Менора (еврейский семисвечник): в православии, что означает, описание

Менора (еврейский семисвечник): в православии, что означает, описание

В любой религии огонь занимает особое место – он является обязательным компонентом практически во всех ритуалах. В этой статье мы рассмотрим такой ритуальный иудейский атрибут, как еврейский подсвечник из 7 свечей. О его видах, происхождении, местоположении и важности в современном богословии, а также о многом другом читайте в этой статье.

Менора (еврейский семисвечник): в православии, что означает, описание

Этот подсвечник носит название менора или минора. Согласно словам Моисея, семисвечник должен напоминать стебли ветвистого дерева, его верхушки символизируют чашечки, украшения – это символы яблок и цветков. Количество свечей – 7 штук – тоже имеет свое объяснение.

Шесть свечей по бокам являются ветвями дерева, а седьмая посередине символизирует ствол.

Менора (еврейский семисвечник): в православии, что означает, описание

Настоящие меноры должны быть изготовлены из цельных кусков золота. Из последних путем чеканки молотком и вырезанием с помощью других инструментов формируются ветви семисвечника.

В целом же такой подсвечник символизировал собой Свет, который исходил из Храма и освещал землю.

Сейчас подобные семисвечники могут иметь множество разновидностей, а различные украшения на них у евреев только приветствуются.

Менора (еврейский семисвечник): в православии, что означает, описание Менора (еврейский семисвечник): в православии, что означает, описание Менора (еврейский семисвечник): в православии, что означает, описание Менора (еврейский семисвечник): в православии, что означает, описание

Свечи всегда использовались в богослужениях почти с самого возникновения любой религии. Однако позже повсеместно они заменились на подсвечники.

Но, несмотря на это, в иудаизме свечи в меноре стали использоваться много позже, чем у остальных верований. Первоначально на семисвечниках размещались лишь лампады.

Существует теория, согласно которой 7 свечей символизировали 7 планет.

Согласно же другой теории, семь свечей – это 7 дней, в течение которых Бог создал наш мир.

Менора (еврейский семисвечник): в православии, что означает, описание

Считается, что самый первый израильский семисвечник был создан евреями ещё во время из странствования по пустыне, а позже был установлен в иерусалимском храме.

Во время странствования по пустыне этот светильник зажигался перед каждым заходом солнца, а утром очищался и подготавливался для следующего зажигания.

Первая менора находилась в Иерусалимском Храме в течение долгого периода, пока не была похищена во время грабительского похода Древне-Римской империи.

Менора (еврейский семисвечник): в православии, что означает, описание Менора (еврейский семисвечник): в православии, что означает, описание

По некоторым сведениям, вместе с основным семисвечником, в Храме находились ещё 9 таких же экземпляров из золота. Позже, в Средневековье, семисвечник стал одним из основных символов иудаизма.

Ещё какое-то время спустя, он стал полноценным и важным знаком и эмблемой для тех, кто принимал иудейскую веру.

Случилось это после того, как согласно преданию мученики Маккавеев во время своей борьбы за свободу зажгли семисвечники, которые горели 8 дней подряд.

Событие это имело место в 164 году до н. э. Именно этот подсвечник после превратился в восьмисвечник, который ещё называется ханукальным подсвечником. Мало кто обращал на это внимание, но семисвечник изображён на гербе современного государства Израиль.

В наши дни этот золотистый атрибут используется при каждом богослужении еврейского Храма.

  • В еврейских светильниках раньше никогда не зажигались свечи, в них горело масло.
  • Для горения меноры могло использоваться лишь масло первого отжима. Оно являлось самым чистым и не требовало фильтрации. Масло другого качества необходимо было очищать, потому им не разрешалось пользоваться.
  • Само слово «менора» переводится с иврита как «светильник».
  • Категорически запрещается изготовление светильников, которые по конструкции своей копируют менору. Нельзя их изготовлять не только из золота, но и из других металлов. Даже в Храмах в качестве светильников используются подсвечники с большим или меньшим количеством ветвей.

О том, как выглядит еврейский подсвечник, о его истории и значении смотрите в следующем видео.

Источник: https://stroy-podskazka.ru/podsvechniki/evrejskij/

Суть и значение меноры

Менора (еврейский семисвечник): в православии, что означает, описание

Если вы посмотрите на старинные здания и археологические находки в Израиле, вы заметите, как снова и снова в вариациях на них изображен символ меноры. На протяжении тысячелетий менора была символом народа Израильского, задолго до появления звезды Давида. Но историки на самом деле не знают, почему именно этот символ, а не какой-либо другой. Возможно, Новый Завет имеет некоторые ответы?

Менора всегда была Божьей идеей. Впервые она появляется в 25 главе Исход, когда Бог указывает, как следует сделать ее:

«Вы должны сделать менору из золота чистого. Она должна быть чеканной работы: основание ее, стебель ее, кольцо окружающих листьев и лепестков должны быть из одного куска. Шесть ветвей должны выходить из боков ее: три ветви меноры из одного бока ее и три из другого.

Три чашечки наподобие миндального цветка, каждая с окружающими ее листьями и лепестками, должны быть на одной ветви, и три чашечки наподобие миндального цветка на другой ветви, каждая с окружающими ее листьями и лепестками: так на всех шести ветвях, выходящих из меноры…

И сделай к нему семь лампад для меноры и установи их так, чтобы освещали пространство перед нею» (ст. 31-37. Полная Еврейская Библия, перевод с англ.)

Когда мы видим указания, которые Бог дает Моисею о том, как в точности построить скинию, мы поражаемся невероятному количеству включенных деталей. Каждая крошечная деталь проработана до совершенства. Иногда для нас это может казаться странным, но если мы готовы «искать усердно», как говорят два основных слова Торы, тогда мы найдем удивительную истину, сокрытую в Божьем законе.

Послание к Евреям дает нам некоторую помощь в наших поисках, напоминая нам в 8 главе, что все предметы, которые Бог повелел Моисею сделать, «служат копией и тенью небесного».

«…которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе. Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях» (Евреям 8:5-6)

Изучая скинию со всеми ее деталями, мы можем узнать о небесных вещах. Они являются тенью, образом того, что должно было явиться в Мессии. Но давайте посмотрим на первоначальный светильник, назначенный Богом. Чистое золото с семью лампадами, сделанными из одного куска, и украшен цветками миндаля…

Менора (еврейский семисвечник): в православии, что означает, описание

Свет

Прежде всего, свет, излучаемый массивной менорой, в темной палатке был мощным символом Божьего света и святости в нашем темном и греховном мире. Согласно еврейской традиции, это напоминает народу Израильскому, что они так же призваны быть Его «светом народам», как установил Бог в книге Исаии 42:6.

Мягко льющийся свет, без каких-либо усилий – «не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь» в книге Захарии 4:6, когда пророк спрашивает о меноре. Это символ раскрытия Божьей славы, истины и света в мире. И Его народ призван быть Его представителями, также неся этот свет.

Иешуа учит нас в Евангелии Матфея 5 главе, что и мы также призваны быть светом миру:

«Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».

Свет – это свидетельство Бога и о Боге.

Менора (еврейский семисвечник): в православии, что означает, описание

В 8 главе Иоанна мы видим Иешуа говорящим в Храме и провозглашающим: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно».

Стих 20 говорит нам, что «Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме». Он стоял рядом с огромной храмовой менорой, провозглашая себя тем светом и свидетелем, каким Он в действительности и был.

Менора была тенью грядущего Мессии и Его избранных свидетелей миру – тела верующих.

Семь ветвей

Как мы знаем, семь – это Божье число совершенства, но, несмотря на множество лампад, она сделана из одного «куска». Семь в одном, подобно радуге или неделе.

Мы знаем, что это представляет присутствие Божье посреди них и в Откровении мы также видим светильники, представляющие присутствие Духа в церквях, которым Иоанн писал послания от Иешуа.

Там перечислены семь церквей, и в то же время — одна Невеста Иешуа.

Другой аспект замысла семи ветвей – это то, что это напоминает дерево. В еврейской традиции, менора – это напоминание о Дереве Жизни из истории сотворения. В Новом Завете, в книге Откровение мы можем видеть, что дерево связано с вечной жизнью.

Адам и Ева были изгнаны от него, и Откровения 22 глава рассказывает нам, что те, кто в чистых одеждах имеют право вкушать от него. Таким образом, менора говорит о вечной жизни с Богом для Его Невесты, доступной всем нам только через кровь Мессии.

В 15 главе Иоанна Иешуа сказал: «Я – истинная виноградная лоза, а вы – ветви». Он есть дерево и только в Нем мы можем духовно жить и приносить плод.

Менора (еврейский семисвечник): в православии, что означает, описание

Цветущий миндаль

Зачем на меноре цветки миндаля? Каждая деталь имеет значение в Боге и ни одно слово не напрасно.

Миндальное дерево значительным образом упоминается в Библии — впервые, когда священническая власть Аарона подверглась сомнению, и его жезл внезапно пустил ростки, зацвел и произвел плод, как подтверждение от Бога. Во второй раз — когда Бог показывает Иеремии в видении ветку миндаля.

Господь использует еврейскую игру слов, поскольку слово «миндаль» также является корнем слова быть «усердным и трудолюбивым», из-за того что дерево цветет и приносит плод раньше любого другого дерева – посреди зимы. Это аналогия торопливой и решительной работы. Бог уверяет Иеремию в Иер.

1:12, что Он усердно наблюдает над словом, чтобы исполнить его, и таким образом цветки миндаля являются символом Божьей решительности исполнить Свои планы. В 4 главе книги пророка Захарии мы видим, что тот смущен видением меноры с двумя оливковыми деревьями с каждой стороны, обеспечивающими масло для светильников.

Опять-таки, если мы обращаемся к Новому Завету, чтобы поискать эти две маслины, мы слышим Павла, описывающего иудеев и язычников в 11 главе Римлянам как две маслины: дикое дерево язычников, привитое к культурному еврейскому дереву через Иешуа. Два стали одним в Нем:

«А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.

Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом. (Ефесянам 2:13-22)

Предметы в скинии в пустыне говорили о том, что должно было придти в Новом Завете – одна Невеста Мессии: иудеи и язычники призванные вместе, представленные очищенными и чистыми перед Богом, чтобы пребывать с Ним.

Какой сильный символ, и о сколь же славных богатствах говорит Богом задуманная менора.

Как замечательно быть приведенными в Новый Завет и видеть исполнение Слова Божьего в Иешуа! Давайте молиться, чтобы еще больше наших дорогих еврейских братьев и сестер приняли новую жизнь в их Мессии – Единственном, на Кого указывает менора.

Источник — oneforisrael.org Перевод — Татьяна Лукощенко для ieshua.org

Портал ieshua.org полезен Вам? Поддержите наше служение!

Последнее: 14.01 (Израиль). Спасибо!

Источник: http://ieshua.org/sut-i-znachenie-menory.htm

Семисвечник менора в иудаизме – в чём смысл священного предмета?

Менора семисвечник – один из древнейших символов иудаизма. Согласно преданию, идея изготовления подсвечника с семью свечами была предложена Моисею самим Богом, во время восхождения на гору Синай.

Менора (в переводе «светильник») символизировала собой надежду на пришествие Мессии в этот мир. В настоящее время семисвечник получил статус официального символа – он изображён на гербе государства Израиль.

Менора (еврейский семисвечник): в православии, что означает, описание

Менора — светильник с 7-ю ветвями

Первые меноры представляли собой канделябры с семью ветвями, выполненные из чистого золота.

Согласно Библии (точнее – Торе), во время Исхода евреев из Египта семисвечник находился в Скинии собрания – своего рода походном храме евреев. Скиния использовалась для хранения Ковчега Завета.

По образу этого места позднее был построен всемирно известный Иерусалимский храм, в котором также располагалась менора.

  • Содержание статьи:
  • Что представляет собой менора
  • Менора – значение символа
  • Менора и ханукия – в чем отличие?
  • Назначение храмовых светильников

Это интересно: символ меноры использовали не только иудеи, но также самаритяне и даже христиане (до 800-х годов его почитали наравне с крестом). Следует отметить, что христианская менора отличалась по форме от еврейского и самаритянского семисвечника.  

Что представляет собой менора

Семь свечей, семь теней

Пляшут на камнях (© Кипелов)

Итак, менора – что это такое? Как вы можете видеть на фото, предмет представляет собой оригинальной формы канделябр, рассчитанный на семь свечей. Впрочем, во времена Исхода и Иерусалимского храма свечи не использовались, вместо них Первосвященник заливал в священные сосуды свежее оливковое масло.

Менора (еврейский семисвечник): в православии, что означает, описание

Священник наполняет светильник маслом

Считается, что шесть «ветвей» меноры символизируют собой человеческую мудрость, направляемую центральным стержнем – ветвью Божественного света. В Скинии семисвечник находился в южной части храма, перед завесой, которая скрывала Святая Святых от посторонних взглядов. По свидетельству историка и военачальника Иосифа Флавия, три из семи чаш меноры горели не только ночью, но и днём.

Менора – значение символа

В качестве религиозного символа семисвечник не имеет однозначной трактовки. Античные авторы приписывали ему космический смысл, тогда как их последователи проводили параллель с мировым древом.

Менора (еврейский семисвечник): в православии, что означает, описание

Фреска с изображением меноры

Менора – это обозначение Бога, опирающегося на Древо жизни в Эдемском саду. В этом сходятся раввинская, христианская и гностическая трактовки.

Если рассматривать предмет с эзотерической точки зрения, то следует обратить внимание на три компонента: огонь, число «7» и золото, из которого полагалось делать менору. Огонь всегда без исключения обозначает божественное начало, именно поэтому практически во всех храмах мира встречаются свечи, лампады (не говоря уже о ритуальных жертвенных кострах древних времён).

Число «7» нередко встречается в каббале: 7 небес, 7 планетарных архангелов, 7 церквей, каждая из которых соответствует одной из семи эпох. Не говоря уже про семь дней недели, 7 музыкальных нот, семь цветов радуги и 7 основных чакр человека. Во многих культурах «семёрка» считается счастливым числом, приносящим удачу.

Золото – это металл, который обожествлялся многими народностями (достаточно хотя бы вспомнить легендарные сокровища ацтеков). Также существовало изречение о том, что «всякая человеческая душа сделана из золота, с большей или меньшей примесью лигатуры».

Менора и ханукия – в чем отличие?

Ханукия (ханукальные светильники) немного похожи на меноры, поэтому их часто путают, что в корне неверно. Ханукии зажигают на период празднования Хануки – длящегося в течение восьми дней торжества, посвященного победе Маккавеев над греками.

Менора (еврейский семисвечник): в православии, что означает, описание

Ханукия — светильник с 9-ю свечами

Светильники ханукии полагалось иметь каждой еврейской семье (по количеству мужчин). В отличие от меноры, ханукия имеет не 7, а 9 рожков. Светильники подвешивали ко входной двери дома с левой стороны.

Когда в Европе еврейские символы стали запрещёнными, ханукии начали размещать внутри дома.

Светильники этого типа изготавливались из самых различных материалов: от глины и камня до металла, их форма не имела строгих регламентов и зависела от пожеланий и материального благополучия заказчика.

Назначение храмовых светильников

Согласно традиции, храмовая менора должна оставаться зажженной всю ночь напролёт (хотя некоторые историки утверждают, что три из семи рожков светильника продолжали гореть и днём).

Кстати, эта конструкция была такой высоты, что священнику, обслуживающему светильник, приходилось взбираться на три каменные ступени.

Уход за менорой включал в себя обрезку или замену фитилей, а также заливку свежего оливкового масла в сосуды.

Существует версия, согласно которой, во время великих праздников (Шавуот, Песах и Суккот) менору выносили из храма, чтобы к священному предмету могли прикоснуться паломники. Согласно другой версии, семисвечник оставался в храме, но с врат святилища снимались драпировки и все желающие могли лицезреть святыню.

Источник: http://vse-talismany.ru/menora-i-hanukiya

Менора — Древняя модель мира

Менора (еврейский семисвечник): в православии, что означает, описаниеМенора — символ света, веры и надежды. В его миссии — сохранение веры в спра­вед­ливость. Менора в иудаизме символизирует: божественный свет, мудрость, защиту, возрождение, жизнь, преемственность, чудо.

Идеи древа жизни, древа познания добра и зла, а также восьмиконечной звезды созвучны, инвариантны идее иудейской меноры.

Мено́ра (ивр. менора́, букв. “светильник”) — золотой семиствольный светильник (семисвечник). Менора имела семь ветвей, заканчивающихся семью светильниками, орнаментированными в виде золотых цветков.

Семиконечный подсвечник, по мнению авторов, имплементирует и развивает идею древнеармянской восьмиконечной фигуры креста. В настоящее время МЕНОРА (наряду с маген-Давидом) — наиболее распрос­тра­нен­ная национальная и религиозная еврейская эмблема.

Она служит основным элементом герба Государства Израиль. Однако в Израиле не смогли найти прототип Меноры, который согласно библейскому тексту был сделан по образцу, показанному на горе (то есть по наскальному рисунку). “…Смотри же, и сделай их по образцу, какой тебе показан на горе”. (Исх.25:31-40).

Его образ был перенят евреями, которые сделали светильник из золота. Следовательно, до появления технологии плавки золота древними евреями архаичный прототип образа ими не использовался, не входил в религиозную традицию.

По предположению археологов, начало системной добычи было положено на Ближнем Востоке, откуда золотые украшения поставлялись, в частности, в Египет. В Египте в гробнице королевы Зер и одной из королев Пу-аби Ур в Шумерской цивилизации были найдены первые золотые украшения, датируемые III тыс. до н. э.

Следы развития металлургии можно отследить во многих прошлых культурах и цивилизациях Среднего и Ближнего Востока, древнего Египта, Армянского нагорья и Араратских — Армения и т. д.

Латинское aurum означает «жёлтое» и родственно с «Авророй» (Aurora) — утренней зарёй (восходом Солнца или Ваагна и появлением утренней звезды Венеры или Астхик по армянской традиции). «Золото» санскр. hiranyam, авест. zaranya, осет. zærījnæ, также санскр. hari «жёлтый, золотистый, зеленоватый», на арм. «зард» украшение, «зардонк» пробуждение, «зардавест» орнаментальное искусство.

По апокалиптическому видению Св. Иоанна Богослова: “…и обратившись, уви­дел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Чел­о­ве­ческому… Он держал в деснице своей семь звёзд…

Тайна семи звёзд, которые ты ви­дел в дес­нице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звёзд суть ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей”. — Откр. 1:12-20. “…и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих…” — Откр. 4:5.

Данная история напоминает рождение огнеокого Ваагна – Сына Человеческого, который как символ креста имплеметирован в образ светильника (восьмиконечной звезды). Крест является ключом, раскрывающим тайну семи звезд.

Древняя модель мира включала в себя семь небес, состоящих из семи планет и семи сфер.

Еврейский философ Филон Александрийский придерживался подобной модели и утверждал, что семь планет — это высшие небесные объекты, доступные восприятию наших органов чувств, что золото меноры и свет меноры символизируют Божественный свет или Логос (Слово), ср. с арм. словами бан, ван, ванк, аван, иванд. Армянский Ваагн и есть Божественный свет или Логос (Слово).

“Светильник, состоящий из семидесяти составных частей, напоминает знаки, через которые проходят планеты, а семь светочей на нем указывают на течение планет, которых также семь”. Ветви меноры напоминают дерево и, таким образом, символизируют Древо Жизни.

Менора (еврейский семисвечник): в православии, что означает, описаниеРис.25. Наскальный рисунок мотива древа жизни, прототип меноры (а), Армения. Фигура божества — древа жизни (б), 2 тыс. до н.э., ГМИА, обнаружен при раскопках на Кармир-Блуре, Музей “Сардарапат”. Образец каменного идола, Музей “Эребуни” (б), Армения. Символ троицы (трезубца — безглавого тела Сына Человеческого с приподнятыми руками) — знак царской власти в образе дерева жизни (в). Надписи на арамейском языке. Граничный камень из Армении (г). Мотив дерева жизни с изображением солнца и растительных элементов – аналог восьмикрылого креста (д), Урарту, 11-7 вв. до н.э. Монета (Матитьягу) Антигона II последнего царя Иудеи (е) из династии Хасмонеев (37г. до н.э.)Менора (еврейский семисвечник): в православии, что означает, описаниеРис.26. Фрагмент наскального рисунка (а), Армения. Ваагн и Астхик сидят на тронах у древа жизни, прототипа меноры (б), Музей цивилизаций Армянского нагорья (музей Анатолийских цивилизаций). Древо жизни, менора, Крест, св. Эчмиадзин, Армения. Менора (г, д), ИзраильМенора (еврейский семисвечник): в православии, что означает, описание

Начиная со II века менора становится опознавательным символом иудаизма. В иудаизме, как и в христианстве, свече придаётся особенное значение, как сказано: «Душа человека — светильник Господень» (Прит.20:27).

Менора была единственным предметом храмовой утвари, который был сделан из единого куска золота. Долгое время учёные сомневались в том, что описание меноры принадлежит эпохе не ранее V или IV веков до н.э. Древнее происхождение ме­но­ры не оспаривается.

В Каппадокии были найдены ассирийские печати с изображением светильника с семью разветвлениями. Семисвечники были обнару­же­ны при раскопках древних святилищ Си­рии и Ханаана, (главным образом — в слоях, относящихся к XVIII-XV вв. до н.э.), а также в Армении, в Мецаморе 5-4 тыс. до н. э. Однако это бы­ли глиняные светильники с семью углублениями для фитилей, либо с семью чашечками.

Свечи используются в религиозных церемониях различных верований. Их использование восходит к древней форме языческого мировоззрения, выражавшегося в уважительном отношении к огню, солнцу. «Свечи церковные — принадлежность богослу­жения, восходящая к древним представлениям об очистительной силе огня» (Христианство: Словарь / Под ред. Л. Н. Митрохина. М., 1994. стр. 411).

Свечи используются для выражения покло­нения Богу, как символ божественного света. «По традиции, заимствованной у языч­ни­ков, иконы украшали цветами и возжигали перед ними светильники, по-гречески — лампады» (Кузищин В. И. История Древнего Рима. М.

: Высшая школа, 1993. стр. 273). Первоначально в алтарях древних христианских храмов возжигали две свечи как символ двух естеств во Христе. Постепенно при формировании алтаря по подобию Скинии на престол стали ставить семисвечник, подобный меноре.

© Ваганян Г.А., Ваганян В.Г., 2013

  • Крест в наскальном искусстве Армении — Этимология знака
  • “Крещение в колыбели” — Прототип библейского мотива крещения
  • Генеология восьмиконечного креста и восьмиконечной звезды — От Армении до Европы
  • Генеология свастики — Архетипы свастик в наскальных рисунках Армении
  • “Патеразма Хач” Сасунци Давида и щит Давида — “маген”
  • Крест как венец
  • Могендовид — Древнейший интернациональный символ

Источник: https://vstrokax.net/avtorskaya-kolonka/menora-drevnyaya-model-mira/

Что символизирует менора?

Менора — это семиствольный светильник, вылитый (по преданию) из целого куска золота. Это золото находилось в походном храме евреев во время скитания по пустыне. Затем менора попала в Иерусалимский храм и находилась там до захвата Иерусалима вавилонянами. Дальнейшая судьба реликвии неизвестна. Говорят, что она хранится в запасниках Ватикана. Но официальные лица Ватикана отрицают этот факт.

Начиная со 2 века менора становится одним из символов иудаизма.

По поводу того, что символизирует собой менора, есть несколько мнений:

  1. Древняя модель мира, известная также и иудеям, включала в себя 7 небес. Эти небеса состояли из семи планет и семи сфер. Иосиф Флавий считал, что семь ветвей меноры символизируют Солнце, Луну, Марс, Меркурий, Венеру, Юпитер и Сатурн.
  2. По мнению Маймонида, менора имела исключительно эстетическое значение. Главной реликвией иудеев всегда был Ковчег Завета, в котором хранили Скрижали. Вот Ковчег имел смысловую нагрузку, а менора нет. Она была призвана освещать Ковчег, чтобы он производил еще большее впечатление.
  3. Число 7 в еврейской культуре — символ гармонии, но не просто гармонии, а гармонии в многообразии. Это число воплотилось в семи днях творения. При этом средняя (центральная ветвь) означает субботу.
  4. Менора похожа на дерево и может символизировать Древо Жизни.
  • Конечно, это далеко не все гипотезы, их гораздо больше.
  • Вот, собственно, менора:

Менора (еврейский семисвечник): в православии, что означает, описание

  1. А вот менора на гербе государства Израиль:

Менора (еврейский семисвечник): в православии, что означает, описание

Сразу понятно, что этот символ является очень значимым для еврейского народа и иудейской культуры.

Кстати, в православии тоже испольуются семисвечники. Семисвечник в каждой церкви находится в алтаре. Только связано это не со Старым Заветом, а с Новым, точнее с Откровением Иоанна Богослова, который перед престолом Вседержителя увидел 7 светильников огненных. 7 светильников огненных в свою очередь символизируют семь духов Божиих. А выглядит он так:

Менора (еврейский семисвечник): в православии, что означает, описание

Примечание: менора может иметь 9 ветвей, но в этом случае она называется ханукия

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/39827-chto-simvoliziruet-menora.html

Ветхозаветный светильник в православии значение семисвечника

Менора (еврейский семисвечник): в православии, что означает, описание

Прямо перед престолом (седалищем) Вседержителя, то есть против Горнего места, Иоанн Богослов видел семь светильников огненных, «которые суть семь духов Божиих» (Откр. 4, 5). В алтаре православного храма в соответствии с этим обычно также имеется особый светильник из семи ветвей, укрепленных на одной высокой подставке, который ставится с восточной стороны трапезы перед Горним местом. Ветви светильника имеют теперь чаще всего чашечки для семи лампад или подсвечники для семи свечей, как было обычно в старину. Однако происхождение этого светильника неясно. Судя по тому, что о нем ничего не сказано в чине освящения храма и в древних правилах считалось обязательным лишь возжигание двух свечей на престоле во образ света Господа Иисуса Христа, познаваемого в двух естествах, семисвечник в древности не был известен как обязательная принадлежность алтаря. Но то, что он очень глубоко соответствует «семи светильникам» небесного храма и в настоящее время занял очень прочное место в церковном обиходе, заставляет признать его священным предметом, по праву вошедшим в число обязательных церковных вещей.

Семисвечник знаменует собою семь таинств Православной Церкви, тех благодатных даров Святого Духа, которые изливаются на верующих благодаря Искупительному Подвигу Иисуса Христа. Эти семь светов соответствуют также семи духам Божиим посланным во всю землю (Откр.

5, 6), семи церквам, семи печатям таинственной книги, семи трубам ангельским, семи громам, семи чашам гнева Божия, о которых повествует Откровение Иоанна Богослова.

Семисвечник соответствует также семи Вселенским Соборам, семи периодам земной истории человечества, семи цветам радуги, то есть соответствует таинственному числу семь, положенному в основу многих небесных и земных законов бытия.

Из всех возможных соответствий числа семь важнейшим для верующих людей является соответствие семи таинствам Церкви: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Елеосвящение, Брак, Священство, как объемлющим собою все благодатные средства спасения души человеческой от рождения до смерти человека.

Средства эти стали возможны только благодаря пришествию в мир Христа Спасителя. Таким образом, свет Даров Святого Духа, заключенных в семи таинствах Церкви, и свет Православия как вероучения истины, — вот что прежде всего означают семь огоньков церковного семисвечника.

Прообразом этих семи огней Христовой Церкви был ветхозаветный светильник из семи светил в Моисеевой скинии, устроенный по Божию повелению. Ветхозаветное сознание, однако, не могло проникнуть в тайну этого священного предмета.

Так, Иосиф Флавий в «Древностях иудейских» пишет, что Моисей «чрез светильник, разделяющийся на семьдесят частей, показывает толикое же число знаков, планетами обтекаемых, а чрез семь имеющихся на нем светил представляет течение семи планет…».

Не ревизуя данное толкование ветхозаветного священного предмета, следуеттем не менее обратить внимание на то, как отличается то значение, которое усваивается семисвечнику церковным православным сознанием, от того, какое имел аналогичный предмет в сознании ветхозаветных людей.

Этот пример хорошо показывает, что ветхозаветные священные предметы и самая скиния и храм были лишь прообразами подобных предметов новозаветной Церкви, истинное духовное значение которых в должной полноте оказалось раскрытым только в православном вероучении. Семисвечник, введенный в церковную жизнь в довольно позднее время, явил удивительное соответствие и своему ветхозаветному прообразу, и новозаветному Откровению о храме небесном, виденном апостолом и евангелистом Иоанном Богословом.

© Михаил Чернов vsemolitva.ru

Источник: https://vsemolitva.ru/vethozavetnyj_svetilnik_v_pravoslavii_znachenie_semisvechnika.html

Иеромонах Иов (Гумеров). Что символизирует семисвечник? / Православие.Ru

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, что символизирует семисвечник?

Семисвечник (евр. менора) был важнейшей принадлежностью скинии, а позже – Иерусалимского храма. Господь повелел пророку Моисею: И сделай светильник из золота чистого (Исх. 25: 31). Семисвечник имел вид стебля, утвержденного на подставке. На его ветвях располагались семь лампад, наполненных чистым оливковым маслом.

Лампады зажигались каждый вечер и горели всю ночь: от вечера до утра (Лев. 24: 3). Семисвечник был символом присутствия среди людей Бога, Который одевается светом, как ризою (Пс. 103: 2). В Священном Писании часто говорится, что именно Бог является светом всем живущим.

Пророк Давид молитвенно восклицает: Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою (2 Цар. 22: 29).

В иудаизме с его переориентацией с духовного на национальное произошло умаление Божественной символики семисвечника. Менора из символа просвещающей Божественной истины превращается в национально-религиозный знак Израиля: «В противовес кресту как символу христианства, менора становится символом иудаизма» (Краткая еврейская энциклопедия. Т. 5). Божественное подменяется национальным.

Новозаветная Христова Церковь, как истинная наследница Богооткровенной ветхозаветной религии, восприняла семисвечник как священный символ благодатных даров Святого Духа: И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих (Откр. 4: 5). Поскольку таинства в Церкви совершаются Духом Святым, то семисвечник, поставленный между престолом и горним местом, указывает также на семь церковных таинств. Число семь знаменует полноту и совершенство. Семь ветвей светильника обозначают богатство Божественной благодати.

Семисвечник в алтарях новозаветных храмов означает, что каждый, желающий иметь необходимую для спасения благодать, должен быть участником молитвенной жизни Церкви.

Господь наш Спаситель призывает следовать за Ним, чтобы не остаться во тьме: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8: 12).

Когда наступит полнота времен и кончится история, в небесном Иерусалиме единственным источником света будет слава Божия: И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец (Откр. 21: 23).

5 февраля 2008 г.

Источник: https://pravoslavie.ru/7040.html

Менора — еврейский семисвечник

Семисвечник — Менора — золотой храмовый семисвечный светильник, который использовался во время ритуальной службы в еврейском Храме (слово «менора» — на иврите «светильник»).

Семисвечник состоял из центрального светильника и отходящих от него шести симметричных «ветвей»: три с одной стороны и три — с другой. Первая золотая Менора была создана во время странствий евреев по пустыне по слову Вс-вышнего (Шмот, 25:9).

После еврейского завоевания Земли Израиля и, чуть позже, возведения Храма в Иерусалиме, семисвечник был помещен во внутренние покои Храма, перед входом в Святая Святых.

Где находится оригинальная Менора сегодня — точно не известно, однако, согласно мидрашу, еще до разрушения Первого Храма Менора была скрыта в тайниках в Храмовой горе (см. ниже). На протяжении веков семисвечник-менора служил одним из главных еврейских символов. При создании государства Израиль именно изображение семисвечного светильника было помещено на герб страны.

История семисвечника — Меноры [↑]

Согласно книге Шмот (Исход), золотой Семисвечник, используемый для Храмовой службы Менора был создан во время строительства Переносного Храма — Мишкана (он же Скиния Завета).

Это происходило на первый год странствий по пустыне. Менора стояла в Мишкане, и первосвященник-Аарон, каждый день перед наступлением темноты, зажигал лампады светильника.

Утром же лампады очищались и подготавливались для следующего зажигания.

После прихода евреев в Землю Израиля, Менора стояла в Мишкане в Шило. Когда царь Соломон (Шломо) возвел Первый Иерусалимский Храм, Менора была помещена туда, вместе со всей священной утварью. Во Втором Храме также стоял семисвечник.

Как указывается в Книге Царей(Млахим I, 7:29), в Первом Храме — Храме царя Шломо — было еще девять менор из чистого золота.

В мидрашах рассказывается, что еще во времена царя Йеошияу — незадолго до разрушения Первого Храма — Менора была зарыта вместе с Ковчегом Завета в тайниках в недрах Храмовой горы. Некоторые считают, что Менора была возвращена в Храм вернувшимися из Вавилонского плена. Однако, по другой версии, во Втором Храме стояла уже другая Менора.

Тем не менее, и во втором Храме тоже стояла Менора-семисвечник. Стояла до тех пор, пока не была украдена греко-сирийцами после завоевания ими Иерусалима.

Когда Маккавеи (Хасмонеи) освободили и очистили Храм (см. историю праздника Ханука), они сделали новую Менору из железа, а лампады припаяли оловом. Впоследствии для Харма сделали серебряную, а затем — и золотую Менору.

В Мишне(трактат Хагига, 3:8) говорится о том, что во Втором Храме было две или три меноры.

После разрушения Второго Храма, Менора была доставлена в Рим и пронесена в триумфальном шествии, запечатленном на известной «Арке Тита» (интересно, что именно изображение на «Арке Тита» послужило прообразом для семисвечника, нарисованного для герба государства Израиль).

Вместе с другими трофеями храмовый семисвечник был помещен в Форуме Веспассиана (т.н. «Храме Мира»), возведенном в честь победы в Иудейской войне.

По прошествии веков все сосуды Храма, включая Менору, были утрачены.

Как выглядела Менора и как она была изготовлена? [↑]

Приведем описание Меноры из книги Шмот ( Шмот, 25:31-40).

Там указано, что Б-г велит пророку Моше (Моисею) сделать семисвечник: «И сделай светильник из чистого золота; чеканной работы будет сделан светильник, его (опорная) нога и его ствол; его венчики, его завязи и его цветы из него будут. И шесть ветвей выходят из его боков: три ветви светильника с одной стороны и три ветви светильника с другой стороны».

Далее описываются уникальные элементы, которыми была украшена Менора: «…Три миндальных венчика на одной ветви, завязь и цветок; и три миндальных венчика на одной ветви, завязь и цветок: так на шести ветвях, выходящих из светильника.

А на (самом) светильнике четыре венчика миндальных, его завязи и его цветы. И завязь под двумя ветвями из него, и завязь под двумя ветвями из него, и завязь под двумя ветвями из него; у шести ветвей, выходящих из светильника.

Их завязи и их черенки из него будут; весь чеканной работы, цельный, чистого золота».

В следующих предложениях — указание о лампадах Меноры и вспомогательных инструментах для зажигания: «И сделай его лампад семь; и зажжет его лампады, и свет направит к его лицевой стороне. И его щипцы, и его лотки из чистого золота. Из таланта чистого золота должно сделать его со всеми этими принадлежностями. Смотри и сделай по их образцу, какой тебе показан на горе».

Таким образом, свет шести боковых лампад был направлен в сторону центра.

Раши объясняет, что указанная в Торе «чеканная работа» — это не изготовление отдельных частей, которые потом соединяют вместе.

Светильник должен был быть изготовлен из одного слитка золота, который мастер чеканит молотком и режет специальным инструментом, отделяя ветви в одну и в другую сторону.

Поскольку Моше видел в этом трудность, Вс-вышний приказал ему бросить в огонь талант (определенную меру) золота, и Менора возникла сама по себе.

Центральная лампада Меноры (согласно другим мнениям — крайняя лампада с южной стороны) чудесным образом горела постоянно. Поэтому она называлась «нер тамид» — «постоянный светильник» или «постоянная свеча». Пламя других лампад зажигали каждый вечер.

Запрет изготовления светильника, подобного Храмовой Меноре [↑]

Запрещено изготавливать светильник, подобный Меноре — с семью лампадами, даже если он делается из другого металла. Для синагог, например, изготавливают светильники с другим количеством лампад — большим или меньшим. Есть мнение, что из-за этого запрета в Хануку зажигают светильник с восьмью, а не семью свечами — Ханукию.

Символическое значение Меноры [↑]

Символический смысл Меноры чрезвычайно глубок. Приведем лишь некоторые из объяснений.

Менора в Храме напоминала о духовном свете, который исходил из Храма и освещал весь мир. Поэтому шесть боковых ветвей Меноры соответствовали шести «сторонам» мира: верху и низу, северу, югу, востоку и западу, а посередине — Земля Израиля — Эрец Исраэль.

Семь ветвей Меноры символизируют семь дней творения, а также соответствуют семи дням недели. Из описания Торы ясно, что основной ветвью является именно центральная — ствол, от которого отходят три пары ветвей.

Так же и суббота — стоит как бы отдельно, обособленно, она — цель всего мироздания, а шесть предшествующих дней — будничный мир, не что иное, как средство достичь этой цели. Суббота олицетворяет будущий мир, мир вознаграждения и блаженства, которое достигается, когда душа приобщается к своему Б-жественному Источнику.

А мир нынешний, предшествующий миру грядущему, — испытательный полигон и место человеческого труда, где «зарабатывается» уготованное человеку благо.

Источник: https://toldot.ru/Menora.html

менора

МЕНОРА́ (מְנוֹרָה; буквально `светильник`), восходящее к Библии обозначение семиствольного светильника (семисвечника), одного из культовых атрибутов скинии, затем — Храма.

Изготовление меноры (как и всей священной утвари в скинии, а также ее устройство) было предписано Богом Моисею на горе Синай (Исх. 25:9). Согласно Библии (Исх. 25:31–40; 37:17–24), менора была выкована цельной из таланта (вероятно, около 30 кг) золота и состояла из центрального ствола с основанием (согласно Талмуду, Мен.

28б, — в виде ножек высотой в три ладони при общей высоте меноры в 18 ладоней, то есть около 1,5 м; Раши в комментарии к Исх. 25:31 утверждает, что ножек было три) и шести отходящих от ствола ветвей (по три справа и слева).

Каждая из ветвей членилась двумя и завершалась третьим «бокальчиками» (гви‘им), состоявшими из скульптурных изображений завязи миндалевидного плода и цветка, а на стволе «бокальчики» помещались под тремя разветвлениями и наверху. Горелки были съемными, но неясно, служили ли ими верхние «бокальчики» или особые лампадки (нерот).

В скинии менора помещалась в святилище перед южным краем завесы (парохет), скрывавшей от глаз Святая Святых (см. Храм. Архитектура Первого храма), симметрично столу предложения (шулхан ха-паним; Чис. 4:7), стоявшему перед северным краем завесы (Исх. 26:35; 40:24). Первосвященник зажигал менору в сумерки и очищал ее горелки утром (Исх.

30:7–8), она горела всю ночь (ср. Сам. 3:3), и в книге Исход (27:20; также Лев. 24:2–4) ее пламя названо нер тамид (буквально `постоянный светильник`).

Семисвечники обнаружены и при раскопках древних святилищ Сирии и Ханаана (главным образом — в слоях, относящихся к периодам средней и поздней бронзы, то есть к 18–15 вв. до н. э.; в лежащих выше слоях такие находки редки). Но это лишь глиняные светильники в форме мисочки с семью углублениями для фитилей, либо плошки с семью чашечками. Изредка эти светильники имеют ножки.

В Храме, построенном Соломоном (10 в. до н. э.), было десять нарядно отделанных золотых менорот — пять вдоль северной и пять вдоль южной стен зала (хехал; II Хр. 4:7, ср. I Ц. 7:49–50), а также серебряные (I Хр. 28:15), но Библия их описания не дает. Меноры упомянуты в составе храмовой утвари, захваченной вавилонянами при втором взятии Иерусалима (Иер.

52:19), но не значатся в перечне предметов из Храма, возвращенных в Иерусалим при Кире (Эз. 1:7–11). В II Ц. 4:10 светильник в доме простого горожанина также назван менора. Из этого можно заключить, что в тот период менорой назывался любой светильник, и лишь позднее (судя по всему — в конце эпохи Второго храма; см. Храм.

Второй Иерусалимский храм) этому слову вернули специфический смысл как обозначения храмового семисвечника.

Золотая менора Второго храма была захвачена вместе с остальной храмовой утварью Антиохом IV Эпифаном в 169 г. до н. э. (I Макк. 1:21) и отправлена в Сирию. В 164–163 гг. до н. э. Иехуда Маккавей, очистив Храм, обновил всю его утварь (I Макк. 4:49–50).

Источник не уточняет, из чего она изготовлялась, и мудрецы Талмуда, не знавшие, сколь богат был Иерусалим эллинистической эпохи, полагали, что первоначально новая утварь была железной, а «когда же они [жители Иерусалима] стали богаче — из золота» (Ав. Зар. 43б). Иосиф Флавий свидетельствовал, что новая менора была золотой (Древ.

12:318) и что три из ее семи лампад горели также и днем (там же, 3:199). Он же писал, что эта менора, захваченная римлянами при взятии Иерусалима Титом в 70 г. н. э., была отправлена вместе с другими трофеями в Рим, где император Веспасиан их поместил в построенный им храм Мира (Война, 7:158–162).

Существует версия, что менора была из Рима перевезена во дворец византийских императоров и уничтожена в 1204 г. во время 4-го крестового похода.

Древнейшие изображения меноры имеются на очень малых по размеру монетах хасмонейского царя Антигона II (37 г. до н. э.), на фрагменте штукатурки (20×12,5 см), обнаруженном при раскопках в Иерусалиме так называемого Верхнего города времен Ирода I (37–4 гг. до н. э.

), на солнечных часах из раскопок у Храмовой горы (начало 1 в. н. э.), на стене коридора гробницы Ясона в Иерусалиме (30–31 гг. н. э.), на нескольких глиняных лампах, найденных при раскопках древнего Хеврона (70–130 гг. н. э.), и на рельефе арки Тита в Риме (после 70 г. н. э.).

Изображения разнятся в деталях, однако все они четко фиксируют три основные части меноры — ствол, шесть ветвей и основание. Бронзовая менора (высота 12,5 см), украшавшая, видимо, ковчег для свитков Торы, была обнаружена при раскопках синагоги римско-византийского периода (3–6 вв.

) в Эйн-Геди.

Начиная со 2 в. распространяется обычай, особенно в диаспоре, украшать изображениями меноры стены гробниц, саркофаги и т. п., а в Эрец-Исраэль — вводить их в декор синагог и в их оснащение. В противовес кресту как символу христианства менора становится символом иудаизма. Римские катакомбы (конец 2–4 вв.

) изобилуют изображениями как креста, так и меноры. В некрополе Бет-Ше‘арима (2–4 вв.), где были захоронены также евреи из стран диаспоры, именно на их саркофагах имеются изображения меноры.

Живя в христианском окружении, эти евреи, видимо, в большей мере ощущали потребность отмечать соответствующим символом свою религиозно-национальную принадлежность. Предполагают, что меноре придавалось также и мессианское значение и она символизировала веру в будущий приход Мессии. Мистическое значение приписывали меноре каббалисты (см.

Каббала). Изображения меноры нередки, например, на стеклянных сосудах, печатках, камеях и т. п. Причем, как и в декоре синагог, на предметах, изготовленных в Эрец-Исраэль, по сторонам меноры обычно изображали шофар и совок, а на изготовленных в странах диаспоры — лулав и этрог.

На относительно ранних изображениях ветви меноры завершают «бокальчики» (либо на одном уровне, либо образуя дуговую линию), на более поздних — ветви заканчиваются на одном уровне и их соединяет поперечная планка для установки лампад.

Наряду с семисвечником встречаются изображения меноры с четырьмя, шестью, девятью ветвями, что объясняется запретом Талмуда (например, РхШ. 24а) точно воспроизводить храмовую менору. Этот запрет, однако, не соблюдался строго. Порой форму девятиствольной меноры придают хануккие — светильнику для Ханукки.

В настоящее время менора (наряду с маген-Давидом) — наиболее распространенная национальная и религиозная еврейская эмблема. Она служит основным элементом герба Государства Израиль.

Бронзовая декоративная менора работы английского скульптора Бенно Элкана, подаренная парламентом Великобритании, установлена в парке напротив Кнесета; она украшена литыми рельефами, изображающими сцены из еврейской истории.

Изображение меноры является также частью настенной мозаики в здании Кнесета, выполненной М. Шагалом.

Источник: https://eleven.co.il/judaism/cult/12717/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector