БАННИК – Главный банный дух и полноправный ее хозяин.
ДРУГИЕ ИМЕНА: в Белоруссии банника называли ЛАЗНИК.
ВНЕШНИЙ ВИД: Свидетельства о внешнем виде банника разрозненны и противоречивы. Большинство людей, контактировавших с банником или пострадавших от него, самого банника не видели.
а чаще только слышали или испытывали на себе результаты его деятельности. Но выслушам много людей, можно представить, что выглядит банник как маленький тощий старик с длинной бородой.
Одежды на нем нет, но все его тело облеплено листочками от веника.
Банник, Худ.А.Лымарь
ХАРАКТЕР: Несмотря на свой маленький размер, дух-старичок очень сильный, легко может свалить человека и таскать его по бане.
Банник довольно жестокий дух: он любит попугать тех, кто пришел в баню, страшными криками, также может кидаться горячими камнями из печки или ошпарить кипятком.
Если банника разозлить, то дух способен даже убить человека, задушив своего врага в бане или заживо содрав с него кожу. Разозлившийся банник так же может похитить или подменить ребенка.
ОБРАЗ ЖИЗНИ: Банник весьма «социальный» дух: он часто приглашает к себе в гости других злых духов «попарится», устраивает такие встречи он по ночам после 3—6 смен купающихся, заходить в такие дни в баню опасно. Банник вообще не любит, когда люди тревожат его по ночам.
СПОСОБНОСТИ: Банник способен становится невидимым и мгновенно перемещаться в пространстве в пределах своей бани. Помимо этого банник способен открывать людям их будущее.
ОБЯЗАННОСТИ: У Банника есть и свои «обязанности» — он непременно участвует в святочных гаданиях. Зимой, на святки, в полночь, когда девушки, задрав юбки, подходили снаружи к двери бани или к печи-каменке, нередко Банник касался их оголённых тел. Считалось, к кому Банник прикоснётся мохнатой рукой, у той жених будет богатый. Если прикоснется голой рукой — тогда бедный.
Лазник, Худ.В.Славук
КАК СОСУЩЕСТВОВАТЬ? Если соблюдать основные правила, то банник никогда не нападет на человека.
Но если банник разозлился, то его можно задобрить: оставив духу кусок ржаного хлеба обильно посыпанного крупной солью, в отдельных случаях необходимо принести в жертву черную курицу, закопав ее под порогом бани.
Если же все-таки банник напал на вас, то необходимо выбежать из бани спиной вперед и позвать на помощь Домового «Батюшка, выручи!..». Так же данный дух боится железа, поэтому если банник не дает выйти из бани, его следует ударить железным прутом и тут же бежать прочь.
Взмыленный банный анчутка
БАННЫЕ АНЧУТКИ. Анчуткой на Руси называли мелкого, проказливого беса. Есть две его разновидности – достаточно мирный полевой и злой-презлой банный. Для анчутки из бани характерна способность к оборотничеству.
Часто они пугают, тех, кто припозднился с мытьем, разными потусторонними звуками. В особенности любят пугать молодых девушек. Банникам эти анчутки приходятся родными детьми, рожденными от союза с кикиморами.
обдериха-банница
Банника в женском обличье называют БАННИХА, (БАЕННАЯ МАТУШКА, ОБДЕРИХА). Нрав у нее еще более крутой, чем у баенника, если тот чаще пугает нерадивых помывщиков, то обдериха может и убить за несоблюдение банных ритуалов или невнимание к своей персоне. Как и баннику ей надо оставить воды, мыла и веник.
Женщины банники – Обдерихи способны менять свое обличие оборачиваясь большой черной кошкой или даже человеком.
ШИШИГА, работа Ирины Захаровой
ШИШИГА — Другой вариант женщины-банника. Это демоническое существо, которое прикидывается знакомой, а заманив в баню попариться, может запарить до смерти. Шишига показывается тем, кто идёт в баню с плохими намерениями, без молитвы. Шишиг бывает много — и лесные, и домашние, и водные.
Водная шишига — она вообще в камышах живет, и зазевавщихся туда же утащить хочет. А та, что в бане живет, та тепло любит, и из бани уходить не собирается.
Вот и приходиться ей терпеть род людской, но характер ее противненький нет-нет да и проявится: Сотворит Шишига какую-нибудь гадость мелкую.
БАННЫЕ ДУХИ И НОВОРОЖДЕННЫЕ: Каким бы скверным и злым не был банник и прочие банные нечистивцы, к одному типу людей они всегда относятся благосклонно. Речь идет о роженицах. Издавна на Руси женщины рожали в банях, а также оставались там с грудными младенцами еще некоторое время. Банные духи их не трогали и всячески оберегали.
ВАННЫЙ, мастер KatrineDo
ВАННЫЙ. В современных условиях (в квартирах) этот дух претерпел метаморфозы и обрел более отчужденный , а порой и более вредоносный характер. Зовется в таких местах он ВАННЫМ.
Может напугать отражением в зеркалах, откуда будет пялиться глазами на выкате . Но по-прежнему его можно узнать по всклоченной бороде и потрепанным волосам.
И уж если прогневаете ванного нечистотой помещения и грязным бельем, то ждать тогда засора и прорвавшихся канализационных труб со всеми вытекающими.
Саунный, Худ.Н.Кондюрина
САУННЫЙ. Это тоже переквалифицировавшийся банник. Чуть-чуть подобрел, чуть-чуть помягчел. Но если уж сильно расслабишься — запарит, не задумываясь.
ПРИНОШЕНИЯ: Чтоб задобрить Банника, ему оставляют кусок ржаного хлеба с большим количеством крупной соли. Чтобы Банник не вредил совсем, берут чёрную курицу и не ощипывая её перьев душат и закапывают под порогом бани, стараясь подгадать время под Чистый четверг.
В ЛИТЕРАТУРЕ: О строительстве дополнительных бань уже подумывали — больше трех заходов не сделаешь, всем известно, что четвертый пар — для банника, вот и теснились. Е.Красницкий и др, Женское оружие
В этот раз Банник ничем нас не обидел. Не обварил, не напугал. Мы оставили ему доброго пару, свежий веничек и лохань чистой воды. Я свела Велету наверх, уложила, блаженную и разомлевшую, и пошла в дружинную избу чесать волосы перед огнём. М.Семенова, Тот, кого я всегда жду.
Банник, Худ.И.Орлова
НА КАРТИНАХ. Банник есть на картинах В.Королькова, Н.Антиповой и В.Аржавитина.
- (55)Подборка выполнена специально для сайта
- Дополнительные статьи:
- — Анчутки – маленькие чертенята
- — Болотницы и другие девы болот
- — Кошки в славянской мифологии.
- Статья из ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев
Источник: http://bogislavyan.ru/bannik-i-bannyie-duhi/
Банник
Банник – это мистическое существо из русского фольклора. Домовой, который живет в бане, и ночью баня полностью принадлежит ему. Если потревожить банника, то последствия могут быть самыми печальными.
Кто такой банник
Баня всегда имела огромное значение для славянина. В нелегком климате это было лучшее средство избавиться от усталости, а то и изгнать болезнь. Но в то же время это было таинственное место. Здесь человек смывал с себя грязь и хворь, а значит, оно само по себе становилось нечистым и принадлежало не только человеку, но и потусторонним силам.
Но ходить мыться в баню должен всякий: кто не ходит, тот не считается добрым человеком. Даже банище — место, где баня стояла, — почиталось опасным, и строить на нем жилую избу либо амбар, не советовали.
Ни один добрый хозяин не решится поставить на месте сгоревшей бани избу: либо одолеют клопы, либо мышь испортит весь скарб, а там жди и нового пожара! За много веков накопилось множество поверий и легенд, связанных именно с баней.
Как и во всяком месте, здесь обитает свой дух. Это банный, банник, байник, баинник, баенник — особая порода домовых, недобрый дух, злобный старикашка, облаченный в липкие листья, отвалившиеся от веников. Впрочем, он легко принимает облик вепря, собаки, лягушки и даже человека. Вместе с ним здесь обитают его жена и дети, но встретить в бане можно и овинников, и русалок, и домовых.
Верят, что банник всегда моется после всех, и только грязной водой, смытой с людских тел. Обыкновенно после третьей очереди, а потому четвертой перемены или четвертого пара все боятся: “он” накинется, – станет бросаться горячими камнями из каменки, плескаться кипятком; если же не убежишь умеючи, т.е. задом наперёд, он может совсем зашпарить.
После трех перемен посетителей в бане моются черти, лешие, овинники и сами банники. Если кто-нибудь в это время пойдет париться в баню, то живым оттуда не выйдет: черти его задушат, а людям покажется, что тот человек угорел или запарился. Это поверье о “четвертой” банной смене было распространено на Руси повсеместно.
Свою красную шапку-невидимку он кладет сушиться на каменку, ее даже можно украсть ровно в полночь — ежели кому повезет. Но тут уж нужно бежать как можно скорее в церковь. Успеешь добежать, прежде чем банник проснется, — будешь обладать шапкой-невидимкой, иначе же банник догонит и убьет.
Добиваются расположения баенника тем, что оставляют ему кусок ржаного хлеба, густо посыпанного крупной солью. Банники любят внимание и заботу!
А чтобы навсегда отнять у него силу и охоту вредить, ему приносят в дар черную курицу.
Когда выстроят, после пожара, новую баню, то такую курицу, не ощипывая перьев, душат (а не режут) и в таком виде закапывают в землю под порогом бани, стараясь подгадать время под чистый четверг.
Закопавши курицу, уходят из бани задом и все время отвешивают поклоны на баню бессменному и сердитому жильцу её.
Банник стремится владеть баней безраздельно и недоволен всяким, покусившимся на его права, хотя бы и временно. Зная про это, редкий путник, застигнутый ночью, решится искать здесь приюта, кроме разве сибирских бродяг и беглых, которым, как известно, все на свете нипочем…
Опытные люди отвращают злые наветы своих банников тем вниманием, какое оказывают им всякий раз при выходе из бани. Всегда в кадушках оставляют немного воды и хоть маленький кусочек мыла; веники же никогда не уносят в избу.
Вот почему зачастую рассказывают, как проходя ночью мимо бани, слышали, с каким озорством и усердием хлещутся там черти и при этом жужжат, словно разговаривают, но без слов.
Один прохожий осмелился и закричал: “Прибавьте пару!”- и вдруг все затихло, а у него самого мороз пробежал по телу и волосы встали дыбом…
Банник старается быть невидимым, хотя некоторые и уверяют, что видели его и что он старик, как и все духи, ему сродные: недаром же они прожили на белом свете и русском мире такое неисчислимое количество лет.
Легенды о бане и баннике
ПОПАРИТЬСЯ ЗАХОТЕЛОСЬ
Один мельник вернулся домой с ярмарки заполночь и решил попариться. Разделся, снял, как водится, нательный крестик и повесил его на гвоздик, залез на полок — и вдруг явился в чаду и дыму страшный мужик с огромными глазами и в красной шапке.
— А, попариться захотелось! — прорычал баенник. — Забыл, что после полуночи баня — наша! Нечистая!
И ну хлестать мельника двумя огромными раскаленными вениками, пока тот не упал в беспамятстве.
Спохватилась баба, что долго нет мужа, стала в оконце звать, – не откликается, начала ломиться в дверь – не поддаётся. Вызвонила она ревом соседей. Эти пришли помогать: рубили дверь топором – только искры летят, а щепок нет. Пришла на выручку бабка-знахарка, откупорила дверь святой водой, прочла свою молитву и отворила. Мужик лежал без памяти; насилу оттерли его снегом.
Долго трясся он от страха, даже голос потерял, и с тех пор ходил мыться-париться не иначе как до захода солнца, каждый раз читая в предбаннике заговор:
— Встал, благословясь, пошел, перекрестясь, из избы дверьми, со двора воротами, вышел в чистое поле. Есть в том поле сухая поляна, на той поляне трава не растет, цветы не цветут. И так же у меня, раба Божия, не было бы ни чирия, ни вереда, ни баенной нечисти!
СКУЧНО СТАЛО
Дело было о святках. В один вечер все девки собрались на вечеринку, а ребята-то к ним не пришли. Ну, девкам-то скучно стало без ребят, невесело. Одна девка и говорит своим подругам: “Девки, пойдемте-ка слушать к бане, что нам банник скажет”. Вздумали да две девки и пошли. пришли к бане; одна и говорит:
- — Давай-ка сунь руку в окно: банник-то насадит тебе золотых колец на руку.
- — А ну-ка, дева, давай ты сначала сунь, а потом и я.
- Та и сунула. А банник-то и говорит:
- — Вот и попалась мне.
Руку-то схватил, да колец-то насадил железных – лишь сковал в одно место все пальцы на окне-то ей, нельзя и руку разжать. Ну вот, кое как руку выдернула она из кона, и побежали обе. Прибежали домой и говорят:
— Вот, девушки, смотрите, мы ходили к баннику, о он вон каких колец насадил вместо золотых-то – железных; вот, говорит, у меня и руку сковал. Как же я теперь буду жить-то с такой рукой? Ой, девушки, девушки, банник-то какой срамной, мохнатый,- рука-то вся какая большая да мохнатая.
- БЕССТРАШНАЯ ДЕВКА
- Одна девка бесстрашная в баню пошла.
- — Я,- говорит,- в ней рубаху сошью и назад вернусь.
Пришла в баню, углей с собой взяла, а то ведь и не видать ничего. Сидит и раздувает их. А полночьное время. Начала вскоре рубаху сметывать, смотрит, а в корчаге уголья маленькие чертенята раздувают и около неё бегают.
Она шьет себе, а они уже кругом обступили и гвозди в подол вколачивают. Вот она и начала потихоньку с себя рубаху с сарафаном спускать, спустила да в сшитой рубахе и выскочила из бани.
- Утром вошла в баню, а там от сарафана одни клочья остались.
- ГРОБ СКОЛОТИЛИ
- Один бесстрашный тоже в баню пошел, да долго оттуда и не идет.
Пошли к дверям звать его, а его не пускают. Стали в дверь стучать, а ему только больнее от этого. Зовут его, а он говорит:
- — Вот, мне сейчас гроб делают.
- И слышат снаружи, что в бане пилят, стругают и топором стучат.
- Мужик кричит:
- — Вот теперь заколачивают!
И слышат, как гвозди вбивают. Утром вошли, а он -мертвый, в гробу, посреди бани.
СКАЗКА КАК БЕСЁНОК ПОТАНЬКА В БАНЬКЕ ПАРИЛСЯ
Однажды увидел бесёнок Потанька, как люди ходят париться в баньку. Надумал попробовать. Забрался Потанька ночью в баньку. Попарился – понравилось, да после мытья оставил в печурке две тлеющие чурки. Напустил Потанька чаду да дыму в баньке.
Вылез из подпола Банник. Увидал в своей баньке непорядок. Разозлился и говорит:
– Проучу я тебя, Потанька! Будешь знать, как чудить в моей баньке!
Собрался опять Потанька попариться в баньке.
Пошёл за веником в лес. Ищет ветвистую, пушистую берёзу.
Нашёл и принялся ветки ломать, веник вязать. Берёза говорит:
– Берегись, Потанька! Не ходи ночью в баньку. Банник на тебя сердит, будет вредить!
Не послушался берёзу Потанька, пошёл с веником в баньку.
По дороге с липы надрал лыко, сделал мочалку. Липа говорит:
– Берегись, Потанька! Не ходи ночью в баньку. Банник на тебя сердит, будет вредить!
Не послушался липу Потанька, пошёл с веником и мочалкой в баньку. По дороге зачерпнул себе из ручья воды в лоханку. Ручей говорит:
– Берегись, Потанька! Не ходи ночью в баньку. Банник на тебя сердит, будет вредить!
Не послушался ручья Потанька, пришёл с веником, с мочалкой и водой в баньку. Принялся Потанька разогревать каменку в баньке. Тазом гремит, веником шуршит, мочалкой скрипит. Услышал Банник. Из подпола вылез, трясунцы-пуганцы вынес, из рукава вытряс. В тёмный угол Банник встал, на Потаньку злыми глазами засверкал.
Потанька париться стал, поддал в каменке жар да пар. Веник в пару помотал. Хвать – а с него дождь льёт, взглянул – а он весь в сосульках стал. Потанька говорит:
– Банник, Банник! Верни в каменку жар да пар!
Полез Потанька на полок в тазик с кипятком. А он покрылся весь льдом. Потанька говорит:
– Банник, Банник! Верни кипяток в тазик!
Бросился Потанька за мочалкой, а она примёрзла к лоханке. Потанька говорит:
– Банник, Банник! Отморозь мочалку от лоханки! Не мешай париться в баньке!
Вдруг в тёмном углу Банник зашевелился, через голову перевалился, страшным голосом закричал на всю баньку. Испугался Потанька, глаза закрыл. Принялся Банник страхи напускать.
Потанька открыл глаза. Видит, он сидит в тазу и плывёт по воде – по кипятку. На пути огромная варёная щука встаёт. Открывает рот шире ворот. Потанька к ней в пасть плывёт. Щука кричит: «Схвачу! Проглочу!» Потанька глаза закрыл и щуке в рот проскочил.
Потанька открыл глаза и видит вокруг небеса. По воздуху он на берёзовом венике летит. А над ним мочальная туча висит. Громом грохочет, сосульками убить хочет. Потанька испугался, руками от мочальной тучи закрывался.
Потанька с веника свалился и под землю в пекло провалился. Видит, сидит он на калёных кирпичах, на горячих углях. Вокруг смола кипит в котлах. Под руки его кочерга с ухватом берут и париться в котёл с кипящей смолой ведут. Потанька вырывался, в сторону бросался. Упал в лоханку и вывалился в дверь из баньки.
Очнулся Потанька за дверями в лоханке. «Дай, – думает, – погляжу, кто меня пугал в баньке». Заглянул в банное окошко. Глядит из баньки на него рожа – ни на кого не похожа: с клыкастым ртом и длинным носищем, на голове волосищи до землищи, а на руках когтищи. Перепугался Потанька, больше не ходил по ночам париться в баньку.
« Предыдущий Следующий » |
Источник: http://DarkBook.ru/bannik
Банник — кто это в славянской мифологии?
В славянской мифологии множество духов. Добрые и злые, проказливые и строгие, они сопровождали каждый шаг наших предков в этом недружелюбном мире. Если попытаться классифицировать их, то удобнее всего будет использовать принцип места. Существовали духи лесов и полей: лешие, лесавки, полевики. Водяные духи: водяной, русалки, болотник и духи человеческого жилья: домовой, овинник и, наконец, банник.
Кто такой банник?
Это существо имеет много имён. Дедушка банный, жихарь, банный апостол — это тоже всё он.
Банник — это один из представителей домашней нечисти, живущий в бане и привязанный не только к месту, но и к семье, владеющей им.
В отличие от проказливого, но хорошо относящегося к людям домового, банник — однозначно злой дух. Его любимое развлечение — содрать кожу с человека. Существует множество преданий о том, как дух наказывал неугодивших ему.
Существует ли банник?
Однозначного ответа на вопрос, существуют ли банники и домовые, дать невозможно.
В современную рационалистическую модель мироздания их существование не укладывается, но схожесть ритуалов, призванных задобрить банника, в разных регионах Руси и Российской империи может являться аргументом в пользу существования таких духов. Единственное, в чём расходится мнение крестьян — это облик банника.
Как выглядит банник?
Народная фантазия не дала баннику единого облика.
- В Калужской области его представляли уродливым гигантом, появляющимся с грязным веником под мышкой.
- В Олонецкой губернии считали, что он невелик ростом, всегда босой, волосы его всклокочены, а глаза горят огнём.
- В Новгородской губернии банник появлялся в виде чёрного человека с длинными волосами.
- В большинстве же мест банного апостола считали оборотнем, превращающимся как правило в кошку, собаку, белого зайца или человека.
Ещё одно категорично утверждает мифология — банник дух бани, всегда вонюч. Когда заходят в баню утром и чувствуют, что псиной пахнет — значит дедушка банный мылся ночью.
Также проявляет себя этот дух воем, стуком и хохотом из-под полок. Известна история о том, как превратившийся в белую корову банник до полусмерти напугал резвившихся девок, зовущих жихаря.
В тоже время в бане, стоявшей неподалёку, насмерть угорела девка.
В обычное время с банным дедушкой предпочитали не связываться. Рассказывают и о том, как он сковал железными кольцами пальцы девушки, неосмотрительно попросившей колечко, но в Святки банник в славянской мифологии становился духом, способным предсказывать будущее. Для этого нужно было зайти в баню ночью, лучше после полуночи, и нагнувшись, задрать подол.
- Если банник гладит по заду мягкой лапой — замужество будет хорошим, да и жизнь в целом удастся.
- Если же лапа сухая и когтистая — жить гадающему в бедности и постылом браке.
Согласно некоторым поверьям, банник появляется в бане, в которой хоть раз произошли роды, но сейчас в этом месте рожать не принято. Поэтому, если вы построили баню, и хотите, чтобы там поселился банный дедушка, самым лучшим вариантом будет заняться там любовью, чтобы выброс энергии привлёк духа. Не забывайте и о ритуалах, призванных задобрить банника.
Как задобрить банника?
Все представители нечистой силы боятся креста и молитвы, но в баню заходить с нательным крестом запрещено. Чтение молитв там тоже не одобряется, поэтому, чтобы не сердился банник мифология предлагает следующие способы подружиться с опасным духом:
- Банный домовой не переносит, когда кто-то моется в его время, поэтому в третий пар баню оставляли пустой. Сейчас почему-то считается, что мыться нельзя в четвёртый пар.
- Обязательно нужно оставлять кусок мыла, чтобы банный дедушка тоже мог помыться.
- Когда в новой бане моются впервые, для банника берут хлеб-соль. Оставляют их на полке.
- Ночевать в банях считалось делом опасным. Но если есть такая необходимость, надо вежливо попросить у него разрешения: «Хозяинушко-батюшко! Пусти ночевать!»
Источник: https://womanadvice.ru/bannik-kto-eto-v-slavyanskoy-mifologii
Банник в славянской мифологии — что вы знаете об этом? | Славяне
Бани играли важную роль в жизни наших предков. Ни одно хозяйство без бани не обходилось. Там не только очищались телесно, но и проводили магические ритуалы, лечились, женщины рожали. Также в бане гадали, проводили досуг. «Свято место пусто не бывает», поэтому у бани, так же, как у дома или амбара, был свой незримый хозяин — банник.
Кто такой банник в мифологии?
— демонологический персонаж в поверьях восточных славян. Полагали, что он, в отличие от других духов, людей не любит, отличается злым нравом.
Неслучайно: ведь ему приходится иметь дело с грязью физической и духовной, которую оставляют в бане люди. Откуда появился он — сложно сказать. Возможно, как и Домовой, Банник является духом предков хозяев.
Как бы то ни было, главная обязанность Банника — надзирать за порядком в бане, наказывать тех, кто его нарушает.
Кроме Банника, в бане живет Обдериха, которую считают либо Банником женского пола, либо его женой. Выглядит она неприглядно — лохматой, страшной старухой, иногда перекидывается в кошку, обезьяну, иногда в красивую голую женщину. Другое ее название — Шишига. Этот дух еще более коварен: перекидывается в знакомого человека, зовет попариться в баню, но может убить.
Подобно остальным домашним духам, Банник многолик и способен к перевоплощениям:
Кому как покажется етот баенник. Кому в сарафане, кому совсем страшно. Лиза пошла в байну-то, залезла на полок, да не смогла помыться. Вся байна заполнилась маленькими собачками, баенниками-то.
Обычно банник представляет собой косматого старика, довольно страшного на вид. В бане он с женой занимает место за печью или под полком.
Есть ли в бане Банник? Как узнать?
Считали, что Банник есть в каждой бане, но он не всегда враждебен к людям. Но если начнет озорничать, так все сразу узнают. Он может издавать разные звуки, бросаться камнями, может вылить всю воду.
Если банник совсем недоволен поведением, то может физически напасть. Об этом рассказывают разные былички.
Чтобы банник не мешал моющимся, перед входом в баню всегда спрашивали разрешения, приветствовали хозяина постройки, а после — оставляли ему и Обдерихе чуть-чуть воды и мыла самому помыться, пригласить духов бани:
В байну идешь, говоришь, просишься: «Баенна хотерка, баенна хозяйка, пусти нас помыться, погреться, пожариться, попариться». А как помылись, скажешь: «Байна хозяюшка, спасибо за парную байну. Тебе на строеньице, нам на здоровьице».
Верили, что банник моется по ночам, часто вместе с другими домашними, иногда лесными духами. Если встать после полуночи у двери в баню, то можно услышать характерные звуки: плеск воды, шлепанье веников. Самые смелые, кто заглядывал в баню, видели самого Банника или Обдериху. Поэтому в такое время ходить в баню нельзя было, иначе духи бани жестоко обойдутся с нарушителем их покоя.
Чем Банник опасен и что он не любит?
Банник — дух капризный и привередливый. Чуть не по нему, начнет пугать.
Особенно он не любит, когда его игнорируют, не здороваются с ним, не прощаются, идут мыться в «третий пар» (когда там уже побывало две смены людей), в праздничные дни, поздно ночью, остаются в бане ночевать, громко ведут себя. Тогда банник явится сам — обычно его явления достаточно, чтобы сильно перепугать моющихся. Но иногда он может «задрать», запарить до смерти.
Обдериха, «банница» опасна еще тем, что может подменить ребенка у роженицы или у матери, пришедшей с ним мыться в неурочный час.
Поэтому рожавшую женщину в бане обязательно кто-то сопровождал, ей предлагалось прибегать к различным предосторожностям против подмены младенца.
Считалось, кстати, что обдерихи заводятся в бане после того, как там пройдут роды или вымоют перед свадьбой невесту, поэтому в недавно построенных банях этот дух не обитал.
Впрочем, если человек проявил учтивость по отношению к банным хозяевам, он мог не бояться за свое благополучие, даже уповать на защиту Банника и Обдерихи. Вот какую быличку рассказывают на Севере:
Мужик сказывал, что пришел он в деревню, а спать негде, никто не пустил. Он пошел в байну, байна-то тепла, а сперва попросился у байны, чтоб пустила ночевать. Ночью слышит, полетели обдерихи на свадьбу и зовут: «Машка-Матрешка, полетели с нами!» А она отвечает: «Гость у меня». Те говорят: «Так задери!» А она: «Нет, не могу, он у меня попросился».
Рассказывали, как Банник защищал своего гостя от других духов дома или леса.
Как защититься от Банника? Чем он может быть полезен?
Прежде всего, надо неукоснительно соблюдать обычай здороваться и прощаться с Банником. Приносили ему в дар различные продукты, а строя новую баню, прикапывали под порогом черную курицу.
Банник помогал в гаданиях на суженого. В полночь девушки просовывали руку в дверь бани и примечали: погладит рука мохнатая — быть замужем за богачом, голая — за бедняком. У Банника хранятся такие волшебные предметы, как неразменный рубль и шапка-невидимка. Ловкие, знающие люди могли их обрести.
Банник в славянской мифологии — воплощение довольно опасного места, где люди очищались от скверны телесной и духовной. Отсюда его образ — не очень доброжелательный к людям, строгий, но подчас справедливый. В славянской мифологии одушевлено все, поэтому неудивительно, что повсюду есть свои духи. Узнавать о них очень интересно!
- Подробнее о славянской мифологии:
- Славянские Боги
- Мифические существа славян
- Славянские мифы
Источник: https://xn--80aejvmu5h.xn--80aswg/bannik/
Банник: как выглядит, чем занимается и почему представляет опасность
Доброго времени суток, уважаемые читатели! В славянской мифологии есть много интересных персонажей. К числу малоизвестных относится банник – существо со скверным характером, которого в прошлом боялись и уважали.
Как он выглядит, чем занимается и почему представляет опасность – об этом мы сегодня вам расскажем.
Банник – кто это такой в мифологии
Банник – волшебный персонаж из разряда низшей нечисти, появляющийся в старинных быличках и легендах. Особую популярность получил у восточных славян.
Существо фигурирует также в польском фольклоре и в белорусской мифологии. Представляет собой духа, который обитает в бане. Обычно он сидит под лежанкой (полоком) или прячется за каменкой (печью).
У банника немало других имен. В Польше его кличут Łaźnik, в Беларуси – лазеннік. На Руси его называли:
- Банный черт, пес, хозяин или пастырь;
- Баенник;
- Байнушко;
- Банщик;
- Нечистик.
Этот персонаж похож на домового или дворового, но отличается ненавистью и презрением к людям. Банник нечасто бывает в приподнятом настроении и редко готов помогать в чем-либо.
Его легко разгневать и обидеть. Рассерженное существо представляет большую опасность. Такая характеристика позволяет относить банщика к анчуткам – маленьким, злым и очень вредным духам.
Герой сказок и легенд не любит покидать баню, оставлять ее без присмотра, потому редко появляется в жилом доме. Однако, обладая магическими силами, способен влиять на людей даже на расстоянии.
Днем банник предпочитает спать или отсиживаться в укромных местах. Но с приходом сумерек, как и другая нечисть, он становится активным. Наши предки верили: если ночами из бани доносится шум, плеск воды – это байнушко веселится и парится.
в славянской мифологии есть женский аналог банника – баенная матушка (обдериха, шишига). В одних источниках говорится, что она – жена банщика.[/info-box]
В других же сказано, что в родстве персонажи не состоят, они плохо уживаются друг с другом. Появлялась обдериха после того, как в бане происходили роды, мылась невеста.
Как выглядит Банник
Банный дух старается лишний раз не показываться на глаза, оставаясь невидимым. Те, кто все-таки сумел увидеть его, описывают существо как низенького, суховатого старикашку. У него длинная, нечесаная борода, густые брови и лысая макушка.
Его обнаженное тело облеплено листьями, некогда оторвавшимися от веников. Единственный предмет одежды банщика – красная волшебная шапка, если натянуть ее на голову, становишься невидимым.
Одно из своих имен – нечистик – существо получило не просто так. Кожа банника заляпана грязью и слизью, покрыта черной сажей. Кроме того, он брезгует купаться в ключевой воде.
Банник – искусный маг, умеющий обращаться в животных. Иногда он предстает в облике дикого кабана, прикидывается черной кошкой или белым зайцем, перевоплощается в лягушку либо грязного дворового пса. Славяне верили: если в бане сильно пахнет мокрой шерстью, псиной, значит дух недавно здесь был и парился.
Дополнительные варианты внешности:
- Невысокий старичок с горящими красными глазами, заплесневелой бородой до колен; его спина покрыта короткими волосками и шерстью;
- Нарлик с длинными спутанными волосами, бородой и усами, в которых застряли листочки с веников, щепки; он всегда босой и от него всегда неприятно пахнет;
- Нысокий и худой старец с длинными руками, ногами; косматый, злой и ворчливый; подмышкой носит потрепанный веник;
- Нущество, похожее на человека, с почерневшей, грязной кожей и длинными темными волосами.
Поведение и привычки
Банный черт не прочь пошалить и повеселиться, однако его проделки – жестоки. Он кидается в парящихся в бане камнями и углями из печи, щипает, бьет и сдирает кожу, подсовывает под руку ковш с крутым кипятком, таскает за волосы, раскаляет каменку докрасна. Если банщик не в духе, он способен придушить человека или отравить его угарным газом.
Дух требует, чтобы в его жилище царили чистота и порядок. Потому было принято прибираться в бане после водных процедур. Если этого не сделать, банник насылал горе и болезни на всю семью.
Людям, которые проявляют уважение и ведут себя спокойно, банник редко вредит. Порой он, веселья ради, пугает, стуча в стены и двери бани. Если получится существо задобрить, поднять ему настроение, то можно рассчитывать на помощь и поддержку.
Банщик любит попариться и помыться, он никогда не берет в руки уже использованные веники. Воду предпочитает грязную, стекшую с людских тел. Чистой водицей он пользуется только в конце мытья.
Парится и намывается банник после полуночи. При этом он зазывает к себе и другую нечисть, с которой веселится до самого рассвета.
Как задобрить Банника
Чтобы нечистик не вредил и не буянил ночами, ему приносили подарки. В бане оставляли кусок свежего ржаного хлеба, крупную соль, горсть сахарного песка, молоко, кашу и мед. Все съестное выносилось из помещения через сутки и закапывалось под деревом за забором.
После водных процедур нужно было положить на полок новый веник и кусочек мыла, а также поставить тазик с небольшим количеством холодной чистой воды. Если ритуал не соблюдался, банник сердился и обижался на людей.
Когда существо очень шалило и доставляло много хлопот, под порогом бани закапывали мертвую курицу. Выбирали птицу только черного цвета, ее не ощипывали перед захоронением.
Курицу для банника душили, колоть и резать запрещалось. Древние славяне верили, что такое подношение надолго успокаивает хозяина бани.
Прежде чем зайти в предбанник, нужно поклониться и спросить разрешения у банщика. Покидая территорию, которой заведует злой и хитрый дух, следовало искренне поблагодарить его. При этом выходить за порог бани надо вперед спиной.
Приметы и суеверия, связанные с банником
- В место, где живет нечистик, нельзя заходить с нательным крестиком. Его оставляют или в предбаннике, или дома. Банщик боится железа, металла, потому, если на человеке есть какие-либо украшения, он воспринимает это как угрозу и переходит в наступление.
- В легендах говорится, что тот, кто отправился париться с приходом ночи, назад уже никогда не вернется. Рассерженный банник уморит до смерти. Закончить с мытьем следовало до шести вечера.
- В бане нельзя оставлять маленьких детей или молодую мать с младенцем без присмотра. Банник и обдериха известны тем, что похищают малышей, взамен подкидывая людям своих отпрысков.Узнать «подменыша» легко: такое дитё отказывается от грудного молока и другой еды, постоянно кричит и плачет, много болеет, внешне не похоже на родителей, отличается сложным характером и редко живет дольше года.
- В народный приметах говорится, что нельзя париться и мыться в понедельник. В этот день хозяин бани всегда находится в плохом настроении, столкновение с ним не сулит ничего хорошего. Самые подходящие для купания дни – суббота, четверг.
- В баню воспрещен вход в пьяном состоянии, в плохом настроении и с злыми мыслями. Все это обернется против человека.
- В жилище банника строго запрещается шуметь, громко смеяться, сквернословить. Дух не терпит подобного, он сердится и старается наказать невоспитанных гостей.
- Нельзя также спешить и торопиться, суетиться во время банных процедур. Такое поведение банник воспринимает как неуважительное отношение к его персоне.
- На Руси верили, что банщик выходит мыться на «четвертый пар». Потому за один день париться разрешалось только трем группам людей.Первыми всегда отправлялись в баню мужчины. Если вперед них заходила девушка, то банник насылал на нее болезни и несчастья.
- Если сгорела или развалилась баня, на этой территории нельзя возводить другие строения. В жилых постройках люди будут хворать, появятся клопы и крысы. В помещениях для скота животные быстро зачахнут.В сараях не сохранятся закатки, картошка, мука или крупы. Все это – проделки недовольного банника, лишившегося своего жилья.
- Находясь в доме банного черта, нельзя плевать на пол, полоки, каменку. Иначе разгневанный банник плюнет кипятком и искрами в ответ.
- Существо не выносит незнакомых людей на своей территории. Потому недопустимым считалось париться в чужой бане. Иначе дух наводил морок, вызывал обмороки, крал вещи и подпирал двери так, что выйти из помещения было невозможно.
- Нечистик злился, если баню возводили не в том месте, где ему хотелось, или ставили ее близко к жилому дому. В таком случае он насылал на кого-либо из членов семьи серьезную болезнь, способную привести к смерти. Захворавший излечивался чудесным образом, стоило только переместить, перестроить баньку.
- Если вместо вкусных даров или курицы оставить под порожком бани несколько монеток и попросить духа помочь с деньгами, то в скором времени в семью придет достаток.
- Если украсть красную шапку-невидимку и успеть укрыться в церкви, банник исполнит желание в обмен на свою вещь или даст ответ на вопрос о будущем. Но, если воришка не добежит до церкви, рассвирепевший нечистик убьет его.
Банный дух, как и положено волшебному персонажу, многое знает о грядущих событиях. Он всегда принимает участие в святочных – и не только – гаданиях на суженого.
Чтобы узнать, каким жених будет, надо ночью подойти к бане, распахнуть двери и, встав спиной к темноте, поднять полы платья или юбку. А после ждать прикосновения банника.
- Если рука гладкая, муж будет бедный.
- Мохнатая мягкая лапа сулила богатого и знатного жениха.
- Когда банник шлепал или щипал, это означало, что муж будет бить.
- На коже после прикосновения нечисти остался влажный, скользкий след – выйти замуж предстоит за пьяницу.
- Колючее касание предрекало мужа со сложным характером.
Как вызвать банника
Банную нечисть не принято попусту тревожить и призывать. Невозможно предсказать, какими будут последствия. Однако, если очень хочется пообщаться с банником, есть три способа вызова.
Важно: в современных квартирах или частных домах дух обитает редко. Потому не всегда ритуалы срабатывают.
Способ первый
Для выполнения обряда не придется искать баню или запираться в ванной комнате. С помощью ритуала есть возможность получить подсказку или совет от банника.
Призыв совершается вечером в спальне. На стол ставится новая свеча, поджигается она только спичками. Рядом с подсвечником кладутся подношения для банного черта: молоко, хлеб, печенье, конфеты.
На столе также нужно установить изображение нечисти. Банника можно нарисовать самостоятельно или же распечатать фото из интернета.
Когда все готово, выключите свет и лягте на постель на спину. Руки сложите на животе. Закройте глаза, представьте банника и мысленно пригласите его заглянуть на огонек.
Если за окном начнет лаять, выть собака или появится ощущение, что в комнате есть кто-то незримый, значит дух – откликнулся и готов пообщаться, помочь или поддержать.
Закончить ритуал необходимо до того, как свеча полностью прогорит. Перед завершением обязательно попрощайтесь с банником и поблагодарите его искренне.
Рисунок (фото), угощения и свечка должны оставаться на столе в течение трех суток. Затем изображение и свеча прячутся в надежном месте, а гостинцы выносятся из дома и закапываются в землю.
Способ второй
Дождавшись наступления ночи, собрав гостинцы и прихватив свечу, отправляйтесь в ванную. Ритуал проводится в одиночестве, дверь в помещение должна быть плотно закрыта.
Разложите по ванной угощения, встаньте перед зеркалом и возьмите в руки горящую свечу. Смотря в отражение, произнесите трижды призыв.
Пример призыва: «Банник-батюшка, услышь мой голос. Приходи гостинцы поесть-попить, разговоры со мной поговорить. Банник-батюшка, явись на мой зов, покажи себя!».
Затем, не отводя взгляда от зеркала, нужно вести себя очень тихо, прислушиваться ко всем случайным звукам. Нечисть или проявится в отражающей поверхности, или же выдаст себя шорохами, прикосновениями.
Как и в первом варианте вызова, обряд нужно завершить до того, как догорит свеча. Перед тем как покинуть ванную комнату, с банником следует распрощаться, желая ему добра и крепкого здоровья.
Способ третий
Отправившись в баню с приходом сумерек, на полоке и печке разложите угощения-дары. Затем зажгите свечу, встаньте в центре помещения и три раза произнесите: «Банник, дедушка, приди!». Теперь остается только ждать: явится ли нечисть на призыв и как встреча пройдет.
После обряда из бани выходить только вперед спиной, не забывая кланяться, благодарить и прощаться с банным духом.
Верите ли вы, друзья, в банного дедушку? Доводилось ли сталкиваться с ним? Оставляйте свои мнения, рассказы и вопросы в х. Благодарим вас на проявленный интерес к публикации! Поделитесь статьей в социальных сетях. И подпишитесь на новости ресурса. До свидания!
Источник: https://secretofworld.ru/ezoterika/sushchestva/bannik.html
Банники и банницы — славянские духи-покровители бани
Главная > Мифы славян > Языческий хозяин бани
Труды-источники: Дерксен-Старостин | Покорный | ЭССЯ (Трубачев) Балтские словари: Прусский | Ятвяжский
Сведения взяты из сетевых ресурсов и литературы о славянской мифологии. Особая благодарность Денису Блинцову за статьи о славянских богах из его веб-капища. Из библиографии за основу взяты краткие статьи «Словаря славянской мифологии» Елены Грушко и Юрия Медведева. Они краткие, но их много, по большинству мифических и сказочных персонажей древних славян.
Банник (Банный, Лазьник) — дух бани, опасный для моющихся: может испугать, бросая камни с печи, содрать с них живьем кожу. Он живет за каменкой или под полком, на котором парятся. Хотя он невидим, его движение в куче неопаренных веников можно услышать ночью. Банник всегда моется после всех людей.
Он приходит мыться после того, как помылись три пары людей, или после третьего пара, так как в ту пору моются черти, лешие, овинники, русалки. Чтобы добиться расположения банника, ему следовало оставлять в бане метлу, кусок мыла и воду на дне лохани. В жертву ему приносили черную курицу.
Выстроив новую баню, такую курицу, не ощипывая перьев, душат (а не режут) и закапывают под порогом.
Несмотря на то, что «баня парит, баня правит, баня все исправит», она издревле признается нечистым местом, а банище — и вовсе поганым. Ни один добрый хозяин не решится поставить на месте сгоревшей бани избу: либо одолеют клопы, либо мышь испортит весь скарб, а там жди и нового пожара! Человек, посетивший баню, считавшуюся «поганой», не мог идти в тот же день в церковь.
Разделы:
- Банник (Баенник, Баенный, Байник, Банной, Лазник)
- Жена банника — банница (банниха, байница, баенная матушка, обдериха, шишига)
Банник (Баенник, Баенный, Байник, Банной, Лазник) — один из домашних духов древних славян, который, по поверьям, обитает в бане. Дух бани или хозяин бани имеет свой характер и предъявляет к людям, которые пользуются его домом, особые требования.
По своему характеру банник довольно близок к другим домовым духам — домовому, овиннику, дворовому, кикиморе и даже лешему. Так, в частности, некоторые славянские мифы говорят о том, что все эти духи ходят мыться к хозяину бани.
Отсюда следует поверие, что пользоваться баней можно только в три пара. На четвёртый пар со своими друзьями-духами идёт мыться сам банник, и человек, который окажется в это время в бане, может поплатиться за свою неосторожность, в частности — «угореть», «перепариться» и так далее.
Также существует поверие, что нельзя мыться в бане после захода солнца.
Вера в банников является такой же древней, что и вера в домовых. Так, например, сохранились сведения, что славяне в определённые праздники, которые посвящались поминовению предков (осенние деды, солнечные праздники и т.д.
), оставляли угощение для духов своих умерших родственников не только на праздничном столе и в различных частях дома, но и в бане и даже на крыше бани. Внутри бани на ночь рассыпали золу, а на утро ходили смотреть — приходили ли духи за угощением или нет.
Если духи приходили, то на золе сохранялись следы, которые напоминали птичьи.
Банник, как и все другие духи, совершенно невидим для человека, покуда он сам не захочет явиться. В бане он живёт под полком или за печкой-каменкой. Часто в бане живёт не один банник, а целая семья — банник, жена и дети.
Те, кто видел банника своими глазами, утверждают, что выглядит он как голый старик с длинными растрёпанными волосами и бородой.
Славянские мифы говорят о том, что хозяин бани может обернуться котом, собакой, лягушкой, белым зайцем, веником или угольком.
У банника довольно крутой нрав. Если его всё устраивает, то люди-хозяева бани могут только наслаждаться, мыться и париться в своё удовольствие. Но если дух чем-либо разгневан, то может стучать, кричать, щекотать людей.
Может запарить человека до потери сознания, ободрать кожу и повестить её на печку и даже кидаться камнями из каменки. Чтобы не гневить хозяина бани, нужно содержать это место в чистоте. Принято оставлять банникам воду, мыло, веник и другие необходимые вещи.
Если же всё-таки люди начинают чувствовать, что в бане что-то идёт не так, стоит задобрить духа. Для этого в первую очередь необходимо прибраться, затем принести в баню кусок ржаного хлеба, который посыпан солью. Горсть соли бросить на каменку.
Кроме того, стоит благодарить банника каждый раз после того, как помылись и насладились его гостеприимством.
Существуют народные представления о подарках банника. Например, у банника можно получить настоящую шапку-невидимку, но для этого нужно знать определённый день и совершить при этом особый ритуал.
Также считается, что у духа бани имеется беспереводной целковый, то есть монета, которая всегда возвращается назад к человеку после того, как тот её потратил.
Для того, чтобы получить целковый, нужно спеленать (как ребёнка) кошку чёрного цвета и ровно в полночь бросить её в баню, при этом потребовав: «На тебе ребенка — дай мне беспереводной целковый».
К баннику обращаются и с целью получить предсказание. До нашего времени сохранились упоминания гадательных обрядов, которыми увлекались девушки в праздники. Девушки приходили к бане ночью и совали в открытую дверь какую-либо часть тела. Если банник прикоснётся голой рукой — жених будет бедным, если мохнатой — богатым.
Жена банника — банница, банниха, байница, баенная матушка или обдериха. Также супругу банника часто называют Шишигой. Банница выглядит как страшная, лохматая старуха, является в голом виде. Может обернуться хорошей знакомой или родственницей, чтобы завлечь в баню и запарить до смерти.
© «Proto-Slavic.ru», Игорь Константинович Гаршин, 2012. Пишите письма ().
Страница обновлена 09.02.2017
Источник: http://www.proto-slavic.ru/slavonic-myths/banniki.htm
Банник — злобный дух славянской мифологии — вымышленный персонаж или реальность?
Моя бабуля была родом из глухой деревушки под Архангельском. В закромах ее памяти водились неисчислимые истории самого разного содержания: как ее сестру по принуждению выдавали замуж за коммуниста, как раскулачивали целые семьи, как она шила себе нижнее белье из агитационных плакатов. И ряд историй мистического свойства. Оно и понятно: чем ближе к природе, тем крепче тебя берут за горло народные поверья, тем реалистичнее языческий эпос.
История про банника не была особо примечательной. Слово «банник» в ней вовсе не фигурировало. Если вкратце, то будучи десятилетним ребенком, бежала моя бабушка из своей деревушки в гости к тетке в соседнюю деревню. Вечерело. Подступали тучи. Деревни сплошь окружены лесом, а там волки, медведи и чёрт знает что еще. Страшно.
На окраине деревни стояла теткина баня. Пробегая мимо, бабушка услышала, что там кто-то метет. Обрадовалась! Значит в бане тетка или ее родственники и больше не надо бояться. Сейчас она встретит знакомых и пойдет к тетушке не в одиночестве, а в компании хороших людей.
Забегает в баню. В коридорчике никого (но звук метлы всё еще слышен), предбанник пуст, в парилке никого нет. Уже и не метет никто, звенящая тишина. Но ведь только что четко были слышны звуки метлы… Испугалась бабуля и рванула к тетке изо всех своих ребячьих сил.
Историю эту бабуля вспоминала часто. Твердо стояла на том, что ей не причудилось и всё это быль от первой до последней буквы. Я, конечно, удивлялась, ужасалась, но особого значения этим сказкам не придавала. Мало ли что дети навыдумывают. Пока мы не стали проходить на истфаке славянский эпос. Вот тут-то я и узнала, с кем столкнулась моя бабуля.
Не секрет, что древние славяне населяли духами буквально всё вокруг себя. В доме — домовой, в пруду — водяной, в поле — полевик, в лесу — леший. В общем, куда ни плюнь, попадешь в какую-нибудь нечисть. В бане вот обитал банник.
Банник — дух злобный и коварный. По природе своей он невидим, но перед людьми любит представать в виде голого старика (экой, право, шалун). Замучить человека для него — дело простое. Тут его фантазия не ограничена: может содрать кожу, запарить до смерти, а то и вовсе закидать камнями. Но поступает он так исключительно с плохими людьми.
Однако, кто не уверен, хорош он или плох, может подкупить банника подношениями. Старичок непритязателен и любит ржаной хлеб, посыпанный крупной солью, да чистую воду с кусковым мылом.
Есть еще один забавный факт из жизни этого персонажа: банник любит принимать участие в святочных гаданиях и хватать девок за зад (а кто бы отказался?).
В святочную ночь незамужние девы выставляли свой оголенный зад в проем бани. Какой рукой банник косался, такого мужа и надобно ожидать. Вариантов не много.
Мохнатая рука — богач, голая — бедняк, ну а коли мокрая — будет суженый беспробудным пьяницей.
В общем, банник довольно забавен и не шибко опасен. Жаль, что в эпоху этих ваших саун, джакузей и прочих хаммамов, злобный славянский демон остался не у дел.
А ну-ка, девоньки, айда на следующие святки в баню юбки задирать!
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ad7777f1aa80ce576015250/5aec50031410c3259ffeb842