолам. По преданиям, когда-то он был обычным праведником. Бог вознес его на небеса живым и превратил в совершенное существо — архангела Метатрона. Архангелы занимают восьмое место из девяти среди ангельских чинов. Однако, несмотря на это, он находится ближе к Богу, чем высшие чины.
Однако, по некоторым преданиям, Бог изгнал Метатрона. Другие ангелы не желали признавать главным обычного человека.
Кроме этого, ситуация с двумя престолами, которая породила слухи о двувластии на небесах, стала причиной для изгнания Метатрона. Однако его изгнание описывают не все легенды.
По некоторым из них он навсегда остался приближенным к Богу архангелом, несмотря на понесенное наказание. Соответственно, ангел высшего чина — Метатрон, единственный в своем роде.
Наивысший ангельский чин — Серафимы
Серафимы — наивысший ангельский чин. Это ангелы, которые ближе остальных, не считая Метатрона, находятся к Богу. По книге пророка Исайи, они появились перед людьми в облике шестикрылых существ. Первой парой крыльев они закрывали свои лица, а второй — тело. Два последних крыла необходимы им для того, чтобы летать.
По Еноху, один из Серафимов именует себя Серафиэль. У него голова орла. От этого божественного существа исходит настолько яркий свет, что даже другие ангелы не способны рассмотреть его внешний вид. Возможно, остальные Серафимы закрывали свои лица и тела только для того, чтобы не ослепить людей своей святостью.
Шестикрылый серафим. Мозаика собора монастыря Неа Мони на о. Хиос.
Иконы изображают представителей высшего ангельского чина с открытыми лицами. Два их крыла подняты вверх, два поддерживают Серафимов в воздухе, а двумя они закрывают свои тела от взоров людей. По канону, это ангелы, которые стоят вокруг Бога или поддерживают его престол. Преобладающий на их иконах цвет — пламенный, огненный, красный.
Дионисий Ареопагит утверждает, что природа Серафимов схожа с огнем, пламенной любовью к чистоте и святости. Они находятся в постоянном движении вокруг божественного. Их призвание — освещать своим светом и опалять своим жаром, возвышать и уподоблять себе низших существ.
Представители высшего чина в ангельской иерархии возносили хвалу Бога и рассказывали людям о его святости и необходимости веры и соблюдения христианских заповедей. Они поклоняются Богу и служат людским нуждам. Но основная функция Серафимов — это осуществление целей Бога на земле. Они способствуют их воплощению, отдавая приказы более низшим чинам ангелов, а также влияя на людей напрямую.
Херувимы — второй высший ангельский чин
Херувимы занимают второе место в ангельской иерархии, после Серафимов. По Книге Бытия, один из них охраняет вход в Эдем с огненным мечом. Он был назначен на должность стража после изгнания Адама и Евы.
Израильский царь Давид описывает херувимов как средство передвижения Бога.
Неизвестно, были ли они запряжены в его колесницу или переносили Бога каким-то другим способом, поскольку сохранившееся изречение Давида этой тайны не открывает:
…воссел на херувимов и полетел.
В Ветхом Завете также часто встречается описывающий Бога эпитет — «восседающий на херувимах».
По преданиям, когда фараон преследовал евреев, Бог взял Херувима из одного из колес своего престола и полетел на нем спасать избранный народ.
Кроме этого, существует еще одна функция этих представителей одного из высших ангельских чинов. Возле престола Бога и в мире людей они поют, прославляя его. По апокрифам, они заняты песнопениями вместе с фениксами и Серафимами.
Как одни из высших ангелов, Херувимы являются носителями божественной мудрости. Они распространяют знания о Боге среди людей, направляют их на правильный путь и помогают развить необходимые богобоязненному человеку качества. Херувимы также занимаются повышением образования других божественных сущностей, когда это необходимо.
По иудейским верованиям, Херувимы были созданы на третий день Творения. Однако по еврейским легендам, они стали первыми живыми существами, населяющими безлюдный мир.
По Талмуду, первыми существами стали человек, бык, орел и лев. Они же находились некоторое время возле престола Бога.
Позднее Иезекииль посоветовал ему заменить быка на херувима, чтобы бык не был живым напоминанием о временах, когда евреи поклонялись Золотому Тельцу.
Читайте статью кого сейчас называют херувимами.
Подробного текстового описания внешнего вида херувимов не существует. Однако их неоднократно изображали на иконах и в скульптуре. Взорам людей доступны только их лица и крылья. В отличие от Серафимов, лиц Херувимы никогда не прячут.
По пророчествам Иезекииля, они имеют и вовсе не одно лицо. Причем одно из них человеческое, а второе — львиное. Более ранние тексты описывают Херувимов как четырехликих существ, а иногда и вовсе являющихся в образе крылатых быков. Отмечается также отличное от человеческого строение их лиц.
Медицина называет подобные дефекты у людей херувизмом.
Талмуд упоминает, что статуи Херувимов стояли только в самом первом храме. Когда во время его разрушения язычники увидели их, они начали глумиться над верующими, называя их поклоняющимися статуям. Поэтому в дальнейшем Херувимы в виде скульптур не изображались. Их можно было увидеть только в настенных росписях храмов.
По еврейским традициям, во время сна тело человека рассказывает душе обо всем, что было сделано за день.
Душа передает сведения духу, он — ангелу, ангел — архангелу, архангел — Херувиму, а Херувим рассказывает обо всем Серафиму, а Серафим докладывает Богу.
Соответственно, Серафимы являются прямым начальством Херувимов, их посредниками в общении с Богом. Каббала гласит, что главным среди Херувимов является ангел, который носит имя Херувиил.
Роспись “Херувим” церкви Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе (Москва).
Мидраш говорит, что не Херувим носит Бога, а Бог носит его. Он не заключает в себе ничего материального, Бог сидим на Херувиме, наблюдая за происходящим в мире. Этот же источник называет два имени Херувимов — Тетраграмматон и Элохим. По преданию, это части истинного имени Бога.
В христианской традиции Херувимы считаются поющими в честь Господа ангелами, а также носителями его разума и мудрости. По библейским описаниям, у них имеется двенадцать крыльев. Астрологи связывают количество крыльев Херувимов с количеством знаков Зодиака. Кроме этого, прослеживается связь и с количеством часов в половине земных суток.
Позднее Иоанн Златоуст писал, что Херувимы полностью состоят из глаз — все их тело покрыто ими. Возможно, поэтому они скрывают его под крыльями. Иоанн Златоуст увидел в таком строении символ мудрости. По его словам, через Херувимов Божий разум взирает на мир.
Некоторые богословы, например, Фома Аквинский и Феодор Студит называют Херувимов представителями высшей ангельской власти. По их мнению, они занимают первое место в божественной иерархии, а Серафимы — второе. В православном богослужении имеется особая молитва, которая называется херувимской песней.
Какое место в небесной иерархии занимают Престолы
По Священному Писанию, Престолы имеют такое название не просто так. На них время от времени восседает Бог, изрекая свой Суд. По некоторым преданиям, Престолы служат и средством передвижения Бога, поэтому их иногда называют Богоносными.
Изображение престолов на фреска храма Святого Иоанна Крестителя в Кратово, Македония.
Представители этого ангельского чина выполняют роль престола Господнего. Они занимают третье место среди ангельских чинов, подчиняясь Серафимам и Херувимам. Все остальные ангельские чины подчиняются Престолам и более высшим ангелам.
Престолы выполняют не только функции транспорта и божественного трона. С их помощью Бог осуществляет свой суд над ангелами и людьми. Престолы занимаются и человеческими судами, помогая правителям, судьям, руководителям, которые выполняют свои обязанности на разных уровнях, в различных масштабах.
Престолы изображаются в виде огненных колес с глазами на ободах. У них имеется по четыре крыла. Изначально в таком виде изображались Херувимы, но позднее их облик стал ближе к Серафимам, а огненные колеса еще некоторое время были их атрибутами. В это же время людям открылся истинный облик Престолов. В еврейской культуре третий чин называется Колесами, или Офанимами.
В целом, существует три чина первой сферы божественной иерархии. Это ближайшие к Богу Серафимы и подчиненные им Херувимы и Престолы. Каждый из этих божественных сущностей выполняет свои роли, помогая Богу управлять миром.
Источник: https://religiya.temaretik.com/1819611848167918306/naivysshie-angelskie-chiny—prestoly-serafimy-i-heruvimy/
Отличие серафимов и херувимов
В повседневной жизни мы часто слышим слова «ангел» и «ангел-хранитель», а вот читая Святое Писание и труды Отцов Церкви можно встретить различные названия ангелов, такие как херувимы, архангелы, серафимы и прочие. Кто такие ангелы, почему для их определения используют различные слова и в чем заключается разница между этими существами?
Ангельские чины
В Святом Писании есть места, которые говорят, что до создания человека Бог сотворил служебных духов — ангелов. По своей природе они имеют знание и разум, но их главное отличие от человека, что они не имеют свободного выбора, т.е. они были изначально созданы Творцом для служения Ему, поэтому не могут отказаться или отрицать Его существование, как делают многие люди.
Икона «Собор Семи Архангелов»
Тем не менее дьявол изначально также был ангелом, но гордость поселилась в его сердце и стала причиной его падения. Но несмотря на отсутствие свободы выбора, служебные духи все же могут быть подвержены греху и стать Богу противниками.
Молитвы Ангелу Хранителю:
Изначально же Господь создал их для того, чтобы они прославляли Его, служили Ему и были вестниками Его воли для человека. На самом деле все знание об ангельских чинах люди взяли из Библии и свидетельств Отцов Церкви, также встречаются довольно подробные изображения на иконах.
Интересно! Впервые после древнееврейских пророков в первом веке Небесное воинство попытался описать епископ-мученик Дионисий Ареопагит. Именно на его труды опираются литургические тексты и все иконописцы.
