Шурале: кто это такой, как выглядит

Но постой, я замечтался… Вот бумага на столе…

Я ведь рассказать собрался о проделках шурале.Г. Тукай «Шурале»

Шурале — известный персонаж татарских и башкирских сказок. Что-то типа лешего, который щекочет своими длинными пальцами до смерти одиноких путников в лесу.

Как сейчас бы сказали, «культовый» татарский поэт Габдулла Тукай  написал стихотворение «Шурале» по мотивам народных сказок. Я прекрасно помню ее с детства.

Юноша-дровосек встретил в лесу хитрого  шурале.  

Шурале: кто это такой, как выглядит

Шурале -классический «трикстер» — божество, бес, человек или антропоморфное животное, совершающее «хулиганство» или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения. Как правило, является антиподом героя, антигероем.

  • Он похож на человека, очень тонкий и нагой,
  • Узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной.
  • У него же в пол-аршина пальцы на руках кривых,-
  • Десять пальцев безобразных, острых, длинных
  • и прямых.

Шурале: кто это такой, как выглядит

Юноша не боится, но и не лезет на рожон.

И в глаза уроду глядя, что зажглись, как два огня, Дровосек спросил отважно: «Что ты хочешь от меня?»

Шурале: кто это такой, как выглядит

Я хочу сыграть с тобой в игру(с)

Каждый палец приспособлен, чтобы злее щекотать, Убиваю человека, заставляя хохотать.Ну-ка пальцами своими, братец мой, пошевели,Поиграй со мной в щекотку и меня развесели!

Шурале: кто это такой, как выглядит

Ключевой момент для понимание татарского менталитета.

Джигит не вступает в открытую борьбу с превосходяшим его противником.Как поступил, возможно,  бы богатырь из русских сказок. Он берет смекалкой.

«Хорошо, я поиграю,- дровосек ему в ответ, Только при одном условье…

  1. Дух лесной! Давай сначала поработаем вдвоем,
  2. На арбу с тобою вместе мы бревно перенесем.
  3. Щель большую ты заметил на другом конце бревна?

Там держи бревно покрепче, сила вся твоя нужна!..

Шурале: кто это такой, как выглядит

Клин клином вышибают.

  • На указанное место покосился шурале.
  • И, джигиту не переча, согласился шурале.

Пальцы длинные, прямые положил ом в пасть бревна…

Мудрецы! Простая хитрость дровосека вам видна?

  1. Клин, заранее заткнутый, выбивает топором,
  2. Выбивая, выполняет ловкий замысел тайком. —
  3. Шурале не шелохнется, не пошевельнет рукой,
  4. Он стоит, не понимая умной выдумки людской.

Шурале: кто это такой, как выглядит

Шах и мат, шурале!

Вот и вылетел со свистом толстый клин, исчез во мгле… Прищемились и остались в щели пальцы шурале.Щурале обман .увидел, шурале вопит, орет. Он зовет на помощь братьев, он зовет лесной народ.С покаянною мольбою он джигиту говорит: ,»Сжалься, сжалься надо мною! Отпусти меня, джигит!

Шурале: кто это такой, как выглядитИван Грозный, в 16 веке  победил Казанское ханство, которое вошло в состав России.С тех пор татары не предпринимали активных восстаний. Однака, они поняли,  что своих целей и благополучия можно добиваться другими, менее радикальными, но более эффективными способами.Президент Татарстана Минтемир Шаймиев , как и лидеры многих регионов, когда-то сумел взял суверинетат сколько мог. Однако, Татарстан, в отличие от других регионов  затем не растерял республиканскую собственность, но и приумножил.Все главные активы — нефть, нефтехимия, энергетика, принадлежат собствтенникам внутри республики, а не «москвичам»

Кроме того,  здесь научились работать с большими федеральными проектами, которые являются локомотивами экономики. Отработав технологию на реконструкции ветхого жилья,  Тысячелетии Казани, далее Универсиада, потом уже не могут останвоится и делают Иннополис.

Это один из регионов , где по настоящему работает электронное правительство. Зачем клянчить у федералов деньги, если можно придумать так, что Москва сама попросит взять, да и еще в пример другим будет ставить?:)

Татарский джигит, притворяющийся простачком, не стал спорить и драться, а прищемил Шурале пальцы.

  • Шурале: кто это такой, как выглядит

Источник: https://kukmor.livejournal.com/1405769.html

Легенды о Шурале

В мире есть очень много всего неизведанного. Трудно даже представить себе, сколько непознанных тайн хранятся на нашей Земле. Есть тайны, которые скрыты за морями и океанами, но есть и такие, которые находятся совсем рядом. Почти все родители рассказывают своим детям сказки о неких внеземных монстрах, которые, вполне возможно, являются более реальными, чем нам кажется на первый взгляд.

Люди о них слагают легенды, передают из уст в уста мифы, которые на самом деле могут быть реальными. Одни и те же мифические герои могут быть как благодетелями, так и злодеями. Ни в чем наверняка быть уверенным в этом мире нельзя.

Республика Татарстан. Казань. На гербе этого города изображён змей, добрый, символизирующий непобедимость и силу.

Шурале: кто это такой, как выглядит

Но на этой территории есть и другие змеи. Так, в республике Татарстан в городище Елабуга находится известная на весь мир башня, которую прозвали Чертовой.

Название свое башня, согласно легендам, получила в связи с тем, что долгие годы в древности здесь жил страшный монстр – огнедышащий дракон, которого никто никогда не видел, поскольку его взгляд, подобно медузе Горгоне, был убивающим. Любой, на кого попадал его взор, превращался в пепел.

Зверь этот не знал человеческой речи, поэтому, согласно преданию, если огонь дракона направлялся вверх – ответ был положительным, если вниз – «нет».

В качестве оплаты за свое предсказание змей получал человеческие жертвы: к нему приводили красивых девушек. Просьбы с пожеланиями или вопросы произносились громко в одно из отверстий башни, иногда там же оставлялись записки.

