Сирин, Алконост, Гамаюн — птицы древнейших легенд и сказаний.
О них упоминают русские летописи, их изображения сохранились среди иллюстраций к древним рукописным книгам, на ювелирных изделиях Киевской Руси, в резьбе белокаменных соборов далекой от Киева Владимиро-Суздальской земли (Дмитровский собор во Владимире — 1212 год, Георгиевский собор в Юрьеве-Подольском — 1230 год). Кто они, эти загадочные птицы-девы из Райского или, по-другому, Солнечного Сада, и как они попали в русскую культуру?
Птицы-девы не единственные фантастические существа, знакомые славянским верованиям. Им были известны и Кентавр (Китоврас) — человекоконь, стреляющий из лука, Грифон — крылатый лев с головой орла, Дракон — крылатый змей. Все эти чудо-звери связаны с преданиями и искусством Востока.
Трудный и долгий путь совершали сказочные образы Востока, прежде чем они попадали на Русь. По Хвалынскому (Каспийскому) морю, а затем по Славянской реке, как восточные купцы тогда называли Волгу, плыли корабли из Индии и Персии, груженые разными товарами, украшенными рисунками, в которых переплетались фантастические травы, цветы, звери и птицы.
По притокам Волги, где водой, а где и волоком, отправляли их во все стороны Руси. Кроме Волги, был и второй путь, связывающий Киевскую Русь с Востоком — это путь по Днепру и Черному морю. Шумным и оживленным был порт Корсунь (Херсонес) — близ современного Севастополя.
Корсуньские купцы не только держали в своих руках всю торговлю с Востоком, но и рассказывали русским людям о далеких странах, об услышанных там мифах и легендах.
Сирин и Алконост. Худож. В.Васнецов
Птица Сирин
Си́рин [от греч. seirēn, ср. сирена] — птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. Происходит от греческих сирен.
В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин — это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн.
Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.
Иногда прекрасная птица Сирин встречается в образе настоящей птицы, без всяких человеческих составляющих. Её перья покрывает невидимая масса, символизирующая Стихии. «Крылья ее были белые с голубыми и красными полосами, как карамелька, клюв — нежно-фиолетовый, заостренный, похожий на клинок, а глаза яркие, зеленые, цвета молодой листвы, и мудрые, благосклонные».
Сирин в древнерусском фольклоре — большая, сильная, пестрая дева-птица с большой грудью, строгим лицом и короной на голове. Аналогом и даже скорее всего предшественником русского Сирина являются греческие Сирены, которые волшебным пением увлекал и мореходов, и их корабли гибли в морской пучине.
Первым человеком, кто услышал пение Сирен и остался жив, был Одиссей, который залепил своим спутникам уши воском, а себя повелел привязать к мачте. Благополучно мимо острова Сирен прошли и аргонавты, но только лишь потому, что их внимание от «сладкоголосых» отвлек своим пением Орфей.
Согласно другому мифу Сирены — морские девы необыкновенной красоты — входили в свиту богини Деметры, которая разгневалась на них за то, что те не помогли ее дочери Персефоне, похищенной Аидом, и наделила их птичьими ногами.
Правда, существует еще один вариант этого мифа: Сирены сами просили дать им птичий облик, чтобы им было легче разыскать Персефону.
Сирин на виноградном дереве 1710г
По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже одурманивала путников и увлекала их в царство смерти.
В более поздний период эти черты были вытеснены, и русский Сирин был наделен магическими функциями защитного характера, олицетворял красоту, счастье и радость бытия.
А носителем несчастий и бед, согласно русской мифологии, считалась фантастическая птица с женским ликом — птица Обида, которая в отличие от Сирина и Алконоста, изображалась с распростертыми крыльями, разгоняющими хорошие, светлые времена. Вестником несчастий был также Див или Птич — гневная птица с раскинутыми крыльями, сидящая на вершине дерева.
Старейшими изображениями Сирина в русском искусстве считаются рисунки на ювелирных изделиях Киевской Руси, главным образом на золотых колтах (висячих подвесках или височных кольцах в женском головном уборе) и серебряных браслетах-запястьях. Сохранились изображения Сирина на старинных дверцах шкафа, сундуке, поливном блюде, берестяных шкатулках. Рядом с Сирином зачастую славяне рисовали и другую мифическую птицу — Алконоста.
Алканост
Птица Алконост
Алконо́ст (алконст, алконос) — в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье. По сказанию XVII века алконост пребывает близ рая и когда поет, то сам себя не ощущает.
Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на 7 дней.
Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете.
Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой богами в зимородка. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы и лубочным картинкам.
Алконост изображается полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями (крыльями), человеческими руками и телом. Девичья голова, осененная короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись.
В руках держит райские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью. Легенда о птице Алконост перекликается с легендой о птице Сирин и даже частично её повторяет. Истоки же этих образов следует искать в мифе о сиренах.
Существует подпись под одной из лубочных картинок с её изображением: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает.
А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит». Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин.
Алконост считают ещё и птицей Зари, которая управляет ветрами и погодой. Считается, что на Коляду (в зимнее солнцестояние) Алконост рождает детей на «краю моря», и тогда семь дней стоит безветренная погода.
Самое раннее изображение Алконоста находится среди миниатюр и заставок Юрьевского Евангелия 1120-1128 годов — одного из древнейших памятников русской письменности, которое было выполнено в Киеве по заказу Юрьевского монастыря древнего Новгорода.
Изображен Алконост с руками и крыльями одновременно и с цветком в руке.
Почему же на столь значимых, дорогих предметах чаще всего можно было увидеть именно птиц-дев — Сирина и Алконоста? Ответ на этот вопрос дают древние языческие верования славян, когда люди поклонялись Природе и ее стихиям: молились солнцу, дождю, ветру, почитали огонь, наделяли защитными свойствами растения, животных и птиц.
Среди птиц особым почитанием пользовались Птица-Солнце — сильная птица с распростертыми крыльями и отходящими от нее во все стороны лучами, и Уточка — древнеславянский символ очистительной силы Воды. Считалось, например, что Птица-Солнце и Уточка, соединенные на двух сторонах одного колта, могут защитить женщину от бед.
Одновременное сочетание этих двух птиц присутствует и в изображении солнечного бога Хорса.
С 988 года новой религией княжеской власти на Руси стало христианство, которое насильно насаждалось среди славян-язычников. Первым шагом к этому было уничтожение языческих богов и запрещение магических изображений на предметах быта и одежде. По приказу князя Владимира при стечении всего народа в Киеве были разрушены все святилища, а Перун и Велес сброшены с крутого берега в Днепр.
Та же судьба постигла каменного Перуна на реке Збруч, который в конце прошлого века был найден в осыпях обрывистого берега, а теперь хранится в залах музея в Кракове как редкий и ценнейший памятник старины. Взамен уничтоженных культовых символов христианская церковь обещала народу покровительство нового бога и святых, которые в то время еще были чужды славянам.
Но разве можно беспрекословно принять и полюбить «мачеху», когда на твоих глазах под «ее именем и знаменами» произведен такой акт вандализма над твоей «родной матерью»?! Конечно же, нет. Христианская церковь, проявив вероломство и насилие, встретила в ответ сопротивление русичей-язычников и вынуждена была пойти на многие уступки.
Церковный календарь был составлен таким образом, что важнейшие христианские праздники по времени совпадали с языческими. Наиболее почитаемыми стали те святые, которые приняли на себя черты языческих божеств.
Например, образ великой богини Матери-Земли воплотился в образе Богоматери или Богородицы, Георгий-Победоносец стал олицетворением солнечного бога Хорса и Дажьбога, Илья-пророк соответствовал богу грома и молний Перуну, покровитель скота Власий стал преемником языческого Велеса.
Точно так же обстояло дело и с магическими знаками в виде птиц на одежде, предметах быта и украшениях. Образ птицы, начиная с глубокой древности, был настолько привычным талисманом и распро-страненным персонажем славян, что уничтожая эту защитную символику, христианская церковь вынуждена была дать людям новых покровителей в привычном облике.
Сирин и Алконост заменили Птицу-Солнце и Уточку, при этом мифические птицы-девы стали изображаться с нимбом или сиянием над головой — признаком святости в христианской религии. Постепенно образ птицы Сирин под влиянием христианских и языческих верований стали считать в народе райским, т.е.
божественным, и наделять необыкновенными качествами: яркостью, сиянием, неземной красотой, чудным пением и добротой. Изображение Сирина в русском искусстве получило широкое распространение, оно довольно часто встречается на поверхности различных изделий XIV-XVII веков. Алконост попадается гораздо реже.
Возможно с течением времени различия между ними были забыты, и они слились в один образ Сказочной Птицы, в котором, как в символе прекрасного, русский человек видел свою собственную мечту о доброте, красоте и счастье.
Наиболее распространенной композицией древнеславянского языческого искусства, связанного с изображением этих двух птиц, является расположение их по двум сторонам одного и того же дерева, ветки или листа. Согласно утверждениям исследователей, это идет от первых легенд о возникновении мира.
В одной из них говорится, что среди бескрайних водных просторов, которые были началом всех начал, стояло высокое могучее дерево — скорее всего, это знакомое многим выражение — «на Море-океане, на острове Буяне, стоит Дуб». От двух птиц, свивших на том Дубе гнездо, началась новая жизнь на земле.
Древо жизни стало символом всего живого, а охраняющие его две птицы — символом добра, продолжения рода и семейного счастья. Все изображение в целом означало жизнь и благополучие.
До начала XX столетия обе птицы-девы часто встречались и на народных лубочных картинках, продававшихся на базарах и ярмарках, на предметах крестьянского обихода, в деревянной резьбе, на расписных прялках и посуде, в рисунках на домотканом холсте, в народной вышивке и кружеве. В настоящее время все это в основном хранится в музеях, но до сих пор в российской деревенской глубинке можно увидеть дома, украшенные резными досками, где среди завивающихся побегов и листьев можно встретить загадочных райских птиц — Сирина и Алконоста.
Вещие птицы, рожденные в глубине веков и сохраненные памятью народа, вдохновили любителя русской старины, художника В. М. Васнецова к созданию картины «Сирин и Алконост. Сказочные птицы, песни радости и печали» (1896 год).
Птица гамаюн
Гамаю́н — по славянской мифологии вещая птица, посланник Бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.
Ее имя происходит от слова «гам» или «кам», что означает «шум», отсюда слова — «камлать», «шаман». В белорусском языке слово «гаманiць» означает «говорить», «разговаривать». В древнерусской традиции птица Гамаюн служила Велесу, Крышню, Коляде и Дажьбогу, она же «пропела» и «Звездную Книгу Вед».
Картина Васнецова
Первоначально — из восточной (персидской) мифологии. Изображалась с женской головой и грудью.
Собрание мифов «Песни птицы Гамаюн» повествует о начальных событиях в славянской мифологии — сотворении мира и рождении языческих богов.
Слово «гамаюн» происходит от «гамаюнить» — баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям на ночь). В мифологии древних иранцев есть аналог — птица радости Хумаюн. «Песни» делятся на главы — «Клубки».
- Встревоженность и печаль этой птицы переданы Васнецовым в картине «Гамаюн — птица вещая» (1897 год). Эта тревога, волнение и пророческий дар вещей птицы, глядящей с картины, вдохновили Александра Блока на создание одноименного стихотворения:
- Гамаюн — птица на дереве На гладях бесконечных вод, Закатом в пурпур облеченных, Она вещает и поет,
- Не в силах крыл поднять смятенных…
Источник: https://veles.site/news/ptitsy-solnechnogo-sada-sirin-alkonost-gamayun
Птицы солнечного сада: Сирин, Алконост, Гамаюн
На некоторых изображениях существо изображается с женской грудью. Более поздние художники по-своему интерпретировали этот древний образ и придали ему больше красок. При этом концепция мифологического создания остается неизменной. Алконост – это птица, которая приносит счастье и безмятежное наслаждение реальность.
Легенды об Алконосте
По преданиям в птице Алконост есть дух Хороса, поэтому она может управлять силами природы и погодой.
Как и все птицы, райское создание высиживает свои яйца до появления птенцов. Первоначально Алконост скидывает их в волны моря на большую глубину.
Там они должны находиться ровно семь дней, после чего их поднимет течением, и мать продолжит высиживание уже на берегу.
В момент пребывания яиц в воде и их появления устанавливается тихая погода, а ветры замирают, несмотря на то, что это зима. Ведь недаром Алконост переводится как зимородок.
Чтобы принести счастье в свое поселение и заманит туда птицу, люди идут на крайние меры. Они похищают тщательно охраняемое яйцо, приносят его в церковь и вешают высоко под потолком, надеясь на то, что мать прилетит искать свою пропажу.
Как утверждают легенды, бывали случаи встречи человека и Алконоста, но они заканчивались для людей без особых последствий в отличие от свиданий с Сирином. Все завороженные пением райского создания теряют голову и готовы идти за ней на край света. Алконост возвращает им разум и отправляет к тому же месту, где произошла встреча.
Лубочные изображения Алконоста
На лубочных картинках птица-дева изображается с цветком, в светлом оперении. Цвет их может варьироваться от голубого и розового до радужного. На голове ее располагается корона, которая является символом власти. От этого непростого украшения исходит постоянное яркое сияние, которое считается святым нимбом.
Алконост охраняет вход в ворота рая и оповещает о наступившем блаженстве.
Отличается ли от Алконоста и Гамаюна
В российских сказках и мифах часто встречается упоминание о необыкновенных полудевах-полуптицах, обладающих даром пророчества, умеющих управлять природными стихиями и имеющими огромное влияние на простых людей.
Алконост и Гамаюн всегда считались птицами добра и света, а вот Сирин несла славянам исключительно печаль и тоску. Странно, но факт: птиц довольно часто изображали вместе. Зачем? Вероятно, это должно было уравновесить негативное влияние полудевы-полуптицы Сирин, которая, являясь родной сестрой и Гамаюн, и Алконост, разительно от них отличалась. Но это только предположение.
Внешний вид и значение описание и фото
Чаще всего Сирин изображают на рисунках следующим образом: с женской головой и грудью, и туловищем крупной птицы. Её лицо – очень красиво, с тонкими чертами и большими тёмными глазами. Волосы распущенные. На голове – венец (на более поздних изображениях – сверкающий нимб), украшенный драгоценными камнями. Тело от плеч имело форму сыча. Перья коричневатые у основания и темные по краям.
О чем же пело это существо? Легенды гласят: Сирин чаще всего в своих песнях упоминала о прекрасном солнечном саду, и описывала его так заманчиво, что земные люди начинали всей душей стремиться туда попасть, забывая напрочь про реальную жизнь. Причем некоторые порывались совершить самоубийство, чтобы быстрее осуществить своё желание.
Особенно опасно было услышать Сирин воинам на поле битвы. Её чарующий голос призывал их к безрассудству. Чтобы отпугнуть незваного гостя, нужно было бить в колокола и всячески шуметь. Нежные уши Сирин не выдерживали такой какафонии звуков и она, рассердившись, могла улететь прочь.
- Далее вы можете ознакомиться с фото и картинками, на которых изображена птица Сирин из славянской мифологии:
- Предлагаем посмотреть видео о птице Сирин:
Алконост
История образа Алконост
Появление легенд об этом существе связано со временем до христианства и греческими мифами. В изображении греков прекрасная девушка Алкиона была превращена богами в зимородка. При переложении мифа на славянские наречия появилось название Алконост.
Это создание очень нежное и трепетное с прекрасным голосом, который может очаровать и завлечь любого смертного, при этом он не причиняет людям никаких бед.
Частым местом ее пребывания считается древняя полноводная река Евфрат, а также остров Буян. Еще Алконост порождение славянского рая Ирия, откуда птица прилетает, чтобы на Яблочный Спас наделять фрукты лечебными свойствами и провозгласить своим пением блаженство. На этот праздник она сменяет Сирина, который с первыми лучами солнца появляется, чтобы оплакивать и причитать.
Отличается ли от греческих Сирен
Часть исследователей предполагает, что персонаж Сирин был заимствован из мифологии Древней Греции.
Вы, наверняка, помните о таких существах, как сирены – прекрасных полудевах-полузмеях, которые своим пением губили мореплавателей? Поскольку и у Сирин был чарующий голос, историки не исключают, что прообразом славянской полудевы-полуптицы стали именно сирены.
Противники этой теории утверждают, что это маловероятно. Дескать, общения между Русью и Древней Грецией быть не могло, а значит, и смешению культур тоже было неоткуда взяться.
Однако напомним, что торговцы из далёкой Финикии многие десятилетия налаживали общение не только с Древней Русью, но и с Грецией (что подтверждается многочисленными историческими документами), а значит – вполне могли стать промежуточным звеном, благодаря которому в мир славян попали данные о сладкоголосых девах-губительницах.
История происхождения
Представления об Алконосте в славянском фольклоре восходят к греческой мифологии, к мифу об Алкионе, дочери Эола, которую боги превратили в птицу зимородка. Девушка вышла замуж за царя Кеика, который погиб во время кораблекрушения. От горя Алкиона бросилась в море, чтобы разделить печальную судьбу мужа, и в этот момент боги превратили женщину в птицу-зимородка.
Алконост
Есть и другая версия, согласно которой Алкиона и Кеик чересчур возгордились и начали называть друг друга именами богов. За это Зевс покарал обоих и превратил Кеика в чайку, а Алкиону — в зимородка.
Греки называли период в середине зимы, когда море спокойно, «алкионовыми днями». Эта тихая погода стоит неделю или две. Считается, что Эол в это время смиряет ветры, чтобы Алкиона могла спокойно высидеть птенцов. Гнездо же Алкионы плавает по волнам.
Этот миф также воплотился в переработанном виде в представлениях о том, как высиживает яйца Алконост. В славянском фольклоре считается, что птица Алконост откладывает яйца в дни зимнего солнцестояния. Яйца эти опускаются на дно морское и там лежат семь дней, а затем всплывают.
Алкиона
Пока яйца Алконоста пребывают в морской пучине, на море стоит штиль, безветрие. Забрав яйца из моря, Алконост уносит их на берег и там высиживает. Есть легенды о том, как люди пытались выкрасть яйца Алконоста, чтобы поместить те под потолком церкви.
В русскую культуру образ Алконоста проник благодаря переводам, в частности, «Шестодневу» Иоанна Болгарского. Ранние изображения Алконоста можно найти в книжных миниатюрах двенадцатого века. В XIV-XVII веках образ райской птицы Алконост проникает в памятники древнерусской литературы, азбуковники и лубочные картинки.
Интересные факты
-
Всемирно известный художник Виктор Васнецов много лет изучал культуру и быт славян, рисовал их на своих картинах. Одной из самых ярких работ Васнецова является картина «Сирин и Алконост» (1896 года). На фоне утреннего оранжевого неба изображены Алконост и Сирин, сидящие бок о бок на яблоне. Они прилетели в сад накануне яблочного Спаса, но у каждой своей цели. Алконост выступает светлым вестником наслаждения и радости: лик её светел и открыт, щеки румяны, крылья раскрыты. Она устремлена в будущее и показывает, что страшиться его нечего. Сирин же напротив, полна драматизма: её оперение черно, как смоль, лицо бледное и изнемождённое, крыльями она будто бы пытается прикрыть глаза, полные слёз. Завершая старое, Сирин оплакивает его, прощается с уходящим летом.
Справка! Левая сторона считалась у славян была связана с сердцем, увяданием и печалью. Правая воплощала в себе радость и надежду на лучшее. -
Упоминание всех трех птиц есть и у небезызвестного Владимира Высоцкого в песне «Купола»:
- Сирин предстает перед слушателями игривой кокетки, «радостно скалящейся из гнёзд», а именно по тексту песни «Птица Сирин мне радостно скалится».
- Алконост «тоскует-печалится».
- Гамаюн становится воплощение надежды.
Поэт сотворил свой новый миф о славянских существах, придав каждой несколько иные черты.
- Георгий Юдин в своей книге «Птица Сирин и всадник на белом коне» рассказывает о жизни иконописца Егория, в чьей жизни была встреча с мифической Сирин. Действие происходит во времена Ивана Грозного. Автор подробно расписывает нравы и быт городских и сельских жителей Руси, обычаи и верования того времени.
- В альбоме Бориса Гребенщикова «Русский альбом» есть песня «Сирин, Алконост, Гамаюн», упоминается Сирин и в песнях «Кони беспредела», «Скорбец», «Камни в холодной воде», а также у Гарика Сукачева в песне «Напои меня водой».
- Несколько строк Сирин и Алконост посвятил поэт Блок.
- У Владимира Набокова литературный псевдоним был – Сирин.
Существовали ли эти странные птицы на самом деле или являлись плодом фантазии наших предков – доподлинно неизвестно. И пусть не найдено и по сей день реальных свидетельств –не будем уж очень категоричны. Оставим в вашей жизни место чуду.
Пусть такая трагичная, но вместе с тем такая прекрасная Сирин живет бок о бок с нами: в сказках, стоящих на полках, преданиях, передаваемых из поколения в поколение. И, может быть, в недалёком будущем там раскроется еще одна тайна Вселенной.
Мифы и легенды
Изображение Алконоста
Алконост изображается в русском искусстве как химера с крыльями и хвостом птицы, при этом с головой и руками девушки.
В качестве атрибутов Алконоста часто изображают развернутый свиток, который дева-птица держит в руке, и райский цветок.
На свитке изображают текст, гласящий, что праведно прожившим земную жизнь воздастся в раю. Название «алконост» происходит от греческого слова, означающего «зимородок».
Считалось, что райские птицы живут в землях, близких к раю. Согласно легендам, Алконост обитает на сказочном острове Буяне, известном по русскому фольклору. Либо на Евфрате — одной из райских рек, либо в Ирии — мифической стране восточнославянского фольклора, которая представляет собой вариацию на тему рая и находится в теплом западном море.
Алконост и Сирин
В легендах и искусстве птица Алконост часто идет в паре с другой волшебной птицей — Сирин.
Завораживающее пение Алконоста сулит счастье и радость, в то время как звук голоса птицы Сирин может свести человека с ума. Сирин считается вещей птицей, чьи песни о грядущем обещают блаженство.
Однако люди из-за вредного влияния этих песен на рассудок стараются отпугнуть певчее создание, стреляя из пушек и звоня в колокола.
Источник: https://ufologov.net/alkonost/
Алконост, Сирин и Гамаюн: райские птицы, славянская мифология
В славянской мифологии часто можно встретить необычайно красивых птиц с очаровательным женским обличьем. До наших дней дошли сведения о трех девах. Зовут их Алконост, Сирин и Гамаюн. Обворожительные создания из Солнечного Сада являются героинями многих сказаний, пришедших к нам от древних славян.
Две из них в народе ассоциировались со светом и добром, а Сирин являлась символом тоски и печали. Ее явление человеку служило предупреждением о скором отходе в мир иной. Сирин и Алконост очень часто можно увидеть изображенными вместе. Уравновешивалось отрицательное воздействие на людей одной из птице-дев.
Светлая дева
Алконост — это птица необычайной красоты, приносящая счастье. Она являлась символом света и радости. Покровителем этого восхитительного существа является бог солнца Хорс.
Внешне Алконост выглядит, словно птица с очаровательным обликом девушки и человеческими руками. Ее голову украшает красивая тиара, символизируя высокое происхождение и сокровенные знания.
Ее часто изображают с райским цветком в руке или с развернутым пергаментом, в котором говорится о воздаянии в раю за благочестивую земную жизнь.
Алконост выделяется красочным оперением в светлых тонах, характеризующее ее как добрую, светлую и жизнерадостную.
Живет она в Ирее — славянском рае. И только один раз в год она отправляется на землю к людям, чтобы отложить яйца и вывести потомство.
Если в это время человек подходит слишком близко к месту ее гнездования, то птице-дева может погрузить его в беспамятство с помощью своих песен. Она защищает себя и свое потомство.
Голос ее волшебный и чарующий. Услышав его, человек забывает обо всем на свете.
Чувства, которые вызывает божественное пение птицы Алконост сравнивают с любовью. Это пение, несмотря на то что человек, услышав его забывает обо всем на свете, не таит в себе никакой опасности. По сути своей, оно безобидно для человека и только временно погружает его в состояние забвения.
Древние славяне верили, что пение Алконосты может останавливать битвы и примирять враждующих, наполняя сердца людей счастьем и добром. Она делала людей мудрее, помогала им разрешать сложные ситуации и избегать ошибочных действий. Светлая дева предвещает удачу и счастье, а еще ее считают птицей Зари, повелевающей ветрами и устанавливающей погоду.
С точки зрения исследователей, птица Алконост пришла в славянскую мифологию от древних греков. Ее прототипом служит дева Алкиона. Она была женой правителя Кеика и дочерью бога ветров Эола. Ее супруг вышел в море и там трагически погиб. Увидев тело погибшего мужа, Алкиона с горя кинулась со скалы в бурлящие морские волны.
Боги обратили ее в морскую птицу-зимородка, после чего Алкиона оживила своего супруга, а божества обернули его в чайку. В тот период, когда Алкиона высиживала птенцов, на море было затишье. Оно длилось 2 недели в период зимнего солнцестояния.
Темная дева
Очень часто рядом с Алконост изображают еще одну божественную птицу, имя которой Сирин.
- По внешнему облику она очень схожа со светлой. Отличает ее только темное, синее оперение и отсутствие рук. Голос темной девы также сладок и оказывает завораживающее действие на людей, но Сирин в отличие от Алконоста является олицетворением темных сил и столкновение с этой птицей-девой не приводит ни к чему хорошему. Она является посланницей повелителя подземного царства.
- Птицы Алконост (светлая) и темная Сирин обитательницы Ирия, и Сирин также отправляется на землю для выведения своего потомства. Ее выбор падает на участки леса, расположившиеся вдали от людей. Темная остается с птенцами на земле до тех пор, пока они не окрепнут для самостоятельного полета в Ирий.
- Сирин — обладательница восхитительного голоса. Ее сладостное пение дает ощущение настоящего наслаждения тому, кто его услышит. Песни темной девы вынуждают людей забыть напрочь обо всем. Услышав ее голос, человек погружается в состояние оцепенения, перестает есть и пить, не может уснуть и погибает от физического истощения. Такое необычное воздействие продолжается даже после окончания очаровывающего пения.
В легендах древних славян говорится о том, как можно было спастись от темной птице-девы. Ей не нравятся громкие звуки и с их помощью ее можно прогнать. В древности, увидев птицу, люди бежали стрелять из пушек или звонить в колокола.
Существует гипотеза, что Сирин у славян произошла от греческих Сирен. В мифах древних греков Сирены — это очаровательные птицы с женскими головами. Изначально они были нимфами в окружении богини Персефоны.
Однажды Персефону украл правитель подземного мира Аид. Нимфы очень переживали, что не смогли уследить за своей госпожой и отправились на ее поиски, но как они не старались, им не удалось ее отыскать на земле. Тогда нимфы попросили у богини плодородия Деметры, матери Персефоны, помочь им.
Она отозвалась на просьбу и превратила их в полуптиц и полурыб. Так у них появилась возможность искать Персефону в воздухе и на водных просторах. Отчаявшись, сирены обратились за помощью к людям, но те им отказали. Тогда они поселились на необитаемом острове и решили отомстить земным жителям. Сирены завлекали своим чарующим пением моряков, и те гибли в морской пучине.
Символизм образа дево-птиц
У двух прекаснейших дево-птиц светлой Алконост и темной Сирин завораживающие голоса. Они являются парой противоположностей, которые символизируют:
- радость и горе;
- счастье и несчастье;
- свет и тьму.
Во многих сказаниях фигуры девы Алконост и девы Сирин тесно связаны. Эти две жительницы рая считаются хранительницами Древа Жизни, растущего в Солнечном Саду.
Древо Жизни у древних славян воспринималось как начало начал и, согласно легендам, находилось в бесконечном океане. Они свили на нем гнездо, благодаря чему зародилась новая жизнь.
С тех пор эти 2 дево-птицы считаются ее хранительницами.
Вещая дево-птица
У древних славян есть еще одна священная полуптица-получеловек, имя которой Гамаюн. Изображали ее также с головой и грудью девушки. Это вещая дево-птица является посланницей Богов. Согласно легендам, появилась она одновременно с нашим миром. Это способствовало тому, что она знает абсолютно все секреты: и людские, и божественные.
Дево-птица Гамаюн — прекрасная рассказчица. Ее имя происходит от древнеславянского слова «гамаюнить», что означает вещать, рассказывать. В одном из сказаний говорится о том, что вещая птица напела одну из древнейших книг наших предков: «Песни птицы Гамаюн».
Поскольку вещая дево-птица знает все о том, что было, есть и будет, то считалось что она прилетает к людям, чтобы предсказать судьбу или сообщить о воле богов.
У древних славян было принято обращаться к Гамаюн за советом. Вещая дево-птица не представляет никакой опасности для людей, но обладает сложным характером и надменна по отношению к земным жителям.
Она считает их более низкими созданиями.
Вещая птица предпочитает останавливаться в своих путешествиях на светлых лесных опушках, подальше от населенных пунктов. Древние славяне верили, что крик птицы Гамаюн предвещает счастье, а еще существовало поверье: если вещая дево-птица приближается с востока, жди бурю.
Народные предания
По одной из народных легенд, в праздник Яблочного Спаса, на рассвете в яблоневый сад прилетает Сирин, а по полудню ее сменяет Алконост. Из глаз печальной темной дево-птицы текут слезы и она поет грустные песни, а счастливая и радостная светлая дево-птица на своих крыльях приносит живительные капли росы, они падают на яблоки и в результате все плоды на яблоне становятся целительными.
Другая легенда о Сирине и Алконосте славянской мифологии повествует о том, что в день зимнего солнцестояния птица Алконост отправляется на землю, откладывает 7 яиц и опускает их на самое дно моря. Там они находятся на протяжении недели и в этот период на море стоит тишь да гладь.
Светлая дево-птица в это время прячется рядышком в чаще лесной и поет свои завораживающие песни. Затем яйца всплывают на поверхность воды, мать их собирает и высиживает еще 7 дней. Вылупившиеся птенцы проводят неделю на земле. За это время они успевают окрепнуть и набраться сил для полета в Ирий.
На протяжении многих лет легенда о высиживании птенцов птицей Алконост обрастала новыми подробностями:
- полуптица несет золотые яйца;
- постоянно следит взглядом за яйцами до тех пор, пока не появятся птенцы;
- яйцо без зародыша не портится и его вешают в церкви под большим центральным светильником.
По одному из славянских преданий светлая дево-птица приносит счастье в дом и исцеляет с помощью своего пения. Люди стремились заполучить чудесное существо и постоянно искали способ как бы ее заманить. Для этого пытались найти и похитить ее яйцо, ожидая, что дева отправится на его поиски и попадет в приготовленную ловушку.
Предание о дровосеке и темной дево-птице
Однажды во время бури дровосек оказался в лесу. Ему было не впервой и непогода его не испугала, но в самый разгар бури он увидел птенца темной птице-девы и уберег его от верной погибели. Она в знак благодарности пообещала выполнить какое угодно его желание.
В ответ лесоруб не долго думая сказал, что хочет увидеть то, что никто из землян еще не видел и что ярче солнечного света. Дева посоветовала ему удержаться от подобных желаний и что не все разрешено видеть глазу человеческому, но как и обещала, желание исполнила.
Лесоруб в мгновение ока переместился в пещеру и увидел в ней огромное количество горящих свечей. Время от времени чья-то незримая рука гасила то одну, то другую свечу.
И тут мужчина захотел узнать, кто же гасит эти свечи.
На что дева сказала, что для него будет лучше не знать об этом, что она может сделать его богатым или показать самые красивые уголки мира, но человек заупрямился и повторил свое желание.
Он оказался в непроглядной тьме и вдруг осознал, что ослеп, но нет худа без добра. С тех пор он стал ощущать когда к кому-то приближается смерть. К нему часто приходили односельчане посоветоваться, прежде чем отправиться на охоту или в поездку. Когда его спрашивали о том, откуда он знает, что кто-то умрет, он загадочно говорил, что видел гасящего свечи.
Заключение
Сказочные райские птицы Алконост и Сирин стали известны нам благодаря лубочным картинам и сохранившейся древнерусской литературе. Светлая дево-птица была одним из любимых образов древних славян. Ее часто изображали на мебели, панно, лубках и вышивке.
Она выступала в качестве оберега и является символом красоты, надежды и мечты о счастье, иногда также символизирует вознаграждение за праведную жизнь. В современном искусстве птицы изображены на полотне Виктора Васнецова «Песни радости и печали», а Александр Блок и Владимир Высоцкий посвятили им свои стихи.
Образы в мифологии древних славян необычны и очаровательны, окутаны множеством разнообразных легенд. С помощью их изучения мы можем приблизиться к пониманию мира нашими древними предками.
Источник: https://zakolduj.ru/sushestva/alkonost-sirin-gamayun.html
Загадочные чудо-птицы в славянской мифологии: Что обещают людям Алконост, Сирин, Гамаюн и другие..
«Райские птицы Древней Руси Сирин и Алконост», И.С. Глазунов 2010 год
Все, наверно, слышали о певчих чудо-птицах — Сирине, Алконосте, Гамаюне. Они пришли к нам из древнейших легенд и сказаний. Спускаясь на Землю, они, якобы, поют здесь свои чудесные песни. Вот только песни у них разные: если встреча с одними птицами на сне или наяву благоприятна для человека, то от других ничего хорошего ждать не приходится.
Птицы вещие поют — да все из сказок… Художник Корольков В.
«…Птица Сирин мне радостно скалится -Веселит, зазывает из гнёзд,А напротив — тоскует-печалится,Травит душу чудной Алконост.Словно семь заветных струнЗазвенели в свой черёд -Это птица Гамаюн
Надежду подаёт!…»
- В. Высоцкий
- Как гласят предания, Алконост и Сирин – это птицы из райского сада Ирия, и обе обладают волшебным чарующим голосом.
Но только Алконост — это птица, дарящая своим пением радость, а песни Сирина – губительны для людей. Существа, подобные этим птицам, можно встретить в древнегреческих мифах (Сирены и другие), а к нам эти образы попали из Византии.
Алконост
Птица Алконост. Художник Корольков В.
Алконост – это дева-птица из Райского Сада с человеческим лицом необыкновенной красоты, имеющая одновременно и руки, и крылья. Голову ее обычно украшает корона.
Птица Алконост. Художник Иван Билибин, 1905 годРайская птица Алконост. Конец 18 — начало 19 века. Неизвестный художник. Чернила, темпераАлконост. Наивное искусство
Алконост несет яйца на краю моря и опускает их под воду. В это время устанавливается очень тихая безветренная погода. Так продолжается неделю, пока не вылупятся птенцы.
Но самое удивительное, что есть в этой птице, — это чудесный завораживающий голос, приводящий людей в полный восторг. Услышав пение Алконоста, они забывают про все на свете. Это светлая птица, несущая людям добро, радость и утешение.
Птица Сирин
Птица Сирин. Художник Корольков В.
Наряду с Алконостом, в Райском Саду живет еще одна дева-птица с дивным голосом – птица Сирин. Внешне эти две птицы очень похожи, только у Сирина нет рук, а имеются лишь крылья.
Ее голос также заставляет людей забыть обо всем на свете, но очень уж коварно это ее пение, и люди от него падают замертво.В противоположность Алконосту, Сирин – это птица, олицетворяющая темные силы, и встреча с ней не сулит ничего хорошего. Птица Сирин. Иван Билибин
Сирин очень боится громких звуков, и люди, завидев ее, специально поднимают шум — стреляют из пушек, звонят в колокола. И таким образом отгоняют птицу.
На старинных лубках как раз изображены такие моменты:
Прекрасная дева-птица, усевшись на яблоню или цветущий куст, распростерла крылья и, видимо, уже начала петь, поскольку неподалеку от нее есть первые поверженные жертвы. Жители пытаются прогнать ее и готовят для этой цели пушки.
Райская птица Sirin на яблоне. Первая половина 19-го века.
- Позже образ Сирина видоизменился, и он тоже стал символом радости и счастья, как и Алконост.
- «Прилетела птица райская, Садилась на тот сырой дуб, Пела она песни царские.
Кто в эту пору-времечко Помоется росою с этой шелковой травы,
- Тот здрав будет.»
- Эти две райские птицы часто и летают вместе.
«Райские птицы Древней Руси Сирин и Алконост», И.С. Глазунов 2010 годВиктор Васнецов Сирин (слева) и Алконост.
Песнь радости и печали. 1896 год
Яблочный Спас
«По народному сказанию, утром на Яблочный Спас прилетает в яблоневый сад птица Сирин, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад птица Алконост, которая радуется и смеётся. Птица смахивает с крыльев живую росу и преображаются плоды, в них появляется удивительная сила — все плоды на яблонях с этого момента становятся целительными».
Дары Алконоста. Виктор Корольков.
Вещая птица Гамаюн
Гамаюн. Картина В.Королькова
Есть ещё одна певчая птица – Гамаюн. Возможно, ее имя произошло от слова «гамаюнить» (баюкать).
Считается, что крик этой птицы несет, услышавшему его, добрую весть. Про все на свете знает эта птица, и многие обращались к ней за советом. Умеет она и предсказывать будущее, но только тем людям, которым понятны ее тайные знаки.
«Прилети, Гамаюн, птица вещая, через море раздольное, через горы высокие, через темный лес, через чисто поле. Ты воспой, Гамаюн, птица вещая, на белой заре, на крутой горе, на ракитовом кусточке, на малиновом пруточке».
«Птица вещая, птица мудрая, много знаешь ты, много ведаешь… Ты скажи, Гамаюн, спой-поведай нам… Отчего зачался весь Белый Свет? Солнце Красное как зачалось? Месяц светлый и часты звездочки отчего, скажи, народились? И задули как ветры буйные? Разгорелись как зори ясные?…Ничего не скрою, что ведаю…»
Полет Гамаюна часто сопровождается смертоносной бурей, надвигающейся с востока.
«Разгулялась непогодушка, туча грозная поднималася. Расшумелись, приклонились дубравушки, всколыхалась в поле ковыль-трава. То летела Гамаюн — птица вещая со восточной со сторонушки, бурю крыльями поднимая. Из-за гор летела высоких, из-за леса летела темного, из под тучи той непогожей.»
В отличие от Алконоста и Сирина, эта птица пришла к нам не из Греции, а с иранского Востока.
Виктор Васнецов «Гамаюн, птица вещая», 1895г.
Стратим-птица
Стратим. Виктор Корольков
В славянской мифологии есть еще одна птица, имеющая человеческое лицо. Имя ее Стратим, и живет она на море. Считается, что именно от нее пошли все остальные птицы, она является их прародительницей.
Крик ее настолько сильный, что вызывает страшную бурю. Стоит ей лишь слегка повести крылом – и море начинает волноваться. А что происходит, когда она взлетает! На море поднимаются огромные волны, переворачивающие корабли и сметающие на берегах целые города.Стратим-птица — владычица океана. Роспись коробьи. Район Великого Устюга. XVII век 1710
Птица Феникс
Эта легендарная птица обладает способностью сжигать себя и вновь возрождаться из пепла. И она издавна является олицетворением бессмертия и вечной молодости, обновления и возрождения природы и человека.
Лидия Вертинская в образе птицы Феникс в к/ф Садко
Есть еще одна категория необычных птиц – это птицы из сказок.
Жар-птица
Этот персонаж весьма часто встречается в славянских сказках — птица со сверкающим золотым оперением и хрустальными глазами.
Даже одно ее перышко приносит людям счастье. Жар-птица прекрасно поет, но только не в плену, разговаривает человеческим голосом, может исполнять желания.В саду она охраняет яблоню с золотыми яблоками, ими она и питается.
Финист Ясный Сокол
Этот персонаж заимствован из западной мифологии. Молодой мужчина, превратившийся в сокола, и в таком виде прилетающий к своей возлюбленной.
В русских песнях и сказках сокол всегда был очень почитаемой птицей. Соколом величали на Руси и добрых молодцев. Во многих сказках герои превращаются именно в сокола, чтобы быстро преодолев огромное расстояние, неожиданно напасть на врага или столь же неожиданно появиться перед очаровавшей их красавицей.
Царевна-Лебедь
М. Врубель Царевна-лебедь
Наполовину лебедь, наполовину прекрасная девушка. В народных сказаниях это существа особой красоты и обольстительности, живущие на берегу моря.
Образ царевны-лебедя встречается не только в сказках, он весьма распространен и в русском искусстве. Достаточно вспомнить «Сказку о царе Салтане» Пушкина, оперу Римского-Корсакова, и, конечно же, знаменитый врубелевский шедевр. Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/111117/36622/
Источник: https://wowavostok.livejournal.com/7644105.html