Он считал, что по своей природе ангелы не имеют телесной оболочки, как люди, но тем не менее они имеют некое тело, которое не видно человеческому глазу, но которое имеет свою неповторимую природу и структуру.
Предполагается, что видимыми они становятся в момент взаимодействия с человеком, чтобы последний воспринимал их.
Они менее зависимы от времени (предполагается их бессмертие) и места, нежели люди, поэтому не стареют и могут быстро преодолевать большие расстояния.
В Писаниях часто изображаются серафимы, нисходящие с неба и поднимающиеся обратно, из чего можно сделать вывод, что они также могут быть у Небесного Престола.
Изначально, Господь сотворил Ангельский мир (пророк Даниил насчитывал более миллиарда небесного воинства) для прославления и служения, но по прошествии времени, уже после сотворения человека служебные духи стали выполнять и другую работу.
Возвещение Благой вести Деве Марии Архангелом Гавриилом
Принято считать, что ангелы выполняют роль вестников, поскольку они приносят и возвещают людям Волю Бога. О беременности Деве Марии объявил архангел Гавриил, а о рождении Христа пастухам объявил также ангел. Они защищают и охраняют людей, ведь у каждого из нас есть свой хранитель.
Иерархия ангелов
Как все в Божьем мире, ангельское сообщество имеет свою структуру и строение. Существует всего 9 ангельских чинов, которые взаимодействуют в гармонии и построены по триадическому принципу — выделяют Высшую, Среднюю и Низшую иерархию, в каждой из которых по три ступени.
- Низшая иерархия состоит из престолов — служебных духов, которые наиболее приближены к человеку и всячески им помогают, например, именно они выполняют роль хранителей людей.
- Средняя — из херувимов.
- Высшая — из серафимов.
У некоторых высших чинов есть имена собственные, так в Писании можно встретить архангела Михаила (архистратиг), Гавриила (главный вестник Господа), Рафаила (целитель душ и тел человеческих).
На заметку! Порядок иерархии отличается в различных религиях, так иудаизм насчитывает 10 чинов, а некоторые раввины вообще изображают их структуру в виде дерева без определенного порядка.
Православные богословы в своих описаниях чинов опираются на места Нового и Ветхого Заветов, при этом порядок и взаимодействие их часто отличается.
За всю историю было множество вариантов.
В настоящее время за главную теорию принято считать труд Дионисия, которая разделяет все Небесное Воинство на три ступени по триадическому порядку:
- Первая сфера: серафимы, херувимы и престолы.
- Вторая сфера: господства, силы и власти.
- Третья степень: начала, архангелы и ангелы.
Такая форма иерархии предполагает строгий порядок подчинения и взаимодействия ангелов и имеет библейское подтверждение, которое изложено в первом послании Апостола Петра. Все сферы между собой имеют различия, точно также, как и чины каждой ступени.
Серафимы
Ангелы с таким названием считаются высшим ангельским чином и подчиняются непосредственно Богу Отцу. С древнееврейского языка слово серафим обозначает «пламенеющий», т.е. горящий. Слово, которое используется в древнееврейском также применяют для обозначения яркой и резкой молнии.
Важно! Согласно Писанию, серафимы восхваляют непрерывно Господа и служат нуждам людей. Они наиболее приближены к Творцу и являются высшим ангельским чином, т.е. стоят во главе Небесного Воинства. Слово, которое в еврейском языке обозначает серафима также встречается в Ветхом Завете в текстах, где Господь посылает наказание на людей за непослушание (Чис.21 глава) из чего можно сделать вывод, что этот чин не только служит людям, но и выполняет роль карателя за непослушание Богу.
Серафимы наиболее приближены к Творцу и являются высшим ангельским чином
В Библии этот вид ангелов впервые встречается в книге пророка Исаии, который описывает их как существ с шестью крыльями. В Откровении Иоанна Богослова в 4 главе автор описывает их, стоящих у престола, похожими на животных — льва, тельца, орлу. Лишь один из четырех имел лицо, подобное человеку. Все серафимы стояли вокруг престола и непрерывно возносили славу Господу Творцу.
Херувимы
Существа с таким названием считаются вторым высшим чином и подчиняются серафимам. С древнееврейского языка слово херувим обозначает «излияние мудрости». Первое упоминание об этом существе встречается в книге Бытие 3 главе «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».
Молитвы Архангелу Михаилу:
В книге пророка Иезекиля 28 главе автор описывает падение возгордившегося херувима на землю, именно этот ангел впоследствии стал сатаной. В более поздних текстах (Пс. 17:11) херувимов использует Господь для перемещения: «воссел на херувимов и полетел».
Изображение херувима в храме Соломона указывало на существование ангелов
Слово херувим в еврейском языке означает «красивый лицом», поэтому принято изображать их красивыми молодыми людьми. В первой главе пророк Иезекииль очень подробно описывает и изображает их схожими с людьми внешне, за исключением наличия крыльев.