Шурале: кто это такой, как выглядит

Рассказывают, что даже государыня Екатерина Вторая, узнав о змее – оракуле, приезжала сюда. Она хотела узнать, выйти ей замуж за графа Орлова или же нет. К змею русская царица отправила свою фаворитку Дашкову, которая и передала царице от оракула отрицательный ответ.

Как бы там ни было, но царица видимо послушалась предсказания и под венец с Орловым не пошла. К этой башне приходили люди со всех концов света. Приходили, чтобы узнавать ответы на наболевшие вопросы, и обязательно приводили с собой плату — самых красивых девушек отдавали змею на потеху.

Оракул был так знаменит, что даже сама царица казанская Цумбека прислала к нему своего вельможу, дабы тот смог спросить змея о будущем Казанского царства.

Вельможа, прибывший к башне, молился там десять дней, и вдруг услышал из капища невероятный скрипучий голос, говоривший, что Казанскому царству скоро придет конец и на его месте водворится вера христианская вера. Якобы это было последнее предсказание змея, который вдруг в чёрном облаке поднялся в воздух из капища, и на виду у всех улетел на запад, скрывшись навсегда.

Но самое страшное заключалось в том, что многие наложницы этого монстра беременели и рожали от него потомство, именуемое Шурале. Это были таинственные и загадочные существа, низкорослые, горбатые, с очень тонкими пальцами и маленьким рогом на лбу.

Прошли многие столетия. Однако до сих считается, что потомство змея-оракула до сих пор живет на земле своего страшного прародителя. Шурале являются детьми змея и земной женщины. По описанию местных жителей это маленькие, горбатые существа, с мозговой частью, выступающей наружу.

Их считают мутантами, монстрами, но, хотя достоверных сведений о том, что эти монстры наносили кому-нибудь вред, и нет, однако уже сам по себе внешний облик этих созданий до смерти ужасал тех людей, которым доводилось их встречать.

Сейчас о змее-оракуле в Елабуге напоминают башня и разве что необычная статуя, на которой изображена женщина с младенцем в руках. Статую эту нашли на древнем местном кладбище — старейшем некрополе, где захоронения датируются очень древними датами.

Вокруг этой статуи все время развиваются таинственные события. Считается, что она приносит людям горе и смерть.

Многие свидетельства тому, что шурале являются перед людьми в человеческом обличии, дошли и до нас. Вот что рассказывает одна старинная красивая легенда. Жил на свете пастух. И стал он странные вещи замечать: каждое утро одна из его лошадей всегда бывает взмыленной, будто на ней кто-то ночью ездил. И тогда решил пастух вымазать ее дегтем.

Шурале: кто это такой, как выглядит

А когда пришел на следующее утро, то увидел, что на этой лошади сидит девушка-шурале, которая прилипла к коню. Пастух подошел поближе, и вдруг девушка стала красавицей. Пастух сразу в нее влюбился и они поженились. Остались в этих краях, имели детей, которые и сегодня там живут.

Сегодня на шурале списывают самые невероятные и необъяснимые истории. Многие местные жители утверждают, что слышали, а некоторые и видели шурале. Местные краеведы считают, что к этим рассказам нужно относиться совершенно серьезно.

Есть в этих краях и странные уголки, места, которые вполне можно назвать аномальными. Например, красивейшая усадьба Молостовых, с которой открывается потрясающая панорама на Волгу. Усадьба эта окутана странными тайнами. Существует легенда, что у этого дома есть дух.

Говорят, что последняя хозяйка усадьбы часто слышала ночью в доме плачь, страшные стоны или хлопанье дверей…

Когда-то в усадьбе был организован детский лагерь. Нянечки, работающие в нем, постоянно слышали какие-то странные звуки, а однажды перед их глазами одна из дверей сама захлопнулась и закрылась на засов. И теперь каждый, кто когда-то работал здесь, уверен, что это был шурале.

Шурале: кто это такой, как выглядит

В ста метрах от усадьбы Молостовых есть странная поляна, вокруг которой тоже ходит немало легенд. Отчего-то эта поляна, расположенная на склоне красивого оврага, спускающегося прямо к Волге, никогда не зарастает кустами и деревьями. Что только здесь не пробовали сажать, но ничего не получалось.

Не так давно на поляну приезжали уфологии. Они замеряли радиацию, искали каналы некоей связи с космосом. Однако о том, что они нашли, ничего не известно. Вместе с тем тот, кто хоть раз побывал здесь, обязательно хочет сюда вернуться. По мнению местных краеведов и людей, изучающих аномальные явления, шурале — это те же самые лешие.

И если основываться на том, что шурале действительно водятся в этих краях, то вполне вероятно, что живут они именно в районе этой поляны, ведь лешие в домах не водятся. Их местом обитания считаются леса, овраги и т.д. О шурале даже писал местный поэт Тукай, который говорил, что встречался с ними. Все эти истории интересны и загадочны.

У некоторых из них есть доказательства, у других их нет. Поэтому верить или не верить в существование в древности змея-оракула и его детей шурале — дело сугубо личное. Но относиться скептически к тому, что безголосый змей мог предсказывать судьбы людей, государей и даже целых княжеств не стоит.

Ведь человек всегда обращался за помощью к зверю.

Вспомним хотя бы знаменитых сурков, к которым ежегодно прислушиваются жители двух огромных стран – США и Канады. То же самое можно сказать и об осьминоге Пауле, который безошибочно угадывал результаты спортивных матчей.

Так почему же древние не могли относится с полным доверием к змею-оракулу, тем более, что если верить древним легендам, последнее предсказание монстра стало абсолютно верным. Речь идет о судьбе земли Казанской.

Ведь она пала перед войском Ивана Грозного.

И тем более приходится принимать тот факт, что туристам, приезжающим в эти края, сразу же как местную достопримечательность показывают Чертову башню. Местные жители начинают наперебой рассказывать свои истории и легенды, мифы и выдумки — каждый свою, самую запомнившуюся.

И слушая эти рассказы, и сам начинаешь поневоле верить, что когда-то очень давно, еще до возникновения христианства, в местах этих жил огнедышащий оракул-змей, после которого на земле остались его потомки – шурале.

Читайте также:  Двойная линия судьбы: раздваивается, правая и левая рука, заканчивается вилкой

Источник: http://paranormal-news.ru/news/legendy_o_shurale/2013-07-29-7384

Шурале — это… Что такое Шурале?

«Портрет» Шурале на фасаде Татарского государственного театра кукол «Экият» в Казани

Шурале́ (тат. шүрәле, также у татар известен как урман иясе, у башкир как ярымтыҡ[1]) — антропоморфное мифическое существо татарских и башкирских сказок, персонификация духа леса.

Внешний вид и повадки

Обычно описывается как низкорослое, горбатое, с длинными тонкими пальцами, длинными ногами, бородой и небольшим рогом на лбу. Убивает людей щекоткой.

Отбивает лошадей от табуна и катается на них, может загнать лошадь до смерти. Шурале ловят, смазывая спину лошади смолой. Шурале боится воды, поэтому от него спасаются, перепрыгнув через речку или ручей.

Герои сказок также обманывают Шурале, защемив ему пальцы в щель в дереве.

По сказкам также известно, что он любил ездить на лошадях, имел семью. Не имеет мозгов.

Образ в литературе

Шурале — герой поэмы Габдуллы Тукая «Шурале», а также персонаж ряда татарских и башкирских сказок.

По третьему тому спорного по достоверности произведения «Джагфар тарихы», припысываемому Бахши Иману, Шурале считается божеством-трикстером:

… Шурале (сын Тама и Улят) — дух засухи и смерти… Шурале позднее стали называть Шайтаном (Дьяволом)… Тангра сотворил только Невидимый мир, а весь Видимый мир и человека сотворил с его разрешения Шурале. Только душа у человека сотворена Тангрой.

Для того, чтобы эти души после смерти человека смогли подняться в Небо, к Тангре, и получить от Творца вечное блаженство в Невидимом Мире, надо полностью отказаться от всего плотского и сохранять полное равенство между людьми.

Не должно быть подчинения одного другому, государства, чиновников, войска, зависти, денег, богатства и бедности, личного имущества. Даже жены должны быть общими.

Не должно быть также никаких руководителей молитв (священников), зданий для молитв и обязательных символов Тангры, ибо каждый обязан молиться Тангре сам, где угодно и без всяких условностей, а не поручать моления неизвестным людям — возможным грешникам (молитвы которых недействительны из-за их преступлений).

Маджары запрещали войны во имя правителей и убийства животных, у которых не было неравенства, но убивали богатых и вешали кам-боянов, говоря: «Если вы — очень уж выдающиеся, смышленые и всезнающие — то служите самому Тангре, а не слугам Шурале!» Маджары говорили: «Хорош только непрерывно жертвующий [во имя других]. Отсюда — их название «Маджары» — «жертвенные». «А наши аристократы называли Маджаров «ельбегенами», «грачами» и «айярами».

— Бахши Иман «Джагфар Тарихы», том 3

Топонимика

Компонент «шурале» встречается в нескольких оронимах в горных районах Башкортостана, преимущественно в форме Шуралетау «гора Шурале» и Шуралекая «скала Шурале».

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/97191

По следам Шурале: один день с героями татарских сказок

Маршрут для детей и взрослых, любящих татарские сказки или желающих с ними познакомиться: Казань – село Кошлауч – деревня Новый Кырлай.

Однодневная экскурсия посвящена жизни и творчеству национального поэта Татарстана Габдуллы Тукая, автора сказочной поэмы «Шурале». Поэт жил на рубеже XIX и XX веков. Судьба литератора была интересной, наполненной событиями и путешествиями.

Во время восьмичасовой поездки вы посетите три музея, посвященных классику татарской литературы, побываете в его родном ауле Кошлауч и на родине его волшебных сказок – селе Кырлай, послушаете  удивительные стихи, а также узнаете много интересных фактов биографии.

Один из фактов: Тукай часто подписывал свои статьи в газетах и журналах псевдонимом Шурале – именем своего любимого сказочного героя.

Кто такой Шурале

Озорной лесной дух Шурале в Татарстане знаком каждому с самого раннего детства. Это мифическое существо татарских сказок, низкорослое, горбатое, с длинными тонкими пальцами и небольшим рогом на лбу.

Трудно себе представить более популярный татарский национальный персонаж. Он непременный участник всевозможных театрализованных представлений, народных гуляний и праздников.

Нескладную фигурку комичного чудовища можно увидеть в парках и скверах, в сувенирных магазинах, на картинах, календарях и страницах книг.

Одна из таких фигурок находится в Татарской слободе на площади Театра им. Камала. Бронзовая скульптура называется «Загадки Шурале» и воплощает эпизод из сказочной поэмы Габдуллы Тукая «Шурале». Это одна из самых красивых сказок в татарской литературе. На маршруте «По следам Шурале» вы встретите других героев поэмы и посетите места, где развивается ее сюжет.

Татарская слобода

Начало маршрута – в Литературном музее Габдуллы Тукая, расположенном в Казани в старинном двухэтажном доме в Татарской слободе. Здесь можно посмотреть иллюстрации сказок Тукая с изображением лесного духа Шурале, водяного духа Су анасы и других сказочных героев. Среди экспонатов вы найдете статьи Тукая, подписанные псевдонимом «Шурале».

В музее есть много интересного как для взрослых, так и для детей. Для взрослых – интересные факты истории Татарстана на рубеже XIX и XX веков, быт, культура и публицистика той революционной эпохи.

Для детей – зал с художественными работами, созданными по сюжетам сказок Тукая. Для младших школьников и дошколят в музее проведут интерактивный праздник «В гостях у Шурале» по мотивам сказок с играми и песнями.

Другая программа «Краски Сабантуя» в увлекательной форме познакомит детей с татарским весенним праздником плуга. Маленькие гости музея услышат отрывок из повести Габдуллы Тукая «Что я помню о себе», где подробно описывается национальный праздник.

Затем примут участие в народных танцах и состязаниях.

