Василиск знаком большинству людей по вселенной «Гарри Поттера», где он исполнил роль хранителя Секретной комнаты и был представлен в облике ужасающего змея со взглядом, способным парализовать человека.
Однако, на самом деле образ василиска несколько отличается в мифологии разных народов. Где-то он не крупнее собаки, в других легендах называется химерой или же выступает все тем же змеем.
В зависимости от точки зрения, меняется и отношение к василиску. Одни народы считают его мелким пакостником, способным только на кражу яиц из курятника, другие боятся, поскольку он является предвестником конца времен, исполняя роль Йормунганда из скандинавской мифологии. Кем же является василиск на самом деле?
Первые упоминания о василиске
В Ливийской пустыне обитает змея с белым пятном на голове, яд которой способен убить человека после единственного укуса. Кроме того, василиск был способен передвигаться с высоко поднятой головой, опираясь на хвост, что придавало ему чуть большие размеры, чем есть на самом деле. Хохолок на голове играл роль короны, как и его «возвышение» над землей, что в итоге и стало причиной такого названия, буквально – «царь змей».
Именно так василиск вошел в средневековый бестиарий. Его описывали как существо жуткое, чуждое нашему миру и способное убить одним лишь только взглядом.
Реально существующие аналоги
Рогатая гадюка
Согласно Библии, к которой стоит вернуться позднее, василиском называли ядовитую змею, однако уточнений по виду нет. Ею вполне может быть гадюка или кобра.
Одно время за василиска принимали рогатую гадюку, а позднее ее белоголового собрата. Также василиск – это название подвида рогатых ящериц, которые получили такое прозвище из-за схожести со средневековым представлением о василиске, как о химере, в которой сочетаются черты курицы и змея.
Подвид безобиден для человека. Такой василиск питается в основном насекомыми и его укус может вызвать разве что воспаление из-за бактерий на зубах рептилии.
Упоминание в Библии
Египетский аспид или «змея Клеопатры»
Единого мнения на счет того, что обозначает василиск в Библии, а именно переводе Ветхого Завета на греческий, нет.
По одним данным, образ василиска был взят с восточной гадюки, а непосредственно само слово, на еврейском звучащее как «цефа», значит просто ядовитую змею.
Впрочем, точной трактовки этого термина нет. В целом, библеисты сходятся во мнении, что василиском следует считать любую ядовитую змею, преимущественно семейства «аспид», то есть гадюк и кобр.
В таком случае, василиск имеет схожую трактовку со словом «ехидна» и означает буквально «яд, ядовитая змея». Никакого точного упоминания о царственном положении василиска в Библии нет.
Тождество с дьяволом
Иоанн Богослов держит в руках чашу с василиском. Таким образом показана попытка отравления Иоанна
- В Библии великий змей является прямой аналогией на падшего ангела, искушающего людей.
- На ряду с драконом, василиск перенял черты своего «предка» и нередко используется в качестве образа нечистой силы.
- Очень часто, василиска изображают гипертрофированным, с крыльями и очень большим гребнем в христианской иконописи и росписи.
- В мифологии народов Европы василиск также является олицетворение зла, однако не ассоциируются напрямую с нечистой силой.
- Однако, с учетом того, что змея в целом имеет отрицательную ассоциативную картину, образ василиска в целом полностью негативен и даже лишен таких положительных черт как перерождение или врачевание.
Геральдическое значение
- Василиск находится в категории геральдических символов, очень распространённых среди западного дворянства.
- Буквально, он означает царственность, могущество и свирепость.
- Его использовали для устрашения, намекая тем самым на могущество выбравшего его в качестве своего символа дворянина.
Однако, вместе с тем, василиск используется и для обозначения лживости, двуличия, беспричинной агрессии и злобы.
Как и другие змеи, он редко появлялся на гербах значимых семей, тяготевших к более благородным символам.
Эволюция образа и трансформация в чудовище
Своим пугающим образом василиск в первую очередь обязан писателю Плинию, который в 1 веке нашей эры выпустил своеобразное описание пустынной змеи.
С его слов, в появлении песков есть прямая вина василиска, поскольку «трава пред ним сохнет, а камни рушатся», кроме того, змея была чрезвычайно агрессивной поскольку «собратья его обращались в бегство», «человека же василиск убивал одним только взглядом».
- Вместо «диадемы» на голове василиска появился петушиный гребень, крылья и лапы.
- При небольшой длине в 30 сантиметров, василиск между тем был крайне агрессивен и злобен, что тоже сыграло против него в мифологии.
- Скисшее молоко, украденные яйца и даже болезни списывали именно на василиска, поскольку он пакостен и злобен.
- Один из римских авторов Марк Анней Лукан полагал, что василиск вышел из капель крови медузы, как и прочие ползучие гады, что наделило его возможностью убивать все живое взглядом.
Однако, его гибридная форма с головой в виде курицы так и осталась основным образом. В мифологии василиск закрепил за собой такой внешний вид: голова курицы с гребнем петуха, змееподобное тело с крыльями, покрытыми перьями, когтистые лапы.
Бестиарий Пьера де Бове
В демонизации василиска немалую роль сыграл Пьер де Бове, согласно мнения которого, василиск произошел от старого петуха, в теле которого он «созревал».
- Оно очень юркое и быстрое, а потому заметить василиска трудно.
- Вместе с тем, от василиска произошли также куролиск и кокатрис.
- В отличие от своего предка, они утратили способность подчинять змей, но также агрессивны, а их дыхание способно вредить как человеку, так и окружающей природе.
Существовало также мнение в Средние века о том, что василиска убил Александр Македонский. Змей сидел на крепостной стене, по другой версии – на горе, и убивал всех воинов взглядом. Тогда Александр приказал отполировать зеркало и дать змею взглянуть на самого себя, что и убило василиска.
Вполне возможно, что легенда имеет сугубо греческие корни, поскольку в мифологии Эллады греческий воин Персей отполировал свой щит для того, чтобы расправиться с Горгоной.
В то же время, Альберт Великий в 13-м веке отказывался верить в существование василиска с головой курицы, что положило начало скептическим м в сторону основной легенды.
Криптозоологические теории
В эпоху Возрождения, упоминаний о василиске становится все меньше, поскольку документальных подтверждений его существования не было.
Ящерица василиск или «ящерица Иисуса Христа»
Сперва его признавали, как живое существо, но без атрибутики нечистых сил и уж тем более сочетания с чертами петуха. Затем от идеи отказались вовсе, и в научном мире появилась теория о том, что легенда с африканскими корнями является попыткой объяснить происхождение ибиса, играющего довольно важную роль в мифологии Древнего Египта.
Позднее происхождение василиска пытались объяснить скудными познаниями в зоологии и ассоциативным рядом. Так, к примеру, за него принимали ящериц, варанов и даже некоторые виды змей.
На текущий момент василиск остается одним из центральных образов в библеистике и мифологии, в том числе славянской. Где он известен как «дворовик» и также владел довольно отрицательной репутацией.
На территории Коста-Рики есть ящерица под названием «Христовая», ее внешний вид практически полностью повторяет образ василиска, за исключением наличия крыльев. Во многом, эта рептилия и собственно говоря подвид «василиски» остаются единственными реально существующими прототипами упомянутого криптида на сегодняшний день.
Источник: https://kriptozoo.ru/vasilisk-mifologiya.html
Василиск (мифология). Описание мифологического существа. Убийственный взгляд Василиска :
В древних трактатах есть существа, любимые фантастами за образность и невероятные качества. К таковым относится, без сомнения, василиск.
Мифология Средневековья считает, что это создание является плодом скрещивания жабы и петуха. А вот в более ранние периоды авторы уверяли своих читателей, что василиск – змея.
Кто из них прав, что представляет собой это неземное создание? Давайте разберемся.
Откуда появился василиск
Мифология Древней Греции содержит множество персонажей. Но нашего вы среди них не встретите. Ведь в те времена василиск считался реальным существом. Его описывает ученый Плиний Старший. По его словам, василиск – змея небольшого размера. Рептилия считалась невероятно опасной.
Яд василиска мог убить, дыхание вредило человеку так же, как и взгляд. То есть встреча с ним означает смерть любому человеку. Древнегреческий ученый ничего мифологического или сверхъестественного в этой змейке не усматривал. Единственной несостыковкой в его теории было происхождение василиска.
Он считал, что появляется он из яйца ибиса – местной птицы. Вероятно, Плиний-старший действительно описывал вполне реальную змею, к примеру, рогатую гадюку или кобру. И в Древнем Египте встречается василиск. Мифология этой страны утверждает, что на головном уборе фараонов иногда изображали именно этих монстров.
Они якобы наделяли невероятной силой правителей.
Почему назвали «василиск»?
Интересно, с чем связано имя существа. В Древнем мире считали, что василиск – животное реальное. Его изображали с белым пятном на голове. Оно имело форму короны. Слово «василевс» в переводе с древнегреческого означает «царь». То есть существо сразу причисляли к обладателям огромной, неограниченной власти.
Цари тогда действительно обладали просто невозможным по нынешним временам могуществом. Они дарили и лишали жизни, поднимали на вершину благополучия и славы или ввергали в нищету и забвение. Поэтому василиск, мифология которого с течением времени изменялась и запутывалась все сильнее, прочно занял место царя змей.
Интересно, почему упомянутый Плиний считал родителем этого существа ибиса. Дело в том, что василиска описывали крылатым змеем.
Встречается описание василиска и в Библии
В Святом Писании много внимания уделяется борьбе человека с соблазнами, с которыми он встречается в нашем мире. Дьявольские сущности хитры, они способны принимать облик обычных земных существ. Но душа праведника обязана отличать их от Божиих созданий.
В библейских текстах соблазнителей обычно представляют в образе змей. В перечислении врагов встречается и василиск. Это существо является, по мнению авторов, солдатом дьявола. Оно стремится столкнуть человека с праведной дороги. К примеру, упоминается он в 90-м псалме.
Текст этот посвящен конкретно борьбе с дьявольским влиянием. Отвага там описывается как действие против змей и василисков. Тот, кто сумеет справиться с соблазнами, распознать их, обретает невероятную мощь. «…На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона», – написано в 90-м псалме.
При этом имеются в виду обычные рептилии. Василиск – это очковая змея.
Средневековая мифология
Много фантастических существ породило европейское воображение. В ряду мантикор, кентавров, грифонов особое место занимает василиск. Средневековые писатели уже не считали его естественным, природным созданием.
Если другие мифические существа по роду происходили от себе подобных, то василиск – это жуткое существо, которое появляется из яйца старого черного петуха. Процесс его появления на свет детально описан.
С уверенностью, достойной иного применения, средневековые авторы утверждали, что яйцо указанной птицы мужского пола высиживала жаба. Через некоторое время вылупился из него василиск. К счастью, происходило таковое событие крайне редко, только потому Европа не обезлюдела в те далекие времена.
Ведь василиск был страшно, невероятно ядовит! Кроме того, в трактатах описывается его агрессивность и злоба. Пощады от василиска добиться невозможно. Встретишься с ним – прощайся с жизнью!
Средневековые истории
В одном трактате описан случай столкновения отважного рыцаря с этим существом. Воин не испугался крылатого змея с петушиной головой. Он смело вступил в битву и, что интересно, убил василиска. Но и сам пал жертвой поверженного врага. Капля яда монстра попала на его копье. Воин не заметил подвоха, отчего и погиб в страшных муках.
В особенно ужасных произведениях средневековых авторов описывается взгляд василиска. Монстр глазами мог не просто убить, а поработить любого, кто неосмотрительно встретится с ним очами. Человек терял душу, становился рабом страшного существа, рожденного петухом и жабой.
Доли ужаснее невозможно себе представить. Бороться с этой особенностью твари предлагалось посредством зеркала. Глаза василиска не действовали в отраженном свете. Смог ли кто-то сразиться с монстром через зеркало, неведомо. Достоверных сведений на этот счет до нас не дошло.
Василиск в славянской мифологии
На Руси немного иначе представляли себе такое змееподобное существо. Упоминание о нем встречается у всех славянских народов. Однако, по сути, они разнятся. В мифологии восточных славян василиск ничем не отличается от западноевропейского. Вероятно, легенды переходили от одного народа к другому. Иногда василиска описывали как змея с головой индюка.
Но в основном восточные славяне, так же как и западноевропейские народы, считали его редким произведением петуха и жабы. На Руси все было иначе. В старинных легендах есть описание этого монстра, но не такое пессимистичное. Василиск – ящерица с крыльями, появляющаяся из яйца все того же черного петуха. Умеет эта странная тварь исполнять любое желание.
Она не только убивает, но и влияет на мысли и чувства иных людей.
Ручной василиск
На Руси верили, что любая девица при желании может завести себе магического помощника. Надобно только найти яйцо семилетнего петуха. Согласно методике его следует носить под мышкой ровнехонько шесть недель. Вынимать нельзя ни под каким предлогом.
По прошествии указанного срока вылупится из яйца василиск – ящерица с крыльями. Девицу странное существо сочтет своей родительницей, потому станет верно и преданно ей служить. А сделать для хозяйки василиск может многое.
Как правило, девицы поручали своему питомцу изводить соперниц, привораживать парней, добывать злато и каменья драгоценные.
Интересно, что мужчинам такого помощника вывести не предлагалось. Только девственницы вынашивали яйцо петуха и заполучали себе магического друга. Далеко не у всех славянских народов василиска представляли ящерицей. Иногда его рисовали в виде жабы с петушиной головой и крыльями летучей мыши.
Другие народы представляли его змеем пернатым. Важное отличие славянской от западноевропейской мифологии состоит в том, что на Руси не считали нужным создавать ужасные образы, являющиеся злом в чистом виде. С любой тварью можно подружиться и применить ее странные таланты с пользой для себя или всего народа.
Оптимистичнее тогда люди были.
Продолжение мифов или создание новых?
Такое колоритное существо, как василиск, не оставили без внимания писатели-фантасты. Змей с убийственным взглядом быстро перекочевал из мифов на страницы романов в стиле фэнтези.
Им он показался достойным соперником супергероев, рыцарей и спасителей миров. Зачастую василиск выступает в роли убийцы и монстра. Так, Гарри Поттер сталкивается с подобным существом, когда пытается проникнуть в тайную комнату. Василиск охраняет это помещение.
Герою приходится изобретать свой метод борьбы с убийственным взглядом.
Ева Никольская на страницах романа «Достать василиска!» несколько видоизменила мифологический образ. Ее монстр более симпатичен. Он умеет очаровывать и завораживать глазами. А Энн Маккефри в знаменитой серии романов «Всадники Перна» использовала только сам образ летающей змейки.
Ее добрые василиски зовутся файрами и помогают людям спасти планету от страшного нашествия космических червей. Образ умного существа, наделенного уникальными способностями, встречается у многих авторов. По большей части существо это мерзкое и злобное, строящее козни героям.
Мрачность западноевропейского василиска воспроизводится авторами намного чаще, чем озорство славянской мифологии.
Заключение
На самом деле существует на земле ящерица – василиск. Безобиднейшее существо. Но суть мифов не в этом. Напоследок предлагаем задуматься о том, как по-разному древние народы воспринимали один и тот же образ. Вероятно, люди делились информацией, происходил культурный обмен.
Но то, что западные народы воспринимали как ужасное, непобедимое создание, обретало иные черты у славян. На Руси не было столь мрачных мифов и сказаний. Человек, а не монстр, становился героем любого повествования.
А и суть вся сводилась к тому, что любые обстоятельства можно подчинить себе ловкостью и умом, а с каждым существом, какова бы ни была его природа, найти общий язык. То есть мир воспринимался оптимистичнее, светлее, даже радостнее.
Не оттого ли и ныне мы никак не можем примириться? Веками длится противостояние Запада и России, как бы ни назывались государства. Не следует ли поискать причину такого положения вещей в старинной мифологии? Как считаете?
Источник: https://www.syl.ru/article/282154/new_vasilisk-mifologiya-opisanie-mifologicheskogo-suschestva-ubiystvennyiy-vzglyad-vasiliska
Существует ли змей Василиск в наше время, легенды, факты за и против
Ни одна легенда о желтоглазом Василиске не рассказывает о его доброте или защите. Бесстрастное, демоноподобное животное, убивающее взглядом, а порой, прикосновением, вселяло ужас с истоков христианства.
Его образ считался настоящим воплощением Дьявола – петушиная голова, рога, змеиное тело и огромный размер. Однако самые первые упоминания про мифического зверя восходят к дням античности.
Как узнать, что пред очами Василиск
Первые представления о василисках отображали истинную суть существа – крупный змей с чрезвычайно ядовитым дыханием, имеющий на голове рога-корону.
Отсюда название змея, ибо василиск в переводе с древнегреческого значит «царь, цареподобный». Со временем демоническая суть зверя увеличилась, и его вид стал принимать более устрашающий оттенок.
Ему, по легендам, стал покровительствовать сам Дьявол.
Ныне каноническими считаются несколько описаний, как выглядит Василиск, в каждом свои нюансы. Но прежде всего это всегда – сильный змей. Остальные качества могут присутствовать частично, в сочетаниях или все одновременно. Это:
- голова петуха, покрытая чешуей;
- глаза жабы;
- драконоподобное туловище;
- крылья, напоминающие крылья птероящера;
- желтые, змеиные глаза;
- рогоподобные наросты на голове, напоминающие корону;
- белое окаймление на голове в виде диадемы;
- желтый или каменистый окрас;
- оглушающее шипение;
- чрезвычайно сильный, текучий яд, убить могут даже просто его пары.
Главная угроза василиска – его магический взгляд, встретив который все живое становится парализованным, а то вовсе превращается в камень.
Интересно то, чем питается василиск, будучи магическим существом. В обычном состоянии это – грызуны, позвоночные, мелкие млекопитающие. Но в моменты нападений на крупных противников демонический змей дополнительно питается грехами и ужасом жертв.
Античные представления о василисках
О странном небольшом змее, от появления и шипения которого в страхе разбегались любые звери, включая других змей, писал Аристотель в 4 веке до нашей эры. По его описаниям, василиск – это животное, обладающее качествами змеиного короля, отчего все остальные ему поклонялись. Особенно чтили змея древние египтяне, для которых «василиск», коего они называли «уреем», был священен. Именно его изогнутое тело красуется на головном уборе всех фараонов.
Согласно описаниям древних греков, змей Василиск имел длину тела от 15 до 30 сантиметров, передвигался необычным способом, приподняв среднюю часть туловища, никого не боялся и имел яд настолько сильный, что в одиночку мог убить целый отряд всадников вместе с конями. Демонически-сильнейшим ядом было пропитано буквально все тело существа, отчего даже простого его прохода хватало, чтобы все вокруг жухло, погибало, каменело или обращалось в скоростное бегство.
Однако были вещи, которых сами демоны боялись, как огня. Например, их убивал крик петуха, а также запах пушного зверька ласки. Правда это или миф, сегодня судить нельзя. Возможно, петушиный крик уничтожал вестибулярный аппарат зверя, а о талантах в убийстве змей представителей куньих и мангустовых хорошо известно поныне.
Славянские мифы и легенды
Не обошла вниманием демоническое змееподобное существо и славянская мифология. Считается, что классический образ этого чудища сложился на Руси уже после принятия христианства, где оно играло определенную роль. Однако еще до этого у славян-русичей существовала легенда о василиске под именем Мяхун.
https://www.youtube.com/watch?v=ZS9ReDL9hic
Согласно этой легенде, один раз в век обычный дворовой петух вдруг мог снести черное, как тьма, страшное по форме яйцо.
Из яйца сего вылуплялось невиданное чудовище, способное погубить все вокруг одним присутствием. Выглядело оно как громадный петух со змеиным телом, когтями орла, крыльями дракона, кожей жабы.
Иногда животное имело 8 ног ящерицы. Убивало оно одним взглядом змеиных зеленых глаз.
Кому может подчиниться такой василиск, мифология тоже объясняла. По преданиям, змеепетух станет послушным животным для:
- Девственницы – если она найдет черное яйцо и до появления чудища будет везде носить его с собой. Появившийся таким образов зверь будет выполнять ее команды.
- Колдуна – который лично обезглавит молодую курицу, а затем подложит под ее тело проклятое яйцо и будет присутствовать при вылуплении из него детеныша. Последний, появившись, съедает наседку и преклоняется перед магом.
До крещения Руси описанное существо называли Мяхун. С появлением христианства в нем признали василиска.
Роль василисков в Библии
О василисках Библия упоминает несколько раз, начиная с Ветхого Завета. Правда, здесь это не столько демоническое чудовище, сколько смертоносная змея, яд которой обжигает и убивает. На иврите она так и называлась – сараф, то есть, жгучая. Так же, василиском называли особо злобного детеныша аспида, тоже ядовитой змеи. Например, псалом 90-ый повествует о том, что защищенный Богом легко переступит «аспида и василиска».
Позднее чудовище Василиск приобрело более демонические формы. Иоанн Кассиан назвал зверя самой сутью Дьявола, его яд – воплощением зависти и злобы. Неудивительно, что Дьявол часто принимает облик змия. По мнению теософов – это идеальный образ падшего искусителя без каких-либо признаков сострадания.
Но все же в Библии василискам отводится не столь большое значение, сколь в умах средневековых людей. Для них это был по-настоящему страшный зверь. Его образ проникал все дальше и дальше в сказания, легенды и сказки европейских народов, олицетворяя собой присутствие Дьявола и борьбу зла и добра. Со временем библейский ядовитый змий превратился в настоящую потустороннюю нечисть.
Чтобы змей-петух не мог принести вред, рекомендовалось смотреть на него только через зеркало. Второй способ заключался в использовании прозрачного колпака из стекла, сквозь который смотреть на чудище было безопасно. Однако по преданиям спастись от василиска было дело практически безнадежным, и помочь могло только чудо. Всех змей убивал своим магическим взглядом.
Кто же родил чудовище?
Легенд происхождения змей-василисков несколько:
- Кровь Медузы Горгоны. Римляне считали, что именно из отрубленной головы этой злой богини, превращавшей в камень любого, кто на нее посмотрит, появился ужасный змей.
- Яйца ибисов, которые сами съели змеиные яйца. Люди считали, что так птицы заражают собственные яйца, в результате чего рождаются полу-птицы полу-змеи, наделенные ужасными качествами.
- Обычные петухи черного цвета, снесшие яйцо. Если такая кладка пролежит в доме 7 лет, то из него появится летающий василиск. Эта версия пришла из Литвы, и гласит, что такое существо будет помогать хозяевам с пропитанием и золотом.
Но самый распространенный вариант – это плод работы дьявола. Кто еще, как не он, мог бы создать такое жуткое животное, не имеющее никакой другой воли, кроме воли убивать. Достаточно посмотреть на фото зверя, чтобы с легкостью найти в нем демонические черты.
Если же привлечь к вопросу мнение ученых, то мифы про василисков обретут самое простое объяснение. В древности ядовитые змеи, особенно необычной формы, как, например, рогатые гадюки, так пугали людей, что быстро получили соответствующий статус. Однако их, змей-убийц, ведь тоже кто-то создал.
Источник: https://TaynoeZnanie.com/mifologiya-i-religii/sushhestvuet-li-zmej-vasilisk
Кто такой василиск – мифическое чудовище или реальное животное?
Вот что было написано в средневековом бестиарии (средневековая книга, включающая в себя сведения о царстве реальных и вымышленный существ) о таинственном василиске.
Василиска считали существом мифическим, вымышленным, но, как известно, в каждом вымысле есть доля правды, предлагаю окунуться в увлекательный мир сказок и мифов и узнать, кто же такой василиск и какими удивительными способностями наделили его люди.
История отправляет нас в античные времена в далекую Африку, а точнее в Ливийскую пустыню. Там живет маленькая, но страшно ядовитая змея с белой меткой на голове.
Местные жители и путешественники очень боялись встретить ее на своем пути, так как укус змеи был смертелен, а так же пугала ее удивительная способность передвигаться с поднятой головой, опираясь на хвост.
Точное название змеи неизвестно, но греки называли ее василиском, что означает «царь».
Молва о диковинной змее дошла до Европы и, конечно же, по дороге обросла ужасными подробностями. Вот что писал Плиний Старший (римский писатель, I век н. э.) об этом чуде пустыни:
«Василиск обладает удивительной способностью: кто видит его — сразу умирает. На его голове — белое пятно, напоминающее диадему. Его длина — не больше 30 сантиметров. Он обращает других змей в бегство своим шипением и передвигается, не изгибаясь всем телом, а приподнимая свою среднюю часть. Не только от прикосновения, но и от дыхания василиска кусты и трава засыхают, а камни воспламеняются…»
Последние сведения раскрывают историю возникновения пустыни, именно василиск виноват в гибели всего живого вокруг и появлению песков.
Так постепенно обычное животное превратилось в сказочное чудовище благодаря неуемной человеческой фантазии и человеческим страхам, а дальше — больше.
Греки, назвав змею царем, приписали ей роль властелина над пресмыкающимися: змеями, ящерицами, крокодилами. Римляне же перевели название василиска на латинский язык, и он стал регулом (Regulus), что тоже означает «царь».
Василиску приписывали способность убивать все живое не только дыханием, но и взглядом так же, как Медуза Горгона.
Кстати, римский автор Марк Анней Лукан, считал, что василиск появился из крови убитой Медузы, что вполне логично, ведь на голове Горгоны вместо волос были змеи.
Василиску смотреть в глаза тоже нельзя, иначе окаменеешь, а побороть его можно было при помощи зеркала — чтобы ядовитый взгляд василиска был обращен против самого себя.
Существует на свете зверь, который способен победить василиска — это ласка, маленький хищник из семейства куньих. Ласке совершенно нипочем все смертельные ухищрения василиска. Боится василиск и петушиного крика, от него он обращается в бегство, может даже погибнуть.
Интересно противостояние василиска и петуха, потому что именно с петухом связана легенда рождения василиска. В бестиарии Пьера де Бове (1218) рассказывается о том, что яйцо василиска начинает формироваться в теле старого петуха. Петух откладывает его в укромном месте на кучу навоза, где его насиживает жаба.
Из яйца вылупляется существо с головой петуха, туловищем жабы и длинным змеиным хвостом. По другим сведениям на свет из яйца появляется не василиск, а куролиск или кокатрис, его родственник.
Но куролиск менее могущественный, чем василиск, ему не подчиняются змеи и другие пресмыкающиеся.
Водилось и на Руси такое существо, иногда его еще называли дворовик. Дворовой или дворовик — близкий родственник домового, жил во дворе дома. Днем он выглядел как змея с петушиной головой и с гребнем, а ночью приобретал облик, похожий на хозяина дома. Дворовик являлся духом дома и двора. А вот водил он дружбу со змеями или нет, об этом не известно.
В эпоху Возрождения было создано немало чучел василиска из частей морских животных. Василиска изображали на церковных барельефах, медальонах и гербах. В геральдических книгах василиск имеет голову и лапы петуха, птичье тело, покрытое чешуей, и змеиный хвост.
И сейчас можно встретить изображения василиска. Например, в городе Базеле (Швейцария) стоит памятник василиску, и жители города считают его своим покровителем. (К сведению: в греческом языке буква «б» (бета) впоследствии превратилась в букву «в», так что изначально слово «василиск» звучало в оригинале, как «базилевск» — basiliskos).
Василиск часто становится героем романов. У Джоан Роулинг в книге «Гарри Поттер и тайная комната» василиск представлен классическим змеиным царем, только большого размера (почти 20 метров), чем и отличается от древних василисков, а в остальном он обладает всеми качествами, о которых говорилось выше.
А вот как описывает змеиного царя в повести «Василиск» (1986 г.), Сергей Другаль, российский писатель-фантаст:
«Рожками шевелит, глаза такие зеленые с фиолетовым отливом, капюшончик бородавчатый раздувается. А сам он был фиолетово-черный с шипастым хвостом.
Треугольная голова с черно-розовой пастью широко распахнулась… Слюна его крайне ядовита и если попадет на живую материю, то тут же пойдет замена углерода на кремний.
Проще говоря, все живое превращается в камень и дохнет, хотя ходят споры, что от взгляда Василиска тоже идет окаменение, но те, кто хотел проверить это, обратно не вернулись…»
В животном царстве и сейчас можно встретить животное, которое внешне похоже на василиска — это ящерица-хамелеон, которую называют Христовой ящерицей. Живет сие чудище в джунглях Коста-Рики и Венесуэлы.
Смертоносностью ящерица не обладает, но одну удивительную способность имеет: она умеет бегать по воде. Для этого она сильно разгоняется и бежит по воде, подпрыгивая как камушек.
За эту способность ящерица и получила название Христова ящерица.
На этом путешествие по следам василиска подошло к концу. Вывод из всего вышесказанного можно сделать только один: удивительные творения природы и человеческая фантазия — это просто кладезь для рождения мифов и легенд, которым мы не перестаем удивляться и по сей день.
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/fengshui/articles/31508/
Василиск (славянская мифология)
Василиск — мифологическое существо, которое упоминается в различных источниках, в том числе и в славянской мифологии. Первые упоминания василиска относятся к Библии и «Естественной истории» Плиния Старшего.
По мнению историков, в первых своих упоминаниях василиск представляется, как некая очень опасная и ядовитая змея, которая наделена мифическими или сверхъестественными чертами.
Вполне возможно, что изначально под названием «василиск» подразумевали обычную змею, например кобру, однако впоследствии она приобрела более мифологические или сказочные черты, которые определили его в список мифологических существ.
Например в Книге пророка Исаии говорится, что василиск — это зародыш аспида, который находится в яйце, но при этом очень опасен.
Согласно разным переводам и разным упоминаниям, можно прийти к выводу, что в древности так могли называть именно змей или особую разновидность змей — аспида, кобру или гадюку, однако точное толкование существа из древнехристианских упоминаний, затруднительно.
В античной мифологии считалось, что василиски рождаются из яиц птицы ибис, которая пожирает ядовитых змей. В результате на свет появляются диковинные и опасные создания. Такое поверие, по мнению исследователей, появилось от того, что ибисы питаются змеями. В древнем Египте даже существовал обычай разбивать яйца ибисов, чтобы из них не вылупились василиски.
Василиск в славянской мифологии
Сложно сказать, как василиск попал в славянскую мифологию. Пришло ли это название в с приходом на Русь христианства? Или таким именем стали называть некое мифологическое существо, которое было в мифологии славян ещё в языческие времена, но имевшее иное название?
В пользу второго варианта говорит то, что на Руси василиском стали называть не просто опасную змею или гигантского змея, а существо с очень необычными чертами. Историки славянской истории находят описание василиска, как диковинного существа, который выглядит ка петух, но у которого есть крылья дракона и хвост змеи (ящерицы).
Однако в пользу первого говорит то, что такое поверье сложилось достаточно поздно, в средние века, с приходом христианства , и очень похоже на искажённое поверье в полузмеев-полуибисов древнего Египта.
У лужичан это существо приняло достаточно диковинный вид — петух с крыльями дракона или крыльями летучей мыши, хвостом змеи, клювом орла, когтями тигра и зелёными глазами. Также в описании василиска фигурирует красная корона на голове и чёрная чешуя по всему телу.
Поверье в петуха-змея появилось в средние века. Так, например, существовало поверье, что василиск рождается из яйца, которое снёс старый петух в навоз и которое высидела жаба. Описания существа разнятся.
Одним из вариантов является облик змея с хохолком как у петуха. В другом варианте — это петух, который имеет змеиный хвост. Позднее народная фантазия приписала петуху со змеиным хвостом ещё и драконьи крылья.
Также Василиску приписывалось ядовитое дыхание и смертоносный взгляд. Интересны и поверья в то, как можно уничтожить василиска. Сделать это можно либо поставив перед собой зеркало, чтобы василиск убил самого себя взглядом (заимствование из поверья в Медузу Горгону), либо увидев василиска первым.
Источник: http://web-kapiche.ru/1164-vasilisk.html
Василиск — кто это и как выглядело мифическое чудовище?
О чудовище Василиске мифология выдвигает разные гипотезы, по одним преданиям, он появился из яйца петуха, которое высидела жаба. По другим, он – порождение пустыни, по третьим – родился из яйца птицы ибис, которая откладывает их через клюв. Живет существо в пещерах, потому что питается камнями, даже яйца Василиска очень ядовитые и убивают мгновенно.
Василиск — кто это?
Мифический Василиск в течение столетий нагонял страх на людей, его очень боялись и ему поклонялись, даже сейчас можно увидеть изображения таинственного чудовища на барельефах.
Василиск это – в переводе с греческого языка – «царек», его описывали, как существо с головой петуха, жабьими глазами и змеиным хвостом. На голове – красный хохолок, напоминающий корону, потому персонаж и получил царственное название.
В древности люди считали, якобы Василиски живут в пустынях, и даже создают их, убивая всех живых существ. Вода, которую пьет чудовище, тоже превращается в яд.
Существует ли Василиск?
Над ответом на этот вопрос не один год бьются ученые разных стран. Они сформулировали несколько версий, которые объясняют, кого из звериного мира могли назвать Василиском:
- В 4 веке до нашей эры Аристотель упоминал очень ядовитого змея, особо почитаемого в Египте. Как только он начинал шипеть, все животные в панике бежали.
- Похожа немного на это существо ящерица-хамелеон, ее еще называют христовой за умение бегать по воде. Но убивать она не умеет, в чем жители джунглей Венесуэлы уверены.
- Есть сходство Василиска и с игуаной, которая имеет нарост на голове и кожаный гребень на спине.
Ученые сходятся в том, что Василиск существует только в воображении, в древности опасным змеям и непонятным существам люди часто приписывали необычные способности.
Отсюда и легенды о страшном чудовище, которое убивает взглядом на расстоянии. В геральдике сохранился такой образ Василиска: голова и тело птицы, плотная чешуя, змеиный хвост.
Увековечили его и в барельефах, жуткое создание можно увидеть в швейцарском городе Базеле, где стоит памятник этому покровителю города.
Как выглядит Василиск?
Легенды сохранили несколько описаний этого существа, и они менялись со временем. Самый распространенный вариант: дракон с головой петуха и глазами жабы, но есть и другие:
- Второй век до нашей эры. Чудовище Василиск представлен, как большая змея с птичьей головой, лягушечьими глазами и крыльями летучей мыши.
- Средние века. Змея трасформировалась в петуха с хвостом огромной гадюки и туловищем жабы.
- За границей Средневековья. Василиска представляли петухом с драконьими крыльями, тигриными когтями, хвостом ящерицы и орлиным клювом, с яркими зелеными глазами.
Не обошли такое чудовище и в библейских сказаниях. В священных текстах упоминается, якобы Василиски жили в пустынях Египта и Палестины. Его называли «сараф», что в переводе с иврита означает «жгучий».
Кирилл Александрийский пишет, что такое создание могло быть детенышем аспида. Учитывая, что аспидами называли ядовитых змей, можно сделать вывод, что речь идет об этих созданиях животного мира.
В некоторых текстах Библии аспид и Василиск упоминаются по отдельности, так что сегодня трудно сказать, какое существо стали называть «змей Василиск».
Василиск — славянская мифология
Василиск в русской мифологии упоминается редко, сохранилось лишь упоминание о змее, который появился на свет из петушиного яйца. Зато в заговорах его упоминают часто, называя Василиском, олицетворяя змею. Русичи верили, что Василиск завораживает взглядом, поэтому цвет «Василисковый», который трансформировался со временем в «Васильковый», тоже считался опасным.
Это отношение перенесли и на Васильки, считая, что они вредят посевам. После принятия христианства на 4 июня припал праздник мученика Василиска Команского, которого стали называть Васильковым повелителем. Крестьяне имели в виду власть над этими цветами, а не змеями. На праздник Василиска запрещалось пахать и сеять, чтобы Васильки потом не забивали рожь.
Легенда о Василиске
В мифологии сохранилось немало сказаний о Василиске, существовали даже свои запреты и наказы для тех, кто с ним встретится. Василиск змея особенная, но смерти можно было избежать, если:
- Увидеть чудовище первым, тогда оно умрет.
- Уничтожить этого змея можно, только обвесившись зеркалами. Отравленный воздух отразится и убьет зверя.
Римский поэт Лукан писал, что мифическое существо Василиск, наряду с такими демоническими созданиями, как аспид, амфибена и аммодит, произошел из крови Медузы Горгоны.
Легенды Древней Греции рассказывают, якобы взгляд этой заколдованной красавицы превращал человека в камень. Такой же дар унаследовало и чудовищное создание.
Некоторые исследователи полагают, что речь идет о змее с молниеносной реакцией, бросок ее был настолько быстрым, что его не успевал уловить человеческий взгляд, а яд действовал мгновенно.
Источник: https://womanadvice.ru/vasilisk-kto-eto-i-kak-vyglyadelo-mificheskoe-chudovishche
Василиск: кто он такой
«Василиском» в старину называли зооморфное чудовище, сочетающее в себе черты птицы, летучей мыши и пресмыкающегося. Миф о Василиске берет свое начало со сказаний о ядовитой змее, которую в Египте считали священной. Историки полагают, что именно она изображена на головном уборе Тутанхамона.
Предположительно это была гадюка со светлыми пятнами или небольшими выступами — «рожками» — на голове. Такое своеобразное украшение напоминало диадему, за что пресмыкающееся и получило свое название. Василиск в переводе с древнегреческого — «царек».
Аристотель ещё в IV веке до н.э упоминает о небольшом, но очень ядовитом змее. Отличался он тем, что как только он начинал шипеть, все животные, даже змеи, сразу разбегались в разные стороны.
Упоминания об этом существе встречаются во многих древнейших документах, в том числе и в первых переводах Библии. За столетия представление о Василиске сильно изменилось. В Средние века встречается описание уже не простой рогатой гадюки, а существа с телом дракона и головой петуха. Картину завершают выпученные жабьи глаза и крылья, как у летучей мыши.
В Библии Василиск ассоциируется с дьяволом, а его смертельный яд — с завистью. Согласно античным мифам, чудовище рождалось из яйца птицы ибис. На севере Европы и Руси считали, что его сносит петух, а высиживает огромная жаба. Причем, яйцо обязательно должно вызревать на навозе. Несмотря на такое происхождение, василиски терпеть не могут петушиного крика, поэтому ведут ночной образ жизни.
Нестерпимым для них является и близкое соседство с Единорогом, воплощением чистоты и невинности. Образ Василиска вобрал в себя средневековые представления обо всем самом страшном, порочном и мерзком. Это чудовище убивает одним только взглядом. Любой, на кого оно посмотрит, обращается в камень. Тут явно прослеживается связь с мифом о Медузе Горгоне.
Василиск не только обращал людей и зверей в камни, но и питался этими же камнями. Именно поэтому возникла теория, что Василиск появился из крови убитой Медузы Горгоны, которая также превращала все живое в камни взглядом. Умереть он мог от собственного отражения в зеркале.
В Средневековье считали, что не боится Василиска только одно живое существо — ласка (или хорек), которое может убить чудище даже собственным запахом. В XVII веке известный чешский график Вацлав Холлар даже изобразил схватку хорька с этим чудовищем на одной из своих гравюр.
В Средневековье также считалось, что для того, чтобы избежать смерти от взгляда Василиска нужно было смотреть на него из-под стеклянного прозрачного сосуда.
Несмотря на весь ореол омерзительного гада, этот персонаж прочно вошел в литературу и искусство. В наше время василиски живут в произведениях Джоан Роулинг, Анджея Сапковского, ДжеральдаДаррелла, Умберто Эко и других писателей.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a58c45d168a91fd9b027f16/5b6d8153f1a01f00a9b725a9