Главные различия
Серафимы и херувимы относятся к Высшей сфере ангельских чинов и являются наиболее приближенными существами к престолу Творца. Первые окружают Его и непрерывно славят, также они очищают людей от скверны, ведь именно такой ангел поднес огненный уголек к пророку Исайе, когда он предстал перед Отцом Небесным.
Херувимы же исполняют волю Бога и выполняют конкретную работу, так один из них охраняет Эдем и Дерево Жизни от человека. Именно они передают Небесное познание и Божественную волю не только низшим ангелам, но и людям.
Внешний вид этих двух ангельских чинов различается: первые имеют животноподобные тела, а вторые — человеческие. Цвет крыльев первых — алый, а у вторых — голубой и зеленый. В иконописи они изображается практически одинаково, за исключением эпохи Возрождения, когда херувимы рисовались в виде младенцев с крыльями.
Отображения в иконописи и литературе
Серафимы изображаются на иконах обычно алыми цветами, огненными, которые наиболее точно подходят для их горящей сущности и страстной любви к Богу и Небесной чистоте. Их описание можно встретить в апокрифических книгах Еноха и Юбилеев, а также в труде Дионисия «Небесная иерархия». Их рисуют с шестью крыльями, которыми они прикрывают свое тело и лицо.
Довольно подробное изображение можно увидеть на стенах и потолке церкви Преображение в Новгороде. Серафимы упоминаются в многочисленных литературных произведениях (Пушкин «Пророк»), а также музыкальных (Гребенщиков «Бурлак»). Изображает их и художник Васнецов в своей картине «Серафимы».
Херувимов обычно рисуют в лазурных тонах, также с 4 парами крыльев. Изначально на иконах они имели вид тетраморфов — существ с 4-мя сущностями: быка, человека, льва и орла. Именно так описывал их апостол Иоанн Богослов, хотя некоторые художники описывали их по словам пророка Иезекииля с колесами вместо ног.
Часто этот чин рисуется как престол для Иисуса Христа, его можно увидеть на множестве икон и стенах храмов. Несмотря на некоторые различия между этими ангельскими чинами, они служат Господу Богу и являются вестниками Его Божественной Воли для людей. Это божественные чистые существа поклоняются непрерывно Богу Творцу и зажигают Его огнем души людей.
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/serafimy-i-heruvimy.html
Шестикрылые серафимы — ближайшие к Богу ангелы
Шестикрылые серафимы — сие верховные ангелы, наиболее приближенные к Богу в христианской и иудейской религиозных традициях. Они обладают колоссальными силами и возможностями, в самом деле равными божественным — сам Сатана ранее был одним из них.
Кто такой такие шестикрылые серафимы
Прежде чем говорить о значении серафимов в общепринятом христианском богословии, подобает внимательно узнать истоки, от которых произошли эти могущественные существа. Само сказуемое «сераф», или же «сараф», в древнеиудейском языке обозначало огонь, а компаратив — непосредственно языки пламени или же дракона.
Кроме этого, в некоторых случаях данное союз также означало молнию, любого летающего змея или даже грифона. Прямо с этой, «змеиной» сущностью серафимов связано большинство чудес, творимых ветхозаветными пророками.
Определенно прослеживается в этом значении серафимов и связь с сиррушем — таинственным змееподобным существом alias драконом, занимавшем важное место в древневавилонской мифологии.
Так, именно серафимы в ветхозаветные время часто становились исполнителями всех пророчеств Господних, ниспосылая наказания беспутным язычникам, которые были противны Божьему лику. Серафимов обозначал и василиск на знамени Моисея. В целом же непосредственно в Библии эти ангельские существа упоминаются мучительно редко. А наиболее исчерпывающее их описание представлено в книге Пророка Исайи, идеже и описывается наличие у них шести крыльев. Одну пару они используют во (избежание полёта, другими двумя закрывают лицо и ноги соответственно. В этом но описании указывается и то, что они беспрестанно прославляют Бога своими песнями и гимнами.
Небесные серафимы являются одними изо немногих высших, исключительно добродетельных существ, которые могут изображаться в иконографии рядом помощи красных цветов, что символизирует их огненную сущность и невероятные талантливость, равно как и олицетворение силы, близкой к господней.
Известные ангелы Серафимы и их имена
Так, в раннехристианских источниках упоминается Иехоэл, являющийся предводителем всех Серафимов. И без этого (того) того, он единственный, кто знает истинное имя Божье. Да, Иехоэл является личным врагом демона Левиафана и неустанно сдерживает его с попыток нанести вред человечеству и Небесам. Известен и серафим Израэль — скажем некоторые и склоняют его к чину ангелов-херувимов, известная литература упоминает, ровно он является шестым среди всех ангелов, находящихся подле престола Божьего.
Множество демонов тоже ранее были серафимами – как сам Сатана, так и, например, его вторая шершавка — демон Вельзевул, а также Левиафан и Асмодей.
Именно они и являются основными владыками Даша, отвечая за самые важные смертные грехи и соблазняя людей и других ангелов бери злые поступки. Это логично, особенно если вспомнить большинство легенд о падении Сатаны.
Упоминается, по какой причине его сила была практически равна Божьей, и он был самым сильным с всех ангелов, а значит — он однозначно принадлежал к чину серафимов.
Молитвы к серафимам и обращения к ним
В целом, обращения к серафимам, архангелам и всему сонму Сил Небесных произносятся нет слов времена самой сильной нужды. Также, их можно читать предварительно началом какого-либо особенно ответственного дела, в котором необходима пора и совесть знать любая возможная помощь – чем больше она будет, тем выгодно отличается. Итак, данную молитву необходимо читать только после недельного поста, спервоначалу исповедовавшись в храме:
Вси святии Небесные Бесплотные Силы, удостойте меня вашей силы ломать все зло и страсти под ноги мои. Святии Бесплотные Серафимы, удостойте меня еть пламенеющее сердце к Богу. Святии Бесплотные Херувимы, удостойте меня кто наделен премудрость для славы Божией.. Святии Бесплотные Престоли, удостойте меня размежевывать истину от неправды.
Святии Бесплотные Господства, удостойте меня превалировать над страстями, чтобы дух поработил плоть. Святии Бесплотные Силы, удостойте меня содержать мужество в исполнении воли Божией. Святии Бесплотнии Власти, удостойте меня фачи силу победы над злом. Святии Бесплотные Начала, удостойте меня отбывать службу Господу Богу в непорочности сердца и дел рук моих.
Святии Бесплотные Архангелы, удостойте меня совершать волю Господа нашего Иисуса Христа.
Святии Бесплотные Ангелы, удостойте меня следовать над немощными в просвящении их в истине.
Другая, более простая антифон может читаться в любое время, просто в те моменты, когда вы будет необходима помощь Небесных Сил:
Величаем вас, Архангелы и Ангели и весь воинства, Херувими и Серафими, славящие Господа. Величаем вас, Архангелы, Ангели, Основы, Власти, Престоли, Господствия, Силы и Херувимы, и страшныя Серафими, прославляющие Господа.
О серафимах, невзирая на их важную роль и приближенность к Богу, известно крайне в обрез. Эти шестикрылые ангелы способны изменить жизнь каждого человека (языко в лучшую, так и в худшую сторону. До сих пор сохранились притчи ради карающих серафимов, обращавших в прах целые народы.
Шестикрылые серафимы — ближайшие к Богу ангелы — по сей день тайны на
Раньше такие загадочные явления причисляли к проделкам принадлежность, ведь найти причину происходящего было просто невозможно. Сейчас к таких феноменов придумали специальный термин – «непознанное». Некоторые из сих явлений чаще других упоминаются в литературе и прессе… Немного магии изменит круг в лучшую сторону.
Гармония магического оберега с Вашим биополем зависит через нескольких параметров: индивидуальных особенностей и желаемых целей. Не забывайте и о разнице в среде амулетом, оберегом и талисманом. Амулет всегда изготовлен лично, талисман и фетиш могут быть купленными.
Кроме этого, талисман — привлекает положительную энергию, а фетиш — защищает от негативной.
Источник: https://321news.ru/shestikrylye-serafimy-blijaishie-k-bogy-angely/
Кто такие серафимы и херувимы в православии: отличия ангелов
В Священном Писании указано, что до создания человека, Всевышним были созданы бестелесные сущности – ангелы. По сути – это разумные существа, сотворённые Господом, основная цель которых заключается в служении Небесному Отцу.
Способности ангелов
Сила воинов Небесного Царства даруется Господом. Именно Бог определяет круг способностей и возможностей, которыми они будут наделены. Христианскими сказаниями и писаниями были определены некоторые способности ангелов:
- Могут быть невидимыми для человека;
- Способность материально проявлять свою сущность в физическом пространстве;
- Возможность летать;
- Явление к человеку через видения, а также умение видеть будущее;
- Появление в человеческом теле, воздействие на материальный мир;
- Способность испепелять и разрушать целые селения и города (например, Содом и Гоморра).
Ангелы отличаются друг от друга не только степенью власти и совершенства, но и направлением деятельности. Всевышний выделил разные зоны ответственности для этих созданий. Созданные бессмертными, они никогда не постареют и не умрут. Являясь служебными духами, принимают непосредственное участие в судьбе человечества.
Среди людей бытует ошибочное мнение, что ангелы существуют только в христианской религии. Так получилось, потому что христианство является единственной религией, в которой достоверно описывается иерархия ангелов. Конкретно это описывается в книге Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии», которая была написана в 5 веке.
Ангельская иерархия
Согласно этой книге в Ангельских чинах принято различать три лика, а в каждом лике находится три чина. Т.е. всего 9 чинов. Рассмотрим первый лик, в котором выделяют следующие чины:
- Серафимы;
- Херувимы;
- Престолы.
Серафимы
Серафимы — это ангелы, находящиеся к Богу ближе всех остальных.
Впервые они упоминаются в Ветхом Завете. Переведя слово «серафим» на древнееврейский, мы получим — «пламенеющий», что говорит нам о их пламенной любви к Создателю.
Они имеют три пары крыльев: одна пара необходима для полёта, другая для того, чтобы закрывать лицо и третья, чтобы закрывать ноги.
Имея любовь к Богу, Серафимы разжигают огонь этой любви и в сердцах других, предочищая душу Божественным огнем, исполняя ее силы и крепости, вдохновляя на проповедь.
Херувимы
В Небесной иерархии, херувимы занимают второе место, следуя сразу после серафимов. Книга Бытия гласит, что один из них удостоился охранять вход в Райский Сад, держа в руках огненный меч. Принято считать, что херувимы – средство передвижения Господа. В Библейском писании встречается изречение – «восседающий на херувимах», когда говорится о Всевышнем.
Они имеют две пары крыльев: одна пара поднята вверх, где крылья касаются друг друга, а вторая пара опущена вниз, где крылья закрывают тело.
Основные отличия
Серафимы являются ангелами высшего чина и наиболее приближены к престолу Господа. Вышеупомянутые ангелы полностью окружают Его, славят и бесперебойно воспевают, а также очищают человека от зла и скверных деяний.
Херувимы созданы исполнять волю Творца, выполняя поручения Всевышнего. Осуществляют передачу волю Господа и Святое Знание, не только ангелам низшего чина, но и людям.
Отличается цвет крыльев ангелов: серафимы имеют крылья алого цвета, а херувимы – лазурного. Также отличается количество крыльев: серафимы имеют три пары, в отличие от двух пар у херувимов.
Шестикрылые ангелы прославляют Творца у Его престола, пламенеют от любви к Нему, пробуждают любовь к Всевышнему в других созданиях. Херувимы же – заступники Небесного Отца, разумные создания, распространители знания, изваяния мудрости. Они непрерывно смотрят на Создателя и изрекают остальным полученную от Него информацию и мудрость.
Источник: https://omolitvah.ru/eto-interesno/kto-takie-serafimy-i-heruvimy-v-pravoslavii-i-v-chem-ih-otlichie/
Шестикрылые серафимы: кто такие, имена, тайны, молитвы
Небесная иерархия обладает сложным строением. Ангелы делятся на несколько рангов, и каждый из чинов исполняет уникальную функцию на благо мироздания. Всякое место почетно в божественной структуре, и все же самые ответственные задачи возложены на более мудрых и опытных ангелов. К числу верховных ангелов, входящих в ближайшее окружение Создателя, входят шестикрылые серафимы.
Кто такие серафимы
Название этого отряда представляет собой множественное число древнееврейского слова «сераф» (в отдельных диалектах – «сараф»), которое имеет несколько значений. По смыслу это слово связано с огнем и переводится как «пламя» или «пылающий», «огненный». Также «сераф» в иврите обозначает летающего змея, поэтому серафимы ассоциируются в некоторых текстах с грифонами либо драконами.
Исследователи древней мифологии усматривают связь между библейскими серафимами и персонажем сирруш из вавилонских мифов. Согласно изображению на воротах богини Иштар, сирруш имел змееподобное чешуйчатое тело.
В облике огненных змеев серафимы снисходят на Землю, чтобы исполнить Божью волю. Они несут возмездие злостным грешникам и тем, кто чинит препятствия пророкам. Когда Господь повелел Моисею выставить на знамя змея, то речь шла именно о серафиме.
Серафимы занимают высшее положение в ангельской иерархии. Их образ раскрыт в ветхозаветной Книге пророка Исайи. В его видении серафимы составляли ближайшее окружение Бога.
Примечательно, что эти существа имели три пары крыльев: одной парой они закрывали свои лица, второй – ноги, третья пара служила им для полетов. При этом они воспевали славу Господу.
Затем Исайя описывает, как один из серафимов подлетел к нему и горящим углем коснулся уст. Так пророк был очищен от предыдущих грехов.
Упоминаются серафимы и в финальной части Библии – Апокалипсисе. Они предстают как четыре животных, которые имели по шесть крыльев и также восхваляли имя Господне. На иконах серафимы часто изображаются в красном цветовом спектре. Это подчеркивает их огненную природу, а также фантастические возможности, сравнимые с силой самого Бога.
Как правило, в богословских текстах иудаизма и христианства серафимы фигурируют без упоминания имен. Это подчеркивает высокий статус этих существ в божественной иерархии, а также указывает на их праведность и исключительную чистоту. Они являются самыми преданными проводниками воли Господа.
Между тем, некоторые источники содержат информацию, что в число серафимов входят известные ангелы. К примеру, в эпоху раннего христианства был известен Иехоэль, возглавляющий отряд серафимов.
Именно Иехоэль обладал тайным знанием, каково подлинное имя Господа.
Являясь предводителем серафимов, этот верховный ангел противостоял Левиафану и ограждал людей, живущих на Земле, от агрессии этого могущественного демона.
В христианских текстах ангел Израэль также причислен к рангу серафимов, хотя другие богословы причисляют его к разряду херувимов. Утверждается, что Израэль занимает шестое место среди наиболее приближенных к Творцу созданий.
Отдельные теологи наделяют чином серафима ангела Уриила. Во всяком случае, этим статусом Уриила наделяют христианские неканонические тексты и апокрифы. Однако официальные источники описывают Уриила как архангела с двумя крыльями, а не шестикрылого серафима.
Отдельного разговора заслуживают падшие ангелы во главе с Люцифером. Последний, как известно, был самым близким к Богу и вполне мог принадлежать к рангу серафимов. Не исключено, что высшие демоны Вельзевул, Асмодей и Левиафан до низвержения в преисподнюю служили при Господе в качестве серафимов.
Сохранив прежнее могущество, они заняли верховное положение в иерархии темных сил. Их называют владыками ада, и на них возложена самая ответственная миссия – сбивать с пути истинного живущих на Земле людей, подбивать на дурные дела и завладевать их душами.
Серафимы в трактате «О небесной иерархии»
Богослов Дионисий Ареопагит при описании серафимов опирался на Книгу пророка Исайи. Дионисий ставит серафимов во главу Небесного воинства, а их пламенную сущность он объясняет стремлением к свету. Также, согласно этому тексту, огонь олицетворяет очищение от грехов. Серафимы просто сжигают грешные помыслы и чувства, обращая их в пепел.
Дионисий Ареопагит, мозаика в Осиос Лукас
Эти ангелы пребывают в вечном движении, мгновенно перемещаясь в любой уголок Вселенной. Они озаряют неугасимым светом все окружающее пространство, приводя в восторг праведников и устрашая грешников.
Молитвы и обращения к серафимам
В православии верующие редко обращаются непосредственно к серафимам. Более распространены молитвы, адресованные Богу, своему ангелу-хранителю либо конкретному святому. Но существуют призывы к Силам Небесным, где серафимы обязательно упоминаются в числе верных Божьих помощников.
В таких молитвах неизменно подчеркивается могущество серафимов и их приверженность к справедливости.
На протяжении человеческой истории эти шестикрылые ангелы являли собой орудие божественного возмездия, иногда выступали в качестве ангелов смерти, а потому люди обращаются к серафимам и другим высшим ангелам в исключительных случаях. Это уместно, если на страну напал враг или идет гонение на праведников.
Обычный верующий может попросить серафимов о поддержке, если он задумал важное дело, направленное на пользу людям. Но прежде чем приступить к такой молитве, надо выдержать недельный пост и обязательно сходить в храм на исповедь. Вот текст обращения:
Вси святии Небесные Бесплотные Силы, удостойте меня вашей силы сокрушать все зло и страсти под ноги мои.
Святии Бесплотные Серафимы, удостойте меня иметь пламенеющее сердце к Богу.
Святии Бесплотные Херувимы, удостойте меня иметь премудрость для славы Божией… Святии Бесплотные Престоли, удостойте меня различать истину от неправды.
Святии Бесплотные Господства, удостойте меня господствовать над страстями, чтобы дух поработил плоть.
Святии Бесплотные Силы, удостойте меня иметь мужество в исполнении воли Божией.
Святии Бесплотнии Власти, удостойте меня иметь силу победы над злом.
Святии Бесплотные Начала, удостойте меня служить Господу Богу в непорочности сердца и дел рук моих.
Святии Бесплотные Архангелы, удостойте меня исполнять волю Господа нашего Иисуса Христа.
Святии Бесплотные Ангелы, удостойте меня руководствоваться над немощными в просвещении их в истине.
Можно прибегнуть к более простой молитве, которая не требует особых условий. Читайте ее, когда будет нужна ангельская поддержка.
Величаем вас, Архангелы и Ангели и вся воинства, Херувими и Серафими, славящие Господа. Величаем вас, Архангелы, Ангели, Начала, Власти, Престоли, Господствия, Силы и Херувимы, и страшныя Серафими, прославляющие Господа.
Заключение
Несмотря на первостепенную роль серафимов в Царстве Божьем, сведения об этих шестикрылых созданиях не слишком обширны. Мы знаем о них крайне мало. Однако их яркий образ всегда вдохновлял поэтов и служил духовным ориентиром для искателей истины.
Источник: https://PoTyStorony.ru/poltergejst/shestikrylye-serafimy.html
В чём разница между серафимами, херувимами и ангелами?
Бесплотные небесные силы в христианской традиции имеют свою сложную иерархию. Лучше всего она представлена в сочинении неизвестного автора «О небесной иерархии» (созданном на рубеже 5-6 веков) .
Его авторство долго приписывалось Дионисию Ареопагиту, епископу Афинскому и выдающемуся богослову, память которого чтится 16 (3) октября. Согласно этой иерархии, 9 чинов ангельских делятся на три степени, лика или «сферы» — на иконах они часто изображаются именно как сферы.
В первую сферу входят: Серафимы — горящие, пламенеющие, огненные. Приближенные к престолу Творца шестикрылые ангелы, прославляющие Его, пламенеющие любовью к Богу и побуждающие к ней других. Херувимы — заступники, умы, распространители познания, излияние мудрости, четверокрылые и четырехликие ангелы.
Они беспрерывно созерцают Бога и передают миру полученную от Него мудрость. В православном богослужении на литургии поется херувимская песнь: «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе…». Престолы — «Богоносные» , на них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой.
Второй лик ангелов: Господства — наставляют земных правителей в делах управления, учат владеть чувствами, укрощать греховные страсти. Силы — творят чудеса, ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божьим. Власти — имеют власть укрощать силу дьявола.
Третий лик ангелов: Начальства или Начала — управляют миром и стихиями природы. Архангелы — начальники ангелов и учители небесные. Ангелы — наиболее близки к нашему миру, глашатаи Бога, рассказывающие людям о намерениях Божиих и наставляющие людей на путь добродетельной и святой жизни.
Серафимы
Серафи́мы — в иудейской и христианской традиции высший ангельский чин, наиболее приближённый к Богу
Согласно различным упоминаниям из апокрифических и канонических источников, серафимы есть ангелы, стоящие вокруг Бога. Первое упоминание серафимов в Библии находится в Книге Пророка Исайи (Ветхий завет); они появляются в его рассказе о странном видении перед призывом в храм иерусалимский:
« Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!»
Основываясь на отрывке из Книги Пророка Исайи Дионисий Ареопагит определяет серафимов как первых среди ангельских чинов и связывает их природу с пламенной, горящей любовью к свету и чистоте.
В своём сочинении «О небесной иерархии» он пишет, что серафимы находятся в постоянном движении вокруг божественного и озаряют все вокруг жаром от своей быстроты и бесконечности полёта, способны возвышать и уподоблять себе низших существ, воспламеняя их сердца, а также очищать их «подобно молнии и всепожирающему огню». Их образ световиден и обладает неприкрытостью и неугасимостью.
Херувимы
Херувимы — упоминаемое в Библии крылатое небесное существо. В библейском представлении ο небесных существах, вместе с серафимами являются самыми близкими к Богу. В христианстве второй, следующий после серафимов, ангельский чин.
В Книге Бытия (3:24) херувим, вооружённый «пламенным мечом», охраняет вход в Эдемский Сад. Давид описывает херувимов как средство передвижения Бога: «воссел на херувимов и полетел» (Пс. 17:11); частый эпитет Бога в Ветхом Завете — «Сидящий на херувимах.
Пророк Иезекииль, предсказывая падение царя Тира, сравнивает его с херувимом, чьи одежды были украшены сверкающими драгоценными камнями, который был низвергнут Богом из Эдемского Сада на землю за то, что он впал в грех гордыни (Иез. 28:11–19).
Библия содержит несколько различных описаний херувимов. У херувимов в Скинии и в Храме по одному лику (Исх. 25:20) и по два крыла (Исх. 25:20, 3Цар. 6:24, 27). Пророк Иезекииль в своём видении (Иез. 1:5) описывает херувимов несколько иначе: это человекоподобные существа с четырьмя крыльями (два подняты вверх и касаются друг друга, а два опущены вниз и закрывают тело), четырьмя ногами, подобным бычьим, но сверкающими, «как блестящая медь», четырьмя руками под каждым из четырёх крыльев и четырьмя лицами: человека и льва (с правой стороны), быка и орла (с левой).
Подробнее см. тетраморф. Возле каждого из них по колесу. Всё тело херувимов, и спина, и руки, и крылья, а также колёса, всё покрыто глазами. Способ передвижения — шествие и полёт.
Ангелы
А́нгел (др.-греч. ἄγγελος, ангелос — «вестник, посланец»), в авраамических религиях — духовное, бесплотное существо, сообщающее волю Бога и обладающее сверхъестественными возможностями. Традиционно ангел изображается как антропоморфное существо с крыльями за спиной.
Ангелы обычно изображались в виде светловолосых юношей с крыльями (символ свободы духа) в белой льняной одежде с золотыми поясами. Место обитания ангелов — небеса, которые сотворены прежде плотного неба (Быт.1.1, Быт.1.8).
Сила Ангелов даруется Богом. Он определяет для любого Ангела те способности, которыми Ангел будет обладать. Некоторые способности были показаны во многих христианских сказаниях:
- Быть невидимым для физического восприятия;
- Способность к полёту в духовном;
- Способность к проявлению в материальном:
- Способность появляться в физическом человеческом теле, способность к воздействию на физический мир;
- Видение через время, видение как лица человеческой души, так и мыслей человека в душе и во взгляде, глубинных помышлений сердца человека;
- Способность уничтожать целые города;
- Возможность греховного выбора существует для ангелов в христианстве, но отсутствует в исламе и иудаизме;
Источник: https://v-chem-raznica.ru/raznica-mezhdu-serafimami-kheruvimami-i-angelami