Рассчитывайте, что в музее вы проведете примерно час. Если с интерактивной программой, то два часа.

Музей находится на территории старой Татарской слободы. Здесь прошли годы жизни, работы и творчества поэта. Поэтому в слободе много памятных мест, связанных с его именем. О них вам расскажет экскурсовод уже в автобусе, по пути через Татарскую слободу к выезду из города по Сибирскому тракту.

Деревня Кошлауч – родина поэта

Путь к деревне Кошлауч Арского района, где родился поэт, пройдет вдоль русла реки Казанки мимо старинных татарских сел. Дорога займет примерно полтора часа.

За это время экскурсовод поведает вам историю этих мест от времен  Ивана Грозного до Габдуллы Тукая, расскажет деревенские легенды, а главное, прочитает отрывки из удивительно красивых сказочных поэм Тукая.

Если поедете на своем авто, запаситесь аудиокнигами.

Музей семьи Тукаевых расположился в восстановленной усадьбе муллы Мухаметгарифа, отца поэта. Экспозиция представляет родительский дом, который делится на две половины, мужскую и женскую, согласно мусульманским традициям.

Мужская половина музея сделана в виде сельской школы (медресе). Ведь по родовой линии отца великого поэта – семь поколений мулл. Женская половина дома – это традиционный татарский сельский дом с большой печью.

На территории усадьбы историки и этнографы воссоздали быт татарской деревни рубежа XIX–XX веков. Среди экспонатов – старинная одежда, обувь, ковры, посуда, самовар, колыбель, книги и многое другое.

Большинство экспонатов предоставили местные жители из своих семейных кладовых.

В музее вы узнаете о судьбе Габдуллы Тукая, в раннем возрасте ставшем сиротой, о его становлении как личности, гражданине, поэте, а также о жизни и быте татарских сел, роли муллы и медресе в воспитании и образовании.

Сказочный лес аула Кырлай

«Есть аул вблизи Казани, по названию Кырлай. Даже куры в том Кырлае петь умеют…

Дивный край!»,

– с этих строк начинается поэма-сказка «Шурале». Сказочное село Кырлайна берегу речки Ия, описанное в поэме – это реальное место. Здесь в семье крестьянина провел свои детские годы поэт, и тут он впервые познакомился с удивительным татарским эпосом и волшебными сказками. Позже, став взрослым, Тукай увлекся изучением устного народного творчества и переложением его на поэтический язык. А заодно перевел с русского на татарский стихи Лермонтова, Пушкина, Некрасова, Байрона и Гете.

Лес вокруг аула Кырлай, показавшийся впечатлительному шестилетнему мальчику наполненным волшебными духами и сказочными героями, стал вдохновением для всей его творческой жизни. «Бесконечен, словно небо, древний лес, И не меньше, чем на небе, может быть в лесу чудес», – писал татарский сказочник. Здесь он узнал, где живут водяные и как спастись от лешего-шурале.

Правила поведения в лесу и этикет общения с лесными духами вы узнаете в Литературно-мемориальном музее Габдуллы Тукая в селе Новый Кырлай Арского района. Например, если шурале встретит в лесной чаще человека, то может защекотать его до смерти. Но леший боится воды, поэтому от него спасаются, перепрыгнув через речку или ручей.

Музей Тукая расположился в просторном двухэтажном деревянном доме. Вокруг дома – красивый парк со скульптурами сказочных героев, скрывающимися среди деревьев, бронзовым памятником поэту и колодцем.

Музей разделен на несколько залов. Первый зал посвящен детству Габдуллы Тукая, второй зал – уральскому периоду жизни поэта, третий – казанскому, в четвертом находится кинозал, где детям показывают фильмы о писателе. Второй этаж отведен под экспозицию сказочных героев, воплощенных татарскими художниками.

После осмотра музейной коллекции маленькие туристы могут принять участие в интерактивном представлении «По следам Шурале», где лично познакомятся с персонажами сказок: Убырлы Карчык (Баба Яга), Аждаха (Змей Горыныч), Батыр (Богатырь), Алтынчеч (Златовласка), Тахир и Зухра (Ромео и Джульетта).

В новогодние праздники в музее национального поэта гостей принимает другой сказочный герой, Кыш Бабай – татарский Дед Мороз. Специально для детских и семейных групп проводится интерактивная программа «В гости к Кыш-Бабаю».

После посещения музея, парка и сувенирной лавки стоит прогуляться по селу. Ведь дома в нем не простые – всё старинные срубы с резными наличниками.  Кырлай – это своеобразный заповедник татарского быта XIX-XX веков.

Люди здесь разговаривают по-татарски и расписывают свои дома национальным орнаментом. Некоторые дома построены еще в те времена, когда тут жил юный поэт. Обязательно зайдите в Дом Сагди – крестьянскую усадьбу, где жил маленький Габдулла. Рядом для посетителей открыт Дом Ахматхан Бая.

Над деревней возвышается деревянная мечеть 1911 года постройки.

Если захотите задержаться в деревне подольше, то остановиться на ночлег можно в гостинично-развлекательном комплексе «Кырлай» или мини-отеле «Шушма». Покушать можно в кафе около музея, но, говорят, еда там не очень вкусная. Лучше купите что-нибудь съестное у местных жителей.

Обратная дорога из Кырлая в Казань займет примерно полтора часа.

Примечание: весь маршрут можно проехать за один день. Но, если вы приехали в столицу Татарстана на несколько дней, то можно разбить экскурсию на два дня.

В первый день посетите музей Габдуллы Тукая в Казани, а поездку в Кырлай и Кошлауч отложите на следующий день. Тогда у вас еще останется время, чтобы погулять по старой Татарской слободе.

Там вы найдете много памятных мест, связанных с поэтом.

По этому маршруту существует регулярная автобусная экскурсия, организованная Национальным музеем Республики Татарстан и Литературным музеем Габдуллы Тукая. Поездка рассчитана на 8 часов.

Источник: https://turizm.sputnik.ru/routes/po-sledam-shurale-odin-den-s-geroyami-tatarskih-skazok

Татарский снежный человек

Легенды,предания,сказки….По разному можно к ним относится.Но вот иной раз,размышляя приходишь к интересном воводам,а ведь вроде дествительно дама без огня не бывает.Вот допустим есть герой татарских сказок ШУРАЛЕ.

Читайте также:  Владислава (Влада, Слава): значение имени для девочки, характер и судьба, происхождение и толкование, совместимость в любви

Ну,это такой озорник,который судя по рассказанному о нем в сказках,любит одиноких женщин бродящих по лесу(хотя в принципе мужчин тоже) скажем так,пощекотать.Что народная мудрасть решили зашифровать под словом «пощекотать» не будем разбирать,ну пусть,будет просто побаловаться.

Так вот,интересно его описание:высокий,волосатый,с длинными пальцами,с рогом или чем то рогоподобным на голове…Ареал проживания достаточно широк-начиная от заказанья,кончая сибирью.Есть и алтернативные названия у этого монстра-Ярымтык,Мяцкай.Алтайцы называют сие чудо лесное Алмасты.

Кроме бродящих по лесам без охраны одиноких индивидов,сей Шурале любит иногда покататся и на лошадях пасущихся без присмотра.На чем его хитрые татары и ловят-смазывают спину лошади смолой,и бедолага к этой смоле и прилипает.В общем интересная личность,возможный родственник русского Лешего.

Кстати,этот креативный герой достаточно раскручен у татар.Есть предания,есть несколько вариантов сказок,есть балет,есть кафе и аттракционы его имени.Ну вот,кстати,его портрет:Взят: fotki.yandex.ru/users/shaf-bulat/view/58323/

В свое время,даже папиросы выпускались его имени,хотя надеемся что сам герой в оригинале скорее всего и не курил.Хотя,в свете лесных пожаров,иногда кое какие мысли о бродящем по лесу с папиросой и совсем не соблюдающему противопожарную безопасность существу все же и зарождаются:

На вышеприведенном снимке,Шурале как раз изображен с одним из хитрых татар,который вырубая(естественно без разрешения) частный лес ночным временем для своих хозяйственных нужд,был неприятно поражен,поступившим ему предложением «пощекотаться» от голого,волосатого и рогатого вроде существа.Приведем несколько строк из знаменитой поэмы Тукая:Дровосек работой занят, знай стучит себе, стучит, На мгновение забылся очарованный джигит.

Чу! Какой-то крик ужасный раздается вдалеке.

И топор остановился в замахнувшейся руке. И застыл от изумленья наш проворный дровосек. Смотрит — и глазам не верит. Кто же это? Человек? Джинн, разбойник или призрак этот скрюченный урод? До чего он безобразен, поневоле страх берет.

Иос изогнут наподобье рыболовного крючка, Руки, ноги — точно сучья, устрашат и смельчака. Злобно вспыхивают очи, в черных впадинах горят. Даже днем, не то что ночью, испугает этот взгляд. Он похож на человека, очень тонкий и нагой, Узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной.

У него же в пол-аршина пальцы на руках кривых,- Десять пальцев безобразных, острых, длинных и прямых.

И в глаза уроду глядя, что зажглись, как два огня, Дровосек спросил отважно: «Что ты хочешь от меня?» «Молодой джигит, не бойся, не влечет меня разбой, Но хотя я не разбойник — я не праведник святой. Почему, тебя завидев, я издал веселый крик?

Потому, что я щекоткой убивать людей привык.

Каждый палец приспособлен, чтобы злее щекотать, Убиваю человека, заставляя хохотать. Ну-ка пальцами своими, братец мой, пошевели, Поиграй со мной в щекотку и меня развесели!» «Хорошо, я поиграю,- дровосек ему в ответ.

Но,татары есть татары.Придумал сей молодец уловку,как пресечь домогательства лица непонятной национальности.Быстро расчитал математически что то насчет сопромати и просто зажал пальцы Шурале в щели бревна.Конечно же,сначало он попросил якобы помощи в одолении,то есть погрузке этого самого бревна на транспортное средство(лошадь) коим и собирался совершить кражу пиломатериала.Тот и попался.Значит…Значит,Шурале раскрывается еще с одной стороны,скажем прямо,он немного глуповат.

К чему я это..А к тому,что читая материалы про Снежнего человека я каждый раз узнаю в нем знакомого с детства лесного барана(это не я,это господин Г.Тукаев в начале прошлого века так его обозвал).

«Сне́жный челове́к (йети, сасквоч, бигфут, англ. bigfoot) — легендарное человекообразное существо, якобы встречающееся в различных высокогорных или лесных районах Земли.

Его существование утверждается многими энтузиастами, но на текущий момент не подтверждено.

Есть мнение, что это реликтовый гоминид, то есть млекопитающее, принадлежащее отряду приматов и роду человек, сохранившееся до наших дней со времён предков человека.»

Или:

Судя по гипотезам и неподтверждённым свидетельствам, снежные люди отличаются от современного человека более плотным телосложением, заострённой формой черепа, более длинными руками, малой длиной шеи и массивной нижней челюстью, относительно короткими бёдрами.

Имеют волосяной покров по всему телу — чёрного, рыжего или седого цвета. Лица тёмного цвета. На голове волосы длиннее, чем на теле. Усы и борода очень редкие и короткие. Хорошо лазают по деревьям. Утверждается, что горные популяции снежных людей живут в пещерах, лесные строят гнёзда на ветках деревьев.

Карл Линней обозначил его как Homo troglodytes (человек пещерный).

Представления о снежном человеке и его различных местных аналогах весьма интересны с точки зрения этнографии. Образ огромного страшного человека может отражать прирождённые страхи перед темнотой, неизвестностью, отношения с мистическими силами у разных народов. Вполне возможно, что за снежных людей принимаются люди с неестественным волосяным покровом или одичавшие люди.

Если реликтовые гоминиды существуют, то они живут малыми группами, вероятно, семейными парами. Передвигаться они могут на задних конечностях.

Рост должен колебаться от 1 до 2,5 м; в большинстве случаев 1,5-2 м; сообщалось о встрече с наиболее крупными особями в горах Центральной Азии (йети) и в Северной Америке (сасквоч). На Суматре, Калимантане и в Африке в большинстве случаев рост не превышал 1,5 м.

Есть предположения о том, что наблюдавшиеся реликтовые гоминиды принадлежат к нескольким разным видам, как минимум к трём.

Все на месте: и подобие рога,и повышенная волосатость,и длинные руки,и лес и пр.Ну вот,есть абстрактный ресунок снежного нашего собрата с сайта посвященного именно ему и ему подобным

Приставьте мысленно рог на голову вышенарисованному йети,и кого вы получите?Конечно Шурале.Просто ввиду плохой развитости фотографического дела у татар в конце 19 века,фотопортретов Шурале не сохранилось,но зато есть уникальные описание,по которым для криминалиста с высшим образованием составить фоторобот-раз плюнуть.И этот фоторобот будет один в один похож на снежного человека.Вон и виде можно посмотреть:

Как можно нашего Шурале,приравнять каким то бомжам,извините.Хотя,и не исключено.Если все(я имею ввиду экономику) будет так продолжатся,то возможно популяция Шурале У нас в стране может и резко увеличится.

Вот статья из «комсомолки»,кстати:

Даже если сасквач идиот, то явно не дурак — прячется так, что не поймаешь.

Владимир ЛАГОВСКИЙ —

На днях наш кировский корреспондент Мария Кузеванова сообщила в редакцию: «Прямо у околицы деревни Аксеново Верхошижемского района Кировской области был замечен «снежный человек». По словам очевидцев, рост существа превышал два метра, шерсть оно имело рыжеватую, а людей практически не боялось. Побродив немного, «снежный человек» степенно удалился в ближайший лес. Следы на траве, к сожалению, не отпечатались».Подобная информация поступала из Башкирии, с Урала, из Архангельска и даже из-под Курска и Орла, то есть из весьма обжитых мест. А если приплюсовать сюда и зарубеж, то окажется, что «снежные люди» водятся на всех континентах, кроме Антарктиды. Откуда же они берутся в таком количестве?

Нереликтовые гоминоидыСасквач, йети, алмасты, ракши-бомпо, банг, ван-манас, абанауйу, двенди, диди, агегве, биабангули, киик-адам, «снежный человек», наконец — эти и еще несколько десятков названий обозначают у разных народов одно: дикое волосатое человекоподобное существо. Похоже, что люди и в самом деле видели и видят каких-то мохнатых гигантов. Нельзя же так однообразно врать по всему миру?!

Криптозоологи считают, что до наших дней дожили реликтовые гоминоиды. А именно австралопитеки в Африке, синантропы в Азии и неандертальцы в Америке и Европе.

С чем категорически не согласны представители официальной науки: мол, не могли наши дикие предтечи дотянуть до третьего тысячелетия. А все сообщения о «снежных людях» — брехня безответственных интриганов.

Картину, правда, портит Теодор Рузвельт, один из президентов США, уважаемый человек, который лично видел сасквача. Тоже врал?

— Не врал, — говорит кандидат биологических наук Владимир Витальев. — Только видел президент не реликтового гоминоида, а вполне современного.Дикие люди, — продолжает ученый, — представляют собой деградирующую форму части местного населения — тех, которые давно или недавно перешли к независимому существованию вдали от норм и приличий человеческого общества. Полагаю, что их число пополняют типы с психическими отклонениями — олигофрены, дебилы и прочие идиоты, начинающие жить в основном за счет инстинктов. У дебилов, кстати, очень высокая сексуальная потенция. Поэтому они легко размножаются в любых условиях.

Сами они местные— Значит, — пытаюсь понять я, — психи сбегают в леса, горы и там «звереют»?

— Да, ведь только разум поддерживает в человеке потребность в культурном укладе жизни.- Но даже законченные идиоты внешне похожи на нас с вами.

— Доказано, — поясняет Витальев, — человеческое тело может приспособиться практически к любым условиям. В суровой среде проснутся дремлющие гены, и кожа сначала потемнеет, потом покроется шерстью, даже подшерсток вырастет.

Изменится и биохимия организма, его морфология. Под воздействием гормонов вырастут клыки, увеличатся скулы, на голове вырастет гребень для крепления сильных жевательных мышц, человек подрастет и окрепнет, станет всеядным.

— И такое происходит с каждым одичавшим психом? Как быстро у него вырастает шерсть?- Не сразу, конечно, — говорит биолог. — Скорее всего, мохнатые гиганты, то есть «снежные люди», приобрели свой хрестоматийный вид за несколько поколений. Но приток «рекрутов» не прекращается — как женщин, так и мужчин. Потомство же от «смешанных браков» становится диким от рождения. И не поддается уже «очеловечиванию».

Ведь даже нормальные дети, а не от дебилов, всякие там «маугли», выросшие среди животных, не способны до конца вернуться к цивилизованному образу жизни. Нет ни одного случая. Но есть исследования, которые показывают, что у них словно бы выключаются гены, вовремя не активизированные надлежащим воспитанием.Мой вывод: «снежный человек» — это побочный продукт цивилизации, сохраняющий в какой-то мере антропологические черты той расы или этнической группы, к которой относится. Сасквачи, к примеру, которые живут на ферме в штате Теннесси, могут быть потомками одичавших дебилов-негров или индейцев.»

Источник: https://tatarkam.livejournal.com/49499.html

Башкирский мифологический персонаж Шурале

Когда говорят «шурале», то все сразу вспоминают одноименную поэму великого татарского поэта Г.Тукая, благодаря которому этот демонологический персонаж башкирской и татарской мифологии стал очень популярным и известным.

Кроме поволжских татар и уральских башкир, похожие на шурале демонологические персонажи имеются у чуваш, мари, удмуртов, коми.

По мнению татарского исследователя Ахметьянова Р.Г., слово шурале восходит к чувашскому языку и означает«половинник». Наличие же мифологических персонажей шурали у казахов и шурале у башкир, этот автор, не приводя каких-либо аргументов, считает заимствованием из татарского [1, С.11-12; 2, С.48-50].

Другой исследователь из Казани С.С.Шамси, не согласен с мнением Р.Г.Ахметьянова о том, что шурале получил свое развитие от «половинника» (ярымтык) и по существу, они один и тот же персонаж, только имеющие разные названия. Несмотря на некоторые разногласия с Р.Г.Ахметьяновым по поводу различий между шурале и ярымтык, С.С.

Шамси, в целом солидарен с ним и считает, что шурале исконно татарский мифологический персонаж, возникший на базе сармато-аланских предков булгар, от которых, впоследствии по наследству, перешедший к татарам Поволжья, и что шурале знают только татары. С.С.Шамси пишет, что этот мифологический персонаж имеет самое большое распространение в Татарстане, т.е.

Читайте также:  Средства от сглаза, порчи и зависти: народные способы защиты

в землях древнего Булгарского государства, что, в свою очередь, как считает указанный автор, является показателем того, что шурале является образом, созданным древними булгарами – предками татарского народа. Наличие же этого же персонажа у других поволжских народов (мари, чуваши, башкиры) С.С.Шамси склонен объяснить заимствованием от булгар-татар.

Доказательством этого, по мнению С.С.

Шамси являются такие данные: 1) Шурале – хозяин-владыка (эйэ) леса, а ярымтык – дух степной; 2) Шурале – имеет наибольшую распространенность у татар и пронизывает все сферы его  духовной культуры; татары не знают ярымтык, если же знают, то только те, которые живут смешанно с башкирами или знают, те которые живут за пределами Татарстана; 3) Шурале имеет один и не меняющийся облик, даже если заимствован другими народами (мари, чуваши, башкиры); 4) Шурале – не уродец, у него в отличие от ярымтык в наличии, т.е. целы все конечности; 5) Шурале встречается только у народов Среднего Поволжья, которые когда-то проживали в пределах бывшего Булгарского государства, или же ощутили мощное влияние этого государства.

Фольклорный и этнографический материалы башкир опровергают утверждения Р.Г.Ахметьянова и С.С.Шамси о заимствовании мифологических представлений о шурале башкирами от татар.

Можно уверенно сказать, что многочисленные легенды и предания, а также топонимы, связанные с шурале, зафиксированы всюду по местам исторического расселения башкир: начиная от Саратовской, Самарской областей на западе, кончая Курганской областью на востоке, Свердловской областью на севере и Оренбургской областью на юге.

Мы в своей работе не ставим себе цели выяснить этимологическое значение слова «шурале» Наша задача показ башкирских материалов, подтверждающих наличие персонажа «шурале» у башкир изначально, без заимствования у татар.

Первые сведения о наличии у башкир мифологического персонажа называемый «шурале» зафиксировали еще дореволюционные исследователи, задолго до того, как этот персонаж благодаря одноименной поэме Г.Тукая, стал очень популярен среди татарского народа.

Например, в Баймакском районе РБ есть башкирский аул Файзулла, второе, народное название которого Шурале. Эта деревня расположена на берегу маленькой горной речушки Шурале, впадающей в реку Ургаза – приток реки Урал. Деревня была довольно большой – более ста дворов; в 30-е гг. ХХ в. здесь был организован колхоз им.Чапаева, а также жили старатели-золотоискатели. В начале 60-х гг. ХХв.

власти эту деревню почему-то отнесли к разряду бесперспективных, и она была практически уничтожена. Сейчас в этой деревне остались всего три пустующих дома. Аул Файзулла (Шурале) вместе с речкой Шурале зафиксирован в письменных источниках еще в конце XVIII в. Таким образом, можно сказать, что фиксацию демонологического персонажа Шурале в качестве топонима, можно отнести к  концу XVIII в.

В 1986 г. у жительницы этого аула Халитовой Магиры инэй, башкирки рода бурзян, 1910 г.р., мной были записаны многочисленные предания, в том числе и про «шурале». Халитова М. обладала прекрасной памятью и помнила очень много различных преданий, легенд, поверий, услышанных ею еще в детстве от своей матери. Она также прекрасно знала всю топонимию округи.

С ее слов, второе народное название аула Файзуллы – «Шурале» произошло из-за того, что первым на этом месте поселился парень, женившийся на девушке-шурале. Ирендыкские горы, где располагается аул Файзулла, в то время были покрыты густым лесом, и речка не имела названия. В этих местах пас своих коней один джигит из рода бурзян.

Однажды самый лучший конь джигита к утру оказался весь взмыленный, то есть потный. Джигит очень удивился. На второй день это повторилось опять, и так продолжалось несколько дней. Джигит решил выяснить причину и обмазал спину коня дегтем. Когда утром пришел к табуну своих коней, то увидел, что к спине его любимого коня прилипла девушка-шурале.

Он снял ее с коня, схватил за волосы и стал хлестать камчой, чтобы раз и навсегда проучить ее. Девушка-шурале стала плакать и умоляла не бить ее, что она готова стать его женой. После этого она превратилась в прекрасную юную девушку. Джигиту она понравилась, и он женился на ней. Поселились они у той безымянной речки, где он поймал эту девушку-шурале.

После этого и речка, и деревня стали называться «Шурале аулы». Она родила ему много сыновей, и от них пошел их род. Потом в честь одного из их сыновей деревню стали называть «Файзулла».

Халитова Магира инэй также рассказала, что еще до Великой отечественной войны во время сенокоса ей несколько раз довелось видеть шурале. По ее словам, она одна косила сено на лугу у речки Шурале и вдруг почувствовала, что кто-то смотрит на нее. Обернувшись, она увидела в нескольких метрах от себя шурале, который смотрел на нее.

Был он очень высоким, волосатым и некрасивым, с длинными руками. Здесь на мой уточняющий вопрос «имелись у шурале рога?», она ответила, что рогов у него не было. С ее слов, она очень испугалась, но виду не подала, а стала медленно, с косой в руке пятиться к речке. Подойдя к берегу речки, быстро перешла на другой берег.

Шурале подошел к речке, но не посмел перейти вслед за ней на другую сторону, так как боится воды. Не смея перейти через речку, он спросил: как и ему перейти на другой берег. Она объяснила, что надо идти вниз по течению. После этого, шурале  ушел вниз.

Информатор пояснила, что надо непременно указать в нижнюю сторону течения, если сказать вверх, то он может дойти до начала реки и перейти на другую сторону реки. Если же пойдет вниз, то шурале не сможет перейти на другой берег реки.

Многочисленные предания, легенды о различных мифологических персонажах, в том числе и про шурале, мной были записаны тогда же у уроженца и жителя этого же аула Батыршина Х.Г. (1907 г.р.). По его словам, шурале в горах еще остались, но их уже не так много и они помельче ростом.

Они изредка встречаются людям, заходят и в их пустующую деревню. При встрече с ними не нужно показывать свой страх, надо или перейти через речку, или же читать что-нибудь из священной книги Корана, так как шурале боятся сур и аятов Корана и сразу уходят.  Во всем остальном рассказ Батыршина Х.Г.

о шурале аналогичен сведениям Халиковой Магиры.

Рассказы про шурале нами был записаны от уроженца соседнего аула Идельбай Саиткулова С.Г. (1906 г.р.). По рассказам этого рассказчика, шурале живут семьями в глухих лесах и горах. Они выходят к одиноким путникам и затевают с ними игры в щекотки. Это их любимое занятие.

Смеются сами, заставляют смеяться до смерти людей. У шурале с левой стороны в подмышках имеется дыра. Если человек сумеет сунуть туда руку и схватить за сердце, то таким образом, можно убить шурале. Если в лесу вдруг встречается шурале, то бояться не надо.

Он не должен чувствовать страх человека. Поэтому не надо показывать свой страх, надо вести с ним разговор, постараться обмануть его. Они очень глупые.

Если шурале вдруг вздумает спросить у человека имя, то нужно назваться «Былтыр» («прошлое»), а место жительства указать в низовьях, это, если род шурале начнет искать человека, чтобы не нашли.

Житель г.Баймак Республики Башкортостан известный краевед, знаток прошлого своего башкирского народа В.Б.Буранбаев рассказал автору этих строк несколько топонимических легенд, связанных с шурале. Все эти легенды приурочены к лесным и болотистым местам Баймакского района РБ.

Попутно необходимо указать, что местность в этом районе, в основном, гористая – по району тянется хребет Ирендык – один из восточных отрогов Уральских гор.

По рассказам вышеуказанной Магиры Халитовой, раньше, до Великой отечественной войны Ирендыкские горы были сплошь покрыты дремучим лесом, поэтому для всяких существ рода шурале там было раздолье.

Лес нещадно вырубали в годы Великой Отечественной войны для Баймакского медеплавильного завода и сейчас лес на склонах гор поредел. Чем, по мнению информатора М.Халитовой и объясняется уход шурале из этих мест.

Прекрасную книгу, посвященную топонимии Зианчуринского района РБ, где проживают потомки башкир рода усерган, опубликовал краевед Марат Тулебаев [16], который в этом южном горно-лесном районе зафиксировал несколько топонимов «шурале» и связанные с ними легенды.

Очень интересные материалы про шурале записаны среди башкир Курганской области этнографом Зарей Миннибаевой, которая поделилась ими с автором этих строк и разрешила их использовать, за что ей хочу выразить огромную благодарность.

По ее записям, шурале живут в лесах и, обычно в вечернее время, караулят одиноких путников и предлагают им играть в щекотки, если человек соглашается, то он может защекотать его до смерти. Поэтому надо его каким-то образом обмануть и постараться уйти от него.

Они бывают очень глупые, и обмануть их легко. Они бывают как мужчинами, так и женщинами. У них медные когти.

Представления о шурале нами во время фольклорно-этнографической экспедиции были зафиксированы даже у Хайбуллинских башкир, считающегося в основном степным районом. Здесь в болотистом лесу возле деревни Валитово якобы раньше было много шурале, вследствие чего местность эта и получила название «шурәле hазлығы» (болото, где водятся шурале).

Кстати, в этом районе мы зафиксировали несколько топонимов, связанных с шурале. В то же время в этом районе не имеют представления о ярымтыҡ (половинниках).

Надо отметить, что в местах, где практически нет татарского населения – в башкирском Зауралье, где более 80% населения башкиры – потомки древних башкирских племен бурзян, кубеляк-теляу, куаканцы, тунгаур, тамьян, усерган и кипчак, нет представлений о половинниках (ярымтык). Там везде распространены представления о шурал.

Этот же персонаж ученым известен в краях совершенно далеких от мест проживания татар и башкир в высокогорном Памире и соседнего с ним Гиндукуша, у малочисленных индоиранских народов.

Описанный немецким исследователем Карлом Йеттмаром в книге «Религии Гиндукуша» мифологический персонаж имеет тот же облик, совершает те же действия, даже те же глупости, что и урало-поволжский «шурале»: сует палец в шель в стволе дерева и, когда вытаскивают клин-распорку, то пальцы его остаются зажатыми в щели дерева.

Поэтому с учетом всех вышеперечисленных материалов, можно сказать, что они во всей совокупности опровергают утверждения вышеуказанных татарских исследователей [1; 2; 19] о том, что мифологический персонаж шурале встречается только на Среднем Поволжье, и, в основном, в местах проживания татарского народа и только у тех народов, кто контактировал с татарами, у которого они и заимствовали этот персонаж

Видимо, этим исследователям  башкирский фольклорный и этнографический материалы, где зафиксированы интересные сведения по такому персонажу, как шурале, не совсем были известны, иначе они, думается, не стали бы голословно утверждать об отсутствии у башкир представлений о шурале, и о заимствовании представлений о нем из татарской культуры. Материалы показывают, что башкирам шурале был известен издревле и достался в наследство от своих древних как тюрко-язычных (гунны, булгары, баджгирды и др.), так и ирано-язычных предков (сармато-аланы и др.).

Источник: http://urgaza.ru/library-portal/articles/290/1800/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector