Молитва льва оптинского: о самоубиенных, некрещеных

Преподобному Льву, старцу Оптинскому, молятся обо всех житейских нуждах, на всякую потребу — в болезнях и душевных мытарствах, а также при ослаблении веры и в поисках смирения.

Но есть у этого святого и особенный дар – молиться о душах людей, самовольно ушедших из жизни и о умерших некрещенными.

Старец составил краткую молитву, которую благословлял читать родственникам таких людей келейно.

Молитва:

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имя): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Молитва Льва Оптинского: о самоубиенных, некрещеных

Преподобный Леонид, в схиме Лев (Наголкин) старец Оптиной пустыни

Как тяжела для нас смерть близкого человек, а смерть самоубийцы несказанно тяжелее, так как она лишает родственников последнего утешения — надежды на спасение души несчастного.

Нет возможности отпеть, нет возможности помолиться в храме о бедной душе… Но и тут Господь дает возможность потрудиться близким людям ради умершего:  подать милостыню нуждающимся и помолиться домашней молитвой, или, говоря по-церковному, «келейно».

Об умерших некрещеных принято молиться также святому мученику Уару.

Житие

В 1768 году родился Лев по фамилии Наголкин по отчеству Данилович. Родился мальчик в Орловской губернии. Многое указывает на то, что появился он на свет в бедной семье, так как не получив должного образования с младых лет Лев вынужден много работать. В основном, его работа была связана с разъездами по разным городам, куда он возил прядильное волокно пенька и конопляное масло.

Лев был очень общительным молодым человеком, смекалистым, с пытливым умом, отмечалась его честность и напористость. Он быстро обзавёлся хорошими связями и знакомствами.

Лев много работал, не отказывался от дальних поездок и с лёгкостью выполнял поручения купца по фамилии Сокольников.

Купец увидел в своём работнике перспективного молодого человека, способности которого были, казалось, безграничны.

Лев мог договориться о самой невероятной торговой сделке. Увидел это купец и понял, что с таким мужем его дочь не пропадёт и решает князь-купец сделать своего приказчика своим зятем. Но, не смотря на всю  предприимчивость и хваткость в торговом деле, Лев уже точно знает, что предначертана ему другая дорога и от женитьбы отказывается.

Уход из мира

Незадолго до своего тридцатилетия, в 1797, он оставляет все свои дела и отправляется в Введенскую Оптину пустынь, чтобы поступить в монастырь. Оказался он здесь во время восстановления обители после упадка.

Лев стал очень смиренным послушником и взялся за самые тяжёлые в обители труды.

И так как он обладал богатырской силой и здоровьем, то однажды, вдвоём, с другим послушником, за несколько часов выкопал большущий ров, который требовался для строительства здания, к слову сказать, в обители для этого дела хотели нанять более десятка человек.

Послушания были очень тяжёлыми, но делал Лев всё с лёгкостью, как будто не замечая усталость. Через много лет он расскажет, что подорвал своё здоровье в самом начале своего монашеского пути. Кроме этого всю жизнь Лев прихрамывал – это ему осталось в память о временах работы в приказчиках.

Не смотря на трудовые подвиги его душа стремилась к подвигам духовным.

Лев молился, боролся со страстями и стяжал добродетельность, но желание совершенствоваться в божественных знаниях подтолкнуло его перейти в другую обитель — он отправился в Брянский уезд, в Белобережскую Иоанно-Предтеченскую мужскую пустынь. Там, в 1801 году послушник Лев был пострижен в монашество с именем Леонид. Здесь о.Леонид запомнится своим невероятным смирением.

Молитва Льва Оптинского: о самоубиенных, некрещеных

Преподобный Лев Оптинский

Через 3 года настоятель обители решает оставить свою должность. В таких случаях братия должна избрать нового настоятеля. В тот момент, когда жители общины собрались обсудить данный вопрос, отец Леонид решил, что и без него справятся, и пошёл исполнять послушание. И братия решила… О том, что о.Леонид стал настоятелем, он узнал за приготовлением квасного напитка.

Встреча с духовным наставником

Перед назначением на должность отец Леонид отправляется в Чолнский монастырь, к архипастырю. И именно здесь у отца Леонида случается судьбоносная встреча с отцом Феодором, который был истинным подвижником наивысшей духовной жизни, чего отец Леонид так жаждал и искал.

Старец Феодор знал толк в молитве, цитировал древние писания подвижников и аскетов, владел рукописями различных свято отеческих творений, сделанных старцем Паисием. Отец Леонид сразу понял, что старец Феодор это тот человек, которому хочется вверить свою жизнь.

Постов, послушания и молитвенных подвигов отцу Леониду было уже недостаточно для того, чтобы в полной мере пребывать в духовном росте.

Когда о.Леонид был утверждён настоятелем Белобережской пустыни, то пригласил старца Феодора пожить в обители. Старец Феодор получил возможность большего уединения, а отец Леонид обрёл духовного наставника. Известно, что монахи не расстанутся до самой смерти старца Феодора — отец Леонид станет абсолютным послушником старца.

Свои дела в настоятельстве о.Леонид вёл с простотой, не любил ничего искусственного и льстивого, с лёгкостью мог рассмотреть в любом человеке всё настоящее и напускное.

Всегда  был откровенен, прямолинеен, а иногда даже резок, но это было не от того, что он был гневлив, это требовалось для того, чтобы обратиться к душе человека для встряски. Будучи в начальниках о.

Леонид тяготился руководством и через 4 года он снимает с себя настоятельство.

Вместе со старцем Феодором селится в келье, которую братия построили для них подальше от всех.

Для духовных совместных подвигов с ними стал жить старец Клеопа и здесь же, отец Леонид келейно был подстрижен в схиму с именем Лев.

Но, не смотря на удалённость, к келье старцев совершались паломничества, и монахи снова решают переехать. В этот раз они отправляются на север, в Валаамский монастырь.

Приехали старцы на Валаам в 1811 и стали жить во Всесвятском скиту. Место там было спокойное, безлюдное, от мирских удалённое, за что старец Феодор и о.Леонид невероятно благодарили Бога. Но и тут старцы обретают славу мудрецов и провидцев и к ним снова потянулись люди, теперь уже из числа братии, которым тоже не хватало опытных и духовных наставников.

Пребывание на Валааме послужило возникновению в обители старчества, которые учили братию уму разуму, помогали в духовном росте.

Известен случай, когда на Валааме старцы столкнулись с искушением настоятеля игумена Иннокентия, который в их бескорыстном труде увидел алчность и желание занять руководящие позиции при монастыре.

Разбирательство дошло до митрополита, были учинены допросы, но Высокопреосвященнейший был покорён добродетелями старцев, что нарекания в этом деле получила обвиняющая старцев сторона.

Не смотря на то, что истина восторжествовала, старцы, не желая жить в разбирательствах и душевной тесноте, решают покинуть и Валаам, теперь уже вдвоём, отец Клеопа на острове скончался.

Теперь старцы отправились в Александро-Свирский монастырь, шёл 1817 год. В этом монастыре старцы прославились тем, что предсказали приезд  в обитель царя.

В 1820 у Александра I было путешествие по северным уделам, а Александро-Свирский монастырь посещать не собирался, но увидев на дороге указатель к монастырю и расспросив  знающих людей царь решает побывать в обители, где, как он успел выяснить, живут мудрейшие старцы.

В 1822 году Лев Оптинский навсегда потеряет своего духовного наставника, старец Феодор отправится ко Господу. После этого отец Лев желает с учениками уйти из обители, как завещал ему его духовный наставник, но его не отпускают.

Молитва Льва Оптинского: о самоубиенных, некрещеных

Преподобный Макарий (Иванов), старец Оптиной пустыни

Только в 1828 году он переходит в Площанскую пустынь, где встречается с будущим оптинским старцем Макарием (Ивановым), который станет его верным учеником и с сомолитвенником.

Первый оптинский старец

В 1829 году с несколькими учениками, среди которых будущий знаменитый святитель Игнатий (Брянчанинов), старец переходит в Предтеченский скит Оптиной Пустыни, куда его давно звали и епископ Филарет (Амфитеатров) и настоятель Моисей, который желал, чтобы в обители жил старец. Когда старец появился, ему было отдано духовное руководство над братией.

Селится старец в отдалённом скиту, вблизи монастырской пасеки, чтобы все посетители (включая женщин) могли общаться с мудрым старцем. Жизнь в скиту была благоговейной и вся братия находилась в глубоком смиреиии – послушники не желали оскорблять друг друга не только словом, но и взглядом.

На общие послушания выходили все и старенькие и новенькие послушники – благой пример старших был очень заразителен для новоявленных монахов. По выходным и праздничным дням встречались в домике на пасеке у о.Льва для того, чтобы вместе попить чая.

Но, а для открытия помыслов, получения наставления и разъяснения возникших вопросов, к старцу на пасеку братия ходила ежедневно перед отходом ко сну.

Лев Отпинский в те годы очень заботился о духовном росте всех насельников монастыря, и всех мирских, кто приезжал к нему за советом и благословением. Больше всего прочего старец поучал  всех смирению. Очень много времени он отдавал служению ближним.

Кушал самую простую пищу, спал около трёх часов в сутки, любил рукодельничать. Иногда при приёме посетителей он плёл цветные пояски, которые потом с благословением раздавал.

Любил также петь, негромко, церковные песнопения, а находясь в одиночестве творил Иисусову молитву.

Сколько бы вокруг него не находилось народа, его ум и сердце никогда не отлучались от Господа. И не смотря на то, что надо было много времени уделять посетителям и братии, старец продолжал много молиться.

В два часа после полуночи начиналось утреннее правило, далее ранняя обедня, вечернее, же, молитвенное  правило начиналось с девятого часа, двенадцати избранных псалмов, с тремя канонами (Господу, Богородице и Агелу-хранителю), а также акафистом, положенным в этот день.

Старец всегда был очень внимателен к чтецам.  Когда после вечерней скитской трапезы начиналось чтение Апостола и Евангелие (келейно), он всегда слушал чтение трепетно и достойно поправлял ошибки. Старец вырастил много прекрасных чтецов.

Сам, тоже, любил почитать, в том числе Евангелие, а после прочтения, всегда разъяснял мудрость сказанного.

Молитва Льва Оптинского: о самоубиенных, некрещеных

Оптина пустынь

Вечером келья батюшки была наполнена братией, многие устав за день сидели на полу, но были очень счастливы, послушать старца. Речь батюшки была очень простой, но в тоже время образной. Любил старец поговорки и присказки, очень живо и красочно обо всём рассказывал – так, что заслушаешься. Но не любил он, когда кто-то что-то начинал придумывать к какой-то истории и всегда повторял:

Известно, что Лев Оптинский очень почитал преподобного Александра Свирского, в обители которого он прожил 12 лет. У старца была икона Александра Свирского, икона Ангела-хранителя и икона Владимирской Божьей Матери.

Первый оптинский старец, коим стал Лев Оптинский, поучал учеников не лукавствовать, иногда резко обнажая всё нутро послушника, не боясь затронуть самолюбие ученика, поэтому настоящими учениками старца не могли быть льстецы и лицемеры, такие быстро исправлялись.

О том, как непросто бывает спасти душу, старец шутил, что, мол — Душу спасти – не лапать сплести.

Не смотря на то, что многим было понято, что отец Лев святой человек, епископ Калужский о.Николай поддерживал недовольных завистников старца и начал запрещать принимать ему посетителей, а в 1836 году перевёл его из скита в монастырь, лишив братию духовного руководства.

Но страждущие всё равно находили место и время для встречи со старцем и никакие запреты не мешали святому исполнять свой долг – врачевать души и тела людей, а также наставлять их на истинный путь.

Лишь в последние годы жизни старца благодаря заступничеству митрополита Филарета калужский Владыка ослабил гнев.

Лев Оптинский от Господа получил многие дары, один из них дар прозорливости. Старец прекрасно знал с чем к нему приходили страждущие, вникал во все в мирские бытовые вопросы и всё, чему научал он паломника, решало проблему.

Отец Лев и в поздние свои годы отличался отменным здоровьем, но время шло, и старость делала свой дело. Осенью 1841-ого святой стал слаб, врачей не принимал, перестал вкушать еду, исключительно причащался.

В середине первого осеннего месяца был соборован и готовился к кончине, всех утешал, а в  один из последних дней сентября пожелал услышать от пришедшей братии канон на исход души.

Ещё через месяц, 24 октября он возвеселился духом, просветлел лицом сказав, что отходит ко Господу и с молитвой на устах передал Богу свою душу. Мощи старца находятся во Владимирском храме Оптиной пустыни.

День памяти

День памяти прп. Льва Оптинского празднуется  24 октября.

Иконы святого

Молитва Льва Оптинского: о самоубиенных, некрещеных

Преподобный Лев Оптинский

Игумен Антоний (Бочков) описал,  как выглядел старец – лицо его было округлым, смуглым, глаза серыми, строгими и наблюдательными. Маленькая бородка, густые, волнистые и длинные (как у льва) волосы, красивые руки, рост выше среднего, лёгкая мужественная походка, величественный и почтеннейший вид.

Именно таковым мы и видим преподобного Льва Оптинского на иконах.  В руках у него свиток со словами:

Письменное наследие

Сохранились письма Льва Оптинского. В письмах можно узнать, о том, как с лёгкостью терпеть чужие немощи, о том, что рукоделие отгоняет унынье, о том, как жить в смирении без уныния и искушений, всего 215 писем.

Ксения Красных

^sss^Прп. Лев Оптинский^sss^

Источник: https://pravoslavie.wiki/prp-lev-optinskij.html

Молитвы о самоубийцах

На заседании Священного Синода от 27 июля было принято решение одобрить Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго — частную молитву для родственников самоубийц.

Источник: Патриархия.ru

Предисловие

Церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (Тимофея 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения.

Молитва Льва Оптинского: о самоубиенных, некрещеных

Источник: PhotoSight.ru

Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления.

Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами.

Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.

В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы.

Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.

 Молитва Льва Оптинского: о самоубиенных, некрещеных

Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго

Благословен Бог наш:

Трисвятое по Отче наш:

Аллилуия, глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, / ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, / яко немощен есмь.

  • Тропари: Помилуй нас, Господи помилуй нас, всякого бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце, грешнии приносим, помилуй нас.
  • Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших; Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем.
  • И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиеся на Тя да на погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианского.
  • Псалом 50-й.
  • И абие антифон, глас 3:

Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).

Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52:1).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий!

Слава:

Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон.Чт., п. 8, тр. 4).

  1. И ныне:
  2. Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Владычице, / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои бо есмы раби, да не постыдимся.
  3. Господу помолимся.
  4. Господи, помилуй.

Молитва

Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом.

Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.

Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.

Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

  • Премудрость.
  • Пресвятая Богородице спаси нас.
  • Честнейшую Херувим:
  • Именем Господним благослови, отче.
  • Обычный (малый) отпуст.

Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

 

Самоубийца: грешник или жертва?

Призвавшие смерть

Источник: https://www.pravmir.ru/chin-molitvennago-utesheniya-srodnikov-zhivot-svoj-samovolne-skonchavshago-isceli-serdechnuyu-skorb-nashu/

Молитва Льва Оптинского о самоубийцах

  • Зачем совершать молитву
  • Правила чтения

По статистике, большинство людей, которые самостоятельно ушли из жизни были крещеными православными христианами.

Как быть в такой ситуации их близким и родным? Возможно ли совершать моления за убиенные души? Церковь достаточно строга в этом отношении — молебны за самоубийц и панихиды не совершаются, поскольку человек самостоятельно выбрал смерть и совершил смертный грех.

Другие статьи о самоубиенных:

  • Отношение православной Церкви к самоубийцам
  • Молитва святому мученику Уару

Но молиться за таких детей и родных все же можно, но только дома. Для этого можно использовать текст Льва Оптинского «О самоубийцах».

Зачем совершать молитву

Человек совершает самоубийство по разным причинам, кто-то по неразумности, кто-то под влиянием тяжелых жизненных обстоятельств.

Молитва Льва Оптинского: о самоубиенных, некрещеныхЗапрет в чтении молитвы о самоубийцах заключается в том, что они осознанно отторгли общение с Господом

Церковь считает самоубийцами всех, кто:

  • прервал свою жизнь самостоятельно;
  • участвовал в дуэли;
  • дал разрешение на собственную эвтаназию;
  • был убит в ходе преступного разбоя.

Важно! Церковь может отказать в проведении поминальной панихиды даже в том случае, если есть подозрение на совершение самоубийства. О таких людях не молятся в церкви, не заказывают на них Сорокоуста за упокой и или поминальных молитв. Единственная отрада для родственников — это возможность прочитать текст Льва Оптинского дома о душе самоубийцы.

Почему важно молиться за умерших? Церковь верит, что душа после смерти в течение 40 дней находится между землей и небом, совершая мытарства, т.е. находится в испытаниях перед тем, как предстает на Божий суд.

И церковь, совершая молитвы за умерших, помогает их душам перейти в вечную жизнь и просит также Бога о милости для этой души.

Именно поэтому так важно совершать поминальные молитвы на третий и сороковой день после смерти — в эти дни дух умершего особенно сильно в них нуждается.

Правила чтения

Следует понимать, что чтение данной молитвы не является общецерковной практикой — духовенство Православной Церкви запрещает осуществлять моления за души, которые совершили самоубийство.

При этом люди, которые лишь формально относят себя к православным, думают, что без совершения панихиды душа будет обречена на вечные мучения в аду.

Доподлинно это не известно, Господь милующий и благой, вполне возможно, что Он помилует и простит человека, но утверждать это с точностью никто не может.

Важно! Суд Божий отличается от человеческого, никто не знает, кого спасает Господь, а кого наказывает, ибо Он Единый знает душу и сердце каждого.

Как читать молебен? Следует знать, что перед началом чтения надо обязательно взять благословение у священника на совершение такой молитвы дома! Лучше всего взять пост сразу в день похорон и держать его на протяжении 40 дней, в течение которых будет совершаться молебен.

Он довольно длинный, поэтому надо заранее планировать свое время, чтобы чтение не вышло скомканным или некачественным. Каждое слово обязательно надо прочувствовать.

Молитва Льва Оптинского: о самоубиенных, некрещеныхДля утешения души усопшего рекомендуют дома читать молитвы Льва Оптинского о самоубиенном

Некоторые священники рекомендуют на время пожить в монастыре и совершать келейные чтения — молитвы читаются в отдельной келье, каждый день. Это полезно не только умершему (ведь за него все же совершаются молитвы), но и родственнику, который пережил трагедию — смерть близкого, при этом совершенную добровольно. Это всегда горе для родных и близких.

Молебен читать в тишине, перед зажжённой лампадой в красном уголке:

  • Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго
  • Благословен Бог наш:
  • Трисвятое по Отче наш:

Аллилуия, глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, / ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, / яко немощен есмь.

  1. Тропари: Помилуй нас, Господи помилуй нас, всякого бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце, грешнии приносим, помилуй нас.
  2. Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших; Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем.
  3. И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиеся на Тя да на погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианского.
  4. Псалом 50-й.
  5. И абие антифон, глас 3:

Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).

Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52:1).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий!

Слава:

Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон.Чт., п. 8, тр. 4).

  • И ныне:
  • Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Владычице, / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои бо есмы раби, да не постыдимся.
  • Господу помолимся.
  • Господи, помилуй.
  • Молитва

Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом.

Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.

Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.

Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

  1. Премудрость.
  2. Пресвятая Богородице спаси нас.
  3. Честнейшую Херувим:
  4. Именем Господним благослови, отче.
  5. Обычный (малый) отпуст.

После молебна рекомендуется читать и молитву Оптинских старцев:

Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Чтение следует совершать каждый день, в любое удобное время, но желательно одно и то же. При этом настоятельно следует посещать воскресные собрания и раздавать милостыню. После окончания поста и 40 дней следует исповедаться и причаститься, а после раздать милостыню просящим.

Важно! Если во время чтения приходят серьезные искушения и дурные мысли, то практику следует прекратить и обратиться за советом к священнику.

Как молиться за самоубийц и некрещеных?

Источник: http://molitva-info.ru/molitvoslov/molitva-lva-optinskogo-o-samoubiennyh.html

Молитвы о самоубийцах, некрещеных, умерших без покаяния

Преподобный Лев Оптинский

В основу молитвы за некрещеных и самоубийц положен случай, происшедший в Оптиной пустыни.

Однажды к Оптинскому старцу Леониду (в схиме Льву, скончавшемуся в 1841 году), обратился ученик в неутешном горе о погибшем отце-самоубийце, с вопросом, можно ли молиться за него и как.

На что старец ответил: Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой и всемогущей. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней, по духу добродетельных и мудрых так:

 Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя.

Молитва преподобного Льва Оптинского (О некрещеных, умерших без покаяния и самоубийцах)

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

  • Этой молитвой можно дома молиться о родственниках, самовольно лишивших себя жизни, но  для совершения домашней молитвы нужно обязательно взять благословение у священника.
  • Из святоотеческого наследия известны случаи, когда по усиленной молитве близких облегчалась участь душ самоубийц, но чтобы добиться этого, нужно совершить молитвенный подвиг.
  • *Даже есть одна оговорка в апостольских правилах: если человек психически больной, находящийся на клиническом учете, покончил с собой, будучи невменяемым, то за такого человека молиться можно, можно его и отпевать; если же психически больной покончил с собой сознательно, молиться за него нельзя.
  • По примеру этой молитвы можно молиться и за некрещеных (отошедших в жизнь вечную непросвященными верою Православной), а также крещенных, но отступивших от веры (отошедших в жизнь вечную в отступлении от Святой Православной Церкви).

Великий грех не принять Спасителя и отвергнуть веру Православную, но милостивый Господь позволил одному из Своих святых ходатайствовать перед Ним за души усопших не православных. Святой этот — мученик Уар, принявший смерть за Христа в 307 году.

  Однажды в видении блаженной Клеопатре, святой сообщил ей, что за ее благодеяния он умолил Бога отпустить грехи всем ее умершим родственникам — язычникам. С тех пор православные христиане обращаются с молитвой к мученику Уару о ходатайстве перед Господом за их родных и близких, умерших не крещенными в веру Православную.

Молитва Льва Оптинского: о самоубиенных, некрещеных

Святой мученик Уар

Молитва святому мученику Уару

О, свЯтый мУченице УАре досточУдный, рЕвностью по ВладЫце Христу разжигАем, НебЕснаго ЦарЯ пред мучителем исповЕдал есИ, и о Нем усЕрдно пострадАл есИ, и ныне Церковь почитает тя, Яко прославлЯемаго от Владыки ХристА слАвою Небесною, Иже даровА тебЕ благодАть велИкаго к Нему дерзновЕния, и ныне предстоИши Ему со Ангелы, и в Вышних ликУеши, и зрИши ясно Святую Троицу, и свЕтом БезначАльнаго СиЯния наслаждАешися, воспомянИ и нАших сродников томление, умЕрших в нечЕстии, приИми наше прошЕние, и якоже КлеопАтрин род неверный молитвами Твоими от вЕчных мук свободил еси, тАко воспомяни елицы противобОжне погребЕнныя, умЕршия некрещЕными, потщися испросити Оным от вЕчныя тьмы избавлЕние, да вси едиными усты и единем сердцем восхвАлим ПремилосерднагоТворцА во вЕки веков. Аминь.

Источник: https://subscribe.ru/group/eruditsiya-i-tvorchestvo/8361742/

Молитва льва оптинского о некрещеных умерших

Текст чинопоследования утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года (журнал № 87).

Предисловие

Церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (Тимофея 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения.

Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви.

Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления.

Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами.

В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы.

Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.

Примечание МС. На чтение данной молитвы нужно взять благословение священника. Желательно это делать во время многодневных постов, и при этом часто приступать к исповеди и Причастию.

Из-за возможных искушений (в том числе и ухудшения здоровья) не рекомендую молиться за самоубийц (и тем более за некрещеных самоубийц) болящим, беременным и кормящим женщинам, имеющим малых младенцев до 4 – 5 лет.

При возникновений серьезных искушений, лучше прекратить чтение молитвы, и положиться на благой промысл Бога.

Аллилуия, глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь.

Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3).

Отче Небесный, Любвеобильне, Человеколюбче, Милостив, милостив, милостив буди нам, о, вся Объемлющий и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).

Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52:1).

Отче Небесный, Любвеобильне, Человеколюбче, Милостив, милостив, милостив буди нам, о, вся Объемлющий и всех Приемлющий!

Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон. Чт., п. 8, тр. 4).

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом.

Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.

Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.

Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Богородице спаси нас.

Молитва Льва Оптинского: о самоубиенных, некрещеных

  • Именем Господним благослови, отче.
  • Обычный (малый) отпуст.

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Что происходит после смерти

Если человек совсем отвергался Господа при жизни, молиться за него слишком усердно не надо. Бывали случаи, когда покойники являлись и просили не молиться за них.

В любом случае, поговорите со священником, он посоветует, что делать в конкретной ситуации.

Но бывает так, что люди с уважением относятся к вере, проявляют желание креститься, просто не успевают этого сделать. Тогда молиться можно и нужно.

Каждая душа после смерти идет на частный суд, который состоится на 40-й день после смерти. Считается, что молитвы о некрещеных умерших помогают душе покойного проходить воздушные мытарства и способы даже облегчить его участь. В самый день смерти можно:

  • прочесть 17 кафизму — псалмы и необходимые молитвы об упокоении;
  • на кладбище совершить мирской чин литии;
  • поставить свечу в храме и помолиться.

Заказать панихиду и церковное поминание нельзя. Это делается потому, что человек сам при жизни не выражал желания принадлежать к Церкви, отвергался Бога.

Какие еще молитвы можно читать

Существует почитание мученика Уара, который якобы обладал благодатью молиться за некрещеных. Ему составлена даже служба, только она неканоническая, т. е. официально церковью не признается.

Церковная молитва о некрещеных усопших хотя некоторыми священниками сейчас допускается (за вознаграждение), нарушает все каноны. Читать или нет канон за умерших мученику Уару — это личное дело каждого.

Святые отцы также советуют подавать милостыню за тех, кто умер без покаяния, не приняв Христа.

О самоубийстве. молитвы

  1. Прошу Крестом, истинным Христом.
  2. Из этого дома, от его порога,
  3. Здесь не жить, не бывать,

Горю не стоять, крови не литься,

Слезам не катиться,

Несчастьям не копиться, людей не хоронить.

Все так тому и быть. Аминь.”

  • Во глубине постла иногда фараонитское всевоинство преоруженная сила; воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть: препрославленный Господь, славно бо прославися.
  • Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.
  • Всемилостивый Господи, помилуй мя по милости Твоей, пети Тебе начинающа и молитися о убившемся дерзко, да не в суд ми сие будет, ни в осуждение, Судие Праведнейший.
  • Да не будет молитва моя во грех, яко кроткий Давид глаголет: ниже во отягощение души самовольней смерти предавшемуся; но мученик мольбами оставление прегрешений наших даруй нам.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Богатую милость присно всем источая, Всеблагий Христе Боже, и ныне рабу Твоему (имя), нами Тебе молящемуся, помилование даруй и с преставльшимися во благочестии причти, аще и нечестиво скончался в неразумии.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Утвердивши колеблемый ум мой, Мати Божия, укрепи мя Божественными повеленьми Рождшагося из Твоего освященного чрева и упразднившего, Владычице, адово мрачное царство, со дерзновением неосужденно молитися об усопшем (имя).

На камени мя веры утвердив, разширил еси уста моя на враги моя: возвесели бо ся дух мой, внегда пети: несть свят, якоже Бог наш, и несть праведен паче Тебе, Господи.

Твоея красоты сиянием озаритися усопшему благоволи, в вере с почившими, богатый в милости; Ты бо еси Бог наш Единый безгрешный и многомилостивый.

  1. На месте прохлаждения в вечнем покоище сподоби прияти и раба Твоего, малодушие жизнь свою пресекшаго: Ты бо еси Един Сильный и немощи наша на Ся восприявый, Господи Боже наш.
  2. В чертозе небеснем водворитися, Владыко, приими раба Твоего (имя рек), да не услышит он праведнаго Твоего гласа: “не вем тя”, аще и воистину повинен есть сему.
  3. Умерщвленных нас воздвигла еси, Богородице, жизни нетленней Жизнодавца рождши; и раба Твоего (имя) возведи из ада преисподнейшаго, Сына Твоего о милости умоляющи.

Пою Тя, слухом бо. Господа услышах и ужасохся: до мене бо идеши, мене ища заблуждшаго. Тем многое Твое снизхождение, еже на мя, прославляю, Многомилостиве.

Во уповании на Тя, Боже, изнемогшего, и насилием вражиим одоленнаго, раба Твоего пощади, Спасе презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная.

Милосердия имый неизследимую бездну, Господи, бездну греховную раба Твоего покрый, Человеколюбче, – омыв Кровию Своею грех неведения и маловерия его.

  • Живыми господствуя и мертвыми владычествуя, помилуй и раба Твоего (имя), власть бо имаши всякую на небеси и на земли, Христе Боже, Отцу соседый и Духом вся очищаяй.
  • Исцелила еси, Богородительнице, Евино поползновение окаянное; Зиждителя бо родила еси, исправити могущаго тварь погибающую: Того моли и сего раба (имя) неключимаго, заповедь Божию преступившего, спасти по единой милости.
  • Света подателю и веков Творче, Господи, во свете Твоих повелений настави нас: разве бо Тебе иного Бога не знаем.

Умертвишася и во дно адово поползнувшагося возведи, Боже, преступление того заглаждая; на Кресте бо грехи наша пришел еси омыти честною Кровию Своею, Христе, Искупителю всяческих.

  1. Спасти нас пришедый, Христе Боже, приими ныне и наша недостойная моления о рабе Твоем (имя), да муки вечныя избавиши, помилован будет с нами, Спасителю Преблагий.
  2. Молим Тя, Слове Божий, аще и дерзновенно сие, прогнева бо Тя раб Твой (имя), обаче благодатию Твоею умоляем, не возгнушайся молитв наших и помилуй нас, вкупе вси бо повинны есмы пред Тобою, Всесвятый Владыко.
  3. Под кровом Твоим, Мати Божия, спасаются вси надеющийся на Тя: Твоим заступлением защити и нас, и сподоби со дерзновением неосужденно молити Сына Твоего о живот свой скончавших безнадежно (имя).

В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли, Боже, мя возведи.

  • Из земли создавши человека, Боже, и в землю ныне возвратишася, пощади, Господи, в неразумии сокрушившаго скудельный сосуд свой: можеши бо, Владыко Творче, и паки возставити его от истления.
  • Неизреченный и непостижимый, Господи, щедротами несказаннаго Человеколюбия Твоего помилуй живот свой скончавшаго, презирая согрешения его, яже в ведении и неведении содеянная.
  • Озаритися милостию Твоею сподоби, Владыко, вольне оставльшаго (имя) житие свое и к свету Твоему возведи, из тьмы несветимыя изымая, милосердия ради.
  • Избавительнице, усердно призывающим Тя, Пречистая Владычице, Сына Твоего умоли скончавшагося (имя) ущедрити: живота и смерти Владыку родила еси.
  • Богопротивное веление беззаконнующаго мучителя высок пламень вознесло есть; Христос же простре благочестивым отроком росу духовную: Сый благословен и препрославлен.
  • Во ад с душею, яко Бог, сошедый, и в рай разбойника с Собою введый, помяни и ныне раба Твоего (имя), преступлением многим Тя прогневавша, ныне же Тебе нами молящася бедне.

Един безгрешный, в мертвых волею вменился еси, да умерщвленных силою человекоубийцы воскресивши с Собою, от державы того исхити и раба Твоего, Всесильне.

  1. Радость присносущную даровати нам Воскресением Своим изволивый, от мрачнаго горькаго царства изми раба Твоего (имя), да от муки вечныя свободившися, узрит себе одесную Тебе, Судие Многомилостивый.
  2. Сияние славы Отчей, плотию от Тебе явившегося умоли, Пресвятая, из адовы мглы свободити непотребнаго раба Твоего (имя), той бо яко Матерь, Тебе нами просит.
  3. Пещь иногда огненная в Вавилоне действа разделяше, Божиим велением халдеи опаляющая, верныя же орошающая, поющия: Благословите, вся дела Господня, Господа.
  4. Смертное царство Своею смертию разоривый, Божественною же силою вход в вечный живот отверзый, не затвори благоутробия Твоего и рабу Твоему, аще и прегрешившему, обаче из ада ныне горце взывающа.

Красоты Твоея насладитися сподоби, студ греха безобразнаго очищая умершаго смертию поносной: Един бо еси, Владыко, греха свободен, крестною смертию за нас умертвился еси.

Исправити хотя падших в персть смертную, Сам смерти причастен явился еси, Безсмертный, от смертных удолий силою Твоею возведи раба Твоего (имя), лютою смертию поползнувшагося.

Велия воистину есть Рождества Твоего тайна, Богомати: Бога воплотившагося родила еси; Его же моли, яко Сына Твоего, спасти бедне скончавшагося (имя): имаши бо дерзновение к Рождшемуся от Тебя Благоутробному Спасу мира.

Яже прежде солнца Светильника Бога возсиявшаго, плотски к нам пришедшаго, из боку девичу неизреченно воплотившая, Благословенная, Всечистая, Тя, Богородице, величаем.

  • Имеяй власть живых и мертвых, пощади, Спасе, раба Твоего (имя), смертию горькою скончавшагося: Тебе бо от Отца Твоего дадеся живити и миловати, ихже хощеши, Сыне Божий.
  • Преславное множество святых Твоих, Христе, непрестанно молит Тя за грешныя рабы Твоя, да помилуеши ихже волиши милосердием Твоим и геенны вечныя избавиши.
  • Благости воистину пучина неизследимая, благодатию Твоею помилуй прогневавшаго Тя раба Твоего (имя), и нас молящихся.
  • Достойно Тя, Богородице, ублажающе, к Тебе, яко Матери нашей, притекаем надежно; сами себе и брата нашего (имя), малодушие скончавшагося, Тебе Заступнице и с Тобою Христу Богу предаем смиренно.

Молитва Оптинских старцев на начало дня

Преподобный Амвросий говорил, что молиться надо сразу же, пробудившись от сна. Такая молитва будет плодотворной. Она будет приносить благие плоды. Амвросий также говорил, что молится нужно не взахлёб, с утра до вечера. Достаточно прочесть две разные молитвы старцев, и этого будет достаточно, чтобы получить заряд бодрости на психологическом уровне.

Не нужно заставлять себя молиться, молиться нужно желать и хотеть. Молиться нужно с чистым сердцем, не ради «галочки», а ради настройки на нужные волны. Если заставлять себя молиться, то молитвы скоро наскучат, человек перестанет молиться, ибо ему будет невыносимо скучно. Вот это будет уже грех пред Богом.

Простая и краткая молитва на каждый день

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя.

Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою.

Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня.

Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

Великое горе — потеря маленького ребенка. Но Святая церковь верит, что все младенцы оказываются в раю. Об этом написано в Евангелии.

Молитва о некрещеных младенцах совершается также частным порядком, как и о других людях, не ставших членами Церкви.

Дети, хотя и не имеют сознательных плохих поступков, все же несут на себе печать первородного греха Адама и Евы. Вот почему Церковь считает необходимым крестить маленьких детей.

Может показаться несправедливым, что дитя не познало жизни. Но ведь нам неизвестно, как сложилась бы его судьба. Считается, что Господь забирает к Себе, чтобы уберечь человека от более страшной беды, это касается и детей. Надо верить в благость Божию, не отчаиваться и благодарить за все, хотя это бывает и сложно.

Источник: https://122plus.ru/molitva-lva-optinskogo-nekreshchenykh-umershikh/

Страшное горе: как молиться за самоубийц?

Незыблемых истин у Церкви не так уж и много. Строго говоря, все они укладываются в догматическую основу христианства — Символ веры. Все остальное — правила, каноны, традиции, которые могут подлежать переменам. Другое дело, что порой эти устои настолько прочно въедаются в церковное сознание, что отступление от них кажется настоящей революцией. Особенно, если это касается вопроса важного, вопроса страшного и, казалось бы, раз и навсегда решенного. Не молится Церковь за спасение душ самоубийц! Или все-таки…

Самоубийство, в христианском понимании — это не просто грех. Это единственный грех, в котором невозможно раскаяться и, следовательно, получить прощение от Бога и спасение души.

Церковь провожает самоубийцу в последний путь воистину гробовым молчанием. Невозможно спеть «со святыми упокой» над телом человека, который всю свою волю, все свое стремление в последний час направил на то, чтобы навсегда замкнуть душу от Бога.

Церковь шарахается от самоубийства с самого начала своего существования. Недаром Иуду Искариота, который раскаялся в предательстве и покончил с собой, больше осуждают за самоубийство, чем за предательство.

И недаром английский писатель-апологет Г. К.

Честертон в своем эссе «Ортодоксия» писал, что самоубийца — это противоположность христианскому герою-мученику, самоубийство — оскорбление всему, за что стоит, чем дорожит Церковь.

Человека, лишившего себя жизни, нельзя поминать в храме. За самоубийцу нельзя подать записку на поминание. За него не вынет частицу из просфоры священник, служащий Литургию. Единственное, что остается стоящим у его гроба — молиться дома, но и то — многие священнослужители рассказывают, что такая молитва может свести молящегося с ума.

 Смерть — это зло или этап на пути единения души с Богом?

И это отчасти правда. Невозможно простому человеку в одиночку вместить в себя боль, ужас и страх того, кто принял катастрофическое решение покончить с собой. А нежелание Церкви молиться за самоубийцу приводит того, кто все-таки решился просить Всевышнего об упокоении души умершего, к чувству вины и страха.

Как бы Бог не вменил в вину моление за грешную душу. И получается замкнутый круг: человек молится, но вместо утешения и сопереживания ушедшему зарабатывает себе лишь чувство всепоглощающей вины перед Господом. Начинает бояться Бога, который (как якобы логично следует) только накажет за то, что больно и хочется молиться и плакать.

Как тут не свихнуться?

Мало кто выдержит единения один на один с тихой бездной горя, отчаяния и вины. Поэтому всеми правдами и неправдами родственники самоубийцы стараются заручиться поддержкой Церкви. Найти хоть какую-нибудь лазейку, чтобы все-таки и отпели по-человечески, и поминали потом, и дали хотя бы проблеск надежды, что на том свете с человеком все будет хорошо.

Одна из таких вполне узаконенных лазеек — свидетельство, что лишивший себя жизни был в невменяемом состоянии и не мог отвечать за то, что делает. Если есть подтверждение этому — отпеть самоубийцу позволяется.

Но здесь возникает множество «кривых» ходов — кто-то выпрашивает справку у психиатра и с ее помощью обманывает благословляющего отпевание архиерея. Где-то под психическим расстройством согласны понимать алкогольное и наркотическое опьянение или состояние аффекта.

Но до сих пор единого понимания — когда можно отпевать, когда молиться — у Церкви не было.

Столетиями Церковь отгораживалась от этого вопроса, либо закрывая глаза на явное попустительство, либо наоборот — проявляя чрезмерную строгость, губящую вслед за самоубийцей его родных и близких. О том, как выгорают души тех, кто не может в храме помолиться за родного, пишет в своем Живом журнале священник:

«…У меня на телефоне раздается звонок и прерываемый рыданиями женский голос пытается рассказать о своем горе. — Батюшка, сыночек, мой сыночек покончил с собой. Что делать? Потом я встречаюсь с родителями.

Во время встречи отец, как правило, стоит и, опустив голову вниз, смотрит себе под ноги, а мать, стараясь прикоснуться к священнику, словно к соломинке, иногда припадает к тебе, прижимается головой к груди и плачет. Господи помилуй, как же они страшно плачут.

Это не то, чтобы крик, а точно всхлипывает и подвывает маленькая обижаемая всеми собачонка.

А ты ничего не можешь сделать, самое главное, ты не можешь о нем молиться, и утешить никак не можешь. Можешь только гладить ее по руке и плакать вместе с человеком.

Потом самоубийцу хоронят, и в храме появляется новая прихожанка, которая приходит на все службы, потому что молитва — единственное средство, чтобы не сойти ей с ума. Она не может, подобно мужу, уйти в запой, она уходит в молитву. Черная одежда — это теперь ее одежда на годы.

Она часто исповедуется, винит себя во всем, что произошло с ее сыночком. Приходится постоянно уже от нее отгонять мысль отправиться вслед за сыном.

Эта борьба длится месяцев семь-восемь. Потом женщина приходит реже. Проходит еще несколько месяцев, мать приходит в себя, вновь начинает здраво рассуждать, ее жизни больше ничего не угрожает. И она уходит из храма, обыкновенно навсегда. Но я никого не осуждаю, ведь это невыносимо тяжело не иметь возможности помолиться об ушедшем».

Это невыносимо тяжело — не сметь помолиться. И Церковь, в конце концов, решилась разделить страшное бремя вместе с родными самоубийцы, подставить плечо там, где не поддержит никто другой.

 Молиться о самоубийцах или предотвратить суицид?

«Всем правящим архиереям приходится сталкиваться с таким явлением, когда скорбящие родственники лица, покончившего с собой, обращаются с просьбой о его отпевании.

Полагаю, что здесь необходимо ввести единую практику, дабы избежать злоупотреблений — как в сторону избыточной строгости, так и в сторону неоправданных послаблений.

В Москве был выработан особый чин молитвы о самоубийцах», — сказал патриарх Кирилл в 2011 году в преддверье архиерейского собора.

Стоит отметить, что в некотором смысле «чин молитвы за самоубийц» у Церкви уже есть. Это молитва мученику Уару, которому, в обход всех правил, молятся и за самоубийц, и за некрещеных. Но следует оговориться — это те молитвы, которые каждый читает строго один, келейно — то есть не общецерковно. И далеко не всех священник благословит читать эти молитвы.

Некоторые эксперты поспешили заявить, что Церковь приспосабливается под современный мир, в котором проблема самоубийства стоит очень остро.

«Это новое решение для РПЦ, — рассуждает в этом духе научный сотрудник центра изучения Восточной Европы Бременского университета Николай Митрохин. — До этого было строгое разделение: если человек покончил жизнь самоубийством — церковь прекращает за него молиться. Церковь осознала, что живет в новом мире.

В XIX веке это была редко встречающаяся вещь, а сейчас у России один из самых высоких рейтингов по самоубийствам. Это проблема, касающаяся многих семей, которыми в условиях, когда люди редко посещают церковь, пренебрегать не стоит.

На уровне локальных общин священники уже давно пытаются придумать, как приспособить эту проблему к современным реалиям».

Что есть Бог — «нечто» или Личность?

Это мнение человека, не очень хорошо понимающего, как ориентируется в нашем мире Церковь. Она не может «осознать», что живет в новом мире, тем более что в смысле грехов мир со времен падения Адама и Евы ничуть не изменился.

И не может сделать из этого некую «пиар-акцию», чтобы заманить к себе тех, кто редко ходит в храм. И совершенно неважно, сколько самоубийств происходит — одно или миллион, количество не переходит в качество в смысле церковного отношения к проблеме.

Если с собой покончит миллион человек — самоубийство не перестанет быть смертным грехом.

Вряд ли позиция Патриарха изменилась с тех пор в угоду «реалиям». Меняется не отношение Церкви к смертному греху. В решении, которое в итоге было вынесено Священным Синодом, заложено нечто иное, чем «приспособление проблемы к современным реалиям».

На заседании Священного Синода от 27 июля 2011 года было постановлено одобрить «Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго» — то есть молитву для родственников самоубийц.

Бывший пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Владимир Вигилянский поясняет: молитва создана для тех случаев, когда отпеть человека все-таки против всех канонов, но хочется дать родственникам церковное утешение и поддержку в их горе.

Особо подчеркивается: это не молитва за самоубийцу, это молитва о тех оставшихся в живых, кто умирает от горя и не знает, куда с ним бежать, боится оскорбить Бога своими мольбами и тонет в отчаянии.

«Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море», — трогательно молит Церковь вместе с родственниками человека, наложившего на себя руки.

Кроме того, сродникам самоубийцы, правда, только по благословению духовника, разрешается наедине молиться словами преподобного Льва Оптинского: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».

Но все-таки, молитва — это не только инструмент утешения. Возможно, в какой-то мере это попытка отстраниться от вынесения самоубийце заочного приговора на всю вечность. Слишком часты случаи, когда невозможно определить, насколько «тверд ум и добра память» у того, кто так уходит из жизни.

Конечно, церковные слова о том, что самоубийство — это отречение от Божьей любви, а, следовательно — прямой путь в ад — звучат пугающе. Но только не тогда, когда думаешь о том, как много боли и страха испытывал тот, кто покончил с собой.

От какого ужаса он бежал? Да и может ли отвергнуть Божью любовь тот, кто никогда ее толком не знал? И в таком случае — нет ли надежды, что самоубийцы — даже те, кто сознательно полез в петлю — в глазах Божьих будут теми, кто «не ведал, что творил»?

Очень хочется верить, что, всецело осуждая самоубийство здесь, Церковь в ней все же предает окончательный суд Богу, который все-таки лучше знает, что ощущала за секунду до смерти душа самоубийцы. Что, если он все-таки успел покаяться — хоть в самый последний миг?

 Православная Жизнь

Подписывайтесь на канал Айя София в Яндекс.Дзен

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5980e60c8139ba27f6ffe58f/5d039c893da6540da24d2553

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector